
В мероприятии приняли участие сотрудники комитетов Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ, представители Министерства регионального развития РФ, Министерства экономического развития РФ, руководители финансовых органов муниципальных образований, руководящие работники экспертных, консалтинговых и IT-компаний, российских учебных заведений, издательских домов. Возглавил работу заседания А. Н. Домбровский, председатель секции «Финансисты муниципальных образований» СФР, первый заместитель главы муниципального образования «Город Краснодар», директор департамента финансов.
Изменения в законодательстве
Выступления специалистов федеральных министерств и ведомств по большей части касались проблем бюджетной сферы в период кризиса. Председатель Совета СФР, депутат Государственной Думы РФ Н. С. Максимова, рассказала об основных изменениях бюджетного и налогового законодательства, связанных с финансовым кризисом, которые вступили в действие с 1 января текущего года, о направлениях дальнейшего развития бюджетного законодательства и работе комитетов Государственной Думы РФ над поправками к Бюджетному кодексу.Изменениям законодательства посвятила свое выступление и ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Л. И. Пронина. Так, принятый «под елку» Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ скорректировал перечень полномочий органов местного самоуправления. В частности, законом внесены изменения в Основы законодательства РФ о нотариате, в результате которых органы местного самоуправления с 1 января 2009 г. вправе осуществлять полномочия в сфере нотариата, в том числе и в отношении наблюдения за наследованием имущества. Это очень серьезное полномочие, но, к сожалению, достаточно обременительное для муниципальных образований, поскольку его исполнение может финансироваться только за счет собственных доходов как не относящееся к вопросам местного значения.
Зато в отношении регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства вопрос решен в пользу муниципалитетов: органы местного самоуправления вскоре не будут этим заниматься. Принято решение, что полномочия по регистрации постепенно, до 1 января 2011 г., с местного уровня будут переданы в Федеральную миграционную службу и ее территориальные структуры.
Важными являются также изменения, внесенные в налоговое законодательство. Теперь, например, субъекты РФ смогут передавать большую часть норматива по налогу на прибыль организаций местным бюджетам.
Также Пронина обратила внимание присутствующих на изменения в регулировании межбюджетных отношений, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 310-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ. Здесь тоже очень много важных моментов, касающихся предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселениям, муниципальным районам. Так, величина дотаций будет зависеть не только от числа жителей, но и от величины налоговой базы, то есть рассчитываться исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности городского или сельского поселения. А дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от НДФЛ. И в этом случае дополнительные нормативы отчислений устанавливаются на срок не менее трех лет
В докладе Л. Б. Пикмана, заместителя директора Департамента межбюджетных отношений Министерства регионального развития РФ, приведен анализ исполнения бюджетов муниципальных образований за 2008 г., обрисованы тенденции к снижению доходов местных бюджетов, обусловленные экономическим кризисом.
Муниципальные задания
Актуальным вопросам разработки, формирования и реализации муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг, повышения эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования в условиях финансового кризиса были посвящены выступления сотрудников сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» фонда «Институт экономики города» В. Э. Григорова и Д. В. Жигалова, руководителя направления ООО «Центр прикладной экономики» В. В. Романова, исполнительного директора ООО «РАСТАМ — Бюджетные технологии» Г. М. Кулаченко. В частности, Г. М. Кулаченко отметила, что вопрос формирования муниципальных государственных заданий сейчас особенно актуален, поскольку, с одной стороны, в Бюджетном кодексе РФ в ст. 69.2 определено, что при формировании бюджета используются государственные муниципальные задания, а с другой, нет никаких методических рекомендаций по этому вопросу. Поэтому муниципалитеты практикуют свои подходы к формированию заданий. В частности, у финансистов возникает вопрос: весь бюджет должен «покрываться» государственным (муниципальным) заданием или его часть, которая выделяется в реестр услуг?Аналитики «РАСТАМ» склоняются к выводу, что для государственного (муниципального) задания есть часть бюджета, которая определена реестром услуг с указанием стоимости каждой услуги и, желательно, стандарта качества. «Это не весь бюджет, — подчеркивает Г. М. Кулаченко. — Потому что существуют работы, услуги, которые выставляются на рынок и регулируются Федеральным законом № 94-ФЗ, а есть функции, которые исполняются в соответствии со сметой и для реализации которых нет необходимости доводить задания». Впрочем, доводить задание можно и на исполнение функций в соответствии с административными регламентами, но только в том случае, если есть конкретные показатели результативности деятельности. Они должны быть количественно-измеримыми, а объемы определены и отражены в государственном (муниципальном) задании. «И на это мы рекомендуем муниципальным финансистам обратить самое пристальное внимание», — завершила свое выступление Г. М. Кулаченко.
На программно-целевых методах бюджетного управления в условиях кризиса остановилась в своем выступлении Е. В. Дмитришина, руководитель аналитического департамента АНО «Институт реформирования общественных финансов». И. В. Крупин, заместитель генерального директора ООО НПО «Сапфир», посвятил свой доклад автоматизации мониторинга качества финансового менеджмента.