Первое в этом году заседание секции «Финансисты муниципальных образований» НП «Сообщество финансистов России» (СФР) прошло в Москве при поддержке Института экономики города, давнего партнера сообщества. На заседании были подведены итоги работы секции за прошедший год, намечены основные направления деятельности на ближайший период. Также финансисты обсудили проблемы, с которыми столкнулись в связи с кризисом. Особенно это касается исполнения доходной части бюджета.
В мероприятии приняли участие сотрудники комитетов Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ, представители Министерства регионального развития РФ, Министерства экономического развития РФ, руководители финансовых органов муниципальных образований, руководящие работники экспертных, консалтинговых и IT-компаний, российских учебных заведений, издательских домов. Возглавил работу заседания А. Н. Домбровский, председатель секции «Финансисты муниципальных образований» СФР, первый заместитель главы муниципального образования «Город Краснодар», директор департамента финансов.
Изменениям законодательства посвятила свое выступление и ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Л. И. Пронина. Так, принятый «под елку» Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ скорректировал перечень полномочий органов местного самоуправления. В частности, законом внесены изменения в Основы законодательства РФ о нотариате, в результате которых органы местного самоуправления с 1 января 2009 г. вправе осуществлять полномочия в сфере нотариата, в том числе и в отношении наблюдения за наследованием имущества. Это очень серьезное полномочие, но, к сожалению, достаточно обременительное для муниципальных образований, поскольку его исполнение может финансироваться только за счет собственных доходов как не относящееся к вопросам местного значения.
Зато в отношении регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства вопрос решен в пользу муниципалитетов: органы местного самоуправления вскоре не будут этим заниматься. Принято решение, что полномочия по регистрации постепенно, до 1 января 2011 г., с местного уровня будут переданы в Федеральную миграционную службу и ее территориальные структуры.
Важными являются также изменения, внесенные в налоговое законодательство. Теперь, например, субъекты РФ смогут передавать большую часть норматива по налогу на прибыль организаций местным бюджетам.
Также Пронина обратила внимание присутствующих на изменения в регулировании межбюджетных отношений, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 310-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ. Здесь тоже очень много важных моментов, касающихся предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселениям, муниципальным районам. Так, величина дотаций будет зависеть не только от числа жителей, но и от величины налоговой базы, то есть рассчитываться исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности городского или сельского поселения. А дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от НДФЛ. И в этом случае дополнительные нормативы отчислений устанавливаются на срок не менее трех лет
В докладе Л. Б. Пикмана, заместителя директора Департамента межбюджетных отношений Министерства регионального развития РФ, приведен анализ исполнения бюджетов муниципальных образований за 2008 г., обрисованы тенденции к снижению доходов местных бюджетов, обусловленные экономическим кризисом.
Аналитики «РАСТАМ» склоняются к выводу, что для государственного (муниципального) задания есть часть бюджета, которая определена реестром услуг с указанием стоимости каждой услуги и, желательно, стандарта качества. «Это не весь бюджет, — подчеркивает Г. М. Кулаченко. — Потому что существуют работы, услуги, которые выставляются на рынок и регулируются Федеральным законом № 94-ФЗ, а есть функции, которые исполняются в соответствии со сметой и для реализации которых нет необходимости доводить задания». Впрочем, доводить задание можно и на исполнение функций в соответствии с административными регламентами, но только в том случае, если есть конкретные показатели результативности деятельности. Они должны быть количественно-измеримыми, а объемы определены и отражены в государственном (муниципальном) задании. «И на это мы рекомендуем муниципальным финансистам обратить самое пристальное внимание», — завершила свое выступление Г. М. Кулаченко.
На программно-целевых методах бюджетного управления в условиях кризиса остановилась в своем выступлении Е. В. Дмитришина, руководитель аналитического департамента АНО «Институт реформирования общественных финансов». И. В. Крупин, заместитель генерального директора ООО НПО «Сапфир», посвятил свой доклад автоматизации мониторинга качества финансового менеджмента.
В мероприятии приняли участие сотрудники комитетов Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ, представители Министерства регионального развития РФ, Министерства экономического развития РФ, руководители финансовых органов муниципальных образований, руководящие работники экспертных, консалтинговых и IT-компаний, российских учебных заведений, издательских домов. Возглавил работу заседания А. Н. Домбровский, председатель секции «Финансисты муниципальных образований» СФР, первый заместитель главы муниципального образования «Город Краснодар», директор департамента финансов.
Изменения в законодательстве
Выступления специалистов федеральных министерств и ведомств по большей части касались проблем бюджетной сферы в период кризиса. Председатель Совета СФР, депутат Государственной Думы РФ Н. С. Максимова, рассказала об основных изменениях бюджетного и налогового законодательства, связанных с финансовым кризисом, которые вступили в действие с 1 января текущего года, о направлениях дальнейшего развития бюджетного законодательства и работе комитетов Государственной Думы РФ над поправками к Бюджетному кодексу.Изменениям законодательства посвятила свое выступление и ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Л. И. Пронина. Так, принятый «под елку» Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ скорректировал перечень полномочий органов местного самоуправления. В частности, законом внесены изменения в Основы законодательства РФ о нотариате, в результате которых органы местного самоуправления с 1 января 2009 г. вправе осуществлять полномочия в сфере нотариата, в том числе и в отношении наблюдения за наследованием имущества. Это очень серьезное полномочие, но, к сожалению, достаточно обременительное для муниципальных образований, поскольку его исполнение может финансироваться только за счет собственных доходов как не относящееся к вопросам местного значения.
Зато в отношении регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства вопрос решен в пользу муниципалитетов: органы местного самоуправления вскоре не будут этим заниматься. Принято решение, что полномочия по регистрации постепенно, до 1 января 2011 г., с местного уровня будут переданы в Федеральную миграционную службу и ее территориальные структуры.
Важными являются также изменения, внесенные в налоговое законодательство. Теперь, например, субъекты РФ смогут передавать большую часть норматива по налогу на прибыль организаций местным бюджетам.
Также Пронина обратила внимание присутствующих на изменения в регулировании межбюджетных отношений, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 310-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ. Здесь тоже очень много важных моментов, касающихся предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселениям, муниципальным районам. Так, величина дотаций будет зависеть не только от числа жителей, но и от величины налоговой базы, то есть рассчитываться исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности городского или сельского поселения. А дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от НДФЛ. И в этом случае дополнительные нормативы отчислений устанавливаются на срок не менее трех лет
В докладе Л. Б. Пикмана, заместителя директора Департамента межбюджетных отношений Министерства регионального развития РФ, приведен анализ исполнения бюджетов муниципальных образований за 2008 г., обрисованы тенденции к снижению доходов местных бюджетов, обусловленные экономическим кризисом.
Муниципальные задания
Актуальным вопросам разработки, формирования и реализации муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг, повышения эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования в условиях финансового кризиса были посвящены выступления сотрудников сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» фонда «Институт экономики города» В. Э. Григорова и Д. В. Жигалова, руководителя направления ООО «Центр прикладной экономики» В. В. Романова, исполнительного директора ООО «РАСТАМ — Бюджетные технологии» Г. М. Кулаченко. В частности, Г. М. Кулаченко отметила, что вопрос формирования муниципальных государственных заданий сейчас особенно актуален, поскольку, с одной стороны, в Бюджетном кодексе РФ в ст. 69.2 определено, что при формировании бюджета используются государственные муниципальные задания, а с другой, нет никаких методических рекомендаций по этому вопросу. Поэтому муниципалитеты практикуют свои подходы к формированию заданий. В частности, у финансистов возникает вопрос: весь бюджет должен «покрываться» государственным (муниципальным) заданием или его часть, которая выделяется в реестр услуг?Аналитики «РАСТАМ» склоняются к выводу, что для государственного (муниципального) задания есть часть бюджета, которая определена реестром услуг с указанием стоимости каждой услуги и, желательно, стандарта качества. «Это не весь бюджет, — подчеркивает Г. М. Кулаченко. — Потому что существуют работы, услуги, которые выставляются на рынок и регулируются Федеральным законом № 94-ФЗ, а есть функции, которые исполняются в соответствии со сметой и для реализации которых нет необходимости доводить задания». Впрочем, доводить задание можно и на исполнение функций в соответствии с административными регламентами, но только в том случае, если есть конкретные показатели результативности деятельности. Они должны быть количественно-измеримыми, а объемы определены и отражены в государственном (муниципальном) задании. «И на это мы рекомендуем муниципальным финансистам обратить самое пристальное внимание», — завершила свое выступление Г. М. Кулаченко.
На программно-целевых методах бюджетного управления в условиях кризиса остановилась в своем выступлении Е. В. Дмитришина, руководитель аналитического департамента АНО «Институт реформирования общественных финансов». И. В. Крупин, заместитель генерального директора ООО НПО «Сапфир», посвятил свой доклад автоматизации мониторинга качества финансового менеджмента.