О том, как законодательство в сфере налоговой и бюджетной политики должно отреагировать на постоянно меняющуюся в связи с кризисом экономическую ситуацию в стране, рассказывает председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий ВАСИЛЬЕВ.
— Юрий Викторович, в конце марта депутаты Госдумы начнут работать над поправками к бюджету 2009 г., при этом параметры бюджета будут существенно корректироваться. Видимо, именно это послужило причиной того, что правительство отказалось от трехлетнего расчета бюджета?
— Для оперативного управления бюджетными средствами, направляемыми на реализацию антикризисных мер, в условиях постоянно меняющейся социально-экономической ситуации целесообразно ввести временную норму утверждения федерального бюджета на год, сохранив при этом составление финансового плана на три года, утверждаемого постановлением правительства. Для этого необходимо до внесения изменений в федеральный бюджет на 2009 г. принять соответствующие поправки к Бюджетному кодексу. При стабилизации ситуации в экономике можно будет вернуться к среднесрочному бюджетному планированию.
— Можно ли сказать, что в последние годы налоговая политика становится все более социально направленной в отношении людей, живущих за чертой бедности?
— Если государство не обеспечивает своему гражданину прожиточный минимум, оно не имеет морального права требовать от него уплаты подоходного налога. В условиях экономического кризиса, отбросившего значительное число людей за грань бедности, реализация подобной инициативы явилась бы одной из наиболее актуальных мер, направленных на повышение уровня социальной защиты граждан.
Помимо этого необходимо продолжить реализацию мер, направленных на увеличение стандартных, социальных и имущественных вычетов из подоходного налога с учетом темпов инфляции. Вместе с тем особое внимание должно быть уделено адресной налоговой поддержке многодетных семей, инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан. Наряду с сохранением плоской шкалы налога на доходы физических лиц мы будем настаивать на освобождении от уплаты подоходного налога граждан с доходами ниже прожиточного минимума.
— Как вы относитесь к идее, которая в последнее время звучит все чаще — о повышении инвестиционной активности среди самих граждан, то есть об их участии в экономике страны через ценные бумаги?
— В условиях экономического кризиса исключительно важное значение приобретают меры налогового стимулирования инвестиционной активности граждан. По оценкам аналитиков, объем сбережений российских граждан составляет более 5 трлн руб. и 923 млрд долл. Однако большая часть этих сбережений не работает на развитие экономики.
В связи с этим мы считаем целесообразным безотлагательное принятие закона, предусматривающего освобождение от обложения НДФЛ доходов граждан от осуществления инвестиций на фондовом рынке, предоставление имущественного налогового вычета при реализации ценных бумаг, отвечающих установленным критериям, а также учет убытков при реализации ценных бумаг в полном объеме.
Помимо своей социальной направленности подобная законодательная мера способствовала бы притоку дополнительных инвестиций в экономику страны за счет мобилизации сбережений граждан.
— Юрий Викторович, в конце марта депутаты Госдумы начнут работать над поправками к бюджету 2009 г., при этом параметры бюджета будут существенно корректироваться. Видимо, именно это послужило причиной того, что правительство отказалось от трехлетнего расчета бюджета?
— Для оперативного управления бюджетными средствами, направляемыми на реализацию антикризисных мер, в условиях постоянно меняющейся социально-экономической ситуации целесообразно ввести временную норму утверждения федерального бюджета на год, сохранив при этом составление финансового плана на три года, утверждаемого постановлением правительства. Для этого необходимо до внесения изменений в федеральный бюджет на 2009 г. принять соответствующие поправки к Бюджетному кодексу. При стабилизации ситуации в экономике можно будет вернуться к среднесрочному бюджетному планированию.
— Можно ли сказать, что в последние годы налоговая политика становится все более социально направленной в отношении людей, живущих за чертой бедности?
— Если государство не обеспечивает своему гражданину прожиточный минимум, оно не имеет морального права требовать от него уплаты подоходного налога. В условиях экономического кризиса, отбросившего значительное число людей за грань бедности, реализация подобной инициативы явилась бы одной из наиболее актуальных мер, направленных на повышение уровня социальной защиты граждан.
Помимо этого необходимо продолжить реализацию мер, направленных на увеличение стандартных, социальных и имущественных вычетов из подоходного налога с учетом темпов инфляции. Вместе с тем особое внимание должно быть уделено адресной налоговой поддержке многодетных семей, инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан. Наряду с сохранением плоской шкалы налога на доходы физических лиц мы будем настаивать на освобождении от уплаты подоходного налога граждан с доходами ниже прожиточного минимума.
— Как вы относитесь к идее, которая в последнее время звучит все чаще — о повышении инвестиционной активности среди самих граждан, то есть об их участии в экономике страны через ценные бумаги?
— В условиях экономического кризиса исключительно важное значение приобретают меры налогового стимулирования инвестиционной активности граждан. По оценкам аналитиков, объем сбережений российских граждан составляет более 5 трлн руб. и 923 млрд долл. Однако большая часть этих сбережений не работает на развитие экономики.
В связи с этим мы считаем целесообразным безотлагательное принятие закона, предусматривающего освобождение от обложения НДФЛ доходов граждан от осуществления инвестиций на фондовом рынке, предоставление имущественного налогового вычета при реализации ценных бумаг, отвечающих установленным критериям, а также учет убытков при реализации ценных бумаг в полном объеме.
Помимо своей социальной направленности подобная законодательная мера способствовала бы притоку дополнительных инвестиций в экономику страны за счет мобилизации сбережений граждан.