Версия для печати 5600 Материалы по теме
Евгений Федоров
В борьбе с кризисом российские власти основные надежды возлагают на малый бизнес, который должен стать опорой экономики в трудный период. О мерах, разработанных для поддержки и развития малого и среднего бизнеса, рассказал председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгений ФЕДОРОВ.

— Евгений Алексеевич, планы господдержки малого и среднего бизнеса, разработанные правительством, предполагают их реализацию по нескольким направлениям. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих планах.
— Планы по государственной поддержке малого и среднего бизнеса, которые обсуждались на совместной комиссии Госдумы и правительства, предполагают увеличение финансирования в 2009 г. этого направления примерно в шесть раз по сравнению с предыдущим годом. Рассмотрим направления, по которым будет вестись финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП). 
1. Меры, направленные на расширение доступности кредитных ресурсов для субъектов МСП. В настоящее время наблюдается резкое снижение темпов прироста объемов кредитования малого и среднего бизнеса (31,28 % — I полугодие 2008 г., 2,67 % — II полугодие 2008 г.). Кредитование субъектов МСП идет более медленными темпами, чем кредитование реального сектора в целом (33,4 % и 42,2 % соответственно). При этом рост ставок по кредитам МСП обу­словлен ухудшением финансового положения заемщиков, снижением стоимости залогового обеспечения, увеличением рисков, снижением банковской ликвидности и необходимостью создания повышенного резерва (не менее 50 %) по задолженностям заемщиков с различающимися данными бухгалтерской и налоговой отчетности (к которым относятся и субъекты МСП). Для обеспечения целевого расходования государственных средств, выделенных банкам для кредитования приоритетных секторов экономики, в том числе МСП, Минэкономразвития предложило следующие меры:
банкам рекомендовано увеличивать объемы кредитования реального сектора, при этом Минэкономразвития РФ совместно с Банком России проводит оперативный мониторинг средств, направленных кредитными организациями на кредитование субъектов МСП;
подготовлено решение о введении рефинансирования портфелей кредитов МСП, сформированных коммерческими банками, при условии использования средств, полученных по схеме рефинансирования, на дальнейшее кредитование субъектов МСП, а также лизинговых и факторинговых компаний, работающих с МСП. На эти цели предполагается выделить до 30 млрд руб. из средств бюджета, 25 млрд руб. из которых будут использованы в рамках указанной выше схемы рефинансирования (все средства передаются ВЭБ).
Приведенная схема рефинансирования предусматривает: установление лимита поддержки МСП для каждого субъекта РФ; введение конкурсного порядка предоставления этих лимитов банкам; установление требований к банкам в части капитала, опыта кредитования МСП, качества и структуры портфеля кредитов для МСП; предоставление рефинансирования банкам-партнерам под залог прав требования по ранее выданным кредитам для МСП.
2. Меры по развитию рынка микрофинансовых услуг и кредитной кооперации. Важное место в процессе повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов МСП занимает развитие микрофинансирования. По состоянию на начало 2008 г. в России действовало более двух тыс. микрофинансовых институтов, осуществляющих микрокредитование субъектов МСП. Совокупный портфель займов составил около 25 млрд руб. (средний размер займа — 60 тыс.руб.). При этом текущий спрос — 250–300 млрд руб. — существенно превышает предложение (10% от уровня спроса). Для образования в России целостной системы микрофинансирования и эффективных механизмов его государственного стимулирования необходимо создание соответствующей правовой основы. Это требует разработки и принятия проектов федеральных законов о кредитной кооперации и о микрофинансовых организациях.
Законопроект о микрофинансовых организациях определяет общие принципы микрофинансовой деятельности, особенности привлечения микрофинансовыми организациями инвестиций и заемных средств, устанавливаются правовые основы взаимоотношений микрофинансовых организаций с их клиентами и порядок контроля соблюдения этими организациями законодательства РФ. В качестве уполномоченного органа, осуществляющего контроль деятельности микрофинансовых организаций, определено Министерство финансов РФ. В соответствии с законопроектом Минфин будет выполнять следующие функции: ведение реестра микрофинансовых организаций, получение информации об их деятельности и финансовой отчетности в установленном порядке, установление минимальных размеров суммы займа, которую квалифицированный инвестор может им выдать. В настоящее время законопроект находится на согласовании в Минэкономразвития РФ, Федеральной службе по финансовым рынкам РФ и Банке России.
Проектом Федерального закона «О кредитной кооперации» установлены общие принципы функционирования многоуровневой системы кредитной кооперации, урегулирован порядок вступления в кооператив и порядок исключения из него, определены требования к порядку распоряжения имуществом кооператива. Данный законопроект был принят Госдумой РФ в первом чтении еще 24 апреля 2002 г. Работа проводилась и по проекту-«спутнику», вносящему изменения в Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан». В настоящее время при Комитете Госдумы по финансовому рынку создана рабочая группа по подготовке законопроектов к рассмотрению во втором чтении.
3. Меры по совершенствованию условий и порядка предоставления средств федерального бюджета на господдержку МСП. По информации Мин­экономразвития РФ, в 2005–2008 гг. из федерального бюджета на поддержку МСП было направлено 12,15 млрд руб. При этом финансирование производилось на паритетной основе (50 % — из федерального бюджета, 50 % — из региональных бюджетов). В целях реализации Плана действий по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики от 6 ноября 2008 г. Минэкономразвития РФ сформировало антикризисный пакет мероприятий по господдержке МСП, включающий:
1) программы предоставления грантов на возмещение целевых расходов по регистрации, аренде помещения, приобретению основных фондов начинающим и работающим менее года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — производителям товаров, работ и услуг (объем гос­поддержки — 3,2 млрд руб., охват — 10–16 тыс. начинающих субъектов МСП);
2) господдержка микрокредитования (объем господдержки — 1,1 млрд руб., результат — ежегодное финансирование 16,5 тыс. проектов малых компаний);
3) увеличение капитализации региональных гарантийных фондов по кредитам субъектам МСП и договорам лизинга до 10 млрд руб. для расширения кредитного предложения и снижения стоимости кредита для субъектов МСП (объем господдержки — 2,7 млрд руб.)
4) субсидирование процентных ставок по кредитам субъектам МСП за счет бюджетных средств в размере 1,1 млрд руб. — одна из самых оперативных и доступных мер по сохранению финансовой устойчивости малых компаний в условиях роста стоимости кредитных ресурсов на 8–10 %;
5) увеличение капитализации действующих 15 региональных венчурных фондов инвестиций в малые инновационные компании на 1,1 млрд руб. в целях расширения финансовой поддержки инновационного сектора экономики;
6) увеличение капитализации и формирование новых региональных фондов акций и смешанных инвестиций с целью поддержки небольших инвестиционных пролетов малых компаний (объем господдержки — 0,5 млрд руб., результат — рост капитализации таких фондов до 2,8 млрд руб.);
7) завершение строительства объектов инфраструктуры поддержки МСП (технопарков, промпарков, бизнес-инкубаторов), начатого до 2009 г., и сохранение темпов создания этих объектов по сравнению с предыдущими периодами (объем господдержки — 0,8 млрд руб.).
Будет изменена процедура распределения невостребованных бюджетных субсидий на поддержку МСП, а эти средства направлены в субъекты РФ для поддержки малых и средних предприятий, решающих проблемы занятости населения исходя из численности вновь создаваемых рабочих мест. Кроме того, принято решение об увеличении в 2009 г. среднего уровня софинансирования расход­ных обязательств по господдержке МСП до 70 % (минимальный уровень софинансирования — 50 %, максимальный — 80 %) с возможностью увеличения до 95 % (в случае наличия невостребованных бюджетных средств и необходимости увеличения уровня занятости в каких-либо субъектах РФ).
Общий объем средств федерального бюджета для реализации антикризисных мер составляет 10,5 млрд руб., что позволит создать ориентировочно 250–300 тыс. рабочих мест. Объем средств, которые готовы предоставить регионы, составляет около 3 млрд руб. (создание дополнительно 100–130 тыс. рабочих мест).

— Итак, на реализацию непосредственно антикризисных мер будет выделено 10,5 млрд руб. При этом на поддержку малого бизнеса посредством госзаказа планируется направить 800 млрд руб. Как будет реализована эта поддержка?
— Принято отдельное решение о расширении объема госзакупок для малого бизнеса. По нашему мнению, лучшая помощь любому бизнесу — это обеспечение ему госзаказа, и 800 млрд руб. предусмотрены на эти цели. В Федеральном законе № 94-ФЗ уже содержалась норма об обеспечении госзаказа для малого бизнеса, доля которого должна составлять от 10 до 20 %. Но эта норма в реальности еще не начала работать. Сегодня общий объем госзаказа в России составляет 4 трлн руб., и 20 % из них составят 800 млрд руб.
Госзаказ будет работать через механизм электронных торгов: соответствующий закон был принят в конце 2008 г. Это будут небольшие лоты, в пределах 3–10 млн руб.  При этом введена дополнительная специализация по малому и среднему бизнесу, благодаря чему крупный бизнес не сможет участвовать в этих специализированных лотах. Малые предприятия, выигравшие конкурс, будут получать аванс — около 30–40 % от стоимости лота, благодаря чему у них снизится потребность в кредитных ресурсах. Вследствие этого малый бизнес сможет наращивать производство продукции.
Готовится к работе сайт, где малый бизнес сможет участвовать в конкурсах. Будет огромное количество торгов — сотни тысяч, так как сумма огромная — 800 млрд руб., а лоты небольшие.

— Вы полагаете, что главный показатель всех антикризисных мер власти — это количество вновь созданных рабочих мест и новых производств. Ожидается, что благодаря принятым мерам малый бизнес создаст около двух млн рабочих мест. Какие отрасли экономики будут приоритетными с точки зрения государственной поддержки?
— Да, прогнозируется создание до двух млн новых рабочих мест в малом бизнесе, всего же новых рабочих мест будет создано около четырех млн. Механизмы роста в условиях кризиса рассматриваются в двух направлениях. Первое — это непосредственно малый бизнес, причем во всех без исключения отраслях российской экономики, потому что в любой отрасли существует перераспределение внутренней экономики, которое позволяет развивать работу малого бизнеса. Второе направление — это расширение производства всех предприятий и малого, и среднего, и крупного бизнеса, которые работают на обеспечение внутреннего спроса и у которых внутренний спрос недооценен. Проблема в том, что в России сегодня половина товаров — импортного производства. Например, такие отрасли, как энергетическое машиностроение, станкостроение, сельхозмашиностроение производят продукцию, пользующуюся огромным внутренним спросом, но он только на 25 % удовлетворен российскими производителями, остальные 75 % — импортное оборудование. Вместе с тем большинство заводов этих отраслей — градообразующие, например, в Таганроге, Санкт-Петербурге, Московской области, и они могут в 2–3 раза нарастить производство, а в результате — десятки тысяч дополнительных рабочих мест. Значит, есть возможность увеличивать производство на базе существующих мощностей путем их расширения. И те предприятия, которые встали на импортозамещение, в условиях сегодняшней экономической конъюнктуры начинают существенно увеличивать производство. Государство поможет им решить организационные вопросы, дать госгарантии, и тогда эти предприятия смогут резко расширить производство. То же самое касается фармацевтической промышленности, причем в ней — огромный госзаказ.
Вообще, сама по себе мера перехода на долгосрочный контракт для любого предпринимателя автоматически означает решение проблем, связанных с созданием новых производств, так как он получает от государства гарантированный заказ на несколько лет. И эта мера должна использоваться сегодня в рамках государственной поддержки.
Возможно заключение соглашений по линии частно-государственного партнерства: заключается долгосрочный контракт, решаются организационные вопросы, к примеру, государство при необходимости вкладывает средства в дополнительную инфраструктуру, например, дороги, а компания расширяет производство и обязуется создать определенное количество рабочих мест.
Есть конкретные примеры, когда в условиях кризиса малый бизнес увеличивает объемы производства и, следовательно, свой доход, зарплаты и количество рабочих мест. Например, предприятие, которое производит кухонное оборудование — печи для столовых. Это вызвано, во-первых, увеличением госзаказа, а во-вторых, тем, что резко сократилась конкуренция со стороны импортных производителей, которые ничуть не лучше с точки зрения качества, но являются более известными брендами. Если в данном случае бренд не так важен — ведь посетители не видят, в какой печи пекут для них пирожки, — вполне естественно, потребители начинают делать выбор в пользу российского производителя. А поскольку предприятие не злоупотребляло кредитованием, то кризис его почти не коснулся.
Таким образом, можно выделить две группы предприятий, которым должна быть оказана поддержка. Первая группа — это предприятия, нуждающиеся в защите, чтобы они по возможности меньше сокращали рабочие места. Совсем прекратить сокращение персонала нельзя: они будут производить ненужную продукцию. Вторая группа предприятий должна получать господдержку другого типа, позволяющую существенно увеличить производство продукции за счет огромного внутреннего спроса. Форсировать меры для второй группы предприятий необходимо в первую очередь. Набор этих мер и должен способствовать экономическому развитию, росту, созданию новых рабочих мест, которое компенсирует увольнение в отраслях, сильнее подверженных спаду из-за конъюнктуры рынка. Следовательно, главная задача государства — не просто давать деньги, а создавать необходимые условия и возможности для развития.
Поделиться