В феврале «ОПОРА РОССИИ» — крупнейшая общественная организация, представляющая интересы малого и среднего бизнеса — опубликовала результаты мониторинга, посвященного изучению влияния финансового кризиса на данный сектор экономики. Ожидания предпринимателей выглядят пессимистичными: почти половина опрошенных готовится к ухудшению ситуации. Об итогах исследования, а также о возможных мерах поддержки малого бизнеса мы побеседовали с президентом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», заместителем председателя Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства Сергеем БОРИСОВЫМ.
— Сергей Ренатович, какие тенденции выявил мониторинг в части влияния мирового финансового кризиса на сферу малого и среднего бизнеса?
— Январский мониторинг «ОПОРЫ РОССИИ» показал, что к настоящему моменту влияние кризиса на деятельность компаний оказалось неоднозначным: некоторые позитивные изменения отмечаются в доступности персонала и недвижимости, негативные — в получении финансовых средств, падении спроса, задолженностях со стороны покупателей, росте цен поставщиков и действующем административном регулировании. Около половины компаний ожидают ухудшения состояния своего бизнеса, при этом треть уже оценивает свое нынешнее состояние негативно. Возросла активность рейдеров: 20 % опрошенных сигнализируют о случаях рейдерских захватов в своих регионах за последние три месяца и отмечают, что они участились.
Более 50 % респондентов пытаются решить финансовые проблемы за счет сокращения издержек. В том числе 13 % опрошенных предпринимателей планируют сокращать зарплаты сотрудников, 12 % сбираются сокращать персонал, а 4 % — продавать свой бизнес . Какого рода антикризисные меры могли бы помочь преодолеть негативные тенденции? По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать: кредитование малого и среднего бизнеса (43 %), налоговые «каникулы» (42 %) и «замораживание» тарифов (37 %).
Отмечу, что такой мониторинг будет проводиться ежемесячно в течение всего года. Мы считаем эту работу очень важной в нынешних непростых социально-экономических условиях. Ведь пока что государство действует в каком-то смысле вслепую. Уверен, что без мнения самих предпринимателей невозможно определить эффективность принимаемых мер, а также составить прогнозы дальнейшего развития ситуации.
— Как вы оцениваете действующую систему государственной поддержки малого и среднего бизнеса? В каких изменениях она нуждается?
— С одной стороны, заявлены серьезные меры по поддержке малого предпринимательства. С другой, и я не могу не сказать об этом, пока говорится больше, чем делается. На федеральную программу господдержки МСП планировалось в этом году выделить беспрецедентные 10,5 млрд руб., но уже готовится решение о сокращении этой суммы на 600 млн руб. Деньги по программе РосБР (Российского Банка Развития) — а это 30 млрд руб. — не то что к предпринимателям, даже в банк еще не поступили. А ведь прошло уже три месяца. На 30 % по решению Минфина России сокращается финансирование Фонда содействия развитию малых форм предприятий, который много лет оказывает поддержку компаниям на стадиях «посева» и «старт-апа».
Вот так мы поддерживаем инновационный бизнес. Объявленное Председателем Правительства РФ сокращение налоговой нагрузки по упрощенной системе с 15 до 5 % воплотили в жизнь только 11 субъектов РФ. Предприниматели со всей страны сигнализируют о росте тарифов, о повышении арендных ставок на помещения. Например, в Лыткарино (Московская область) аренда повысилась на 300 %! Местные власти многих регионов не спешат заниматься реализацией Федерального закона № 159-ФЗ о «льготной приватизации». Усиливается прессинг со стороны налоговиков. И не только: январский мониторинг «ОПОРЫ», о котором я говорил чуть выше, показал, что давление со стороны правоохранительных органов беспокоит предпринимателей сильнее, чем давление со стороны криминала. К тому же со стороны правоохранителей оно нарастает. По-прежнему малый бизнес удручает существование «неформальных платежей». И, к сожалению, перечень действий, мешающих государству эффективно заниматься поддержкой малого предпринимательства, много шире, чем я рассказал.
— В 2008 г. «ОПОРА РОССИИ» провела исследование на предмет того, насколько активно предприниматели участвуют в различных программах поддержки бизнеса, в том числе на региональном и местном уровнях. Что вы могли бы отметить по этому поводу?
— Участие компаний в региональных программах поддержки предпринимательства достаточно невысокое (15 %). В муниципальных программах приняло участие еще меньшее количество предпринимателей (12 %). А количество тех предпринимателей, которые когда-либо принимали участие в федеральных программах поддержки МСБ, самое низкое (6 %). Но федеральная программа, как известно, софинансируется регионами и очень многое зависит от позиции субъектов РФ. Есть такие регионы, которые за четыре года так и не приняли участия в программе Минэкономразвития: Еврейская автономная область, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Псковская, Сахалинская области.
Когда предприниматели рассказывают о том, как в некоторых субъектах Федерации поддерживают малый бизнес, не знаешь, смеяться или плакать. В одном из регионов Дальневосточного федерального округа на поддержку МСП выделяется 3 млн руб., а на поддержку бывших соотечественников за рубежом — 4 млн руб.
Что касается федеральной программы поддержки малого предпринимательства, то она обязательно будет расширяться. Кроме того, мы считаем, что должны поменяться некоторые подходы к ее реализации. В частности, расширение программы при сохранении существующих штатов не мотивирует чиновников активно заниматься развитием малого бизнеса. Необходимо поставить заработную плату чиновников в зависимость от эффективности их работы. Подобная система обкатана во многих странах мира и дает отличные результаты.
— Какие изменения, на ваш взгляд, необходимо внести в нормативную базу, чтобы обеспечить более широкое участие малого бизнеса в государственном заказе?
— Тема госзаказа для малого бизнеса приобретает сегодня особое значение, ведь она имеет прямое отношение к проблеме стимулирования спроса. И ситуация будет меняться. Но для этого необходимо распространить действие Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на деятельность естественных монополий и государственных корпораций. Очень важно расширить перечень товаров, работ, услуг, размещение которых осуществляется у МСП. А также стимулировать крупные промышленные компании взаимодействовать с малыми. Госконтракт должен быть обременен «обязательным процентом» работ, выполняемых на субконтрактной основе (так называемое правило «второй руки»).
Ряд названных мною мер уже поддержан Правительственной комиссией. Кроме того, ФАС — и такое решение комиссией тоже принято — должен будет усилить контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками требований законодательства, касающихся размещения заказов у МСП.
— Одной из основных проблем для малого бизнеса всегда был доступ к кредитным ресурсам. В условиях кризиса данная проблема обостряется. Как ее смягчить?
— Эта проблема, действительно, из числа самых наболевших. В качестве иллюстрации снова обращусь к данным январского мониторинга «ОПОРЫ». Примерно три четверти респондентов отмечают ухудшение именно финансовой ситуации. Более 40 % отметили, что за последние три месяца получить заем стало значительно труднее. Почти 50 % опрошенных предпринимателей заявили о росте кредитных ставок у банков, которые до кризиса финансировали малый бизнес.
Нынешняя ситуация наложилась на застарелую проблему с доступом малого бизнеса к кредитным ресурсам. По нашим прошлогодним данным, только 21 % предпринимателей пользуется банковскими кредитами. 15 % кредитуются как физические лица. Нужна такая система, которая позволила бы четко отслеживать, сколько денег получил реальный бизнес, а также эффективно реагировать на сведения о требовании «откатов» за получение кредита. Думаю, в этом может помочь организация контроля со стороны бизнес-сообщества.
Крайне важно ввести «ручной отбор» малых предприятий — по аналогии со «списком Путина» — и отдать приоритет инновационным и производственным компаниям. Опыт такой работы уже есть: при самом активном участи регионального отделения «ОПОРЫ» она проводится, например, в Краснодарском крае. Кроме того, сейчас необходимо поддержать небольшие региональные банки. Пока же мы видим, как государство поддерживает только крупных «игроков» банковского сектора. Между тем крупные банки, в том числе и государственные, до кризиса не очень-то интересовались малым бизнесом. И предприниматели активно кредитовались в небольших банках.
И еще. Малый бизнес, как никакой другой, остро нуждается в развитии микрофинансирования. На последнем заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства были приняты решения по стимулированию рынка микрофинансовых услуг, созданию коммерческими банками совместно с региональными властями микрофинансовых организаций и фондов микрофинансирования. Срок исполнения данного поручения — до 1 марта 2009 г.
— Сергей Ренатович, какие тенденции выявил мониторинг в части влияния мирового финансового кризиса на сферу малого и среднего бизнеса?
— Январский мониторинг «ОПОРЫ РОССИИ» показал, что к настоящему моменту влияние кризиса на деятельность компаний оказалось неоднозначным: некоторые позитивные изменения отмечаются в доступности персонала и недвижимости, негативные — в получении финансовых средств, падении спроса, задолженностях со стороны покупателей, росте цен поставщиков и действующем административном регулировании. Около половины компаний ожидают ухудшения состояния своего бизнеса, при этом треть уже оценивает свое нынешнее состояние негативно. Возросла активность рейдеров: 20 % опрошенных сигнализируют о случаях рейдерских захватов в своих регионах за последние три месяца и отмечают, что они участились.
Более 50 % респондентов пытаются решить финансовые проблемы за счет сокращения издержек. В том числе 13 % опрошенных предпринимателей планируют сокращать зарплаты сотрудников, 12 % сбираются сокращать персонал, а 4 % — продавать свой бизнес . Какого рода антикризисные меры могли бы помочь преодолеть негативные тенденции? По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать: кредитование малого и среднего бизнеса (43 %), налоговые «каникулы» (42 %) и «замораживание» тарифов (37 %).
Отмечу, что такой мониторинг будет проводиться ежемесячно в течение всего года. Мы считаем эту работу очень важной в нынешних непростых социально-экономических условиях. Ведь пока что государство действует в каком-то смысле вслепую. Уверен, что без мнения самих предпринимателей невозможно определить эффективность принимаемых мер, а также составить прогнозы дальнейшего развития ситуации.
— Как вы оцениваете действующую систему государственной поддержки малого и среднего бизнеса? В каких изменениях она нуждается?
— С одной стороны, заявлены серьезные меры по поддержке малого предпринимательства. С другой, и я не могу не сказать об этом, пока говорится больше, чем делается. На федеральную программу господдержки МСП планировалось в этом году выделить беспрецедентные 10,5 млрд руб., но уже готовится решение о сокращении этой суммы на 600 млн руб. Деньги по программе РосБР (Российского Банка Развития) — а это 30 млрд руб. — не то что к предпринимателям, даже в банк еще не поступили. А ведь прошло уже три месяца. На 30 % по решению Минфина России сокращается финансирование Фонда содействия развитию малых форм предприятий, который много лет оказывает поддержку компаниям на стадиях «посева» и «старт-апа».
Вот так мы поддерживаем инновационный бизнес. Объявленное Председателем Правительства РФ сокращение налоговой нагрузки по упрощенной системе с 15 до 5 % воплотили в жизнь только 11 субъектов РФ. Предприниматели со всей страны сигнализируют о росте тарифов, о повышении арендных ставок на помещения. Например, в Лыткарино (Московская область) аренда повысилась на 300 %! Местные власти многих регионов не спешат заниматься реализацией Федерального закона № 159-ФЗ о «льготной приватизации». Усиливается прессинг со стороны налоговиков. И не только: январский мониторинг «ОПОРЫ», о котором я говорил чуть выше, показал, что давление со стороны правоохранительных органов беспокоит предпринимателей сильнее, чем давление со стороны криминала. К тому же со стороны правоохранителей оно нарастает. По-прежнему малый бизнес удручает существование «неформальных платежей». И, к сожалению, перечень действий, мешающих государству эффективно заниматься поддержкой малого предпринимательства, много шире, чем я рассказал.
— В 2008 г. «ОПОРА РОССИИ» провела исследование на предмет того, насколько активно предприниматели участвуют в различных программах поддержки бизнеса, в том числе на региональном и местном уровнях. Что вы могли бы отметить по этому поводу?
— Участие компаний в региональных программах поддержки предпринимательства достаточно невысокое (15 %). В муниципальных программах приняло участие еще меньшее количество предпринимателей (12 %). А количество тех предпринимателей, которые когда-либо принимали участие в федеральных программах поддержки МСБ, самое низкое (6 %). Но федеральная программа, как известно, софинансируется регионами и очень многое зависит от позиции субъектов РФ. Есть такие регионы, которые за четыре года так и не приняли участия в программе Минэкономразвития: Еврейская автономная область, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Псковская, Сахалинская области.
Когда предприниматели рассказывают о том, как в некоторых субъектах Федерации поддерживают малый бизнес, не знаешь, смеяться или плакать. В одном из регионов Дальневосточного федерального округа на поддержку МСП выделяется 3 млн руб., а на поддержку бывших соотечественников за рубежом — 4 млн руб.
Что касается федеральной программы поддержки малого предпринимательства, то она обязательно будет расширяться. Кроме того, мы считаем, что должны поменяться некоторые подходы к ее реализации. В частности, расширение программы при сохранении существующих штатов не мотивирует чиновников активно заниматься развитием малого бизнеса. Необходимо поставить заработную плату чиновников в зависимость от эффективности их работы. Подобная система обкатана во многих странах мира и дает отличные результаты.
— Какие изменения, на ваш взгляд, необходимо внести в нормативную базу, чтобы обеспечить более широкое участие малого бизнеса в государственном заказе?
— Тема госзаказа для малого бизнеса приобретает сегодня особое значение, ведь она имеет прямое отношение к проблеме стимулирования спроса. И ситуация будет меняться. Но для этого необходимо распространить действие Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на деятельность естественных монополий и государственных корпораций. Очень важно расширить перечень товаров, работ, услуг, размещение которых осуществляется у МСП. А также стимулировать крупные промышленные компании взаимодействовать с малыми. Госконтракт должен быть обременен «обязательным процентом» работ, выполняемых на субконтрактной основе (так называемое правило «второй руки»).
Ряд названных мною мер уже поддержан Правительственной комиссией. Кроме того, ФАС — и такое решение комиссией тоже принято — должен будет усилить контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками требований законодательства, касающихся размещения заказов у МСП.
— Одной из основных проблем для малого бизнеса всегда был доступ к кредитным ресурсам. В условиях кризиса данная проблема обостряется. Как ее смягчить?
— Эта проблема, действительно, из числа самых наболевших. В качестве иллюстрации снова обращусь к данным январского мониторинга «ОПОРЫ». Примерно три четверти респондентов отмечают ухудшение именно финансовой ситуации. Более 40 % отметили, что за последние три месяца получить заем стало значительно труднее. Почти 50 % опрошенных предпринимателей заявили о росте кредитных ставок у банков, которые до кризиса финансировали малый бизнес.
Нынешняя ситуация наложилась на застарелую проблему с доступом малого бизнеса к кредитным ресурсам. По нашим прошлогодним данным, только 21 % предпринимателей пользуется банковскими кредитами. 15 % кредитуются как физические лица. Нужна такая система, которая позволила бы четко отслеживать, сколько денег получил реальный бизнес, а также эффективно реагировать на сведения о требовании «откатов» за получение кредита. Думаю, в этом может помочь организация контроля со стороны бизнес-сообщества.
Крайне важно ввести «ручной отбор» малых предприятий — по аналогии со «списком Путина» — и отдать приоритет инновационным и производственным компаниям. Опыт такой работы уже есть: при самом активном участи регионального отделения «ОПОРЫ» она проводится, например, в Краснодарском крае. Кроме того, сейчас необходимо поддержать небольшие региональные банки. Пока же мы видим, как государство поддерживает только крупных «игроков» банковского сектора. Между тем крупные банки, в том числе и государственные, до кризиса не очень-то интересовались малым бизнесом. И предприниматели активно кредитовались в небольших банках.
И еще. Малый бизнес, как никакой другой, остро нуждается в развитии микрофинансирования. На последнем заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства были приняты решения по стимулированию рынка микрофинансовых услуг, созданию коммерческими банками совместно с региональными властями микрофинансовых организаций и фондов микрофинансирования. Срок исполнения данного поручения — до 1 марта 2009 г.