«Доходы бюджета РФ в 2009 г. снизятся на 42 % по сравнению с утвержденными ранее, а расходы увеличатся почти на 500 млрд руб.», — сообщил вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин на расширенной коллегии Федерального казначейства. Учитывая ожидающий страну «голодный год», в докладе министра доминировала информация о расходных статьях бюджета, способах минимизации трат и мерах по оказанию поддержки субъектам бюджетной системы страны.
Минусы зависимости бюджетной системы страны от нефтегазовых доходов осознают все. Поэтому последний год министерства экономического блока РФ создавали систему ненефтегазового бюджета. По словам министра финансов, сегодня эта система запущена и начала работать. «Более того, — подчеркнул Кудрин. — В Бюджетном кодексе прописано, что из средств Резервного фонда компенсируется только падение нефтегазовых доходов. А получилось, что сегодня фонд должен страховать все бюджетные доходы, включая доходы государственных внебюджетных фондов, и прежде всего Пенсионного. Кроме того, мы должны страховать и доходы субъектов РФ. Получается, что Резервный фонд стал стабилизатором всей бюджетной системы страны — и доходов, и выполнения всех принятых государственных обязательств».
Разумеется, в момент создания фонда возможность дополнительной нагрузки никто не учитывал. Но запас прочности фонда таков, что накопленных резервов хватит на ближайшие два-три года. Более того, Кудрин отметил, что «за счет Резервного фонда мы можем компенсировать не только все выпадающие доходы, но даже и увеличить расходы, исходя из целей антикризисной политики».
С учетом корректировки цифры бюджета 2009 г. выглядят следующим образом: доходы федерального бюджета на 2009 г. запланированы в сумме 6,3 трлн руб., расходы — 9,5 трлн руб.
Из средств Резервного фонда в 2009 г. в экономику планируется направить 2,7 трлн руб. По словам Кудрина, это опять-таки предельная сумма, которая возможна при сохранении прогноза инфляции на уровне 13–14 %. Между тем министр финансов сообщил, что «в связи с повышением прогноза по инфляции на текущий год с 8,5 % до 13–14 % необходимо запланировать на индексацию расходов бюджета еще до 100 млрд руб.».
Перейдя к теме доходов федерального бюджета, Кудрин отметил: «К доходам придется относиться более внимательно». Министерством финансов РФ предусмотрен ряд механизмов, которые позволят улучшить администрирование доходов — налогов и сборов, ответственность за администрирование которых возложена на Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу (ФТС), Росимущество и другие ведомства. В частности, в ближайшее время счета ФТС будут переведены на единый счет Федерального казначейства, что по расчетам сразу мобилизует дополнительные 100 млрд руб. доходов. Сейчас счета ФТС находятся в ведении Центробанка России.
Роль Федерального казначейства значительна и с точки зрения работы по уточнению лимитов бюджетных обязательств, росписи расходов и т. п., поскольку все министерства и ведомства будут корректировать свои программы в рамках исполнения федеральных целевых программ. На коллегии министр финансов обратился к руководителям Центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства с просьбой как можно быстрее закончить работу по перестройке бюджетных обязательств.
Коснувшись темы свободных средств, Кудрин отметил, что на 1 января 2009 г. остатки средств на счетах федерального бюджета составляли всего 350 млрд руб. (при нормативе в 798 млрд руб.). В то время как на ту же дату прошлого года сумма была значительно больше и составляла 542 млрд руб. Министр финансов предсказал некоторую напряженность со средствами на счетах из-за сокращения поступлений доходов. При этом в случае наличия свободных остатков он не исключил возможности их кратковременного размещения на счетах коммерческих банков.
Первая задача — страховка государственных внебюджетных фондов. На это будет выделено порядка 380 млрд руб. «Позволяя себе наращивание расходов, — сказал министр, — мы должны обеспечить страховку государственных внебюджетных фондов, поскольку это прямые социальные расходы».
Вторая задача — это поддержка субъектов РФ. Треть из российских регионов попала в зону риска: поступление налога на прибыль в них в текущем году снизится на 60 %. Из федерального бюджета регионам дополнительно будут выделены средства в размере 290–300 млрд руб. Причем одна половина средств будет получена в виде дотаций на сбалансированность бюджетов, а вторая — в виде бюджетных кредитов сроком на три года. По прошествии трех лет, когда проблема выпадающих доходов регионами будет решена, кредиты необходимо будет вернуть.
Третья задача — антикризисные меры, разработанные Правительством РФ. В денежном выражении они равняются 325 млрд руб. Список антикризисных мер включает в себя передачу субъектам РФ средств на закупку автобусов (20 млрд руб.), обеспечение бесперебойной работы авиалиний (30 млрд руб.), поддержку малого бизнеса (10 млрд руб.), кредитование малого бизнеса из средств Внешэкономбанка (30 млрд руб.), повышение пособия по безработице (35 млрд руб.), создание новых рабочих мест и переподготовку работников в кризисных регионах (43 млрд руб.) и прочее.
Четвертая задача — капитализация банков — не менее серьезная и требует существенного финансирования. «Мы рассчитали запас прочности банковской системы и заложили 10 % резервирования по невозврату кредитов», — сообщил Кудрин. Суммарный объем помощи банковской системе составит порядка 650 млрд руб. В 2009 г. в банковскую систему будет направлено 300 млрд руб. в виде вхождения в капитал со стороны государства и 350 млрд руб. субординированных кредитов. В частности, на предоставление субординированных кредитов 255 млрд руб. будет выделено за счет средств Фонда национального благосостояния (сейчас объем фонда составляет 2,9 трлн руб. — Прим. редакции). «Если брать первую тридцатку банков, — сказал министр финансов, — то объем 10-процентного резерва, который они должны сформировать, составит 883 млрд руб.». За минусом резервов трех самых крупных государственных банков объемы резервов оставшихся 27 кредитных учреждений, необходимые для обеспечения их устойчивой работы, должны равняться 351 млрд руб.
Социальная подоплека задачи по капитализации банков очевидна далеко не всем. Поэтому министр подчеркнул, что в банках находится 4,5 трлн руб. вкладчиков. И государство осознает необходимость обеспечения стабильной работы банковской системы, поскольку сделать это легче, чем в случае банкротства кредитных учреждений расплачиваться по вкладам, которые гарантированы государством. «У нас есть все возможности для обеспечения стабильной работы банковской системы», — заверил Кудрин.
Министр финансов отметил, что реализация главных задач требует дополнительного финансирования в размере порядка 1,5 трлн руб., между тем государство может себе позволить увеличить расходы только на 500 млрд. руб. «Значит, — сказал он, — мы должны провести оптимизацию внутри расходов, часть плановых неприоритетных расходов уменьшить и заменить их первоочередными. Благодаря этому мы сможем обеспечить стабильность бюджетной системы, макроэкономики, выполнение государственных обязательств и сохранение условий для работы бизнеса».
Свое выступление на расширенной коллегии Казначейства вице-премьер завершил словами: «Уверен, что нашими общими усилиями по перестройке бюджета и реализации намеченных планов мы обеспечим эффективную работу бюджетной системы страны даже в такой тяжелый год. Конечно, есть риск, что прогноз, взятый нами за основу по некоторым видам доходов, по некоторым отраслям окажется оптимистичным, но эти риски мы имеем возможность закрывать за счет средств Резервного фонда. Так что секвестирование бюджета нам не грозит».
Спасательный фонд
Утвержденный прошедшей осенью федеральный бюджет на 2009 г. пересмотрен из-за кризиса. В частности, прогноз по стоимости нефти снижен с 92 до 41 долл. за баррель. «Доходы федерального бюджета по сравнению с 2008 г. снизятся на 31,5 %, а по сравнению с утвержденными на 2009 г. — на 42 %, — сказал А. Л. Кудрин. — Не каждая страна переживает такой вызов бюджетной системе».Минусы зависимости бюджетной системы страны от нефтегазовых доходов осознают все. Поэтому последний год министерства экономического блока РФ создавали систему ненефтегазового бюджета. По словам министра финансов, сегодня эта система запущена и начала работать. «Более того, — подчеркнул Кудрин. — В Бюджетном кодексе прописано, что из средств Резервного фонда компенсируется только падение нефтегазовых доходов. А получилось, что сегодня фонд должен страховать все бюджетные доходы, включая доходы государственных внебюджетных фондов, и прежде всего Пенсионного. Кроме того, мы должны страховать и доходы субъектов РФ. Получается, что Резервный фонд стал стабилизатором всей бюджетной системы страны — и доходов, и выполнения всех принятых государственных обязательств».
Разумеется, в момент создания фонда возможность дополнительной нагрузки никто не учитывал. Но запас прочности фонда таков, что накопленных резервов хватит на ближайшие два-три года. Более того, Кудрин отметил, что «за счет Резервного фонда мы можем компенсировать не только все выпадающие доходы, но даже и увеличить расходы, исходя из целей антикризисной политики».
С учетом корректировки цифры бюджета 2009 г. выглядят следующим образом: доходы федерального бюджета на 2009 г. запланированы в сумме 6,3 трлн руб., расходы — 9,5 трлн руб.
Доходы и расходы федерального бюджета
«Расходы будут больше запланированных примерно на 500 млрд руб.», — сообщил глава Минфина. Ожидается, что с учетом снижения доходов дефицит федерального бюджета составит около 8 % ВВП. «И это предельный объем дефицита, который можно допустить», — подчеркнул министр. При этом ожидается, что в номинальном выражении ВВП России в текущем году сократится до 40,42 трлн руб. (в 2008 г. — более 42 трлн руб.).Из средств Резервного фонда в 2009 г. в экономику планируется направить 2,7 трлн руб. По словам Кудрина, это опять-таки предельная сумма, которая возможна при сохранении прогноза инфляции на уровне 13–14 %. Между тем министр финансов сообщил, что «в связи с повышением прогноза по инфляции на текущий год с 8,5 % до 13–14 % необходимо запланировать на индексацию расходов бюджета еще до 100 млрд руб.».
Перейдя к теме доходов федерального бюджета, Кудрин отметил: «К доходам придется относиться более внимательно». Министерством финансов РФ предусмотрен ряд механизмов, которые позволят улучшить администрирование доходов — налогов и сборов, ответственность за администрирование которых возложена на Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу (ФТС), Росимущество и другие ведомства. В частности, в ближайшее время счета ФТС будут переведены на единый счет Федерального казначейства, что по расчетам сразу мобилизует дополнительные 100 млрд руб. доходов. Сейчас счета ФТС находятся в ведении Центробанка России.
Роль Федерального казначейства значительна и с точки зрения работы по уточнению лимитов бюджетных обязательств, росписи расходов и т. п., поскольку все министерства и ведомства будут корректировать свои программы в рамках исполнения федеральных целевых программ. На коллегии министр финансов обратился к руководителям Центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства с просьбой как можно быстрее закончить работу по перестройке бюджетных обязательств.
Коснувшись темы свободных средств, Кудрин отметил, что на 1 января 2009 г. остатки средств на счетах федерального бюджета составляли всего 350 млрд руб. (при нормативе в 798 млрд руб.). В то время как на ту же дату прошлого года сумма была значительно больше и составляла 542 млрд руб. Министр финансов предсказал некоторую напряженность со средствами на счетах из-за сокращения поступлений доходов. При этом в случае наличия свободных остатков он не исключил возможности их кратковременного размещения на счетах коммерческих банков.
Сколько стоят главные задачи
Существенную часть своего выступления А. Л. Кудрин посвятил главным задачам, стоящим перед Министерством финансов РФ и Правительством РФ.Первая задача — страховка государственных внебюджетных фондов. На это будет выделено порядка 380 млрд руб. «Позволяя себе наращивание расходов, — сказал министр, — мы должны обеспечить страховку государственных внебюджетных фондов, поскольку это прямые социальные расходы».
Вторая задача — это поддержка субъектов РФ. Треть из российских регионов попала в зону риска: поступление налога на прибыль в них в текущем году снизится на 60 %. Из федерального бюджета регионам дополнительно будут выделены средства в размере 290–300 млрд руб. Причем одна половина средств будет получена в виде дотаций на сбалансированность бюджетов, а вторая — в виде бюджетных кредитов сроком на три года. По прошествии трех лет, когда проблема выпадающих доходов регионами будет решена, кредиты необходимо будет вернуть.
Третья задача — антикризисные меры, разработанные Правительством РФ. В денежном выражении они равняются 325 млрд руб. Список антикризисных мер включает в себя передачу субъектам РФ средств на закупку автобусов (20 млрд руб.), обеспечение бесперебойной работы авиалиний (30 млрд руб.), поддержку малого бизнеса (10 млрд руб.), кредитование малого бизнеса из средств Внешэкономбанка (30 млрд руб.), повышение пособия по безработице (35 млрд руб.), создание новых рабочих мест и переподготовку работников в кризисных регионах (43 млрд руб.) и прочее.
Четвертая задача — капитализация банков — не менее серьезная и требует существенного финансирования. «Мы рассчитали запас прочности банковской системы и заложили 10 % резервирования по невозврату кредитов», — сообщил Кудрин. Суммарный объем помощи банковской системе составит порядка 650 млрд руб. В 2009 г. в банковскую систему будет направлено 300 млрд руб. в виде вхождения в капитал со стороны государства и 350 млрд руб. субординированных кредитов. В частности, на предоставление субординированных кредитов 255 млрд руб. будет выделено за счет средств Фонда национального благосостояния (сейчас объем фонда составляет 2,9 трлн руб. — Прим. редакции). «Если брать первую тридцатку банков, — сказал министр финансов, — то объем 10-процентного резерва, который они должны сформировать, составит 883 млрд руб.». За минусом резервов трех самых крупных государственных банков объемы резервов оставшихся 27 кредитных учреждений, необходимые для обеспечения их устойчивой работы, должны равняться 351 млрд руб.
Социальная подоплека задачи по капитализации банков очевидна далеко не всем. Поэтому министр подчеркнул, что в банках находится 4,5 трлн руб. вкладчиков. И государство осознает необходимость обеспечения стабильной работы банковской системы, поскольку сделать это легче, чем в случае банкротства кредитных учреждений расплачиваться по вкладам, которые гарантированы государством. «У нас есть все возможности для обеспечения стабильной работы банковской системы», — заверил Кудрин.
Министр финансов отметил, что реализация главных задач требует дополнительного финансирования в размере порядка 1,5 трлн руб., между тем государство может себе позволить увеличить расходы только на 500 млрд. руб. «Значит, — сказал он, — мы должны провести оптимизацию внутри расходов, часть плановых неприоритетных расходов уменьшить и заменить их первоочередными. Благодаря этому мы сможем обеспечить стабильность бюджетной системы, макроэкономики, выполнение государственных обязательств и сохранение условий для работы бизнеса».
Свое выступление на расширенной коллегии Казначейства вице-премьер завершил словами: «Уверен, что нашими общими усилиями по перестройке бюджета и реализации намеченных планов мы обеспечим эффективную работу бюджетной системы страны даже в такой тяжелый год. Конечно, есть риск, что прогноз, взятый нами за основу по некоторым видам доходов, по некоторым отраслям окажется оптимистичным, но эти риски мы имеем возможность закрывать за счет средств Резервного фонда. Так что секвестирование бюджета нам не грозит».