Особенности антикризисной законотворческой деятельности, региональная экономическая политика в свете финансово-экономических проблем и многие другие вопросы стали темой для разговора с первым заместителем председателя Законодательного собрания Ульяновской области Александром МАЙЕРОМ.
— Александр Александрович, каковы итоги социально-экономического развития Ульяновской области и исполнения областного бюджета в 2008 г.?
— Несмотря на непростую ситуацию на мировом финансовом рынке, социально-экономическое развитие региона по итогам 2008 г. в целом можно охарактеризовать как положительное. Согласно статистике по росту промышленного производства мы все-таки вышли в «плюс»: по отношению к предыдущему году рост составил 100,2 %. Конечно, это меньше, чем мы рассчитывали. Причина — общероссийские, точнее, общемировые финансовые трудности. Как следствие — падение производства на ряде промышленных предприятий, переход на сокращенный график работы, административные отпуска, рост безработицы и снижение уровня доходов областного бюджета.
К положительным итогам минувшего года можно смело отнести рост темпов жилищного строительства. В Ульяновской области введено в эксплуатацию 506,7 тыс. кв. м жилья, что составляет 118 % к уровню 2007 г. Обнадеживающими были и результаты, достигнутые в сельском хозяйстве: мы собрали рекордный урожай — 1 млн тонн зерна. Индекс сельскохозяйственного производства сложился на уровне 113,9 %, против 100,6 % в 2007 г. Такой результат обеспечен в первую очередь за счет производства зерна — в животноводческой отрасли рост, к сожалению, незначителен. Среднемесячная заработная плата по области в январе — ноябре 2008 г. достигла 10,5 тыс. руб., ее рост по сравнению с прошлым годом составил 28,7 %.
Разразившийся осенью прошлого года кризис вполне мог придать экономическим показателям 2008 г. в Ульяновской области отрицательную динамику. Однако постоянная работа с курируемыми предприятиями, проведение антикризисных штабов, реализация комплекса антикризисных мер, разработанных правительством области, а также еженедельный мониторинг текущей ситуации позволили нам не допустить этого.
Что касается областного бюджета 2008 г., то региональная казна в прошлом году имела следующие основные параметры: общий объем доходов — 26,6 млрд руб., расходов — 29,5 млрд руб., дефицит — 2,9 млрд. Основные бюджетные обязательства нам удалось выполнить в полном объеме.
— В связи со сложившейся финансовой ситуацией в стране и в регионе будет ли проведена корректировка областного бюджета на 2009 г.? Каких статей она коснется?
— Разумеется, мы, как и все другие регионы, не сможем избежать последствий падения производства и нехватки бюджетных средств. На февральском заседании Законодательного собрания были рассмотрены поправки, которые необходимо внести в бюджет 2009 г. Из-за изменения основных параметров прогноза социально-экономического развития Ульяновской области на 2009 г. и снижения налоговых поступлений в областной бюджет доходы, а следовательно, и расходы сократились на сумму, превышающую 2 млрд руб. Для такого региона, как Ульяновская область, это значительная сумма. Одним словом, финансовый кризис посадил регионы на жесткую диету. Поэтому сегодня перед нами стоит весьма непростая задача: сократить расходы наименее болезненно для социальной сферы и экономики региона. В частности, мы вынуждены уменьшить расходы на реализацию ряда областных целевых программ на сумму 1,2 млрд руб.
Очевидно, что без финансовой поддержки федерального центра и последовательной инвестиционной политики региону в такой сложной ситуации не обойтись. Но при этом наша обязанность — оптимально распорядиться финансами и ресурсами на региональном уровне. Приоритеты бюджетной политики для нас останутся прежними: это социальная направленность и формирование финансовой основы для дальнейшего экономического развития региона.
— Об антикризисных мероприятиях сегодня говорят на всех уровнях власти. Запущен ли «спасительный механизм» в вашей области и как он действует?
— Мы стараемся контролировать развитие социально-экономической ситуации. В конце прошлого года по распоряжению губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова были созданы антикризисные штабы по всем направлениям жизнедеятельности региона: банковскому, трудовому, продовольственному, социальному, предпринимательскому, жилищно-коммунальному, сельскохозяйственному, а также штаб по общественной безопасности. Восемь направлений — восемь антикризисных штабов, в обязанности которых входят и мониторинг, и разработка мер, способных минимизировать последствия кризиса.
Понимая, что кризис серьезно ударит по кошельку рядовых граждан, мы предприняли ряд мер для смягчения этого удара. В частности, мы делаем все возможное, чтобы не допустить резкого роста энерготарифов. Предпринимаем меры по поддержке малого и среднего бизнеса, а также сельхозпроизводителей.
— В условиях сокращения расходов областного бюджета непроизвольно возникает вопрос: будет ли осуществляться дальнейшее повышение зарплат работникам бюджетной сферы?
— Мы обязаны проводить системную работу по повышению зарплат бюджетникам. И уж тем более должны это делать в условиях повышения цен, роста тарифов. Недавно, как вы знаете, минимальный размер оплаты труда в России был поднят до 4330 руб. Мы тоже изыскали средства для повышения.
Среди мер, направленных на поддержку работников бюджетной сферы, можно назвать введение в Ульяновской области с 1 января 2009 г. отраслевой системы оплаты труда. Цель перехода на новую систему — повышение качества услуг, которые предоставляют населению учреждения бюджетной сферы. Очевидно, что отраслевая система — более прогрессивная форма по сравнению с единой тарифной сеткой, так как устанавливает прямую связь между зарплатой и качеством предоставляемых услуг. На новую систему оплаты труда в Ульяновской области переведены порядка 100 тыс. человек, в том числе 35 тыс. работников областных государственных учреждений и 65 тыс. работников муниципальных учреждений.
— В Ульяновской области официально зарегистрировано более 15 тыс. безработных, еще столько же находятся в зоне риска. Какие меры предпринимаются для решения этой проблемы?
— Вопросам занятости населения и борьбы с безработицей власти региона сегодня придают первостепенное значение. В структуре областного правительства недавно было образовано отдельное Министерство труда и социальной защиты. Что касается уровня официальной безработицы в Ульяновской области, то он несколько ниже общероссийского (на 1 января 2009 г. — 1,61 %, тогда как в среднем по России — 2,0 %). Конечно, это не повод для того, чтобы сидеть сложа руки и гордиться своими показателями.
В регионе утверждена областная программа занятости населения. В первую очередь она направлена на переобучение работников, которые попали или могут попасть под сокращение, а во вторую — на организацию общественных работ. Это временная мера, призванная помочь людям продержаться до тех пор, пока они не найдут работу по специальности. Да и для области полезно: тротуары, например, станут чище. В рамках программы планируется создание более 10 тыс. рабочих мест.
Кроме того, в Ульяновске регулярно проводятся ярмарки вакансий. В одной из последних ярмарок приняли участие 98 предприятий и организаций, девять учебных заведений. Посетили ярмарку около шести тыс. человек, 1596 посетителей получили направления на трудоустройство.
В условиях растущей безработицы мы уделяем большое значение социальной защите граждан. Органами социальной защиты населения проводится выездная работа на предприятия, людям даются разъяснения о мерах социальной поддержки, персональные консультации, готовятся ходатайства о трудоустройстве. Особо хочу отметить, что, несмотря на сложную финансовую ситуацию, в январе-феврале все социальные выплаты в Ульяновской области были профинансированы в полном объеме.
— Успех преодоления проблем, вызванных финансовым кризисом, зависит в частности, от совместных действий руководителей области и бизнеса. Налажена ли эта связь и какие мероприятия проводятся в данном направлении?
— Развитие малого и среднего бизнеса в современной обстановке является одним из важнейших стратегических ресурсов, так как обеспечивает жителей области рабочими местами и зарплатой, а бюджет региона — налогами. Поэтому мы стремимся создать для предпринимателей благоприятную законодательную базу. Так, разработан проект закона о ставках налога, взимаемого при упрощенной системе налогообложения. Данный документ направлен на стимулирование экономики области и снижение налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса. Принятие закона позволит облегчить условия вхождения в бизнес начинающим предпринимателям, создать новые рабочие места, выведет «из тени» незарегистрированных предпринимателей.
В областном бюджете для поддержки малого и среднего бизнеса было изыскано около 1 млрд рублей. Мы заинтересованы в том, чтобы люди, потерявшие работу, не опускали руки, а, например, занялись своим бизнесом. Бюджет для финансирования малого предпринимательства увеличен в пять раз: вместо 12 млн на эти цели выделено 64 млн. Также Законодательное собрание области приняло закон, облегчающий выкуп арендуемого имущества, принадлежащего региону или муниципалитетам.
— Основной вклад в экономику вашего региона вносит машиностроительная отрасль. Но в 2008 г. вновь заявило о себе сельское хозяйство. Миллион тонн зерна — отличный урожай! Однако не за горами новая посевная. Какие меры будут приняты для поддержки сельхозпроизводителей?
— В условиях финансового кризиса у сельхозпроизводителей возникли проблемы с получением банковского кредита, а также компенсации части расходов на приобретение новой техники и реконструкцию ферм из областного бюджета. Кстати, именно новая уборочная техника, приобретенная в лизинг, позволила Ульяновской области собрать в прошлом году рекордный урожай зерновых. Сегодня банки ужесточили требования к сельхозпроизводителям, а в областном бюджете нет средств на поддержку агропромышленных предприятий. Поэтому региональная власть должна приложить все усилия, чтобы уберечь хозяйства от банкротства и провести предстоящую посевную в нормальном режиме. Мы будем проводить разумную политику по поддержке своих сельхозпредприятий и приветствовать добросовестных инвесторов, которые готовы трудиться на ульяновской земле. Предприятиям, работающим на селе и способствующим его возрождению, мы обязаны помогать в первую очередь — это позиция губернатора Ульяновской области.
В условиях кризиса мы не должны забывать и о поддержке частного подворья. В связи с этим надо держать на контроле достойный уровень закупочных цен, чтобы частник-сельчанин не продавал молоко или мясо себе в убыток. Одной из таких мер можно назвать «ярмарки выходного дня», которые проводятся в различных районах Ульяновска. На ярмарках фермеры, минуя посредников, могут продавать свою продукцию, а горожане — покупать качественные товары местных сельхозпроизводителей по доступным ценам. К тому же ярмарка — одна из мер, принимаемых региональным правительством в рамках работы антикризисного штаба по продовольственной безопасности.
— Александр Александрович, наверняка кризис отразился и на законотворческой деятельности. Скажите, какие нормативные акты были приняты Законодательным собранием в минувшем году?
— Очень своевременным, на мой взгляд, стало принятие закона Ульяновской области об утверждении областной программы энергосбережения на 2006–2010 гг. Она направлена на создание условий для сокращения расходов топливно-энергетических ресурсов, повышение надежности энергообеспечения региона, снижение нагрузки на бюджет за счет специальных мероприятий, направленных на снижение платы за расходуемые объектами бюджетной сферы энергоресурсы.
Кроме того, среди принятых в 2008 г. законов социальной направленности целый блок нормативных актов нацелен на последовательную реализацию такого приоритетного для Ульяновской области направления, как семейная политика. Так, в соответствии с региональным законом дополнительное единовременное пособие при рождении (усыновлении) увеличено: на первого ребенка до 1100 руб., на второго — до 2000 руб., третьего и последующих — до 3000 руб.
Также принят Закон Ульяновской области «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому ряд категорий граждан имеет право на получение именного капитала «Семья» в размере 100 тыс. руб. Это своеобразный региональный «материнский капитал».
— На каких вопросах в первую очередь сосредоточит свое внимание Законодательное собрание области в текущем году?
В соответствии с приоритетами, определенными федеральным центром, в январе Законодательное собрание внесло ряд изменений в Закон Ульяновской области «О противодействии коррупции в Ульяновской области». Данные изменения предполагают создание института Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области. Подготовлен и утвержден антикоррупционный закон, в соответствии с которым вносятся изменения в 10 законов Ульяновской области.
Среди социально направленных законов, уже принятых в 2009 г., есть такой важный документ, как закон «О патронатной семье в Ульяновской области», призванный устроить в приемные семьи как можно больше детей, оставшихся без попечения родителей.
Одним из наиболее важных направлений, безусловно, является поддержка предприятий реального сектора экономики. В рамках этой работы мы сейчас готовим законопроект по предоставлению налоговых льгот градообразующим предприятиям машиностроительного комплекса. Это станет реальным вкладом в решение объявленной Правительством Российской Федерации задачи по поддержке отечественного автопрома.
Материал подготовил Андрей Цухлов
— Александр Александрович, каковы итоги социально-экономического развития Ульяновской области и исполнения областного бюджета в 2008 г.?
— Несмотря на непростую ситуацию на мировом финансовом рынке, социально-экономическое развитие региона по итогам 2008 г. в целом можно охарактеризовать как положительное. Согласно статистике по росту промышленного производства мы все-таки вышли в «плюс»: по отношению к предыдущему году рост составил 100,2 %. Конечно, это меньше, чем мы рассчитывали. Причина — общероссийские, точнее, общемировые финансовые трудности. Как следствие — падение производства на ряде промышленных предприятий, переход на сокращенный график работы, административные отпуска, рост безработицы и снижение уровня доходов областного бюджета.
К положительным итогам минувшего года можно смело отнести рост темпов жилищного строительства. В Ульяновской области введено в эксплуатацию 506,7 тыс. кв. м жилья, что составляет 118 % к уровню 2007 г. Обнадеживающими были и результаты, достигнутые в сельском хозяйстве: мы собрали рекордный урожай — 1 млн тонн зерна. Индекс сельскохозяйственного производства сложился на уровне 113,9 %, против 100,6 % в 2007 г. Такой результат обеспечен в первую очередь за счет производства зерна — в животноводческой отрасли рост, к сожалению, незначителен. Среднемесячная заработная плата по области в январе — ноябре 2008 г. достигла 10,5 тыс. руб., ее рост по сравнению с прошлым годом составил 28,7 %.
Разразившийся осенью прошлого года кризис вполне мог придать экономическим показателям 2008 г. в Ульяновской области отрицательную динамику. Однако постоянная работа с курируемыми предприятиями, проведение антикризисных штабов, реализация комплекса антикризисных мер, разработанных правительством области, а также еженедельный мониторинг текущей ситуации позволили нам не допустить этого.
Что касается областного бюджета 2008 г., то региональная казна в прошлом году имела следующие основные параметры: общий объем доходов — 26,6 млрд руб., расходов — 29,5 млрд руб., дефицит — 2,9 млрд. Основные бюджетные обязательства нам удалось выполнить в полном объеме.
— В связи со сложившейся финансовой ситуацией в стране и в регионе будет ли проведена корректировка областного бюджета на 2009 г.? Каких статей она коснется?
— Разумеется, мы, как и все другие регионы, не сможем избежать последствий падения производства и нехватки бюджетных средств. На февральском заседании Законодательного собрания были рассмотрены поправки, которые необходимо внести в бюджет 2009 г. Из-за изменения основных параметров прогноза социально-экономического развития Ульяновской области на 2009 г. и снижения налоговых поступлений в областной бюджет доходы, а следовательно, и расходы сократились на сумму, превышающую 2 млрд руб. Для такого региона, как Ульяновская область, это значительная сумма. Одним словом, финансовый кризис посадил регионы на жесткую диету. Поэтому сегодня перед нами стоит весьма непростая задача: сократить расходы наименее болезненно для социальной сферы и экономики региона. В частности, мы вынуждены уменьшить расходы на реализацию ряда областных целевых программ на сумму 1,2 млрд руб.
Очевидно, что без финансовой поддержки федерального центра и последовательной инвестиционной политики региону в такой сложной ситуации не обойтись. Но при этом наша обязанность — оптимально распорядиться финансами и ресурсами на региональном уровне. Приоритеты бюджетной политики для нас останутся прежними: это социальная направленность и формирование финансовой основы для дальнейшего экономического развития региона.
— Об антикризисных мероприятиях сегодня говорят на всех уровнях власти. Запущен ли «спасительный механизм» в вашей области и как он действует?
— Мы стараемся контролировать развитие социально-экономической ситуации. В конце прошлого года по распоряжению губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова были созданы антикризисные штабы по всем направлениям жизнедеятельности региона: банковскому, трудовому, продовольственному, социальному, предпринимательскому, жилищно-коммунальному, сельскохозяйственному, а также штаб по общественной безопасности. Восемь направлений — восемь антикризисных штабов, в обязанности которых входят и мониторинг, и разработка мер, способных минимизировать последствия кризиса.
Понимая, что кризис серьезно ударит по кошельку рядовых граждан, мы предприняли ряд мер для смягчения этого удара. В частности, мы делаем все возможное, чтобы не допустить резкого роста энерготарифов. Предпринимаем меры по поддержке малого и среднего бизнеса, а также сельхозпроизводителей.
— В условиях сокращения расходов областного бюджета непроизвольно возникает вопрос: будет ли осуществляться дальнейшее повышение зарплат работникам бюджетной сферы?
— Мы обязаны проводить системную работу по повышению зарплат бюджетникам. И уж тем более должны это делать в условиях повышения цен, роста тарифов. Недавно, как вы знаете, минимальный размер оплаты труда в России был поднят до 4330 руб. Мы тоже изыскали средства для повышения.
Среди мер, направленных на поддержку работников бюджетной сферы, можно назвать введение в Ульяновской области с 1 января 2009 г. отраслевой системы оплаты труда. Цель перехода на новую систему — повышение качества услуг, которые предоставляют населению учреждения бюджетной сферы. Очевидно, что отраслевая система — более прогрессивная форма по сравнению с единой тарифной сеткой, так как устанавливает прямую связь между зарплатой и качеством предоставляемых услуг. На новую систему оплаты труда в Ульяновской области переведены порядка 100 тыс. человек, в том числе 35 тыс. работников областных государственных учреждений и 65 тыс. работников муниципальных учреждений.
— В Ульяновской области официально зарегистрировано более 15 тыс. безработных, еще столько же находятся в зоне риска. Какие меры предпринимаются для решения этой проблемы?
— Вопросам занятости населения и борьбы с безработицей власти региона сегодня придают первостепенное значение. В структуре областного правительства недавно было образовано отдельное Министерство труда и социальной защиты. Что касается уровня официальной безработицы в Ульяновской области, то он несколько ниже общероссийского (на 1 января 2009 г. — 1,61 %, тогда как в среднем по России — 2,0 %). Конечно, это не повод для того, чтобы сидеть сложа руки и гордиться своими показателями.
В регионе утверждена областная программа занятости населения. В первую очередь она направлена на переобучение работников, которые попали или могут попасть под сокращение, а во вторую — на организацию общественных работ. Это временная мера, призванная помочь людям продержаться до тех пор, пока они не найдут работу по специальности. Да и для области полезно: тротуары, например, станут чище. В рамках программы планируется создание более 10 тыс. рабочих мест.
Кроме того, в Ульяновске регулярно проводятся ярмарки вакансий. В одной из последних ярмарок приняли участие 98 предприятий и организаций, девять учебных заведений. Посетили ярмарку около шести тыс. человек, 1596 посетителей получили направления на трудоустройство.
В условиях растущей безработицы мы уделяем большое значение социальной защите граждан. Органами социальной защиты населения проводится выездная работа на предприятия, людям даются разъяснения о мерах социальной поддержки, персональные консультации, готовятся ходатайства о трудоустройстве. Особо хочу отметить, что, несмотря на сложную финансовую ситуацию, в январе-феврале все социальные выплаты в Ульяновской области были профинансированы в полном объеме.
— Успех преодоления проблем, вызванных финансовым кризисом, зависит в частности, от совместных действий руководителей области и бизнеса. Налажена ли эта связь и какие мероприятия проводятся в данном направлении?
— Развитие малого и среднего бизнеса в современной обстановке является одним из важнейших стратегических ресурсов, так как обеспечивает жителей области рабочими местами и зарплатой, а бюджет региона — налогами. Поэтому мы стремимся создать для предпринимателей благоприятную законодательную базу. Так, разработан проект закона о ставках налога, взимаемого при упрощенной системе налогообложения. Данный документ направлен на стимулирование экономики области и снижение налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса. Принятие закона позволит облегчить условия вхождения в бизнес начинающим предпринимателям, создать новые рабочие места, выведет «из тени» незарегистрированных предпринимателей.
В областном бюджете для поддержки малого и среднего бизнеса было изыскано около 1 млрд рублей. Мы заинтересованы в том, чтобы люди, потерявшие работу, не опускали руки, а, например, занялись своим бизнесом. Бюджет для финансирования малого предпринимательства увеличен в пять раз: вместо 12 млн на эти цели выделено 64 млн. Также Законодательное собрание области приняло закон, облегчающий выкуп арендуемого имущества, принадлежащего региону или муниципалитетам.
— Основной вклад в экономику вашего региона вносит машиностроительная отрасль. Но в 2008 г. вновь заявило о себе сельское хозяйство. Миллион тонн зерна — отличный урожай! Однако не за горами новая посевная. Какие меры будут приняты для поддержки сельхозпроизводителей?
— В условиях финансового кризиса у сельхозпроизводителей возникли проблемы с получением банковского кредита, а также компенсации части расходов на приобретение новой техники и реконструкцию ферм из областного бюджета. Кстати, именно новая уборочная техника, приобретенная в лизинг, позволила Ульяновской области собрать в прошлом году рекордный урожай зерновых. Сегодня банки ужесточили требования к сельхозпроизводителям, а в областном бюджете нет средств на поддержку агропромышленных предприятий. Поэтому региональная власть должна приложить все усилия, чтобы уберечь хозяйства от банкротства и провести предстоящую посевную в нормальном режиме. Мы будем проводить разумную политику по поддержке своих сельхозпредприятий и приветствовать добросовестных инвесторов, которые готовы трудиться на ульяновской земле. Предприятиям, работающим на селе и способствующим его возрождению, мы обязаны помогать в первую очередь — это позиция губернатора Ульяновской области.
В условиях кризиса мы не должны забывать и о поддержке частного подворья. В связи с этим надо держать на контроле достойный уровень закупочных цен, чтобы частник-сельчанин не продавал молоко или мясо себе в убыток. Одной из таких мер можно назвать «ярмарки выходного дня», которые проводятся в различных районах Ульяновска. На ярмарках фермеры, минуя посредников, могут продавать свою продукцию, а горожане — покупать качественные товары местных сельхозпроизводителей по доступным ценам. К тому же ярмарка — одна из мер, принимаемых региональным правительством в рамках работы антикризисного штаба по продовольственной безопасности.
— Александр Александрович, наверняка кризис отразился и на законотворческой деятельности. Скажите, какие нормативные акты были приняты Законодательным собранием в минувшем году?
— Очень своевременным, на мой взгляд, стало принятие закона Ульяновской области об утверждении областной программы энергосбережения на 2006–2010 гг. Она направлена на создание условий для сокращения расходов топливно-энергетических ресурсов, повышение надежности энергообеспечения региона, снижение нагрузки на бюджет за счет специальных мероприятий, направленных на снижение платы за расходуемые объектами бюджетной сферы энергоресурсы.
Кроме того, среди принятых в 2008 г. законов социальной направленности целый блок нормативных актов нацелен на последовательную реализацию такого приоритетного для Ульяновской области направления, как семейная политика. Так, в соответствии с региональным законом дополнительное единовременное пособие при рождении (усыновлении) увеличено: на первого ребенка до 1100 руб., на второго — до 2000 руб., третьего и последующих — до 3000 руб.
Также принят Закон Ульяновской области «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому ряд категорий граждан имеет право на получение именного капитала «Семья» в размере 100 тыс. руб. Это своеобразный региональный «материнский капитал».
— На каких вопросах в первую очередь сосредоточит свое внимание Законодательное собрание области в текущем году?
В соответствии с приоритетами, определенными федеральным центром, в январе Законодательное собрание внесло ряд изменений в Закон Ульяновской области «О противодействии коррупции в Ульяновской области». Данные изменения предполагают создание института Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области. Подготовлен и утвержден антикоррупционный закон, в соответствии с которым вносятся изменения в 10 законов Ульяновской области.
Среди социально направленных законов, уже принятых в 2009 г., есть такой важный документ, как закон «О патронатной семье в Ульяновской области», призванный устроить в приемные семьи как можно больше детей, оставшихся без попечения родителей.
Одним из наиболее важных направлений, безусловно, является поддержка предприятий реального сектора экономики. В рамках этой работы мы сейчас готовим законопроект по предоставлению налоговых льгот градообразующим предприятиям машиностроительного комплекса. Это станет реальным вкладом в решение объявленной Правительством Российской Федерации задачи по поддержке отечественного автопрома.
Материал подготовил Андрей Цухлов