25 апреля 2024 года
Версия для печати 6520 Материалы по теме
А.С. Пузанов
Экономика города — это сложная и многогранная система. От того, насколько она четко построена и отрегулирована, зависит уровень благоустроенности жизни горожан. Отрегулировать и модернизировать экономическую систему муниципальным образованиям помогает Институт экономики города.

Полное название данной организации — Фонд «Институт экономики города». Несмотря на присутствие в названии слово «фонд», институт не имеет ничего общего с благотворительностью. Основная его цель — анализ социально-экономических проблем развития городов и регионов России и содействие в их решении. «Просто когда мы создавались, это был 1995 г., российское гражданское законодательство предусматривало закрытый перечень некоммерческих организаций, — раскрыл секрет названия института его генеральный директор Александр Сергеевич Пузанов. — И выбор был невелик. Можно было стать либо общественной, либо религиозной организацией, либо фондом. Мы выбрали последнее. Сегодня скорее всего назвались бы автономной некоммерческой организацией «Институт экономики города». Однако мы не стали менять название, поскольку институт работает много лет и нас все знают именно под этой вывеской».

Шаг в историю

История создания института восходит к началу 90-х гг. прошлого века. Это были сложные для всех времена и вместе с тем интересные. Особенно для тех, кто занимался научной деятельностью и работал в системе Академии наук. Сложность была в том, что, несмотря на многочисленные проблемы, которые надо было срочно изучать и решать, государство полностью прекратило финансирование научных проектов. А уникальность ситуации заключалась в следующем: госфинансирование прекратилось, но взамен появились многочисленные международные программы, а вместе с ними и доступ к возможностям международного сотрудничества.
Появление Института экономики города — пример того, как одна из программ международного сотрудничества объединила группу сотрудников, которые затем организовали институт и стали его профессиональным ядром. В 1992 г. Агентство США по международному развитию развернуло программу по жилищному сектору. Группа ученых, будущих основателей института, в рамках этой программы консультировала администрации городов, чиновников федерального правительства. «Какое-то время спустя стало понятно, что мы отлично сработались, — рассказывает Александр Сергеевич. — Кроме того, мы отчетливо увидели, что тема, на которую мы «набрели» — городское хозяйство, — вечная и реформа ЖКХ — процесс долгосрочный. В рамках международных проектов за какие-то два-три года накопившиеся проблемы не решить». В итоге коллеги решили продолжить работу над обозначенными вопросами и создали самостоятельное юридическое лицо — Институт экономики города. Учредителями организации выступили шесть человек (Е. Г. Клепикова, Н. Б. Косарева, М. В. Пинегина, А. С. Пузанов, А. Ю. Сучков, М. Д. Шапиро).
Поскольку организовать институт удалось до завершения международного проекта, то первые годы работали над теми же самыми проектами, но уже не как группа консультантов, а как субподрядчик зарубежных институтов, которые вели международные проекты. Это дало возможность сотрудникам института изучать международный опыт. Ведь тогда, теперь уже в далеком 1992 г., никто и не знал, что такое ипотека или правила землепользования и застройки. Страна только-только вышла из советской планово-экономической системы, при которой таких институтов не было. Поэтому на начальном этапе международное сотрудничество для сотрудников центра было ценным. Они изучали наработки, накопленные во всем мире, и потом уже решали, что и как может функционировать в российских условиях. Такая работа с самого начала сформировала конкурентные преимущества института. С одной стороны, эксперты были знакомы с международным опытом, с другой — отлично понимали российскую реальность, природу многих процессов перехода к рыночным отношениям, поскольку успели поработать в условиях плановой экономики.

Курс на социальную политику, городское хозяйство

Итак, все началось с программы, касающейся проблемы ЖКХ. Однако впоследствии в поле зрения института попало много других не менее актуальных проблем, работа над которыми привела к формированию новых направлений в исследованиях. К 2001 г. определились пять основных видов деятельности института:
  • муниципальное экономическое развитие;
  • городское хозяйство;
  • социальная политика;
  • муниципальные финансы и межбюджетные отношения;
  • реформы в сфере недвижимости.
«Обрастание» проблемами шло естественным образом. Например, направление «Социальная политика» сформировалось после разработки институтом программы «Жилищные субсидии», или «Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг для граждан с низкими доходами». Это то, чего вообще не было в советской системе. Да, действовали льготы для отдельных категорий, но подобная форма помощи государства малоимущему населению была новинкой. Поэтому надо было создавать всю систему начиная от федерального законодательства, регламентирующих документов, положений о субсидиях, определения процедурных моментов вплоть до расчетов и прогнозирования того, сколько народу придет оформлять субсидии, сколько потребуется бюджетных средств и как их эффективнее расходовать. Сегодня это программа по-прежнему живет и более 10 % российских семей получают субсидии, на которые тратится ежегодно порядка 50 млрд бюджетных рублей.
Как оказалось впоследствии, программа была первой ласточкой не только в рамках преобразований в жилищном секторе, но и вообще первой программой в России, основанной на измерении дохода заявителя. Программа ответила на вопросы не только «жилищников», но и специалистов в сфере социальной политики и защиты: может ли в наших условиях, когда нет прозрачности и доходы трудно проверить, функционировать такая программа. И опыт показал, что в принципе может, когда размер ожидаемой выгоды не столь велик, чтобы человек обеспеченный стал тратить время на оформление субсидии. То есть для людей с высокими доходами данные субсидии не делают погоду, а для малообеспеченных программа интересная и важная. Этот опыт вывел сотрудников института на проблему адресности социальной помощи: кому и в каких случаях должно помогать государство.
Также очевидно, что жилищно-коммунальная проблематика непосредственно связана с землей. Вопросы «где строить? как строить?» стали как никогда актуальны — и развилось направление «Реформы в сфере недвижимости». В рамках этого направления сотрудники занимаются вопросами городского землепользования, регулирования рынка недвижимости и т. д. «Мы старались быть последовательными, — комментирует Александр Сергеевич. — Раз уж мы назвались Институтом экономики города, то должны затрагивать все те аспекты, которые составляют экономику города во всем мире».

Без акцентов и приоритетов

Несмотря на то что институт работает по нескольким темам, выделить из них приоритетные нельзя. Ведь актуальность того или иного направления зависит от текущего момента. «Мы стараемся развивать все направления и имеем для этого все условия, — поясняет позицию института Александр Сергеевич. — Штат института укомплектован специалистами разных сфер деятельности. Это экономисты, географы, юристы, социологи, архитекторы, а также сотрудники с техническим образованием. Поэтому один из продуктов, который мы разрабатываем, — комплексные программы развития городов с учетом конкретных областей городского хозяйства».
Работа над программой начинается с определения круга проблем и того, что нужно сделать для их решения. Далее инициируется публичное и экспертное обсуждение. Если идеи, выдвинутые институтом, получают поддержку, то начинается работа над созданием необходимого федерального законодательства по проблеме, а также над разработкой изменений уже действующих законов.
Очень часто возникает ситуация, когда принимается хороший и актуальный закон, однако те, кто должны его исполнять, просто не знают, как это делать. Так вот, чтобы таких ситуаций не возникало, институт проводит реализацию демонстрационных проектов. Суть их в том, чтобы внедрить и показать, как работает программа. Затем проанализировать и продемонстрировать полученные результаты, обобщить методические рекомендации. И, наконец, провести семинары по распространению опыта.
Естественно, демонстрационные проекты подразумевают под собой работу института непосредственно в городах. И надо сказать, что осуществить демонстрационный проект возможно только с теми лидерами городских сообществ, которые хотят быть на переднем крае, не боятся рисковать и пробовать новые технологии. И такие люди есть. «За время нашей деятельности нам удалось поработать и подружиться с несколькими десятками российских городов, — рассказывает директор института. — Зачастую происходит так, что, сделав один проект для города, мы возвращаемся в него для работы над другой проблемой. Так произошло с Пермью».
Хорошие связи установлены с далеким Хабаровском. Сначала институт разрабатывал для него программу «Правила землепользования застройки в сфере городского строительства», а затем помогал в создании концепции развития города до 2020 года.
Интересный проект по координации различных видов планирования связывает институт с Ростовской областью. Этот проект, по словам Александра Сергеевича, — попытка «связать» воедино отдельно существующие стратегии развития города. Ведь зачастую каждая городская структура создает свои программы. Так, у финансистов есть перспективный финансовый план развития, у архитекторов — генеральный план застройки, у коммунальщиков — какие-то свои программы развития, которые совершенно не стыкуются друг с другом. Одна из задач института — еще внутри администрации города наладить правильные связи. То есть создать схему, которая отвечала бы на вопрос: в какой последовательности, какая информация и кем должна учитываться. Такая четкость позволит городским службам единым фронтом продвигаться в решении существующих проблем.

Образовательная деятельность

Образовательной деятельности в институте отводится большая роль. Во-первых, проводятся проектные семинары в тех городах, в которых институт осуществляет ту или иную работу. Во-вторых, организуются семинары, на которых сотрудники института делятся накопленным опытом по реализации проектов в различных сферах экономики города. «Когда мы проводим такие семинары для одного города, к нам съезжаются участники из всех близлежащих городов, — рассказывает директор института. — Это доказывает, что сегодня, в условиях кризиса, на такие знания имеется большой спрос».
Есть у института и программа по повышению квалификации муниципальных служащих. В 2004 г. институт выступил инициатором создания кафедры экономики города и муниципального образования на факультете государственного и муниципального управления Государственного университета — Высшей школы экономики. Цель создания кафедры — подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области экономики города и управления муниципальным социально-экономическим развитием. Здесь студентам преподается определенный блок дисциплин: жилищная экономика, жилищная политика, управление коммунальным комплексом, градорегулирование, инвестиционная политика муниципальных образований.
Институт, обладая определенным багажом наработок, успешно делится ими на проектных семинарах, курсах повышения квалификации для муниципальных служащих, учебных курсах в системе высшего образования.
Материал подготовила Ольга Горшенина


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно