Российская система госзакупок в очередной раз меняется. В основополагающий документ, регламентирующий систему — Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее — Закон № 94-ФЗ), — внесен ряд существенных изменений федеральными законами от 1 декабря 2008 г. № 225-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ и от 30 декабря 2008 г. № 323-ФЗ. Помимо этого в 2009 г. вступают в силу изменения, предусмотренные более ранними документами — Федеральными законами от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ и от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ. В этой статье мы постараемся рассмотреть наиболее значимые правки, внесенные всеми этими законами.
Андрей ХРАМКИН, директор Института госзакупок РАГС, председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам
Во-вторых, с 1 марта 2009 г. и до утверждения Минэкономразвития РФ номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в Закон № 94-ФЗ введено новое определение: под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товара, результаты работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми (ч. 19 ст. 65).
Общие положения Закона № 94-ФЗ
С 1 марта 2009 г. выбор специализированной организации возможен всеми предусмотренными Законом № 94-ФЗ способами, включая и размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 1, 2 ст. 6).
В отношении деятельности комиссий по размещению заказов наиболее значимым является новое требование об обязательности обучения ее членов. То есть в составе комиссии обязательно должны быть специалисты, прошедшие повышение квалификации или профессиональную переподготовку в сфере размещения заказов (ч. 3 ст. 7 и ч. 20 ст. 65). Таких специалистов должно быть не менее одного человека с 1 января 2009 г., не менее двух с 1 января 2010 г., не менее трех с 1 января 2011 г.
В отношении участников размещения заказов нормативно закреплено представительство интересов участников размещения заказа сторонними лицами. Эта норма закона вступает в силу с 1 марта 2009 г. (ч. 3 ст. 8, ч. 3В ст. 25).
В разделе, регламентирующем способы размещения государственных и муниципальных заказов, изменений не так много. Наиболее значимым является вступление в силу с 1 июля 2009 г. положения ч. 4.1 ст. 10 закона о том, что требование об обязательности применения исключительно процедуры аукциона начинает также применяться и к размещению заказа на федеральные автомобильные дороги общего пользования. Это изменение проистекает из положений Федерального закона от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ (в редакции от 1 декабря 2008 г.).
Раздел, регламентирующий государственные и муниципальные контракты, был подвергнут более значительной правке. С 1 января 2009 г. вступили в силу отдельные положения, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ. В частности, начала действовать новая редакция ч. 6 ст. 9 и прекратила действие ч. 10 ст. 65 Закона № 94-ФЗ. То есть устанавлены ограничения на право изменить в пределах 10 % объем контракта. У заказчика остается только право менять объем отдельных видов работ, услуг в конкурсе, при этом объем товаров может по-прежнему меняться в конкурсе и аукционе. На этапе заключения контракта (ч. 6.5. ст. 9) возможно изменение количества закупаемого товара на сумму сделанной победителем «скидки» от начальной (максимальной) цены контракта. На этапе исполнения контракта (ч. 6 ст. 9) возможность изменения количества поставляемого товара несколько сложнее. Во-первых, изменение количества поставляемого товара допускается в пределах плюс-минус 10 % от первоначального количества (объема) контракта. Во-вторых, есть дополнительное нормативное ограничение в тех случаях, когда контракт заключен по результатам конкурса: изменения для поставляемого товара и объема закупаемых либо связанных с ними дополнительных работ, услуг допускаются лишь в исключительных случаях.
В части регламентации контрактов появилась временная «антикризисная» поправка. Она заключается в том, что Правительство РФ устанавливает случаи, в которых с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. включительно цена государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, заключенного до 1 января 2009 г., должна быть снижена, а также порядок и размер такого снижения цены государственного контракта. При этом возмещение подрядчику убытков, причиненных в связи со снижением цены государственного контракта, не осуществляется (ч. 9.1 ст. 65).
В изменениях, внесенных в Закон № 94-ФЗ, был учтен опыт правоприменения прошлых лет, и с 1 января 2009 г. заказчик по согласованию с поставщиком может уменьшить цену контракта без изменения количества и объема поставляемых / оказываемых товаров, работ и услуг, то есть учесть возможные сезонные и другие скидки (ч. 4.1 ст. 9).
В заключение подраздела, связанного с вопросами заключаемых государственных и муниципальных контрактов, следует учитывать, что с 1 марта 2009 г. все протоколы отказа от заключения контракта подписываются только заказчиком (ч. 3 ст. 9). В обязательные требования к участникам размещения заказа путем проведения торгов с 1 марта 2009 г. внесена одна корректива: срок требования о неприостановлении деятельности участника сдвинут со дня рассмотрения на день подачи заявок (п. 3 ч. 1 ст. 11).
В части условий допуска к участию в торгах тоже внесено только одно изменение, вступившее в силу с 1 марта 2009 г. Раньше основанием для отклонения заявки являлось невнесение средств в качестве обеспечения заявки, а теперь от участника требуется только представить документ или копию документа, подтверждающего внесение соответствующих средств (п. 3 ч. 1 ст. 12, п. 3а ч. 3 ст. 25, п. 3а ч. 2 ст. 35).
В статье, посвященной национальному режиму, полностью переработан один из разделов. Нормативно определены два случая, когда Минэкономразвития РФ может устанавливать условия допуска иностранных товаров, работ и услуг (ч. 3 ст. 13). Это изменение вступило в силу с 1 января 2009 г. Действующий порядок предоставления преференций участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, изложен в приказе Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. № 427 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд».
Затрагивая проблематику размещения заказа у субъектов малого предпринимательства, необходимо обратить внимание на два принципиальных изменения. Во-первых, если раньше муниципальные заказчики имели право размещать часть своего заказа у субъектов малого предпринимательства, то с 1 января 2009 г. это стало их обязанностью (ч. 1 ст. 15). Во-вторых, изменен нормативный порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства. Теперь начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) устанавливается Правительством РФ (п. 1.1. ч. 1 ст. 15). На переходный период начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ у субъектов малого предпринимательства не должна превышать 3 млн руб., начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на оказание услуг не должна превышать 2 млн руб. (ч. 21 ст. 65).
В части информационного обеспечения размещения заказов требование о едином официальном сайте для опубликования информации о размещении заказа (для всех уровней бюджетной системы) вступает в силу с 1 января 2011 г. В этот же срок отменяется обязательность публикации информации о размещении заказов в официальных печатных изданиях для заказчиков уровня субъекта РФ и местного самоуправления (ст. 16).
Еще одним новшеством требований к содержанию КД стало требование об установлении заказчиком порядка оформления заявки участника. Все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. При этом законодательно закрепляется, что ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе (п. 1 ч. 4 ст. 22, ч. 3.3. ст. 25). Эти требования вступили в силу с 1 марта 2009 г.
Уточнено содержание требований КД при закупке работ по выполнению технического обслуживания и (или) ремонта техники. С 1 марта 2009 г. заказчик, уполномоченный орган вправе указать в КД начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе цену работ по замене запасных частей (п. 4.1 ч. 4 ст. 22).
Также с 1 марта 2009 г. изменилась дата начала отсчета временного периода, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект контракта: теперь он начинается со дня размещения протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на официальном сайте (п. 16 ч. 4 ст. 22).
Уточняются требования и дополняется список документов, которые должны содержаться в заявке участника конкурса. В частности, дана расшифровка того, что понимается под документами, подтверждающими полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа (п. 1в ч. 3 ст. 25). В дополнение к тем документам, которые требовались раньше, участникам необходимо будет прикладывать копии учредительных документов (для юридических лиц) и решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой (п. 1д, 1е ч. 3 ст. 25). При этом новой редакцией ч. 4 ст. 25 закрепляется норма о запрете истребования от участников оригиналов документов. Эти изменения вступили в силу с 1 марта 2009 г.
Регламентация этапа оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе также изменилась. Во-первых, до 30 дней увеличен срок оценки и сопоставления заявок при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт, начальная (максимальная) цена которого превышает 50 млн руб., либо на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ (ч. 1 ст. 28). Во-вторых, конкурсная комиссия в соответствии с критерием «квалификация», вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у него опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в КД порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч. 4.1 ст. 28). Кроме того, расширен перечень работ и услуг, по которым весовое значение «квалификации» может достигать 45 % (ч. 6 ст. 28). Эти изменения вступили в силу с 1 марта 2009 г.
Также с 1 марта 2009 г. выделяется и отдельно регламентируется возможность заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа при размещении заказа на выполнение двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, составляющих один лот (далее — поисковая научно-исследовательская работа), с указанием количества таких контрактов. В Законе № 94-ФЗ это нашло отражение в п. 8.3, 15.2 ч. 4 ст. 22; ч. 6.1, 11.1 ст. 25; ч. 3.1, 8 ст. 26; ч. 1, 8.1 ст. 28.
Так же как и в конкурсах, с 31 декабря 2008 г. в аукционах допускается давать ссылки на товарные знаки. Если же в документации об аукционе (далее — ДОА) содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, необходимо также дать ссылку на товарный знак российского аналога и добавить фразу «или эквивалент» (ч. 3 ст. 34).
С 1 марта 2009 г. уточняются дополнительные сведения, содержащиеся в ДОА, при размещении заказа на услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене запасных частей (п. 4.1 ч. 4 ст. 34). Также с 1 марта 2009 г. в ДОА должны содержаться сведения об оформлении и форме заявки на участие в аукционе (п. 1 ч. 4 ст. 34). Изменилась дата начала отсчета времени десятидневного срока, в течение которого заказчик не имеет права подписывать контракт с победителем аукциона (п. 6 ч. 4 ст. 34). Устранена техническая ошибка законодателей: дата «вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе» заменена указанием на дату окончания подачи заявок на участие в аукционе (ч. 5.1 ст. 34).
С 1 марта 2009 г. уточняется перечень документов, подтверждающих полномочия лица, осуществляющего действия от имени участника. Появляется возможность требовать учредительные документы участников и официальные подтверждения разрешения на совершение сделки участником, в случае если заключение контракта будет относиться к «крупным сделкам», если необходимость такого разрешения установлена законодательством РФ (п. 1в–1д ч. 1 ст. 35).
С 1 марта 2009 г. законодательно установлен порядок оформления заявки на участие в аукционе. В то же время ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы и тома заявки должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе (ч. 2.2 ст. 35). При этом заказчики не имеют права требовать от участников предоставления оригиналов документов (ч. 3 ст. 35).
Порядок проведения аукциона принципиальных содержательных изменений не претерпел. С 1 марта 2009 г. внесены уточнения в процедуру закупки технического обслуживания и (или) ремонта техники и необходимых запчастей. Теперь одновременно торгуется и цена услуги (обслуживание и ремонт), и цена товара (запчастей). Полученное в результате аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта распределяется пропорционально и на цену обслуживания, и на единичные расценки запчастей (ч. 4.1, 5.2, 6.2, 12 ст. 37).
С 1 марта 2009 г. вступила в силу специальная поправка, регламентирующая особую ситуацию, когда проведенный аукцион на поставку лекарственных средств для федеральных государственных нужд был признан несостоявшимся в силу отсутствия заявок или отклонения всех поступивших заявок на этапе рассмотрения. Допускается, по согласованию с Федеральной антимонопольной службой, провести закупку у единственного поставщика или провести аукцион повторно с пропорциональным уменьшением объема поставки и начальной (максимальной) цены контракта (ч. 3 ст. 40). Вместе с тем при повторной процедуре предусмотрен ряд дополнительных ограничений (ч. 1, 3.1, 4 ст. 33, п. 6 ч. 4, 9 ст. 34, ч. 2 ст. 57).В результате последних изменений с 1 июля 2009 г. существенно изменится процедура размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Статья Закона 94-ФЗ, регламентирующая данную процедуру, переписана полностью (ст. 41).
Также с 31 декабря 2008 г. в запросе котировок допускается давать ссылку на товарные знаки с добавлением фразы «или эквивалент», но если ссылка дается на товарный знак импортной продукции, то дополнительно также должен быть указан товарный знак российского аналога (ч. 2 ст. 44).
Принципиальной новацией процедуры запроса котировок стало следующее. Если в случае продления срока из-за того, что изначально поступила только одна заявка, полностью соответствующая условиям запроса котировок, по результатам продления срока больше заявок не поступило, для упомянутого ранее единственного участника заключение контракта становится обязательным. Отказ такого участника от заключения контракта трактуется законом как уклонение от заключения контракта со всеми вытекающими последствиями (ч. 6 ст. 46, ч. 7 ст. 47). Это изменение вступило в силу с 1 марта 2009 г.
С 1 марта 2009 г. по результатам запроса котировок государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней (ч. 7.1 ст. 47, ч. 2 ст. 57).
Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
С 31 декабря 2008 г. расширился перечень оснований для применения процедуры размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (п. 23-31 ч. 2 ст. 55). С той же даты вступили в силу особые условия размещения заказа у единственного поставщика на поставку товаров для государственных нужд учреждениями, исполняющими наказания (ст. 55.2).
Любые существенные корректировки «правил игры» почти всегда вызывают негативные эмоции. Особенно болезненной реакция бывает, когда происходит это так часто, как наблюдается в сфере госзакупок. Тем не менее нет худа без добра: все изменения продиктованы правоприменительной практикой и решают задачи более эффективного размещения заказов, что является актуальнейшей задачей в условиях кризиса и общего сокращения бюджетных расходов.
Андрей ХРАМКИН, директор Института госзакупок РАГС, председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам
Понятийный аппарат
Во-первых, следует обратить внимание на изменение статуса государственных и муниципальных заказчиков. С 1 марта 2009 г. все бюджетные учреждения уровня субъекта и уровня муниципалитета стали соответственно государственными или муниципальными заказчиками в силу «буквы закона» (ч. 1 ст. 4).Во-вторых, с 1 марта 2009 г. и до утверждения Минэкономразвития РФ номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в Закон № 94-ФЗ введено новое определение: под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товара, результаты работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми (ч. 19 ст. 65).
Общие положения Закона № 94-ФЗ
С 1 марта 2009 г. выбор специализированной организации возможен всеми предусмотренными Законом № 94-ФЗ способами, включая и размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 1, 2 ст. 6).
В отношении деятельности комиссий по размещению заказов наиболее значимым является новое требование об обязательности обучения ее членов. То есть в составе комиссии обязательно должны быть специалисты, прошедшие повышение квалификации или профессиональную переподготовку в сфере размещения заказов (ч. 3 ст. 7 и ч. 20 ст. 65). Таких специалистов должно быть не менее одного человека с 1 января 2009 г., не менее двух с 1 января 2010 г., не менее трех с 1 января 2011 г.
В отношении участников размещения заказов нормативно закреплено представительство интересов участников размещения заказа сторонними лицами. Эта норма закона вступает в силу с 1 марта 2009 г. (ч. 3 ст. 8, ч. 3В ст. 25).
В разделе, регламентирующем способы размещения государственных и муниципальных заказов, изменений не так много. Наиболее значимым является вступление в силу с 1 июля 2009 г. положения ч. 4.1 ст. 10 закона о том, что требование об обязательности применения исключительно процедуры аукциона начинает также применяться и к размещению заказа на федеральные автомобильные дороги общего пользования. Это изменение проистекает из положений Федерального закона от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ (в редакции от 1 декабря 2008 г.).
Раздел, регламентирующий государственные и муниципальные контракты, был подвергнут более значительной правке. С 1 января 2009 г. вступили в силу отдельные положения, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ. В частности, начала действовать новая редакция ч. 6 ст. 9 и прекратила действие ч. 10 ст. 65 Закона № 94-ФЗ. То есть устанавлены ограничения на право изменить в пределах 10 % объем контракта. У заказчика остается только право менять объем отдельных видов работ, услуг в конкурсе, при этом объем товаров может по-прежнему меняться в конкурсе и аукционе. На этапе заключения контракта (ч. 6.5. ст. 9) возможно изменение количества закупаемого товара на сумму сделанной победителем «скидки» от начальной (максимальной) цены контракта. На этапе исполнения контракта (ч. 6 ст. 9) возможность изменения количества поставляемого товара несколько сложнее. Во-первых, изменение количества поставляемого товара допускается в пределах плюс-минус 10 % от первоначального количества (объема) контракта. Во-вторых, есть дополнительное нормативное ограничение в тех случаях, когда контракт заключен по результатам конкурса: изменения для поставляемого товара и объема закупаемых либо связанных с ними дополнительных работ, услуг допускаются лишь в исключительных случаях.
В части регламентации контрактов появилась временная «антикризисная» поправка. Она заключается в том, что Правительство РФ устанавливает случаи, в которых с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. включительно цена государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, заключенного до 1 января 2009 г., должна быть снижена, а также порядок и размер такого снижения цены государственного контракта. При этом возмещение подрядчику убытков, причиненных в связи со снижением цены государственного контракта, не осуществляется (ч. 9.1 ст. 65).
В изменениях, внесенных в Закон № 94-ФЗ, был учтен опыт правоприменения прошлых лет, и с 1 января 2009 г. заказчик по согласованию с поставщиком может уменьшить цену контракта без изменения количества и объема поставляемых / оказываемых товаров, работ и услуг, то есть учесть возможные сезонные и другие скидки (ч. 4.1 ст. 9).
В заключение подраздела, связанного с вопросами заключаемых государственных и муниципальных контрактов, следует учитывать, что с 1 марта 2009 г. все протоколы отказа от заключения контракта подписываются только заказчиком (ч. 3 ст. 9). В обязательные требования к участникам размещения заказа путем проведения торгов с 1 марта 2009 г. внесена одна корректива: срок требования о неприостановлении деятельности участника сдвинут со дня рассмотрения на день подачи заявок (п. 3 ч. 1 ст. 11).
В части условий допуска к участию в торгах тоже внесено только одно изменение, вступившее в силу с 1 марта 2009 г. Раньше основанием для отклонения заявки являлось невнесение средств в качестве обеспечения заявки, а теперь от участника требуется только представить документ или копию документа, подтверждающего внесение соответствующих средств (п. 3 ч. 1 ст. 12, п. 3а ч. 3 ст. 25, п. 3а ч. 2 ст. 35).
В статье, посвященной национальному режиму, полностью переработан один из разделов. Нормативно определены два случая, когда Минэкономразвития РФ может устанавливать условия допуска иностранных товаров, работ и услуг (ч. 3 ст. 13). Это изменение вступило в силу с 1 января 2009 г. Действующий порядок предоставления преференций участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, изложен в приказе Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. № 427 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд».
Затрагивая проблематику размещения заказа у субъектов малого предпринимательства, необходимо обратить внимание на два принципиальных изменения. Во-первых, если раньше муниципальные заказчики имели право размещать часть своего заказа у субъектов малого предпринимательства, то с 1 января 2009 г. это стало их обязанностью (ч. 1 ст. 15). Во-вторых, изменен нормативный порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства. Теперь начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) устанавливается Правительством РФ (п. 1.1. ч. 1 ст. 15). На переходный период начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ у субъектов малого предпринимательства не должна превышать 3 млн руб., начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на оказание услуг не должна превышать 2 млн руб. (ч. 21 ст. 65).
В части информационного обеспечения размещения заказов требование о едином официальном сайте для опубликования информации о размещении заказа (для всех уровней бюджетной системы) вступает в силу с 1 января 2011 г. В этот же срок отменяется обязательность публикации информации о размещении заказов в официальных печатных изданиях для заказчиков уровня субъекта РФ и местного самоуправления (ст. 16).
Конкурсы
С учетом правоприменительной практики последних лет в ч. 3 ст. 22 Закона № 94-ФЗ появилось указание на то, что с 31 декабря 2009 г. конкурсная документация (далее — КД) может содержать указание на товарные знаки, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта. В случае если в КД содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в КД также должно содержаться указание на товарный знак аналогичного товара российского происхождения (при наличии информации о таком товаре). При указании в КД на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров и необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с уже используемыми товарами.Еще одним новшеством требований к содержанию КД стало требование об установлении заказчиком порядка оформления заявки участника. Все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. При этом законодательно закрепляется, что ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе (п. 1 ч. 4 ст. 22, ч. 3.3. ст. 25). Эти требования вступили в силу с 1 марта 2009 г.
Уточнено содержание требований КД при закупке работ по выполнению технического обслуживания и (или) ремонта техники. С 1 марта 2009 г. заказчик, уполномоченный орган вправе указать в КД начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе цену работ по замене запасных частей (п. 4.1 ч. 4 ст. 22).
Также с 1 марта 2009 г. изменилась дата начала отсчета временного периода, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект контракта: теперь он начинается со дня размещения протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на официальном сайте (п. 16 ч. 4 ст. 22).
Уточняются требования и дополняется список документов, которые должны содержаться в заявке участника конкурса. В частности, дана расшифровка того, что понимается под документами, подтверждающими полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа (п. 1в ч. 3 ст. 25). В дополнение к тем документам, которые требовались раньше, участникам необходимо будет прикладывать копии учредительных документов (для юридических лиц) и решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой (п. 1д, 1е ч. 3 ст. 25). При этом новой редакцией ч. 4 ст. 25 закрепляется норма о запрете истребования от участников оригиналов документов. Эти изменения вступили в силу с 1 марта 2009 г.
Регламентация этапа оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе также изменилась. Во-первых, до 30 дней увеличен срок оценки и сопоставления заявок при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт, начальная (максимальная) цена которого превышает 50 млн руб., либо на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ (ч. 1 ст. 28). Во-вторых, конкурсная комиссия в соответствии с критерием «квалификация», вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у него опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в КД порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч. 4.1 ст. 28). Кроме того, расширен перечень работ и услуг, по которым весовое значение «квалификации» может достигать 45 % (ч. 6 ст. 28). Эти изменения вступили в силу с 1 марта 2009 г.
Также с 1 марта 2009 г. выделяется и отдельно регламентируется возможность заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа при размещении заказа на выполнение двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, составляющих один лот (далее — поисковая научно-исследовательская работа), с указанием количества таких контрактов. В Законе № 94-ФЗ это нашло отражение в п. 8.3, 15.2 ч. 4 ст. 22; ч. 6.1, 11.1 ст. 25; ч. 3.1, 8 ст. 26; ч. 1, 8.1 ст. 28.
Аукционы
Все большее внимание законодателями уделяется процедуре открытого аукциона в электронной форме. С 1 июля 2009 г. для этой процедуры вводится возможность установления обеспечения участия (ч. 5 ст. 32).Так же как и в конкурсах, с 31 декабря 2008 г. в аукционах допускается давать ссылки на товарные знаки. Если же в документации об аукционе (далее — ДОА) содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, необходимо также дать ссылку на товарный знак российского аналога и добавить фразу «или эквивалент» (ч. 3 ст. 34).
С 1 марта 2009 г. уточняются дополнительные сведения, содержащиеся в ДОА, при размещении заказа на услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене запасных частей (п. 4.1 ч. 4 ст. 34). Также с 1 марта 2009 г. в ДОА должны содержаться сведения об оформлении и форме заявки на участие в аукционе (п. 1 ч. 4 ст. 34). Изменилась дата начала отсчета времени десятидневного срока, в течение которого заказчик не имеет права подписывать контракт с победителем аукциона (п. 6 ч. 4 ст. 34). Устранена техническая ошибка законодателей: дата «вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе» заменена указанием на дату окончания подачи заявок на участие в аукционе (ч. 5.1 ст. 34).
С 1 марта 2009 г. уточняется перечень документов, подтверждающих полномочия лица, осуществляющего действия от имени участника. Появляется возможность требовать учредительные документы участников и официальные подтверждения разрешения на совершение сделки участником, в случае если заключение контракта будет относиться к «крупным сделкам», если необходимость такого разрешения установлена законодательством РФ (п. 1в–1д ч. 1 ст. 35).
С 1 марта 2009 г. законодательно установлен порядок оформления заявки на участие в аукционе. В то же время ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы и тома заявки должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе (ч. 2.2 ст. 35). При этом заказчики не имеют права требовать от участников предоставления оригиналов документов (ч. 3 ст. 35).
Порядок проведения аукциона принципиальных содержательных изменений не претерпел. С 1 марта 2009 г. внесены уточнения в процедуру закупки технического обслуживания и (или) ремонта техники и необходимых запчастей. Теперь одновременно торгуется и цена услуги (обслуживание и ремонт), и цена товара (запчастей). Полученное в результате аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта распределяется пропорционально и на цену обслуживания, и на единичные расценки запчастей (ч. 4.1, 5.2, 6.2, 12 ст. 37).
С 1 марта 2009 г. вступила в силу специальная поправка, регламентирующая особую ситуацию, когда проведенный аукцион на поставку лекарственных средств для федеральных государственных нужд был признан несостоявшимся в силу отсутствия заявок или отклонения всех поступивших заявок на этапе рассмотрения. Допускается, по согласованию с Федеральной антимонопольной службой, провести закупку у единственного поставщика или провести аукцион повторно с пропорциональным уменьшением объема поставки и начальной (максимальной) цены контракта (ч. 3 ст. 40). Вместе с тем при повторной процедуре предусмотрен ряд дополнительных ограничений (ч. 1, 3.1, 4 ст. 33, п. 6 ч. 4, 9 ст. 34, ч. 2 ст. 57).В результате последних изменений с 1 июля 2009 г. существенно изменится процедура размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Статья Закона 94-ФЗ, регламентирующая данную процедуру, переписана полностью (ст. 41).
Запрос котировок
В требования, предъявляемые к содержанию запроса котировок, было внесено единственное дополнение — с 1 марта 2009 г. допускается устанавливать требование об отсутствии сведений об участнике запроса котировок в реестре недобросовестных поставщиков (п. 12 ст. 43).Также с 31 декабря 2008 г. в запросе котировок допускается давать ссылку на товарные знаки с добавлением фразы «или эквивалент», но если ссылка дается на товарный знак импортной продукции, то дополнительно также должен быть указан товарный знак российского аналога (ч. 2 ст. 44).
Принципиальной новацией процедуры запроса котировок стало следующее. Если в случае продления срока из-за того, что изначально поступила только одна заявка, полностью соответствующая условиям запроса котировок, по результатам продления срока больше заявок не поступило, для упомянутого ранее единственного участника заключение контракта становится обязательным. Отказ такого участника от заключения контракта трактуется законом как уклонение от заключения контракта со всеми вытекающими последствиями (ч. 6 ст. 46, ч. 7 ст. 47). Это изменение вступило в силу с 1 марта 2009 г.
С 1 марта 2009 г. по результатам запроса котировок государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней (ч. 7.1 ст. 47, ч. 2 ст. 57).
Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
С 31 декабря 2008 г. расширился перечень оснований для применения процедуры размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (п. 23-31 ч. 2 ст. 55). С той же даты вступили в силу особые условия размещения заказа у единственного поставщика на поставку товаров для государственных нужд учреждениями, исполняющими наказания (ст. 55.2).
Любые существенные корректировки «правил игры» почти всегда вызывают негативные эмоции. Особенно болезненной реакция бывает, когда происходит это так часто, как наблюдается в сфере госзакупок. Тем не менее нет худа без добра: все изменения продиктованы правоприменительной практикой и решают задачи более эффективного размещения заказов, что является актуальнейшей задачей в условиях кризиса и общего сокращения бюджетных расходов.