Трудоустройство по профилю диплома является одним из главных критериев востребованности специалистов. Но в России сегодня только половина выпускников вузов работают по полученной специальности. Несоответствие качества профессионального образования потребностям реального сектора экономики — одна из серьезнейших проблем современной России.
Причина этого кроется в крайне неэффективном взаимодействии устаревшей системы образования и рынка труда, практически отсутствующей интеграции высшей школы и реального сектора экономики. По прогнозам экспертов, сильнее всего этот перекос скажется во время наступившего кризиса на выпускниках вузов 2009 и 2010 гг. Как считает ректор ВШЭ Я. И. Кузьминов, 30–40 % выпускников 2009 г. не смогут найти работу в ближайшие три месяца после получения диплома.
Большая проблема состоит в том, что предприятия зачастую не удовлетворены качеством специалистов, подготовленных для них вузами. По мнению работодателей, не менее 38 % принятых на работу молодых специалистов нуждаются в переобучении. На «доработку» каждого из них предприятие в среднем теряет от одного до трех месяцев. В предыдущие годы компании тратили огромную сумму — до 500 млрд руб. ежегодно, чтобы переподготовить принимаемых на работу молодых специалистов. Но еще до кризиса наметилась тенденция, когда предприятия не хотели доучивать своих работников в системе образования и все больше направляли их на переобучение не в учебные заведения, а на производство: на свое предприятие, в компании-партнеры или за рубеж. Сейчас при повсеместном сокращении издержек работодатели тем более не будут тратить средства на переобучение, ведь при массовых увольнениях есть возможность нанять за те же деньги готового профессионала. Кроме того, бизнес фактически создал собственную альтернативную систему образования: учебные центры, курсы переподготовки, собственные колледжи и техникумы и даже собственные вузы.
Сложившаяся ситуация не может пойти на пользу и бюджету страны. С 2003 по 2008 г. ежегодные бюджетные ассигнования на одного студента выросли с 8,5 тыс. руб. до почти 30 тыс. руб. В 2008 г. российские государственные и муниципальные вузы выпустили свыше 1,1 млн студентов. Если предположить, что каждый из них учился пять лет и в среднем в год на него тратилось 20 тыс. руб., то на обучение половины выпускников (то есть тех, кто не пошел работать по специальности) было потрачено 55 млрд руб.
Самое большое нежелание работать по специальности демонстрируют российские инженеры. Несмотря на распространенное мнение о том, что в нашей стране слишком мало инженеров при перепроизводстве экономистов и юристов, цифры говорят об обратном. Среди всех работников с высшим образованием инженеры составляют 30 %, а среди мужчин эта цифра достигает 45 %. Однако около 60 % из них не работают по специальности, а 30 % стали рабочими. Таким образом, недопроизводства инженеров нет, имеется нехватка качественных инженеров, как, впрочем, и представителей других специальностей.
Вместе с тем вынужденная переквалификация инженеров и педагогов в менеджеры по продажам и страховые агенты происходит не только из-за общего снижения качества высшего образования и несоответствия профессионального уровня вчерашних выпускников запросам работодателей. Еще одна причина — несоответствие объемов выпуска требованиям рынка. Некоторые полагают, что положение можно исправить, создав центры, которые смогут прогнозировать запросы экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Однако даже в странах с развитой рыночной экономикой центры, занятые планированием рынка труда, не всегда дают точные прогнозы. Например, кто мог пять лет назад спрогнозировать нынешний кризис и его последствия? Какие специалисты нужны в данный момент нашей экономике, а каких переизбыток — легко подсчитать. Но какие специальности и в каком количестве потребуются через несколько лет, предсказать крайне трудно.
Еще один нюанс: в условиях экономического роста последних лет многие абитуриенты сознательно поступали в вузы на специальности, по которым в дальнейшем не собирались работать. Выпускники школ, получившие низкий балл по ЕГЭ с легкостью могли поступить в областные инженерные вузы, чтобы по их окончании пойти в рабочие. После гуманитарных университетов среднего уровня выпускники могли найти себе применение в бурно развивавшемся секторе торговли и услуг.
Таким образом, данные исследования показывают, что высшее образование помогает найти работу, хотя и не всегда высокооплачиваемую. Так, в 2008 г. официальная безработица в России составила 6,3 %. При этом среди людей с высшим образованием ее уровень составил лишь 2,8 %, со средним специальным образованием — 4,7 %, с начальным профессиональным — 6,6 %. Поэтому неслучайно тяга к высшему образованию в нашей стране очень высока: 85 % российских семей хотят, чтобы их дети обязательно окончили вуз. А значит, нужно найти способы удовлетворить это похвальное стремление россиян и в то же время сделать высшее образование отвечающим современным экономическим реалиям.
Качество подготовки выпускников
Как показало недавно опубликованное совместное исследование Высшей школы экономики (ВШЭ) и Росстата, более половины выпускников российских вузов устраиваются на работу не по специальности диплома. Аналитики сопоставили дипломы 28,5 тыс. работающих россиян из всех регионов страны с их нынешними профессиями. По указанным в дипломе специальностям и близким профессиям работают только 49,6 % человек, а если строго сопоставить специальность по диплому и выбранную профессию, то окажется, что по специальности работают всего 37 %.Причина этого кроется в крайне неэффективном взаимодействии устаревшей системы образования и рынка труда, практически отсутствующей интеграции высшей школы и реального сектора экономики. По прогнозам экспертов, сильнее всего этот перекос скажется во время наступившего кризиса на выпускниках вузов 2009 и 2010 гг. Как считает ректор ВШЭ Я. И. Кузьминов, 30–40 % выпускников 2009 г. не смогут найти работу в ближайшие три месяца после получения диплома.
Большая проблема состоит в том, что предприятия зачастую не удовлетворены качеством специалистов, подготовленных для них вузами. По мнению работодателей, не менее 38 % принятых на работу молодых специалистов нуждаются в переобучении. На «доработку» каждого из них предприятие в среднем теряет от одного до трех месяцев. В предыдущие годы компании тратили огромную сумму — до 500 млрд руб. ежегодно, чтобы переподготовить принимаемых на работу молодых специалистов. Но еще до кризиса наметилась тенденция, когда предприятия не хотели доучивать своих работников в системе образования и все больше направляли их на переобучение не в учебные заведения, а на производство: на свое предприятие, в компании-партнеры или за рубеж. Сейчас при повсеместном сокращении издержек работодатели тем более не будут тратить средства на переобучение, ведь при массовых увольнениях есть возможность нанять за те же деньги готового профессионала. Кроме того, бизнес фактически создал собственную альтернативную систему образования: учебные центры, курсы переподготовки, собственные колледжи и техникумы и даже собственные вузы.
Сложившаяся ситуация не может пойти на пользу и бюджету страны. С 2003 по 2008 г. ежегодные бюджетные ассигнования на одного студента выросли с 8,5 тыс. руб. до почти 30 тыс. руб. В 2008 г. российские государственные и муниципальные вузы выпустили свыше 1,1 млн студентов. Если предположить, что каждый из них учился пять лет и в среднем в год на него тратилось 20 тыс. руб., то на обучение половины выпускников (то есть тех, кто не пошел работать по специальности) было потрачено 55 млрд руб.
Ненужные специалисты
Конечно, не всегда карьера человека развивается так, как он рассчитывал в студенческие годы. И хотя в других странах тоже бывают случаи, когда выпускник работает не по специальности диплома, однако систематическое несовпадение образования и профессии все-таки редкость. В Швеции не по полученной в институте профессии работает всего 18 % дипломированных специалистов, во Франции и США — около 25 %.Самое большое нежелание работать по специальности демонстрируют российские инженеры. Несмотря на распространенное мнение о том, что в нашей стране слишком мало инженеров при перепроизводстве экономистов и юристов, цифры говорят об обратном. Среди всех работников с высшим образованием инженеры составляют 30 %, а среди мужчин эта цифра достигает 45 %. Однако около 60 % из них не работают по специальности, а 30 % стали рабочими. Таким образом, недопроизводства инженеров нет, имеется нехватка качественных инженеров, как, впрочем, и представителей других специальностей.
Вместе с тем вынужденная переквалификация инженеров и педагогов в менеджеры по продажам и страховые агенты происходит не только из-за общего снижения качества высшего образования и несоответствия профессионального уровня вчерашних выпускников запросам работодателей. Еще одна причина — несоответствие объемов выпуска требованиям рынка. Некоторые полагают, что положение можно исправить, создав центры, которые смогут прогнозировать запросы экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Однако даже в странах с развитой рыночной экономикой центры, занятые планированием рынка труда, не всегда дают точные прогнозы. Например, кто мог пять лет назад спрогнозировать нынешний кризис и его последствия? Какие специалисты нужны в данный момент нашей экономике, а каких переизбыток — легко подсчитать. Но какие специальности и в каком количестве потребуются через несколько лет, предсказать крайне трудно.
Тяга к высшему образованию
Решать проблему подготовки специалистов для российской экономики требуется в двух направлениях. Во-первых, необходимо резко сократить огромное количество крайне узких специальностей, по которым с советских времен учат в наших вузах, но которые уже не нужны экономике. Список профессий, которые получают в наших высших учебных заведениях, доходит до 600 наименований. Между тем в развитых странах количество специальностей в высших учебных заведениях не превышает 80 наименований. Во-вторых, нужно улучшать качество образования и готовить специалистов более широкого профиля, которые смогут найти себе применение в нескольких смежных сферах деятельности и при этом использовать знания, полученные в вузе. Первые шаги в этих направлениях уже делаются: ликвидируются экономические и юридические факультеты в непрофильных вузах, педагогические вузы перепрофилируются в гуманитарные университеты широкого профиля.Еще один нюанс: в условиях экономического роста последних лет многие абитуриенты сознательно поступали в вузы на специальности, по которым в дальнейшем не собирались работать. Выпускники школ, получившие низкий балл по ЕГЭ с легкостью могли поступить в областные инженерные вузы, чтобы по их окончании пойти в рабочие. После гуманитарных университетов среднего уровня выпускники могли найти себе применение в бурно развивавшемся секторе торговли и услуг.
Таким образом, данные исследования показывают, что высшее образование помогает найти работу, хотя и не всегда высокооплачиваемую. Так, в 2008 г. официальная безработица в России составила 6,3 %. При этом среди людей с высшим образованием ее уровень составил лишь 2,8 %, со средним специальным образованием — 4,7 %, с начальным профессиональным — 6,6 %. Поэтому неслучайно тяга к высшему образованию в нашей стране очень высока: 85 % российских семей хотят, чтобы их дети обязательно окончили вуз. А значит, нужно найти способы удовлетворить это похвальное стремление россиян и в то же время сделать высшее образование отвечающим современным экономическим реалиям.