25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 8768 Материалы по теме
юрий Филатов
В ситуации высокого уровня невостребованности выпускников российских вузов редким исключением из этого правила является Московский государственный строительный университет (МГСУ), который разработал эффективную систему повышения качества образования и обладает позитивным опытом в развитии интеграции высшей школы и реального сектора экономики.
Юрий ФИЛАТОВ, начальник Центра менеджмента качества МГСУ

В современных условиях рыночной экономики качество подготовки выпускников вузов приобретает новое значение. Это связано с тем, что именно качество подготовки специалиста определяет его конкурентоспособность на рынке труда, карьерный рост и материальное благополучие. Из этих факторов складывается удовлетворенность обучаемых как потребителей образовательных программ. Это отчетливо осознало руководство Московского государственного строительного университета, и в 2007–2008 гг. в МГСУ был предпринят ряд шагов по повышению качества подготовки выпускаемых университетом специалистов.
В 2007 г. в университете было создано Управление менеджмента качества образования. Главной его задачей является формирование в вузе системы менеджмента качества образования и постоянное повышение качества подготовки выпускников МГСУ на основе этой системы. Наличие ее в вузе — настоятельное веление времени, поскольку даже в условиях кризиса инвестиционно-строительный комплекс России будет постоянно выдвигать новые требования к компетентности выпускника.

Процессы идут настолько хорошо, насколько четко они прописаны

Первым этапом работы Управления (с октября 2008 г. — Центра, далее — Центр) менеджмента качества образования стало формирование модели системы менеджмента качества с детальной проработкой всех бизнес-процессов, их входами и выходами, назначением ответственных за процесс и четким соответствием процессов требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001–2001. Было также проведено обучение преподавателей и сотрудников МГСУ основным принципам менеджмента качества.
Нас не могло не порадовать, что уже через год подтвердился один из основных постулатов менеджмента как науки — процессы идут настолько хорошо, насколько четко они прописаны: количество отчисленных студентов дневной формы обучения снизилось на 5 %, а вечерней формы — на 10 %. Одновременно увеличилось количество хороших и отличных оценок на экзаменационных сессиях и количество дипломных работ, защищенных на «хорошо» и «отлично».

Инновационная образовательная программа

Существенным фактором повышения качества подготовки выпускников МГСУ стала реализация инновационной образовательной программы. Победа МГСУ в конкурсе вузов, внедряющих такие программы, и получение государственного финансирования в объеме 550 млн руб. позволили значительно укрепить лабораторную базу проведения научных исследований.
Вряд ли кто-то оспорит, что уровень материально-технической базы вуза самым существенным образом оказывает влияние на качество подготовки студентов. Приобретенное оборудование и программное обеспечение, среди которых имеется и уникальное, позволяет проводить научно-исследовательские работы по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий на более высоком, недоступном ранее уровне. В результате возрос интерес студентов старших курсов к исследовательским работам в рамках научно-исследовательских разработок студентов (НИРС). Участие старшекурсников в НИР таких «прорывных» направлений, как проектирование «интеллектуальных» зданий, нанотехнологии в разработке строительных материалов, в значительной степени способствует формированию специалистов, удовлетворяющих самым высоким требованиям. Кроме того, МГСУ видит в этих студентах один из ресурсов омоложения своих преподавательских и научно-исследовательских кадров.
Другим результатом реализации инновационно-образовательной программы стала актуализация учебно-методических материалов, поддерживающих образовательный процесс. Участвуя в конкурсе, МГСУ исходил из двух положений:
1) конкурс — событие, ограниченное временными рамками, а совершенствование всей системы подготовки высококлассных специалистов для строительного комплекса РФ — процесс постоянный. Поэтому МГСУ относился к вузам, объединенным в Ассоциацию строительных вузов, не как к конкурентам, а как к партнерам по реализации национального проекта «Образование»;
2) столичная «прописка» не означает, что лучшие преподавательские кадры по всем дисциплинам строительного профиля собраны в МГСУ.
В результате обновленные учебно-методические материалы были разработаны на конкурсной основе силами профессорско-преподавательской элиты не одного вуза, а 20 — столько вузов приняли участие в нашей сов­местной программе. Все эти материалы в формате DVD доступны обучающимся всех вузов-партнеров. Это дало возможность преподавателям уйти, наконец, от допотопной технологии «мел-доска-тряпка» и на порядок увеличить информационную насыщенность лекций. Поскольку лекционные курсы записаны наиболее опытными и квалифицированными профессорами, они еще и являются своего рода «мастер-классом» для молодых преподавателей.
Идея сохранения лучших учебно-методических материалов получила одобрение членов Президиума РААСН (Российской Академии архитектуры и строительных наук) — многие  академики в настоящее время записывают интереснейшие лекции, которые составят «золотой фонд» знаний в строительном образовании.

«Открытая сеть передачи и распространения профессиональных знаний в строительной отрасли»

Являясь головным вузом Ассоциации строительных вузов, МГСУ осознает свою ведущую роль в развитии строительного образования в России. Наиболее значимым результатом реализации инновационной образовательной программы МГСУ является создание такой структуры, как «Открытая сеть передачи и распространения профессиональных знаний в строительной отрасли». Открытая сеть — это территориально распределенный межвузовский и корпоративный комплекс, объединяющий учреждения высшего профессионального образования, предприятия инвестиционно-строительной сферы, а также научные учреждения и другие субъекты бизнес-сообщества. Уникальная информационная инфраструктура «Открытой сети» на базе наземных спутниковых станций Viasat позволяет проводить комплексные потоковые интернет-трансляции, в которых источник информации может находиться как в Москве, так и в любом из 20 вузов-партнеров с оборудованными в них приемными учебными центрами «Открытой сети».
Существует опыт проведения семинаров в режиме онлайн в 35 городах РФ, а также защит дипломных работ по программе МВА, когда государственная аттестационная комиссия находилась в Москве, а выпускники — в 18 городах России. Учебные материалы, в том числе лекции ведущих академиков, о которых упоминалось выше, ранее недоступные студентам в удаленных от Москвы регионах, стали транслироваться в режиме онлайн. «Открытая сеть» готова  и к новым идеям, и к новым партнерам. Ее расширение на практике способствует реализации конституционного права граждан РФ на получение качественного высшего образования независимо от места их проживания.

Программы DBA

В планах МГСУ на 2009 г. — разработка следующего этапа: программы DBA (доктор делового администрирования), дающей выпускникам пропуск в бизнес-элиту. Обе программы ориентированы на потребности инвестиционно-строительного комплекса и очень широко востребованы. Они относятся к дополнительному послевузовскому образованию, но МГСУ исходит из того, что выпускник любого факультета — «Водоснабжения и водоотведения», «Строительно-технологического» и других — будет работать в общем бизнес-пространстве и знания в области экономики, менеджмента и финансов будут ему необходимы. Поэтому МГСУ реализует широкий комплекс бизнес-семинаров, проводит обучение студентов в бизнес-лагерях на базах МГСУ в Подмосковье (г. Бронницы) и на Азовском море, сочетая его с активным оздоровлением студентов. Такая форма обучения студентам очень нравится.

Лучшая оценка — востребованность специалистов

Вышеперечисленные результаты деятельности МГСУ по повышению качества предоставляемых образовательных услуг подтверждены сертификатами соответствия требованиям стандартов ГОСТ Р ИСО 9001–2001 и ГОСТ Р 52614.2 — 2006, выданными Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации, а также сертификатом соответствия требованиям ISO 9001:2000, выданным авторитетным международным органом по сертификации систем менеджмента качества — швейцарской корпорацией SGS, входящей в элиту International Accreditation Forum.
Сертификация является важным подтверждением состоятельности и конкурентоспособности нашего начинания. Но еще более важной для нас является неформальная оценка качества продукции со стороны потребителя, то есть работодателя, ведь карьерный рост молодого специалиста находится в его руках и невозможен без удовлетворенности работодателя уровнем знаний, умений и навыков работника. С целью выявления этой удовлетворенности МГСУ дважды в год на Ярмарках вакансий проводит анкетирование работодателей по 19 позициям, которые оценивают профессиональную и личностную компетентность выпускников. Результаты анкетирования выявили высокую удовлетворенность работодателей теоретической и практической подготовкой выпускников МГСУ. А вот личностные характеристики, например умение работать в команде, руководить коллективом и другие, были оценены ниже, чем нам хотелось бы. Руководство МГСУ оперативно отреагировало на этот тревожный сигнал, создав в университете психолого-педагогический центр. Работники центра разработали психологические тренинги, направленные на развитие личностных качеств студентов. Было проведено анкетирование первокурсников, которое выявило высокую заинтересованность студентов в таких тренингах, и уже в текущем году психолого-педагогический центр приступает к их реализации.
В конце 2008 г. мы проводили исследования по уровню востребованности наших выпускников. Конечно, нужно признать, что строительная отрасль в России последние 10 лет очень бурно развивалась и во многом благодаря строительному буму востребованность наших выпускников была очень высока. При нашем университете есть служба трудоустройства и кадровое агентство, которые находили работу по профилю для всех без исключения наших выпускников в строительных, научно-исследовательских организациях.
Подводя итоги, можно констатировать, что Московский государственный строительный университет проводит интенсивную работу по повышению качества подготовки своих выпускников и степени удовлетворенности этим качеством работодателей. Но полный успех этой работы невозможен без объединения усилий работников вузов и профессионального сообщества. Естественно, что взгляд профессорско-преподавательского коллектива на проблему является все-таки односторонним. Только работники инвестиционно-строительного комплекса могут разработать «профиль» специалиста, который им нужен, и не на сегодня, а с опережением как минимум на пять лет. МГСУ готов работать «под заказ» строительных предприятий, что послужит новым импульсом в развитии отечественного строительного образования и его интеграции в европейское образовательное пространство, в котором российская система высшего профессионального образования должна занять достойное место.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно