Мировой опыт — 02 апреля 2009

Лондон без галстуков

Версия для печати 1895 Материалы по теме
Лондон
Лондон вчера и сегодня стал чем-то вроде столицы мира, собрав под своими знаменами десятки самых влиятельных политиков планеты и словно магнитом притянув к себе внимание всего мирового сообщества. Даже робкая все последние недели лондонская весна постыдилась прослыть негостеприимной и грянула в честь прибывших бравурным аккордом как никогда яркого солнца и рекордными 17 градусами тепла. В выигрыше от такой замечательной погоды остались высокие гости саммита, демонстранты и охраняющая одних от других полиция. Что же касается жителей города, то для них эти дни - далеко не праздничные.

Отправившись с утра пораньше в центр Лондона "на разведку", я немало подивилась примечательной малолюдности тех мест, где обычно яблоку упасть негде.

Заранее подробно ознакомленные с маршрутом ожидавшихся в Лондоне мощных демонстраций протеста столичные жители предпочли отложить запланированные на среду-четверг мероприятия, в том числе и походы по магазинам. А многие из тех, чье присутствие в офисе было необязательным, получили на эти дни от своих боссов разрешение работать дома.

Я была приятно удивлена, не встретив на своем пути в центр города никаких особых кордонов полиции. Хотя путь мой лежал через правительственный Уайтхолл мимо премьерской резиденции на Даунинг-стрит в Сити, финансовый центр страны, готовившийся к полудню того же дня принять мощный удар протестантов на себя. Оказавшись в нужное время в нужном месте, а именно к восьми утра на Уайтхолле, я засвидетельствовала грандиозную в своем величии сцену прибытия кортежа американского президента Барака Обамы на Даунинг-стрит. Памятуя весьма комичный инцидент, когда тяжелый лимузин высокого американского гостя, навещавшего Маргарет Тэтчер, застрял в узких воротах ее резиденции, я приготовилась наблюдать сцену замысловатых маневров шикарной, с президентским гербом на черном борту бронемашины, на которой подъезжал Обама. Однако на сей раз толпу туристов, уступивших дорогу кортежу, забавным инцидентом не порадовали. Обама вписался в поворот с неотразимым изяществом. Остальное, увы, понаблюдать не удалось. Туристов и сотрудников СМИ, кроме небольшого пула специально аккредитованных журналистов, вежливо оттеснили чуть в сторону от ворот премьерской резиденции.

Весьма примечательно, что движение по Уайтхоллу, по которому Обама двигался на Даунинг-стрит из резиденции американского посла, не перекрыли для городского транспорта. И красные дабл-дэкеры вместе с потоком прочих машин плыли как ни в чем не бывало по правительственному авеню.

И все-таки город стал иным в эти дни. Особенно сильно это ощущалось в Сити. В ночь на среду на финансовой "квадратной миле" вовсю стучали молотки. Рабочие забивали окна и двери банков и магазинов, оставляя доступными для покупателей и посетителей лишь боковые служебные входы. Деловой центр Лондона выглядит сегодня так, будто он приготовился к налету вражеских бомбардировщиков. Выйдя из метро у Бэнк оф Инглэнд, центрального банка страны, я обнаружила заколоченный фанерными щитами Мемориал Первой мировой войны и ставшие пустыми под щитами фанеры глазницы окон Королевского банка Шотландии. Именно по этим цитаделям "обнаглевшего капитализма" демонстранты намеревались прежде всего "открыть огонь".

Именно банкиров Сити собирались взять "на мушку" анархисты, бросившие на свой интернетовский сайт призывы атаковать финансовый центр Лондона и карту с обозначением всех главных учреждений Сити. Среди них Лондонская фондовая биржа, Банк Англии, "Джи Пи Морган", "Голдман Сакс" и Ройял бэнк оф Скотлэнд.

И что же несчастные английские банкиры? Спрятались в бронированных хранилищах банков? Отнюдь нет. Они попросту переоделись. Еще накануне моя приятельница, чей муж работает на Лондонской фондовой бирже, сказала мне, что служащим Сити рекомендовано не надевать в дни саммита своих деловых костюмов, не брать с собой портфелей, а нарядиться эдак под туристический люд - в джинсы, куртки и кроссовки. К этой информации я, признаться, отнеслась с некоторым скепсисом. И, о чудо! На самом деле вместо привычного зрелища спешащих по тротуарам Сити элегантных джентльменов в полосатых пиджаках и восхитительно нежных шелковых розовых галтуках я увидела толпы небрежно одетых, малопримечательных мужчин в кроссовках.

Столичной полиции, которая проводит в эти дни в Лондоне уникальную по масштабу и комплексности охранную операцию под кодовым названием "Гленко", выпала тяжелая ноша. Силами пяти тысяч полицейских и трех тысяч камер наружного наблюдения удерживаются под контролем вышедшие на улицы города сотни тысяч демонстрантов. Примечательно, что меньше всего в эти дни поминается вероятность террористических актов. И, применяя меры против разбушевавшихся демонстрантов, полиция Лондона использует лишь ограниченный набор мер закона об охране общественного порядка вместо куда более жесткого закона об антитерроризме.

Пробираясь по забаррикадированному полицейскими кордонами Сити, я спросила у стоящего возле Центробанка Англии констебля, ожидает ли полиция серьезных бесчинств и беспорядков. В ответ мне было сказано, что никто ничего не может на данный момент сказать определенно и что остается лишь надеяться на лучшее, готовясь к худшему. Иными словами, мне было дано понять, что солидными "разведданными" относительно намерений демонстрантов полиция не располагает.

Известно, однако, что главный удар протестующие готовят на четверг, нацеливаясь на цитадель самого саммита. Гигантский выставочный центр Эксел, расположенный в отдаленном от центра города районе Доклэндз, опоясали так называемым стальным кольцом охраны. Допуск на прилегающую к центру территорию осуществляется строго по специальным пропускам. Эти пропуска, снабженные фотографией, выдали жителям близлежащих кварталов. Все частные автомобили жителей района выдворены далеко в сторону на специальную парковку. Ближайшие магазины, бары и рестораны закрыты, что вызвало немало протестов со стороны пострадавших продавцов и рестораторов. Люди, чтобы попасть домой, по часу-полтора проходят через многочисленные кордоны полиции.

Заседание "двадцатки" началось сегодня в Экселе в семь утра. Но еще раньше президенты и премьеры могли быть разбужены в своих отелях шумными возгласами протестантов. "Шумный день" протеста, в сценарий которого входит барабанить в двери президентских отелей, был запланирован в качестве еще одной акции наиболее радикальной группой демонстрантов, выступающей под лозунгом "Расплавить "большую двадцатку". В этой ситуации лучше своих "товарищей по несчастью", вероятно, удастся выспаться Бараку Обаме, поскольку он остановился не в отеле, а в резиденции американского посла в Лондоне. Остается надеяться, что в дверь расположенного в Кенсингтоне отеля "Ройял Гарден", где живет президент Дмитрий Медведев, буянящая публика не достучится. Отель громадный, постояльцы, скорее всего, ничего не услышат...

Источник: "Российская газета"            
Поделиться