
В прошлую пятницу, выступая на XX съезде Ассоциации российских банков, Сергей Игнатьев заявил: «Наиболее острая фаза экономического кризиса позади. Думаю, что уже в ближайшие месяцы возобновится пусть и медленный, но рост экономики». Основные доводы в пользу такого мнения следующие: мировые цены на нефть стабилизировались на уровне, превышающем прогноз ЦБ в 41 долл. за баррель, завершена девальвация рубля, ситуация с ликвидностью нормализовалась, процентные ставки на межбанковском рынке снизились.
Поэтому, полагает г-н Игнатьев, второй волны кризиса не будет. Он признает, что доля просроченной задолженности в объеме кредитов, предоставленных населению, возросла с 3,2% на 1 сентября 2008 года до 4,4% на 1 марта 2009 года. «Проблема серьезная, но я не разделяю мнения о неизбежности второй волны кризиса», — заявил Сергей Игнатьев. По его мнению, банки действуют вполне разумно и достаточно быстро наращивают резервы на возможные потери по ссудам. В то же время г-н Игнатьев отметил, что «уровень просроченной задолженности непосредственно зависит от финансовой ситуации в реальном секторе; неявно предполагается, что финансовое положение реального сектора будет ухудшаться». Между тем на прошлой неделе глава Минфина Алексей Кудрин, наоборот, предвещал вторую волну проблем в финансовой системе России. «Это будет отраженная волна в связи с невозвратом кредитов реальным сектором», — говорил г-н Кудрин, выступая на коллегии Минэкономразвития. По его словам, это связано с тем, что в некоторых отраслях сроки невозврата кредитов колеблются от шести месяцев до года. Предприятия ждали возобновления спроса, однако пока их надежды не оправдались.
Финансовые власти ожидают, что к концу текущего года доля просроченных кредитов в банковской системе достигнет 10—15%. По независимым экспертным оценкам, доля просрочки в банковской системе может достичь 15—20%. Как заявил президент ВТБ Андрей Костин, доля «плохих» кредитов в портфеле банка к концу года ожидается на уровне 8%. Сегодня кредитные организации в авральном режиме наращивают резервы на возможные потери по ссудам, стараясь, чтобы их объем в 1,5—2,5 раза превышал текущий размер просроченной задолженности. Так, например, Сбербанк за два месяца текущего года перечислил в резервы 59 млрд руб., и сейчас созданные резервы в 2,5 раза превышают объем просрочки. В банке ВТБ 24 резервы на возможные потери по ссудам на 1 марта 2009 года составили 4,4% портфеля.
Увеличение просроченной задолженности по кредитам в банках кажется еще таким значительным, поскольку объемы кредитования в настоящее время сильно замедлились. «Спрос на кредиты со стороны населения и компаний снизился, — констатировал глава ВТБ 24 Михаил Задорнов. — В 2009 году, а возможно, и в 2010 году объемы выдачи кредитов населению не будут расти». Вместе с этим, как отметил г-н Задорнов, пассивы российского банковского сектора не увеличиваются. Столь значительные отчисления в резервы и снижают прибыль банков, и грозят негативно отразиться на капитале банковской системы.
Как заявил председатель комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации Дмитрий Ананьев, денежным властям стоило бы заняться докапитализацией банковской системы уже сейчас. В качестве одной из мер Дмитрий Ананьев предложил понизить до нуля ставку по налогу на прибыль при условии, что она будет внесена в капитал банка. По его мнению, было бы полезным и снизить норматив достаточности капитала (Н1, сейчас находится на уровне мин. 10—11%) до уровня, установленного Базельским комитетом (мин. 8%).
Источник: РБКdaily, НАТАЛЬЯ СТАРОСТИНА