Финансы№3 Март 2006 — 20 марта 2006

В секторе общественных финансов рейтинги будут повышаться

Версия для печати 4105 Материалы по теме
деньги на руке
 В советское время районы, области и республики соревновались между собой за самые высокие удои, урожаи и объемы промышленного производства. Сегодня мерилом «хорошей работы» региональных правительств являются инвестиционные оценки и рейтинги международных рейтинговых агентств.
Сегодня об этом мы говорим с аналитиком компании Standard & Poor’s Борисом КОПЕЙКИНЫМ.

– Каково на сегодняшний день место России на мировом рынке долговых обязательств?
– В условиях глобализации российские регионы все активнее конкурируют за заемные средства с региональными правительствами из других стран мира. В этих условиях рейтинговые агентства помогают инвесторам определить уровень риска по многочисленным предлагаемым долговым обязательствам, а эмитентам – осуществить заимствования на более выгодных условиях.
Хотя пока на всех российских заемщиков приходится небольшая часть рынка долговых обязательств (меньше 1%), объем заимствований, осуществляемых всеми категориями российских заемщиков, быстро растет.
Компания Standard & Poor’s в начале 2005 года повысила кредитный рейтинг Российской Федерации до инвестиционного уровня. 15 декабря 2005 года ее рейтинг был поднят еще на одну ступень и находится сейчас на уровне ВВВ (Стабильный по обязательствам в иностранной валюте) и BBB+ (Стабильный по обязательствам в национальной валюте). По уровню кредитного рейтинга Россия находится на одной ступени с Болгарией, Хорватией и Мексикой (по обязательствам в иностранной валюте), опережая на ступень Румынию и Казахстан.
– Обращают ли внимание международные инвесторы на рост рейтингов российских заемщиков?
– В настоящее время уровень кредитоспособности российских заемщиков быстро растет. Так, в секторе общественных финансов, где мы рейтингуем 16 субъектов Российской Федерации и 4 муниципальных образования, более чем половина рейтингов имеет позитивный прогноз. То есть высока вероятность повышения уровня рейтинга в самом ближайшем будущем.
Пока только один эмитент субфедерального сектора – город Москва – имеет рейтинг инвестиционной категории. С ростом рейтингов большего числа эмитентов до инвестиционного уровня они станут более привлекательными для институциональных зарубежных инвесторов, что позитивно скажется на стоимости и других параметрах заимствований.
Показательно, что на регионы и города России, имеющие рейтинг Standard & Poor’s, приходится более 80% из почти 160 млрд. рублей внутренних облигаций, выпущенных субфедеральными органами власти в стране.
Однако многое для российских заемщиков в секторе общественных финансов определяется страновыми рисками. Нынешнее состояние межбюджетных отношений и низкая предсказуемость их дальнейшего развития остаются основными факторами, сдерживающими рост кредитных рейтингов всех российских региональных и местных органов власти. Из последних новаций можно упомянуть плохо подготовленную и проведенную реформу социальных льгот, неожиданную отсрочку в осуществлении важной реформы местного самоуправления и продолжающееся увеличение расходов на оплату труда.
– Что сегодня включается в понятие «привлекательность регионов как заемщиков»?
– Если мы говорим о привлекательности региона как заемщика – это наличие кредитного рейтинга, высокий уровень информационной прозрачности, наличие долгосрочного финансового планирования.
Вместе с тем кроме надежности при осуществлении заимствований многое зависит от других факторов – текущей конъюнктуры рынка, динамики валютных курсов, параметров отдельных долговых обязательств.
– Происходит ли конкурентная борьба между отечественными и иностранными инвесторами? Кому из них отдают свое предпочтение региональные администрации?
– При осуществлении заимствований для региональных администраций, безусловно, оптимальны бюджетные кредиты, необходимые для решения краткосрочных проблем, например с кассовыми разрывами. В том случае, когда возникает необходимость привлечения на эти цели банковских средств, региональные администрации, по крайней мере, те, которые имеют рейтинги Standard & Poor’s, могут выбирать среди инструментов, представленных на рынке. Российские банки, как правило, охотно предоставляют региональным администрациям кратко- и среднесрочные кредиты.
Крупные кредиты на большой срок для целей рефинансирования долга (улучшения его структуры и дюрации) или для решения более масштабных задач, в том числе развития инфраструктуры региона, правительства субъектов предпочитают привлекать у международных финансовых организаций или выпускать долгосрочные облигации. Среди зарубежных кредиторов преимуществом пользуются международные финансовые организации, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Например, город Сургут, под гарантию Ханты-Мансийского автономного округа, получил кредит ЕБРР (45 млн. евро) с 3-летним льготным периодом, предоставленный в рублевом эквиваленте. Этот кредит выделен на сравнительно привлекательных условиях. Средства планируется использовать на повышение качества коммунальных услуг – теплоснабжения, канализации, питьевого водоснабжения.
Стоит помнить, что для более широкого привлечения региональными администрациями средств иностранных инвесторов существует ограничение со стороны Бюджетного кодекса РФ, по которому регионам и городам не разрешается увеличивать объем внешних заимствований. Заемные средства в иностранной валюте могут привлекаться только на погашение уже существующего долга в валюте. Это не позволяет российским регионам получить доступ, например, к долгосрочным кредитам международных финансовых организаций в иностранной валюте.
– Как усилия региональных администраций по привлечению инвесторов сказываются на рейтингах?
– С точки зрения экономики регионов в целом, инвестиции позитивно отражаются на уровне экономического развития, объеме налоговых поступлений, а соответственно и на уровне кредитоспособности регионов.
Около 40% общего объема иностранных инвестиций в Россию идет в Москву, субъект Российской Федерации с самым высоким уровнем кредитного рейтинга. Роль города как экономического, политического и финансового центра Российской Федерации, естественно, позитивно сказывается на его кредитоспособности. Основными объектами внимания иностранных инвесторов являются проекты в сферах розничной торговли и общественного питания, транспорта и связи, поставок потребительских товаров, а также финансовых услуг.
Московская область получает существенные преимущества из-за близости к столице. Иностранные инвесторы считают Московскую область одним из наиболее привлекательных регионов России в плане инвестирования. В 2004 году объем прямых зарубежных вложений в экономику области вырос на 80% и достиг 1,2 млрд. долларов. Инвестиции направляются преимущественно в пищевую промышленность, торговлю, индустрию отдыха и развлечений. За 10 месяцев 2005 года рост промышленного производства составил 33,7%, что также поддерживает уровень кредитоспособности области.
Ленинградская область получает преимущества от близости к крупному городу – Санкт-Петербургу, так же как Московская область, примыкающая к Москве. Еще один плюс Ленинградской области заключается в приграничном расположении – вблизи Европейского союза (ЕС) и наличии доступа к портам Балтийского моря. В результате уровень инвестиций в процентах от валового регионального продукта (ВРП) в Ленинградской области – одни из самых высоких среди российских регионов, имеющих рейтинги Standard & Poor's, и в Европе в целом.
– А как же остальные регионы?
– Для многих из них отдаленное местоположение и суровые климатические условия являются существенным препятствием для привлечения инвестиций в экономику, за исключением, может быть, некоторых отраслей. Высоким риском для кредитоспособности таких регионов остается уровень концентрации экономики. Экономическая концентрация региона часто связана с тем, что данная территория богата природными ресурсами, или с наличием крупного промышленного конгломерата. Именно запасы минерального сырья стали движущей силой развития целого ряда северных регионов России, разработка этих запасов по-прежнему составляет основу их экономики. Расположение в отдаленных районах с суровыми климатическими условиями ограничивает возможности развития в таких регионах других отраслей промышленности или услуг для преодоления зависимости от добычи минерального сырья. Таким образом, волатильная структура их налоговой базы ограничивает их уровень кредитоспособности.
евро 20
Но есть ряд успешных примеров борьбы с проблемой концентрации экономики. Например, политика уже упоминавшейся выше Ленинградской области по созданию благоприятных условий для инвесторов, стимулирующая приток средств, сказывается на темпах экономического роста в регионе, а соответственно и на темпах увеличения поступлений в областной бюджет. Она привела к существенному повышению диверсификации экономики региона в последнее время, которая в 90-е годы крайне зависела от одного крупного предприятия. Быстрый рост экономики и бюджетных доходов недавно привели к пересмотру прогноза изменения рейтинга области на позитивный.
– Какие субъекты – заемщики Российской Федерации наиболее интересны для инвесторов?
– Объем рублевых долговых обязательств, выпускаемых российскими РМОВ, продолжает быстро расти, одновременно увеличивается и число эмитентов. Сейчас признанный лидер опять-таки город Москва. На столицу приходится около половины от всего объема рынка субфедеральных облигаций. Следующий по значимости эмитент – Московская область, которая по объемам заимствований недавно обогнала Санкт-Петербург. Ожидается, что количество эмитентов и объемы выпуска долговых обязательств будут расти под влиянием огромных потребностей в развитии инфраструктуры как на региональном, так и на местном уровнях на фоне пока низкого уровня долговой нагрузки. Пока российские РМОВ недоиспользуют свои возможности в части заимствований. Их консервативное отношение к инвестированию за счет заемных средств тормозит развитие инвестиционной активности, а неудовлетворенная потребность в финансировании неотложных капитальных проектов становится также препятствием для роста кредитоспособности – как, например, в случае Санкт-Петербурга (ВВ+/Позитивный/-).
– Что будет определять дальнейшую динамику привлекательности регионов как эмитентов долговых обязательств?
– Необходимым условием дальнейшего повышения рейтингов большинства российских РМОВ, а следовательно и роста их привлекательности как заемщиков, станет их способность выдержать нагрузку со стороны текущих расходов, стабилизировать резервы ликвидности, решить проблему недоинвестирования в инфраструктуру, не допустив при этом значительного увеличения долга, а также повысить качество управления.
В ближайшем будущем кредитоспособность большинства российских РМОВ будет определяться такими позитивными тенденциями, как, во-первых, сохранение высоких в целом финансовых показателей. Ожидается, что в 2006 году текущий профицит бюджетов РМОВ в среднем будет превышать десять процентов от доходов, а бюджеты после капитальных расходов будут исполняться с небольшим дефицитом или окажутся сбалансированными. Во-вторых, продолжающимся, хотя и неустойчивым экономическим ростом и связанным с ним увеличением доходов. В-третьих, тем, что уровень долга останется низким или умеренным, хотя и продолжит расти. При этом в структуре долга преобладают кредиты российских банков и обязательства по внутренним займам, поскольку сохраняются ограничения на заимствования в иностранной валюте.
– А какие негативные факторы могут помешать развитию этих позитивных тенденций?
– Таких сдерживающих причин может быть несколько. Во-первых, растущее давление со стороны текущих расходов, обусловленное повышением заработной платы и расходов социальной направленности, а также необходимостью в наверстывании недостаточных инвестиций в инфраструктуру. Во-вторых, продолжающимися неожиданными институциональными изменениями. Эта проблема особенно актуальна в связи с возрастающей политической централизацией, а также централизацией бюджетной системы. В-третьих, низким по международным стандартам уровнем информационной прозрачности и качества управления РМОВ, даже несмотря на то, что они постепенно улучшаются. Наконец, высокой концентрацией экономической базы, преодолеть которую многим РМОВ очень сложно.
В целом мы ожидаем дальнейшего роста рейтингов в секторе российских региональных правительств. Это позволит российским регионам и городам привлекать заимствования дешевле и на более длительные сроки. Соответственно это позволит эффективнее решать проблемы развития инфраструктуры и скажется на качестве жизни в таких городах и регионах, что и является конечной целью работы органов государственной и местной власти.
Беседовала Анастасия АНДРЕЕВА

Справка «Бюджета»
копейкин
История компании Standard & Poor's началась с выхода в свет в 1860 году исследования Генри Варнума Пура «История железных дорог и каналов в Соединенных Штатах». Именно в это время он начал публиковать финансовую информацию, в которой остро нуждались европейские инвесторы, озабоченные судьбой своих вложений в американские проекты. С той поры основным принципом справочных изданий фирмы Генри Пура по вопросам инвестиций было «право инвестора на информацию». Этот принцип соблюдается и поныне.
Более чем 140 лет спустя компания Standard & Poor's стала признанным мировым лидером в области предоставления независимых высококачественных услуг по оценке кредитных рисков, изданию аналитических и справочных материалов для мирового финансового рынка. Standard & Poor's создала ряд продуктов, облегчающих работу международных специалистов в области финансового анализа, планирования и инвестиционной деятельности. Офисы компании расположены в 22 странах мира. Под торговыми марками своих дочерних компаний Standard & Poor's обеспечивает рынки кредитными рейтингами, финансовой и деловой информацией. Корпорация имеет более 290 офисов в 37 странах мира. В штате Standard & Poor's насчитывается более 6,5 тысячи сотрудников, которые работают в офисах компании, расположенных в 22 странах мира; в их числе – более 1500 аналитиков.

Кредитный рейтинг эмитента
ruAAA – самый высокий рейтинг. Означает очень высокую способность эмитента своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства относительно других эмитентов.
ruAA – отражает высокую способность эмитента своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства относительно других российских эмитентов.
ruA – эмитент более подвержен воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях, чем при двух предыдущих рейтингах.
ruBBB – отражает достаточную способность эмитента выполнять свои долговые обязательства. Однако он имеет более высокую чувствительность к неблагоприятным переменам в коммерческих, финансовых и экономических условиях, чем эмитенты с более высокими рейтингами.
ruBB, ruB, ruCCC, ruCC – характеризуются высоким кредитным риском относительно других российских эмитентов. Таким эмитентам присуща некоторая степень надежности, но они в большей степени подвержены влиянию неблагоприятных факторов по сравнению с другими российскими эмитентами.
ruBB – эмитент с меньшим кредитным риском, чем российские эмитенты с более низкими рейтингами. Однако неопределенность или влияние неблагоприятных условий могут привести к недостаточной способности эмитента полностью выполнять свои долговые обязательства.
ruB – отражает меньшую кредитоспособность по сравнению с предыдущим рейтингом. В текущий момент данный эмитент способен в срок и в полном объеме выполнять свои долговые обязательства. Однако неблагоприятные изменения в коммерческих, финансовых и экономических условиях скорее всего помешают эмитенту в срок и в полном объеме выполнять свои долговые обязательства.
ruCCC – означает потенциальную возможность дефолта эмитента по его долговым обязательствам. Своевременное выполнение долговых обязательств в значительной степени зависит от благоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий.
ruCC – высокая вероятность невыполнения эмитентом своих долговых обязательств относительно других российских эмитентов.
ruC – присваивается, когда в отношении эмитента возбуждена процедура банкротства, наложен запрет на осуществление основной деятельности, ожидается вынесение судебного решения о наложении взыскания на имущество или в ином аналогичном случае.
ruSD, ruD – означает состоявшийся дефолт эмитента по одному или нескольким долговым обязательствам. Рейтинг «ruD» присваивается, когда не выплачиваются все или практически все долговые обязательства по мере их наступления.
Рейтинги от «ruAA» до «ruCCC» могут быть дополнены плюсом (+) или минусом (-) для обозначения промежуточных рейтинговых категорий по отношению к основным категориям.

Поделиться