Версия для печати 3308 Материалы по теме
кудрин
Первые лица правительства, руководители Минфина России и подведомственных структур 14 апреля собрались на расширенной коллегии главного финоргана России для обсуждения задач, стоящих перед финансовой системой страны. 

Как отметил министр финансов А. Л. Кудрин, бюджетная система больше не является «слабым звеном», как это было во время кризисов 90-х гг. Немалую роль в этом сыграло создание в 2004 г. Стабилизационного фонда. Осенью, когда в банковской системе остро проявились признаки кризиса, бюджет первым «подставил ей плечо».
Министр уделил немало внимания анализу причин мирового финансового кризиса, а также прогнозам состояния американской и мировой экономики. По его оценке, в бюджеты различных стран на фискальные стимулы заложено в общей сложности около 5 трлн долл. Тем не менее сохраняются угрозы большего, чем предполагалось ранее, снижения ВВП как в США, так и в европейских странах. Рецессия американской экономики продлится не менее 16–18 месяцев, а значит, как показывает предыдущий опыт, выход из кризиса затянется по крайней мере на несколько лет.
По мнению Кудрина, для России нынешнее положение дел принципиально отличается от ситуации 1999–2000 гг., когда благоприятные внешние условия помогли стране достаточно быстро оправиться от удара. Сегодня внешняя конъюнктура, в частности, ситуация с мировым спросом на энергоносители, гораздо хуже. Мировой торговле предстоит пережить глубокое падение: по оценкам ВТО, она сократится на 9 %. Завершившийся непрерывный период роста цен на нефть был самым длительным за всю историю наблюдений.
Однако, несмотря на негативную ситуацию в стране, законодательные и исполнительные органы власти работают над документами, определяющими будущее страны: Стратегией развития бюджетной системы до 2023 г., стратегией развития финансового рынка, Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в условия кризисной ситуации в экономике. В апреле Государственная Дума рассмотрит проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О Федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010–2011 гг.”». Проект подготовлен в связи с необходимостью реализации Программы антикризисных мер Правительства РФ.
Как отметил Кудрин, в 2009 г. дефицит федерального бюджета составит 7,4 %, а с учетом расходов Фонда национального благосостояния — 8 %. Что касается последующих лет, то в 2010 г. он предложил ориентироваться на 5 % дефицита, а в 2011 г. — на 3 %. В декабре, когда утверждался трехлетний бюджет, в Минфине исходили из прогноза роста ВВП в 2009 г. на 0,3 %. Однако уже в начале текущего года было спрогнозировано падение ВВП на 2,2 %. Это обусловило необходимость оперативного пересмотра бюджета.
Расходы федерального бюджета в 2009 г. вырастут на 667 млрд руб. — на 28 % по отношению к прошлому году, в то время как доходы по сравнению с 2008 г. сократятся на те же 28 %. Произойдет перераспределение средств: существенных расходов потребуют различные антикризисные меры правительства. Среди наиболее важных — поддержка пенсионной системы, помощь малому бизнесу, сельскому хозяйству и промышленности (оборонно-промышленному комплексу, авиа- и автомобилестроению).
Ключевой задачей на ближайшее время Кудрин считает повышение эффективности бюджетных расходов. «Теперь придется жить в условиях доходов, в реальном выражении не намного более высоких, чем в предыдущие годы», — отметил он. Министр выразил  надежду, что благодаря этому, наконец, заработает правило: бюджетные расходы не должны расти быстрее, чем ВВП страны.
Кудрин также предложил установить предельные объемы расходов для каждого министерства. «Нам придется в рамках приоритетов расходов установить потолок для каждого министерства, в рамках которого они должны будут решать все задачи, относящиеся к их сфере деятельности», — сказал он. В последнее время сложилась негативная практика, когда в течение года принимается нормативно-правовой акт, возлагающий на то или иное министерство новые задачи, после чего данное министерство обращается в Минфин за дополнительными средствами.
По мнению Кудрина, на федеральный бюджет возложено слишком много непрофильных расходов в сфере образования, здравоохранения, природопользования и др. Необоснованно выросло число субсидий и субвенций из федерального бюджета бюджетам других уровней. Они носят, по словам министра, «прерывистый, нестабильный характер» и потому не всегда эффективны для решения задач, на которые выделяются. Министр считает более целесообразным заменить субсидии, передаваемые в бюджеты, дополнительными налоговыми отчислениями. В заключение главный финансист страны поблагодарил сотрудников своего ведомства за четкую, слаженную работу, отметив, что у работников Минфина сейчас очень большие нагрузки, с которыми они тем не менее успешно справляются.
Министр экономического развития Э. С. Набиуллина дала свою оценку ситуации в экономике. По ее мнению, ключевые экономические индикаторы неоднозначны. Некоторые из них свидетельствуют о стабилизации: цены на нефть более или менее устойчивы, темпы инфляции невысоки (в апреле 1,1–1,2 %), а отток капитала из страны замедлился. В то же время ряд тенденций вызывает серьезные опасения. Наблюдается стагнация банковского кредитования, у банков растет просроченная задолженность, продолжается спад в промышленности. «Экономика находится на развилке: либо дальнейшая стагнация, либо возобновление развития», — отметила министр.
Впрочем, она выразила осторожный оптимизм, заявив, что в конце текущего года в экономике возможно оживление. Во-первых, внешний спрос на российские товары уже сократился максимально, поэтому сильнее упасть не может. Во-вторых, в стране существует ресурс для роста потребительского спроса. Кроме того, есть признаки, что российские компании, многие из которых приняли собственные антикризисные программы, сумели эффективно снизить свои издержки. Положительно министр экономического развития оценивает и «антикризисный» вариант федерального бюджета, в котором удалось увязать структуру расходов с приоритетами развития национальной экономики.
Некоторые итоги первых трех месяцев текущего года подвел замминистра финансов А. Г. Силуанов. Самый главный из них заключается в том, что за указанный период доходы регионов резко сократились. Их уровень в реальном выражении примерно соответствует уровню 2007 г., при том что с тех пор объем социальных обязательств региональных бюджетов существенно вырос.
Бюджеты субъектов Федерации пострадали преимущественно за счет сокращения поступлений налога на прибыль (в два раза к показателю 2008 г.). Среди тех, по кому данная тенденция ударила сильнее всего, замминистра назвал Челябинскую, Свердловскую, Тюменскую области и Ханты-Мансийский а / о. Примечательно, что в результате падения доходов несколько сократился разрыв между самыми «бедными» и самыми «богатыми» регионами.
Как отметил Силуанов, в I квартале некоторые регионы допустили кредиторскую задолженность, что свидетельствует о низком уровне управления финансами. Кое-где была допущена кредиторская задолженность по социальным обязательствам. Основной объем задолженности приходится на местные бюджеты, однако, как подчеркнул замминистра, задача по обеспечению их сбалансированности лежит на субъектах РФ. К слову, по данным Минфина, местные бюджеты пострадали от кризиса в меньшей степени: поступления по НДФЛ упали всего на 5 %. Однако при этом сократился и объем трансфертов из региональных бюджетов. Силуанов отметил, что за последние годы количество муниципальных образований существенно выросло, и заявил о необходимости объединения тех из них, в которых практически отсутствует доходная база.
Кроме того, замминистра пообещал максимально формализовать принципы предоставления финансовой помощи субъектам РФ, поставив ее объем в прямую зависимость от качества управления финансами в территориях.
Также на коллегии выступили сенатор С. Ю. Орлова, помощник Президента РФ А. В. Дворкович и губернатор Астраханской области А. А. Жилкин. Их материалы мы опубликуем в ближайших номерах журнала «Бюджет».
Поделиться