Версия для печати 6999 Материалы по теме
В начале апреля в Москве состоялся семинар «Муниципальные финансы в кризисном государстве», организатором которого выступило некоммерческое партнерство «Центр инноваций муниципальных образований» совместно с Сообществом финансистов России. Это уже XXXIII семинар партнерства, который проводит свои мероприятия по различным направлениям муниципальной деятельности. В семинаре приняли участие финансисты — представители муниципальных образований и субъектов РФ. В качестве докладчиков выступали ведущие эксперты и специалисты профильных федеральных органов государственной власти, институтов и банковского сообщества.

Н. С. Максимова, член Комитета ГД по бюджету и налогам, член Счетной комиссии ГД
Свое выступление Надежда Сергеевна посвятила законопроекту по корректировке федерального бюджета на 2009 г. и мерам, принимаемым законодательными органами в условиях кризисной ситуации.
Новая версия бюджета подготовлена с учетом последнего социально-экономического прогноза Минэкономразвития РФ. В ней существенно изменены макроэкономические параметры бюджета. По старой версии бюджета  ВВП должен был возрасти по сравнению с 2008 г. на 6,7 % . По новой версии — предусмотрено сокращение на 2,2 %. Объем ВВП планировался в размере 51 трлн руб., в новой версии — 40 трлн руб. Ранее инфляция закладывалась 7,5–8,5 %, в новой версии прогнозируемая инфляция — 13 %. «И возможно это не предел», — добавила Максимова.
Ранее запланированные доходы федерального бюджета — 10,9 трлн руб. скорректированы до 6,7 трлн руб., то есть сокращение произошло на 38,6 %. Консолидированные доходы бюджетов субъектов РФ по оценке Минфина России сократятся на 1,9 трлн руб. Дефицит консолидированных бюджетов регионов планируется в размере 800 млрд руб. Поэтому не исключено, что регионам и муниципальным образованиям, уже пересмотревшим свои бюджеты, возможно, придется еще раз заняться секвестированием.

Д. Н. Ананьев, председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению

Антикризисным законодательным инициативам было посвящено и выступление Ананьева. За последние месяцы было принято 16 федеральных законов в сфере финансовой и банковской деятельности, в том числе и по инициативе комитета. В частности, повышен уровень страхования вкладов в банках. Законодательство сейчас разрешает субъектам Федерации размещать свободные средства на депозитах в коммерческих банках, естественно, с некоторыми ограничениями. Поправка с аналогичным разрешением для МО находится в стадии согласования. Председатель комитета надеется, что данное решение удастся реализовать.
На рассмотрении находится проект федерального закона о безотзывных вкладах с повышенной ставкой. Повышенная ставка подобных вкладов улучшит финансовую устойчивость банков. При форс-мажорных обстоятельствах, указанных в проекте, снятие средств, конечно, возможно.
Тем не менее, как отметил Дмитрий Николаевич, принятых законов крайне мало. Всего их необходимо принять около 60 и плюс к ним — большой перечень подзаконных актов. «В рамках принятой Правительством РФ программы 2020 г. эту работу можно сделать за 1,5–2 года, — считает председатель Комитета СФ. — При решении данной задачи наша финансовая система вполне может стать конкурентоспособной».

С. А. Карчевская, начальник отдела муниципальных образований Минфина России
Светлана Александровна остановилась на вопросах совершенствования законодательства о местном самоуправлении, вытекающих из правоприменительной практики. В частности, на вопросах муниципального имущества, закрепления налоговой базы и перераспределения налоговых доходов, сбалансированности бюджетной системы. Большое внимание было уделено совершенствованию выравнивания бюджетной обеспеченности, поскольку очень большая дифференциация финансово-экономической ситуации в муниципальных образованиях не позволяет решить проблему только за счет налоговых поступлений.

А. Ю. Попов, заместитель руководителя Федерального казначейства
Свой доклад Алексей Юрьевич посвятил теме применения технологий Федерального казначейства при взаимодействии с МО. Также он рассказал о направлениях оптимизации деятельности Федерального казначейства.

Л. И. Пронина, ведущий советник аппарата Комитета ГД по вопросам местного самоуправления
По расчетам Правительства РФ, кризис будет продолжаться не менее трех лет. В связи с этим очень важно при формировании и внесении изменений в региональные и местные бюджеты в период 2009–2011 гг. учитывать следующие рекомендации:
уточнять прогноз доходов на основе оценки конкурентоспособности налогоплательщиков;
направлять дополнительные доходы бюджетов не на увеличение расходных обязательств, а на формирование в составе бюджетов резервов, используемых в случае сокращения доходных источников;
анализировать налоговые и неналоговые доходы бюджета и учитывать рекомендации по повышению их собираемости.

Г. М. Кулаченко, исполнительный директор ООО «РАСТАМ — Бюджетные технологии»

Говоря о финансовом обеспечении сферы ответственности муниципальной власти, Галина Максимовна назвала проблемы и риски, существующие в этой сфере: дефицит и отсутствие мотивации для наращивания доходов местных бюджетов; отсутствие в большинстве случаев законченной схемы разграничения расходных полномочий, в том числе из-за отсутствия методологии; отсутствие надлежащих усилий, направленных на оптимизацию расходов. И далее внесла предложения по практическому решению вышеназванных проблем.
«Что можно предпринять в сложившихся условиях с учетом финансово-экономического кризиса? На наш взгляд, необходимо четко определить те расходные обязательства, которые сегодня несет муниципалитет и от которых можно отказаться, отложив их до хороших времен, — посоветовала Кулаченко. — Необходимо проинвентаризировать расходные обязательства. Хорошим подспорьем здесь может быть реестр расходных обязательств, который ведется всеми муниципалитетами. Нужно проанализировать те расходные обязательства, которые не установлены нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, то есть в которых не определен порядок решения вопросов местного значения. В идеале по всем вопросам местного значения “правила игры” должны быть определены самим муниципалитетом. И они должны быть установлены с учетом имеющихся на сегодняшний день возможностей».

О. Л. Савранская, заместитель генерального директора Агентства муниципального и регионального развития
Современные инновационные методы управления муниципальным образованием, соответствующие множеству требований различных законодательных актов, — такова была тема доклада Ольги Леонидовны. В частности, она назвала имеющиеся инструменты обеспечения эффективности расходов. К ним относится введение программно-целевого управления, ведение реестра расходных обязательств, обоснование бюджетных ассигнований и грамотное управление имуществом, реструктуризация бюджетной сети и стимулирование развития негосударственных организаций, предоставляющих муниципальные услуги, а также муниципальные задания и муниципальный заказ, ДРОНДы и мониторинг управления.

В. Э. Григоров, руководитель направления «Финансы» Фонда «Институт экономики города»
Владислав Эдуардович представил рекомендации по формированию доходов бюджетов, оптимизации расходов и разработке альтернативных сценариев бюджета. Так,  альтернативные сценарии должны разрабатываться на основе анализа финансовых рисков, рекомендаций по принципам корректировки годового и среднесрочного бюджета, а также подготовки проектов бюджетов исходя из консервативного сценария развития экономики и динамики налоговых поступлений в целях недопущения в течение следующего финансового года секвестра расходов.
Что касается реструктуризации долговых обязательств и долговой политики в целом, то она должна складываться из выяснения предельного объема заимствований, рекомендаций по реструктуризации, выкупу и погашению долговых обязательств, рекомендаций по контролю за кредиторской задолженностью бюджета и предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также рекомендаций по механизмам финансирования кассовых разрывов.
✽✽✽
В программе семинара отдельным блоком была представлена тема перспектив сотрудничества органов власти регионов и МО с финансовыми институтами в условиях нестабильного рынка. В этом блоке выступила Н. Ю. Грачева, вице-президент, директор Департамента государственных финансов ОАО «Промсвязьбанк», которая рассказала об инструментах, предлагаемых во время кризиса банковским сообществом заемщикам, и пояснила, как ими эффективнее воспользоваться.
Поделиться