ЖКХ№3 Март 2006 — 20 марта 2006

Тарифы ЖКХ: точки роста и его пределы

Версия для печати 5038 Материалы по теме
2006 год начался с протеста против роста цен на ЖКУ. Хотя новогодняя активность населения в этот раз меньше, чем в 2005 году – тогда на улицу вышли тысячи льготников, – в январских выступлениях содержится одна и та же логика: люди выступают против безудержного роста тарифов в системе ЖКХ.

Центр не успел, регионы поторопились

дворик
По большому счету, прошлогодний протест населения против Закона № 122-ФЗ был вызван тем, что Центр не решил вопросы финансирования «монетизации». Похоже, что и к 2006 году Центр не успел подготовиться – вовремя договориться с регионами.
Дело в том, что в субъектах Федерации тарифы на расценки в системе жилкомхоза были приняты еще до Нового года. Ограничения же для роста тарифов, которые разработала Федеральная служба по тарифам России (ФСТ), вступили в силу только после новогодних каникул.
Руководствуясь тем, что жестких ограничений для тарифов в федеральном законодательстве нет, регионы подготовили тарифную политику самостоятельно и приняли решения еще в октябре – под шум обсуждения нового Жилищного кодекса и реформы ЖКХ, суть которой состоит в переходе к 100-процентному расчету между потребителем и поставщиком услуги.
Для подавляющего большинства субъектов РФ и органов местного самоуправления решения по тарифам ЖКХ были уже сбалансированы по срокам и по суммам с внутренними бюджетными процессами.
Тем временем ФСТ занималась подготовкой Приказа об ограничении роста тарифов в системе ЖКХ, руководствуясь Федеральным законом № 199-ФЗ, внесшим дополнительные изменения в целый ряд законов, включая закон о регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также Федеральным законом № 184-ФЗ, внесшим корректировки в закон о тарифах для организаций коммунального комплекса.
За регионами ФСТ не поспела. Федеральный закон № 184-ФЗ вступил в силу только 29 декабря 2005 года. В этот же день ФСТ «выдала» приказ, ограничивающий предельные темпы роста тарифов: во-первых, для управляющих организаций коммунального комплекса и, во-вторых, для граждан – получателей жилищно-коммунальных услуг.
Согласно законодательству приказы федеральных служб вступают в силу спустя десять дней после их публикации в СМИ. С приказом ФСТ это случилось только 10 января 2006 года.
Предел роста, указанный в приказе, составил 25%. Однако к 10 января население некоторых городов уже получило квитки об оплате ЖКУ. И увеличение стоимости по новым расчетам (выполненным субъектами без учета приказа ФСТ) в отдельных муниципальных образованиях составило до 400%! Гигантские перепады характерны для муниципальных образований северных регионов – где еще не используется «дешевый» газ, где командуют производители мазута – нефтяные компании.

Индексы пересмотрели
элитка
В рамках Закона № 184-ФЗ субъекты (соответственно и муниципалитеты) РФ к 10 февраля 2006 года привели свои решения в соответствие с теми предельными индексами, которые были приняты на федеральном уровне.
По итогам уточнений января – февраля 2006 года по 31 региону индексы роста тарифов были пересмотрены. И сегодняшние индексы отвечают правительственным прогнозам на 2006–2008 годы: в среднем по стране рост тарифов на ЖКУ не должен превысить 20%.
За январь – февраль 2006 года они выросли на 15%, что в 1,5 раза ниже, чем за два месяца предыдущего года, сообщил на заседании Правительства России 2 марта 2006 года министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф.
Врез 1. Решение тарифного казуса на примере Москвы
Первоначальный рост тарифов, уже принятый правительством Москвы и мотивированный прежде всего инвестиционной программой Мосводоканала, составил 29% (с 1 января 2006 года). Но по предписанию ФСТ предел роста тарифа для Москвы – 20%, и этот предел автоматически включился одновременно с приказом ФСТ – то есть 10 января.
Правительство Москвы все же выступило с инициативой об увеличении тарифа до 29%. ФСТ согласилась на 25% – за счет резервов, которые совместно смогли найти правительство Москвы и Мосводоканал.

«К сожалению, по целому ряду регионов индекс платежа гражданина мы повысили до 25 или даже 29%, сообщил в первый день весны Сергей Новиков, глава ФСТ России. – С одной стороны, это вынужденная мера, но с другой – объективная: в отличие от тарифов для организаций ЖКХ, которые устанавливаются в среднем по России, платеж гражданина всеми контрольно-надзорными органами трактуется как предельный и максимальный для каждого из субъектов РФ».
При сопоставимом наборе услуг для каждого гражданина в каждом муниципальном образовании предельный индекс роста платежа не должен превышать тот индекс, который установлен на федеральном уровне.
То есть при сопоставимом наборе ЖКУ возможна ситуация, когда стоимость тепла увеличилась на 40%, а воды – уменьшилась на 20%. Но совокупный платеж, включающий и платеж за тепло, и платеж за горячую, холодную воду и так далее – не может быть выше предельного индекса, установленного на федеральном уровне.

Точечный пересмотр

«По конкретным муниципальным образованиям в некотором смысле принимаются точечные решения, – признался Сергей Новиков. – Например, Республика Саха (Якутия). Мы пересмотрели индекс на ЖКУ, подняв его до 25%. Точно понимая, что в среднем по субъекту это число будет существенно ниже 20%. Темпы роста в 25% – я извиняюсь, это не жаргон, это констатация фактов – характерны лишь для относительно богатых городов».
Выглядит это, к сожалению, не очень хорошо… Кажется, что в среднем для всех субъектов РФ индекс повышается до величины, представленной в приказе ФСТ. На деле примерно в половине случаев в конкретных муниципальных образованиях эта цифра корректируется, рассказал Новиков.
Вообще же пересмотр индексов, принятых регионами, осуществлялся по нескольким параметрам. Основными из них являются наличие инвестиционной программы и приближение уровня платежа к 100%.
Отметим, что на декабрь 2005 года только два субъекта РФ представили инвестиционные программы: Ростовская и Нижегородская области. Этому существуют разные объяснения. В частности, одна из причин – административная, «связанная с тем, что пока норма закона не действует, работа ведется на необязательном уровне», рассказал глава ФСТ. Целый ряд субъектов представил инвестиционные программы лишь после того, как Закон № 184-ФЗ вступил в силу. Индекс пересматривался, как правило, по просьбе губернаторов. Повышение или понижение тарифа обусловлено конкретным инвестиционным проектом, возможным эффектом согласования является также неувеличение тарифа.

Принятие инвестиционных программ
Инвестиционные программы коммунальных предприятий не принимаются одним только решением местной администрации. Ведь от него зависит размер тарифа, а значит, комфорт каждого конкретного гражданина.
Первый элемент контроля – городская дума, представительный орган местного самоуправления. Второй – исполнительные органы местного самоуправления и субъекта РФ.

Для тарифов пересмотр закрыт
2006 год – переходный: меняется конфигурация рынка электроэнергетики, меняется ситуация с регулированием тарифов в ЖКХ. Разрабатывается закон об услугах общего экономического значения, его подготовка планируется к концу 2006 года. Суть законопроекта – в отходе от регулирования деятельности субъектов естественных монополий к регулированию отношений между поставщиком (инфраструктурной организацией) и потребителем услуги. Предполагается ввести систему лицензирования коммунальных услуг и постепенно перейти к контролю их качества. Регулирование отношений между получателем услуги и организацией, которая ее предоставляет, будет осуществляться через выдачу или отзыв лицензии.
2006 год также станет годом последних возможностей по пересмотру индексов роста тарифов: до августа они должны быть окончательно приняты и после этого – до конца 2007 года – пересматриваться не будут. В рамках существующего законодательства такая ситуация невозможна, подчеркнул Сергей Новиков.

 Средние показатели
В среднем для России размер платежа за электроэнергию не превышает 1,5% от среднемесячной зарплаты, а размер платежа на газ – меньше 1%. Если бы так было в каждом конкретном случае…
В некоторых субъектах уровень оплаты от начисленных коммунальных платежей составил в 2005 году всего 10%, когда в среднем по стране – 90%.

Подготовил Иван ЧАГАТАЕВ

Поделиться