Версия для печати 10130 Материалы по теме
фролова
Наталья ФРОЛОВА,
директор финансово-экономического департамента
Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Анализ выполнения федеральных целевых программ

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» Минздравсоцразвития России, федеральным агентствам и федеральным службам, находящимся в его ведении, и РАМН (субъекту бюджетного планирования) были предусмотрены ассигнования на реализацию федеральных целевых программ (далее – ФЦП) в объеме 7 444,09 млн. рублей. Фактическое финансирование ФЦП в 2005 году произведено в размере 7 444,09 млн. рублей, то есть на 100% от утвержденного бюджета.
В 2005 году Минздравсоцразвития России как субъектом бюджетного планирования реализовывались мероприятия по 17 ФЦП.
Мероприятия программ в области капитальных вложений были профинансированы полностью, что составило 3130,66 млн. рублей. Средства федерального бюджета направлялись на строительство и реконструкцию 34 федеральных объектов и 218 объектов субъектов Федерации по 82 регионам России. При этом из запланированных к софинансированию средств в объеме 4035,8 млн. рублей из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований согласно представленным отчетам фактически профинансировано 3705,3 млн. рублей, то есть 92,0% от запланированного.
Реализация ФЦП в 2005 году позволила ввести в строй дополнительные мощности в 22 субъектах Федерации (Краснодарском и Хабаровском краях, Самарской, Костромской, Ярославской, Кемеровской, Кировской, Белгородской, Архангельской, Липецкой, Мурманской, Рязанской областях, Республике Татарстан, Чувашской Республике, Кабардино-Балкарской Республике и др.):
– в учреждениях здравоохранения 7987 (койко-мест), 6380 посещений в смену,
– в социальных и прочих учреждениях 3507 (мест).
В целом 21 регион участвовал в софинансировании своих объектов в объеме более 50,0 млн. рублей, семь регионов – в объеме более 100,0 млн. рублей. Кроме того, 11 субъектов Федерации не приступили к выполнению своих обязательств (Приморский край, Амурская, Ивановская, Новгородская области, г. Санкт-Петербург, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика, Корякский АО и др.).
журнал матери
В 2005 году Минздравсоцразвития России осуществляло функции государственного заказчика – координатора по двум федеральным целевым программам: «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002–2006 гг.)» и «Дети России (2003–2006 гг.)»
Ассигнования, выделенные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год», не обеспечили в достаточной степени финансирование мероприятия по разделу «НИОКР», а также по разделу «Прочие нужды» в подпрограммах «О мерах по предупреждению распространения заболеваний, передаваемых половым путем» и «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации».

ФЦП «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002–2006 гг.)»
Государственными заказчиками по данной программе были Росздрав, Федеральная служба исполнения наказаний, РАМН.
В федеральном бюджете на 2005 год на реализацию данной программы было предусмотрено 3422,3 млн. рублей, в том числе по подпрограммам: «Сахарный диабет» – 759,9 млн. рублей; «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России» – 1598,0 млн. рублей; «О мерах по предупреждению дальнейшего распространения инфекций, передаваемых половым путем» – 100,0 млн. рублей; «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации» – 622,6 млн. рублей; «Вакцинопрофилактика» – 65,0 млн. рублей; «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)» – 174,8 млн. рублей; «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф» – 102,0 млн. рублей.
По видам расходов ФЦП «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» складывается следующим образом:
– НИОКР – 26,3 млн. рублей;
– прочие нужды – 2463,6 млн. рублей;
– капитальные вложения – 932,4 млн. рублей.
Финансирование из федерального бюджета в 2005 году осуществлено в полном объеме. Основные средства капитальных вложений в размере 932,40 млн. рублей в рамках Программы в основном были направлены на строительство и реконструкцию 46 объектов. Из них: три центра по профилактике и борьбе со СПИДом, Онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН в г. Москве, три инфекционные больницы; 29 противотуберкулезных, кожно-венерологических и онкологических диспансеров; семь специализированных санаториев, три НИИ (Новосибирский НИИ туберкулеза, Московский онкологический институт им. Герцена, Санкт-Петербургский рентгенорадиологический НИИ).
микроскоп
В 2005 году в рамках реализации федеральной целевой программы (подпрограммы) доля финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Федерации составила 50,2% от общего объема затрат на финансирование программы, что в реальном выражении составляет 3680,84 млн. рублей. В данную сумму включены средства 50 субъектов Федерации и средства, направляемые различными международными организациями (МБРР, Глобальный фонд).
Выполненные мероприятия, финансируемые по статье «Прочие нужды» в объеме 2463,6 млн. рублей, направлены на развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, центров медицины катастроф, научных и оздоровительных учреждений; совершенствование методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения заболеваний социального характера и реабилитации больных.
Суммарный экономический эффект от реализации программных мероприятий в 2005 году составил более 1,0 млрд. рублей.

ФЦП «Дети России (2003–2006 гг.)»
Государственными заказчиками этой программы являлись: Росздрав, Рособразование, МВД, Федеральная служба исполнения наказаний, Роскультура, Росспорт.
В федеральном бюджете на 2005 год на реализацию данной программы было предусмотрено 2119,1 млн. рублей, в том числе по подпрограммам «Здоровый ребенок» – 653,3 млн. рублей; «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» – 373,0 млн. рублей; «Дети-сироты» – 535,0 млн. рублей; «Дети-инвалиды» – 525,3 млн. рублей, «Одаренные дети» – 32,5 млн. рублей.
По видам расходов ФЦП «Дети России» складывается следующим образом:
– НИОКР – 16,2 млн. рублей;
– прочие нужды – 718,2 млн. рублей;
– капитальные вложения – 1384,7 млн. рублей.
Основные средства капитальных вложений в объеме 1384,6 млн. рублей в рамках Программы были направлены на строительство и реконструкцию 48 объектов в 45 субъектах Федерации, в том числе: 17 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями, перинатальных центров и домов ребенка; 14 акушерских районных больниц, родильных домов и детских больниц; 4 специализированных санатория.
Следует отметить, что финансирование программных мероприятий обеспечивалось и за счет средств бюджетов 82 субъектов Федерации на общую сумму 10 090,99 тыс. рублей, что составило 78,0% от общего объема затрат на программу в целом. При этом объем средств из федерального бюджета составил 22%.
Выполненные мероприятия, финансируемые по направлению «Прочие нужды» в объеме 718,2 млн. рублей, направлены на совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка, развитие и поддержку сети организаций, работающих с одаренными детьми, ресурсное обеспечение учреждений системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних и учреждений по социальной защите детей с ограниченными возможностями. Данные мероприятия реализуются в 87 регионах России.
педиатр
За период действия федеральной целевой программы «Дети России» во всех субъектах Федерации приняты свои региональные программы, направленные на улучшение положения детей. Субъектами Федерации были выделены значительные средства как для реализации своих региональных программ, так и на софинансирование Программы в целом.
Кроме того, подведомственное Минздравсоцразвития России Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию реализовывало федеральные целевые программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000–2005 гг.», «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации».
Значимость федеральных целевых программ в финансировании здравоохранения очевидна. К сожалению, финансовые средства, предусмотренные в бюджетах всех уровней, не отражают реальные потребности отрасли, а определяются экономическими возможностями страны. Поэтому необходимо от экстенсивного планирования и уравнительного распределения ресурсов между учреждениями здравоохранения перейти к планированию объемов медицинской помощи, структурным сдвигам, сокращению одних видов медицинской помощи и развитию других.

Справка «Бюджета»
Наталья Константиновна ФРОЛОВА, директор финансово-экономического департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Родилась в с. Батареевка Называевского района Омской области.
В 1984 году окончила Алма-Атинский институт народного хозяйства по специальности «Финансы и кредит», в 1999 году – Омский государственный университет по специальности «Юриспруденция».
С 1990 года до настоящего времени совмещает научно-педагогическую деятельность, являясь профессором Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ, с практической финансовой работой в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ.
В настоящее время является директором финансово-экономического департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Доктор экономических наук.
Академик Академии обороны, безопасности и правопорядка.
Является автором семи монографий.
Участник более 30 научно-практических конференций различного уровня.
Имеет почетное звание «Заслуженный экономист Российской Федерации» (2001 г.), награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1998 г.), нагрудным знаком «Отличник финансовой работы» (2001 г.), почетной грамотой Министерства финансов РФ (2001 г.).


Поделиться