Сегодня как никогда становится понятно, что отлаженная система финансового управления играет огромную роль в успешном развитии региона. О бюджетной политике, о механизмах осуществления бюджетного процесса рассказывает заместитель губернатора, министр финансов Челябинской области Виктория ГОЛУБЦОВА.
— Виктория Георгиевна, как строится в современных экономических условиях региональная бюджетная политика?
— Главная задача бюджетной политики в сложившихся условиях — это обеспечение стабильного финансирования первоочередных обязательств области перед населением. В их числе оплата труда работников бюджетных учреждений, а также полное выполнение установленных областным законодательством социальных расходных обязательств.
Чтобы достичь этих целей, мы, во-первых, сконцентрировали свою работу на мерах по укреплению доходной базы бюджета, то есть на обеспечении полноты поступлений налогов и сборов, а также привлечению дополнительной помощи из федерального бюджета. В связи с этим губернатор области создал специальную межведомственную рабочую группу, которая одновременно с проблемами наполнения бюджетов рассматривает вопросы исполнения трудового законодательства по выплате заработной платы.
Во-вторых, исполнение областного бюджета в настоящее время осуществляется в режиме жесткой экономии за счет сокращения издержек в государственном секторе, реструктуризации бюджетной сети, оптимизации штатной численности, расходов на содержание областных органов власти и бюджетных учреждений.
Кроме того, в Челябинской области в рамках внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, продолжается переход к программно-целевым методам планирования, установленным Бюджетным кодексом. С текущего года формирование расходов областного бюджета будет осуществляться на основе государственных заданий на оказание государственных услуг и ведомственных целевых программ, которые будут утверждаться региональными ведомствами в рамках своей деятельности.
— Финансовый кризис заставил регионы пересматривать свои бюджеты. Челябинская область не исключение. Скажите, как именно кризисные явления отразились на бюджете области?
В связи с резким ухудшением ситуации в экономике области стала очевидна необходимость пересмотра первоначально спланированных трехлетних показателей областного бюджета. В основу нового проекта бюджета был положен вариант прогноза социально-экономического развития Челябинской области, который предусматривает минимальное сокращение бюджетных доходов и расходов. Общие параметры областного бюджета по сравнению с первоначальными были сокращены на 25,6 % — на 2009 г., на 25,4 % — на 2010 г. и на 29,3 % — на 2011 г.
Отложено финансирование инвестиционных расходов, отдельных мероприятий областных целевых программ и вновь принимаемых расходных обязательств, включая переход на новые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений. При этом объем фонда оплаты труда бюджетников установлен с учетом принятого на федеральном уровне решения о повышении с 1 января 2009 г. минимального размера оплаты труда до 4330 руб. в месяц. Сохранен стипендиальный фонд учреждений профессионального образования и объем средств на обеспечение государственных гарантий по предоставлению медицинской помощи неработающему населению в виде перечислений в ФОМС.
Исполнение областного бюджета в 2009 г. не только подтвердило сдержанные прогнозы, но и показало, что ситуация складывается еще более серьезная. За три месяца текущего года собственные доходы снизились к соответствующему периоду прошлого года на 47 %. Существенно на это повлияли возвраты ранее уплаченного налога на прибыль организаций. С начала года из областного бюджета предприятиям уже возвращено 2,3 млрд руб. Еще 2,9 млрд предстоит вернуть в ближайшее время.
— В связи с этим изменились ли механизмы осуществления бюджетного процесса?
— Безусловно. Во-первых, изменен порядок определения лимитов бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств, несмотря на трехлетний формат закона о бюджете, теперь доводятся только на один год. То есть право заключать государственные контракты предоставляется бюджетополучателям исключительно в пределах текущего года. Законом об областном бюджете закреплено, что данные лимиты устанавливаются только по обозначенному кругу приоритетных расходов. К ним относятся: оплата труда и начисления на оплату труда; субсидии и субвенции, при расчете которых учитывается оплата труда; стипендии; страховые взносы на ОМС неработающего населения; приобретение продуктов и медикаментов; оплата коммунальных услуг и услуг связи; предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. По иным направлениям лимиты бюджетных обязательств могут устанавливаться только на основании отдельных распоряжений правительства области.
Во-вторых, для того чтобы обеспечить гарантированное финансирование социально значимых направлений в условиях возможного недопоступления доходов, введен предусмотренный бюджетным законодательством механизм предельных объемов оплаты денежных обязательств, то есть ограничение расходов исходя из фактического наличия доходов.
— А как строятся в Челябинской области межбюджетные отношения? Каково сегодня состояние бюджетов муниципальных образований?
— В первую очередь хотелось бы сказать о том, что объем финансовой помощи муниципальным образованиям в текущем году сохранен на максимально возможном уровне и сокращен на 2009 г. только на 18,7 %. На первоначальном уровне сохранен объем дотаций, предназначенных для обеспечения стабильного функционирования муниципальной бюджетной сферы.
По нашей оценке, запланированные на 2009 г. объемы финансовой помощи из областного бюджета позволят обеспечить потребность территорий в средствах на выплату заработной платы бюджетникам, оплату топливно-энергетических ресурсов и другие первоочередные расходы, необходимые для решения вопросов местного значения. Министерство финансов ведет постоянный мониторинг состояния местных бюджетов, и губернатор области при необходимости принимает решения об опережающем перечислении дотаций территориям, которые особо в этом нуждаются.
Как и на областном уровне, в муниципальных образованиях организована системная работа по наполняемости местных бюджетов собственными доходами: разработаны антикризисные мероприятия, действуют специальные межведомственные рабочие группы. Их основное внимание направлено на работу с недоимщиками, анализ обоснованности ставок и льгот по местным налогам, пресечение применения «серых» зарплатных схем; на оптимизацию использования муниципального имущества.
С 2009 г. произведено перераспределение налоговых источников между областным и местными бюджетами. В виде единых нормативов отчислений на постоянной основе муниципалитетам переданы дополнительные доходные источники. Это транспортный налог по нормативу 50 %, налог на добычу полезных ископаемых — 50 % и единый сельскохозяйственный налог — 100 % от сумм налогов, поступающих в областной бюджет. Сохранены также ранее переданные из областного бюджета отчисления от налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, по нормативу 50 % и отчисления от налога на игорный бизнес — 40 %.
Несмотря на то что эти изменения принимались еще в период благоприятной экономической ситуации, в конечном итоге они положительно сказались на состоянии местных бюджетов и в условиях кризиса, сделав их более защищенными от его влияния. Тем не менее в текущем году кризисные явления продолжают нарастать. За январь — март 2009 г. доходы местных бюджетов снизились по отношению к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых условиях на 9 процентов.
— 2009 г. для области богат на юбилеи: 75 лет исполнилось самой Челябинской области, в сентябре исполняется 90 лет со дня образования на территории Южного Урала финансовых органов…
— Да, действительно, финансовые органы Челябинской области ведут отсчет своей истории с 22 сентября 1919 года. Тогда в Челябинске, в губернском революционном комитете, был создан финансовый отдел, с которого началось формирование финансового аппарата Челябинской губернии.
Сегодня финансовая система области представлена финансовыми органами 16 городских округов, 27 муниципальных районов и 273 поселений. Информацию о каждом из них можно найти на официальном сайте министерства финансов области www.minfin74.ru. Очень многие люди не только посвятили этой профессии всю свою жизнь, но и воспитали целые поколения специалистов высокого уровня.
Министерство финансов уделяет большое внимание вопросам обучения и повышения квалификации специалистов финансовых органов. Стали постоянной практикой выезды в территории для решения проблем, возникающих у муниципалитетов при осуществлении бюджетного процесса. К слову скажу, что историю и современное состояние финансов области мы планируем отразить в книге «Финансовая система Челябинской области в лицах», которая сегодня готовится к изданию и будет посвящена 75-летию области и 90-летию финансовой системы Южного Урала.
— Виктория Георгиевна, как строится в современных экономических условиях региональная бюджетная политика?
— Главная задача бюджетной политики в сложившихся условиях — это обеспечение стабильного финансирования первоочередных обязательств области перед населением. В их числе оплата труда работников бюджетных учреждений, а также полное выполнение установленных областным законодательством социальных расходных обязательств.
Чтобы достичь этих целей, мы, во-первых, сконцентрировали свою работу на мерах по укреплению доходной базы бюджета, то есть на обеспечении полноты поступлений налогов и сборов, а также привлечению дополнительной помощи из федерального бюджета. В связи с этим губернатор области создал специальную межведомственную рабочую группу, которая одновременно с проблемами наполнения бюджетов рассматривает вопросы исполнения трудового законодательства по выплате заработной платы.
Во-вторых, исполнение областного бюджета в настоящее время осуществляется в режиме жесткой экономии за счет сокращения издержек в государственном секторе, реструктуризации бюджетной сети, оптимизации штатной численности, расходов на содержание областных органов власти и бюджетных учреждений.
Кроме того, в Челябинской области в рамках внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, продолжается переход к программно-целевым методам планирования, установленным Бюджетным кодексом. С текущего года формирование расходов областного бюджета будет осуществляться на основе государственных заданий на оказание государственных услуг и ведомственных целевых программ, которые будут утверждаться региональными ведомствами в рамках своей деятельности.
— Финансовый кризис заставил регионы пересматривать свои бюджеты. Челябинская область не исключение. Скажите, как именно кризисные явления отразились на бюджете области?
В связи с резким ухудшением ситуации в экономике области стала очевидна необходимость пересмотра первоначально спланированных трехлетних показателей областного бюджета. В основу нового проекта бюджета был положен вариант прогноза социально-экономического развития Челябинской области, который предусматривает минимальное сокращение бюджетных доходов и расходов. Общие параметры областного бюджета по сравнению с первоначальными были сокращены на 25,6 % — на 2009 г., на 25,4 % — на 2010 г. и на 29,3 % — на 2011 г.
Отложено финансирование инвестиционных расходов, отдельных мероприятий областных целевых программ и вновь принимаемых расходных обязательств, включая переход на новые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений. При этом объем фонда оплаты труда бюджетников установлен с учетом принятого на федеральном уровне решения о повышении с 1 января 2009 г. минимального размера оплаты труда до 4330 руб. в месяц. Сохранен стипендиальный фонд учреждений профессионального образования и объем средств на обеспечение государственных гарантий по предоставлению медицинской помощи неработающему населению в виде перечислений в ФОМС.
Исполнение областного бюджета в 2009 г. не только подтвердило сдержанные прогнозы, но и показало, что ситуация складывается еще более серьезная. За три месяца текущего года собственные доходы снизились к соответствующему периоду прошлого года на 47 %. Существенно на это повлияли возвраты ранее уплаченного налога на прибыль организаций. С начала года из областного бюджета предприятиям уже возвращено 2,3 млрд руб. Еще 2,9 млрд предстоит вернуть в ближайшее время.
— В связи с этим изменились ли механизмы осуществления бюджетного процесса?
— Безусловно. Во-первых, изменен порядок определения лимитов бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств, несмотря на трехлетний формат закона о бюджете, теперь доводятся только на один год. То есть право заключать государственные контракты предоставляется бюджетополучателям исключительно в пределах текущего года. Законом об областном бюджете закреплено, что данные лимиты устанавливаются только по обозначенному кругу приоритетных расходов. К ним относятся: оплата труда и начисления на оплату труда; субсидии и субвенции, при расчете которых учитывается оплата труда; стипендии; страховые взносы на ОМС неработающего населения; приобретение продуктов и медикаментов; оплата коммунальных услуг и услуг связи; предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. По иным направлениям лимиты бюджетных обязательств могут устанавливаться только на основании отдельных распоряжений правительства области.
Во-вторых, для того чтобы обеспечить гарантированное финансирование социально значимых направлений в условиях возможного недопоступления доходов, введен предусмотренный бюджетным законодательством механизм предельных объемов оплаты денежных обязательств, то есть ограничение расходов исходя из фактического наличия доходов.
— А как строятся в Челябинской области межбюджетные отношения? Каково сегодня состояние бюджетов муниципальных образований?
— В первую очередь хотелось бы сказать о том, что объем финансовой помощи муниципальным образованиям в текущем году сохранен на максимально возможном уровне и сокращен на 2009 г. только на 18,7 %. На первоначальном уровне сохранен объем дотаций, предназначенных для обеспечения стабильного функционирования муниципальной бюджетной сферы.
По нашей оценке, запланированные на 2009 г. объемы финансовой помощи из областного бюджета позволят обеспечить потребность территорий в средствах на выплату заработной платы бюджетникам, оплату топливно-энергетических ресурсов и другие первоочередные расходы, необходимые для решения вопросов местного значения. Министерство финансов ведет постоянный мониторинг состояния местных бюджетов, и губернатор области при необходимости принимает решения об опережающем перечислении дотаций территориям, которые особо в этом нуждаются.
Как и на областном уровне, в муниципальных образованиях организована системная работа по наполняемости местных бюджетов собственными доходами: разработаны антикризисные мероприятия, действуют специальные межведомственные рабочие группы. Их основное внимание направлено на работу с недоимщиками, анализ обоснованности ставок и льгот по местным налогам, пресечение применения «серых» зарплатных схем; на оптимизацию использования муниципального имущества.
С 2009 г. произведено перераспределение налоговых источников между областным и местными бюджетами. В виде единых нормативов отчислений на постоянной основе муниципалитетам переданы дополнительные доходные источники. Это транспортный налог по нормативу 50 %, налог на добычу полезных ископаемых — 50 % и единый сельскохозяйственный налог — 100 % от сумм налогов, поступающих в областной бюджет. Сохранены также ранее переданные из областного бюджета отчисления от налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, по нормативу 50 % и отчисления от налога на игорный бизнес — 40 %.
Несмотря на то что эти изменения принимались еще в период благоприятной экономической ситуации, в конечном итоге они положительно сказались на состоянии местных бюджетов и в условиях кризиса, сделав их более защищенными от его влияния. Тем не менее в текущем году кризисные явления продолжают нарастать. За январь — март 2009 г. доходы местных бюджетов снизились по отношению к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых условиях на 9 процентов.
— 2009 г. для области богат на юбилеи: 75 лет исполнилось самой Челябинской области, в сентябре исполняется 90 лет со дня образования на территории Южного Урала финансовых органов…
— Да, действительно, финансовые органы Челябинской области ведут отсчет своей истории с 22 сентября 1919 года. Тогда в Челябинске, в губернском революционном комитете, был создан финансовый отдел, с которого началось формирование финансового аппарата Челябинской губернии.
Сегодня финансовая система области представлена финансовыми органами 16 городских округов, 27 муниципальных районов и 273 поселений. Информацию о каждом из них можно найти на официальном сайте министерства финансов области www.minfin74.ru. Очень многие люди не только посвятили этой профессии всю свою жизнь, но и воспитали целые поколения специалистов высокого уровня.
Министерство финансов уделяет большое внимание вопросам обучения и повышения квалификации специалистов финансовых органов. Стали постоянной практикой выезды в территории для решения проблем, возникающих у муниципалитетов при осуществлении бюджетного процесса. К слову скажу, что историю и современное состояние финансов области мы планируем отразить в книге «Финансовая система Челябинской области в лицах», которая сегодня готовится к изданию и будет посвящена 75-летию области и 90-летию финансовой системы Южного Урала.