Версия для печати 6255 Материалы по теме
Юрий Васильев (Комитет Госдумы по бюджету и налогам)
В сегодняшней непростой ситуации все силы и внимание власти сосредоточены на преодолении кризиса. О дальнейших шагах законодателей в решении антикризисных задач в бюджетной сфере рассказал председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий ВАСИЛЬЕВ.

— Юрий Викторович, поправки к Бюджетному кодексу являются вынужденной антикризисной мерой. Что это дает в сегодняшней ситуации?
— 27 марта депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект: «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», преду­сматривающий отказ от трехлетнего планирования федерального бюджета. Помимо правовой основы для перехода бюджетного планирования с трех лет на один год, поправки к Бюджетному кодексу позволяют привлечь дополнительные доходы в казну государства. Так, внесены изменения в Таможенный кодекс, которые предусматривают перечисление таможенных платежей напрямую в федеральный бюджет через счета федерального казначейства, минуя «промежуточные» счета таможенных органов.
Для пополнения казны вносятся изменения и в федеральные законы «О Российской корпорации нанотехнологий» и «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с которыми им предоставляется право возвратить в федеральный бюджет средства имущественного взноса Российской Федерации по решению Правительства РФ.
Хочу особо подчеркнуть, что изменения Бюджетного кодекса вызваны объективной необходимостью и позволят правительству быстро и адекватно реагировать на кризисные явления в экономике. В данной непростой ситуации поправки сами по себе могут стать реальными антикризисными мерами, так как дадут возможность поддержать реальный сектор экономики, не допустить большой безработицы и социальных потрясений. Несомненно, что такие меры позволят правительству выполнить все социальные обязательства перед населением, вовремя выплатить зарплаты бюджетникам, пенсии и стипендии. По возможности будет сохранено финансирование приоритетных нацпроектов, использование материнского капитала.

— 6 апреля Госдума в первом чтении рассмотрела законопроект о федеральном бюджете на 2009 г., и в этот же день перед депутатами выступил Председатель Правительства РФ В. В. Путин с отчетом об антикризисных мерах…

— Да, действительно, этот день стал очень важным. Госдума приняла в первом чтении антикризисные поправки к бюджету-2009, которые вводят дефицитные показатели основных параметров главного финансового документа страны.
Что касается выступления премьер-министра, то подобные отчеты руководства страны перед депутатами станут регулярными согласно принятому недавно в первом чтении законопроекту «Об отчете Правительства РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики РФ». Необходимость принятия этого документа возникла в связи со вступившими в силу изменениями законодательства, которые дали право правительству определять конкретные механизмы и направления использования значительных финансовых ресурсов в целях преодоления последствий мирового кризиса. Вот почему уже в первой статье законопроекта для обеспечения прозрачности и эффективности использования выделяемых бюджетных средств устанавливается обязанность Правительства РФ ежеквартально, в тридцатидневный срок после завершения отчетного квартала, представлять в Государственную Думу и Совет Федерации отчет о реализации мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики страны. По итогам рассмотрения отчета Государственная Дума будет принимать соответствующий проект постановления.
Нынешняя ситуация требует, чтобы налогоплательщики точно знали, на что пошел каждый рубль из тех триллионов, которые выделены на поддержку экономики и сохранение социальных гарантий. Наряду со сведениями общего характера о принятии правовых актов и общем объеме госпомощи в отчете должны быть приведены данные о распределении бюджетных средств между юридическими лицами, а при необходимости и между регионами. Кроме того, законопроект предусматривает предоставление сведений об использовании госсредств Банком развития и внешнеэкономической деятельности, Агентствами по страхованию вкладов и по ипотечному жилищному кредитованию, Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Мы также предлагаем включить в отчет информацию об общем объеме кредитования предприятий и о размерах кредитов, предоставленных банкам. Также, я думаю, будет предусмотрен отчет Центрального Банка РФ об объемах выданных юридическим лицам банковских кредитов, о распределении средств по отраслям экономики. Замечу, что это далеко не полный перечень сведений, которые включены в законопроект и будут представляться Федеральному Собранию в составе отчета Правительства.
Необходимо подчеркнуть, что решение задач, определенных на 2009–2011 гг. и на долгосрочную перспективу, требует ускорить работу по совершенствованию бюджетного законодательства в части государственного и муниципального финансового контроля.

— Какие расходы предполагает новый вариант бюджета-2009?

— Напомню, что предыдущий бюджет-2009, входящий в трехлетний план, был утвержден осенью 2008 г. и рассчитывался исходя из прогнозной цены на нефть в 95 долл. за баррель нефти Urals. Согласно прошлым расчетам, бюджет должен был быть профицитным — с доходами в 10,9 трлн руб. и расходами в 9 трлн руб. Однако из-за кризиса российские власти пересмотрели исходные условия развития экономики. В результате доходы сократятся с 10,9 трлн до 6,7 трлн руб., расходы увеличатся с 9 трлн до 9,7 трлн руб. (общий рост расходов в реальном выражении составит 667,3 млрд руб.) Дефицит увеличен с 1,9 трлн до 2,9 трлн руб. В. В. Путин в своем отчете оценил дефицит бюджета примерно в 8 % от ВВП страны. Параметры корректируемого бюджета на 2009 г. рассчитываются исходя из того, что спад ВВП составит 2,2 %, инфляция достигнет 13–14 %, а среднегодовая цена за баррель Urals будет в пределах 41 долл. Пока ситуация на сырьевом рынке соответствует прогнозу правительства. Стоимость нефти колеблется в пределах 40–45 долл. за баррель.
В целом же сбалансированность бюджета будет обеспечена за счет большего снижения инвестиционных расходов, сокращения расходов на содержание государственного аппарата, Федеральную налоговую службу, таможню. Но при этом все запланированные социальные обязательства будут выполнены.
Выступая перед Госдумой, В. В. Путин подчеркнул, что дефицитный бюджет все равно будет бюджетом развития. В первую очередь его расходы будут направлены на поддержку инфраструктурных, инновационных проектов, помощь предприятиям оборонно-промышленного комплекса и строительству. Таким образом, будет создан инфраструктурный и технологический задел для будущего оживления экономики.
Общий размер средств, которые пойдут на антикризисные меры, оценивается в 3  трлн руб. При этом помощь будет оказываться передовым предприятиям. Там же, где спасти бизнес не представляется возможным, помощь будет оказываться непосредственно самим работникам путем выплаты пособий, поиска новой работы через службы занятости и переквалификации. Будут выделены дополнительные средства на борьбу с безработицей, на создание дополнительных рабочих мест и переподготовку кадров.
В своей речи премьер заострил внимание на одном из принципов экономической политики, которому необходимо следовать в процессе выхода из кризиса: нельзя увеличивать налоговую нагрузку ни на бизнес, ни на население. В. В. Путин отметил, что налог на прибыль предприятий уже снижен с 24 до 20 %, а налог на малый бизнес, по усмотрению местных властей, может быть уменьшен с 15 % до 5 %. Упрощена в пользу бизнеса схема уплаты НДС. Премьер подчеркнул, что в нынешних условиях нельзя переходить на прогрессивную шкалу подоходного налога для граждан, а надо оставить действующую плоскую ставку (13 %) ради сохранения уровня собираемости налогов. ЕСН также не будет повышаться в течение двух лет, до 1 января 2011 г.
В. В. Путин сообщил, что все социальные обязательства будут выполнены. Дефицит Пенсионного фонда в этих условиях правительство собирается компенсировать за счет Фонда национального благосостояния. В 2009 г. уже запланирована четырехразовая индексация пенсий. По итогам 2010 г. средний размер трудовой пенсии вырастет в реальном выражении на 30 %, а в номинальном — на 45 % по отношению к 2009 г.
Хочу еще раз отметить, что переход на однолетний бюджет — это вынужденная мера. При стабилизации ситуации в экономике можно вернуться к среднесрочному трехлетнему бюджетному планированию. Нынешний вариант бюджета-2009, как отметил Председатель Государственной Думы Б. В. Грызлов, это «бюджет переходного периода». Несмотря на то что доходы его сократятся, расходы, особенно на социальные нужды, возрастут.

— Помимо бюджетных антикризисных мер, какую роль сыграет в борьбе с кризисом налоговая политика?
— Фракция «Единой России» разработала пакет антикризисных мер и в налоговой политике. Они направлены на поддержку отечественной промышленности, сохранение рабочих мест.
Заслуживает внимания предложение о введении законодательной нормы, которая предусматривает объявление трехлетнего моратория на повышение любых налогов. Введение подобной нормы явилось бы важным идеологическим фактором, направленным на укрепление взаимного доверия государства и налогоплательщиков. Юридическое закрепление моратория на повышение налогов выступило бы в роли государственной гарантии поддержания стабильности налоговой системы на кризисный период и способствовало бы стимулированию как иностранных, так и внутренних инвестиций в отечественную экономику.
Другой реальной законодательной мерой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономического кризиса может служить предложение об увеличении с 20 до 60 млн руб. предельного размера годового дохода предприятий,  применяющих упрощенную систему налогообложения. Реализация этого проекта позволила бы расширить круг малых и средних предприятий, имеющих возможность применять упрощенную систему налогообложения, реально снизить налоговую нагрузку на такие предприятия.
Первоочередной задачей мы считаем подготовку законопроекта, предусматривающего ускорение возврата НДС при совершении экспортных операций. В качестве наиболее приемлемого пути решения этой задачи законодатели рассматривают не механическое сокращение сроков камеральных проверок, а введение заявительного порядка возмещения в отношении так называемых традиционных экспортеров. В основу законодательных критериев отнесения налогоплательщиков к указанной категории будет положен принцип минимизации риска невозврата сумм. Другой законодательной мерой, направленной на исключение практики кредитования государства со стороны налогоплательщиков, мог бы явиться окончательный отказ от уплаты НДС с сумм авансовых платежей.
Давно требует решения проблема полного исключения практики предоставления на федеральном уровне любых льгот по региональным и местным налогам, влекущих выпадение доходов соответствующих бюджетов без их полной компенсации из федерального бюджета. Подобная законодательная мера способствовала бы безусловной реализации заложенного в Бюджетный кодекс принципа финансовой самостоятельности бюджетов регионального и местного уровней, а также повышению роли этих бюджетов в решении задач экономического и социального развития на соответствующих территориях.
В перспективе необходимо разработать новые формы и условия предоставления финансовой помощи из федерального бюджета регионам и внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс.
Поделиться