В условиях кризиса централизованной модели управления экономикой в бывшем СССР появление ассоциаций экономического взаимодействия было исторической необходимостью. Объединившись, регионы направили свои усилия на создание новых экономических отношений между хозяйствующими субъектами. С чем сегодня связана деятельность ассоциаций, какие задачи они решают? Об этом рассказывает председатель исполкома Межрегиональной ассоциации «Большой Урал» Владимир ВОЛКОВ.
— Владимир Анатольевич, в каком году области и республики Урала приняли решение объединиться в Межрегиональную ассоциацию «Большой Урал»?
Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ (МА «Большой Урал») была создана в 1991 г. в период, когда начала разрушаться административная система Советского Союза. Все мы помним, что госплан предусматривал детальное распределение всех ресурсов страны (начиная от металла и заканчивая бытовой мелочью). На этом, собственно, и строилась вся экономика областей и республик СССР. Однако мощнейшая административная машина большого государства начала давать сбои. Области стали срывать плановые поставки, поскольку сами испытывали страшный дефицит товаров и продукции, которые должны были отправлять соседям. Началась полная неразбериха. Обращения в «центр» были зачастую бесполезными и не приносили результатов. Поэтому для выживания и дальнейшего развития регионам необходимо было искать внутренние резервы.
В связи с этим руководители областей и республик Уральского региона приняли мудрое решение: объединить усилия и возможности своих территорий и попытаться в таких непростых условиях помочь друг другу. Результатом этого решения стало создание ассоциации. Кстати, в то время желание объединиться, выработать общую стратегию взаимодействия проявили и другие регионы страны. В итоге этот процесс завершился созданием ассоциаций экономического взаимодействия Северо-Запада, Центральной части, Черноземья, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Ассоциация «Большой Урал» с момента образования объединила субъекты РСФСР, составляющие Уральский экономический и географический регион. Это Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская и Курганская области, а также две республики — Удмуртия и Башкирия.
— Какие основные задачи ставила перед собой ассоциация «Большой Урал» в начале своего пути?
В 90-е годы в основу деятельности ассоциации был положен принцип ежеквартальных встреч первых руководителей областей и республик, вошедших в МА «Большой Урал». Задачей же исполнительного комитета была подготовка актуальных вопросов, касающихся внутренней (внутри Уральского региона) и внешней (проблемы федерального значения) экономической ситуации для рассмотрения на советах ассоциации и выработка конкретных предложений для решения возникающих проблем. Ежеквартальные встречи совета ассоциации проходили попеременно в столицах субъектов, входящих в объединение. Это была очень эффективная форма работы. Во-первых, шел обмен накопленным опытом, во-вторых, была возможность обсуждать актуальные вопросы с первыми лицами, от которых и зависело решение той или иной проблемы.
К тому же в деловом диалоге участвовали не только руководители области, республики, но и руководители федерального уровня: председатель правительства, его заместители, министры РФ. Такие встречи были важны в равной степени для всех: и для представителей областей и республик, и для руководителей федеральных органов, поскольку информацию о том, как на самом деле живут россияне и что их особенно заботит, они получали из первых уст. Одним словом, благодаря работе ассоциации создавалась хорошая обратная связь, которая помогала правительству страны корректировать принятые решения и обсуждать на первой стадии планируемые.
— Владимир Анатольевич, насколько со временем поменялись цели и задачи ассоциации?
Деятельность ассоциации «вчера и сегодня» нельзя рассматривать в отрыве от исторической обстановки в стране. В середине 90-х годов, когда речь шла о спасении и выживании в сложнейшей экономической ситуации, ассоциация ставила перед собой задачу восстановить нарушенные хозяйственные, социально-экономические и культурные связи в рамках Большого Урала и сохранить производственный потенциал региона. Позднее ассоциация содействовала не только социально-экономическому развитию Уральского региона, но и развивала партнерство между государством, бизнесом, наукой, инвесторами. Укрепляла отраслевые, межрегиональные связи с другими регионами России и странами СНГ. Помогала российским компаниям в разработке эффективных бизнес-моделей. Кроме того, вела консультационную деятельность для руководителей и специалистов предприятий, представителей малого и среднего бизнеса, предоставляла информацию потенциальным инвесторам о перспективных программах, оказывала консалтинговые услуги и сама участвовала во многих важных проектах. Например, МА «Большой Урал» участвовала в разработке альтернативного Налогового кодекса, в программах инновационного развития, энергосберегающей экономики, концепций стратегии развития регионов и муниципальных образований, содействовала созданию Федеральной авиационной службы России, Союза промышленников Уральского региона и т. д. Сегодня для нас по-прежнему приоритетными остаются вопросы развития территорий.
В настоящее время мы продолжаем использовать методы работы, созданные много лет назад и не утратившие своей эффективности. Мы, как и раньше, имеем возможность получать оперативную информацию о положении дел в экономике на местах, поскольку обратная связь у нас сохранена и развивается дальше. Все эти годы мы ежемесячно анализировали и обобщали информацию по всем отраслям экономики в каждом субъекте, входящем в ассоциацию, рассылали ее для ознакомления и изучения руководителям областей и республик Уральского региона. Эта работа продолжается и по сей день.
— В одном из своих выступлений вы говорили о том, что сегодня ассоциация нацелена на поддержку инновационной деятельности. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
Поддержка инновационной деятельности, на мой взгляд, очень важное для нас дело, особенно в этот сложный для страны и региона период. Кризис внес ряд корректив в работу многих отраслей народного хозяйства, промышленных предприятий и вызвал необходимость радикальных изменений и перемен. Перемен как в технологическом процессе, так и в управлении. И именно инновации или, проще говоря, нововведения в области техники, организации труда и управления могут стать тем «спасательным кругом», который поднимет отечественную промышленность и экономику. Мы решили, что просто обязаны заниматься этим вопросом и искать пути преодоления возникающих проблем. Сейчас, например, мы занимаемся проблемой, связанной с производством биотоплива второго поколения. По инициативе исполкома МА «Большой Урал» в январе этого года в рамках ежегодной выставки «Уралагропром» в Екатеринбурге была организована научно-практическая конференция «Развитие биоэнергетики в Уральском регионе». На этой конференции обсуждались актуальные темы: выращивание биомассы высокоэнергетических культур, переработка сельскохозяйственных отходов и сырья в биотопливо второго поколения, переработка древесины и древесных отходов в биотопливо и т. д. Кроме того, рассматривался вопрос о рациональном использовании торфяных топливных ресурсов на Урале и, в частности, в Свердловской области. Данные темы становятся чрезвычайно актуальными в условиях кризиса, поскольку биотехнологии — это и возобновляемые источники энергии, и энергоэффективная экономика, которая призвана улучшить ситуацию в регионе, и вклад России в уменьшение выбросов парниковых газов в атмосферу, и возможность привлечь инвестиции в модернизацию промышленных предприятий с использованием механизмов Киотского протокола.
Кстати, по вопросам реализации положений Киотского протокола мы уже больше года работаем с правительством Италии. Мы вели подготовку апрельского Российско-итальянского экономического форума, прошедшего в Екатеринбурге. Форум был посвящен вопросам расширения сотрудничества итальянских и российских предприятий, в том числе созданию урало-итальянского технологического центра, где будут разрабатываться инновационные продукты.
Недавно мы провели Координационный совет ассоциации по энергосбережению, целью которого стало содействие в сфере энерго- и ресурсосбережения, повышения энергоэффективности входящих в МА «Большой Урал» областей и республик. Участники совета обсудили условия ликвидации безучетного использования энергоресурсов, возможности развития инновационной инфраструктуры региона в области энергоэффективных технологий для ЖКХ и социальной сферы. Я уверен, что и впредь мы будем делать все возможное для выстраивания государственной политики поддержки инноваций.
— Мы уже осознали, что для всех наступили нелегкие времена. Как вы считаете, какой стратегии и политики должна придерживаться власть в этот сложный период?
От кризиса пострадали все субъекты Федерации. Бюджеты регионов уменьшились на 20 и более процентов. Произошел спад в производстве, и, как следствие, выросла безработица. В Свердловской области, например, число безработных превысило 50 тыс. человек. Вопрос: «Что же делать в такой ситуации?» — становится риторическим. Конечно, самое главное — занять людей, помочь им трудоустроиться, чтобы у них были деньги, чтоб было чем накормить семью. В связи с этим большое значение имеет организация Центра занятости общественных работ для желающих трудоустроиться. Это, как правило, работы по благоустройству территорий, социальные услуги. В настоящее время мы подробно изучаем подобный опыт работы с населением в соседних областях и республиках. Очень важно ориентировать общественные работы на решение инфраструктурных проблем. Потому что неразвитая инфраструктура России является одной из причин замедления темпов развития страны.
Далее, надо переучивать людей, надо вкладывать средства в образование, которое востребованно именно сегодня и позволит подготовить специалистов, способных создавать новую продукцию. Продукцию, основанную на использовании достижений науки и передового опыта, ту самую, которую мы считаем инновационной. А где инновации, там, как известно, и инвестиции. Я напомню, что в США сегодня производится до 40 % инновационных продуктов всего мира, поэтому американская экономика более устойчива к кризисам, потрясениям и изменениям. Впрочем, как и экономика других передовых странах.
Власть несмотря на экономические трудности должна находить возможность поддерживать муниципальные образования. Я убежден, что огромный резерв экономики заложен в их развитии, в поддержании творческих инициатив, в создании условий для работы и жизнедеятельности, живущих на их территории людей, в совершенствовании формирования бюджетов муниципальных образований.
Материал подготовила Ольга ЗЕМЕРОВА
— Владимир Анатольевич, в каком году области и республики Урала приняли решение объединиться в Межрегиональную ассоциацию «Большой Урал»?
Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ (МА «Большой Урал») была создана в 1991 г. в период, когда начала разрушаться административная система Советского Союза. Все мы помним, что госплан предусматривал детальное распределение всех ресурсов страны (начиная от металла и заканчивая бытовой мелочью). На этом, собственно, и строилась вся экономика областей и республик СССР. Однако мощнейшая административная машина большого государства начала давать сбои. Области стали срывать плановые поставки, поскольку сами испытывали страшный дефицит товаров и продукции, которые должны были отправлять соседям. Началась полная неразбериха. Обращения в «центр» были зачастую бесполезными и не приносили результатов. Поэтому для выживания и дальнейшего развития регионам необходимо было искать внутренние резервы.
В связи с этим руководители областей и республик Уральского региона приняли мудрое решение: объединить усилия и возможности своих территорий и попытаться в таких непростых условиях помочь друг другу. Результатом этого решения стало создание ассоциации. Кстати, в то время желание объединиться, выработать общую стратегию взаимодействия проявили и другие регионы страны. В итоге этот процесс завершился созданием ассоциаций экономического взаимодействия Северо-Запада, Центральной части, Черноземья, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Ассоциация «Большой Урал» с момента образования объединила субъекты РСФСР, составляющие Уральский экономический и географический регион. Это Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская и Курганская области, а также две республики — Удмуртия и Башкирия.
— Какие основные задачи ставила перед собой ассоциация «Большой Урал» в начале своего пути?
В 90-е годы в основу деятельности ассоциации был положен принцип ежеквартальных встреч первых руководителей областей и республик, вошедших в МА «Большой Урал». Задачей же исполнительного комитета была подготовка актуальных вопросов, касающихся внутренней (внутри Уральского региона) и внешней (проблемы федерального значения) экономической ситуации для рассмотрения на советах ассоциации и выработка конкретных предложений для решения возникающих проблем. Ежеквартальные встречи совета ассоциации проходили попеременно в столицах субъектов, входящих в объединение. Это была очень эффективная форма работы. Во-первых, шел обмен накопленным опытом, во-вторых, была возможность обсуждать актуальные вопросы с первыми лицами, от которых и зависело решение той или иной проблемы.
К тому же в деловом диалоге участвовали не только руководители области, республики, но и руководители федерального уровня: председатель правительства, его заместители, министры РФ. Такие встречи были важны в равной степени для всех: и для представителей областей и республик, и для руководителей федеральных органов, поскольку информацию о том, как на самом деле живут россияне и что их особенно заботит, они получали из первых уст. Одним словом, благодаря работе ассоциации создавалась хорошая обратная связь, которая помогала правительству страны корректировать принятые решения и обсуждать на первой стадии планируемые.
— Владимир Анатольевич, насколько со временем поменялись цели и задачи ассоциации?
Деятельность ассоциации «вчера и сегодня» нельзя рассматривать в отрыве от исторической обстановки в стране. В середине 90-х годов, когда речь шла о спасении и выживании в сложнейшей экономической ситуации, ассоциация ставила перед собой задачу восстановить нарушенные хозяйственные, социально-экономические и культурные связи в рамках Большого Урала и сохранить производственный потенциал региона. Позднее ассоциация содействовала не только социально-экономическому развитию Уральского региона, но и развивала партнерство между государством, бизнесом, наукой, инвесторами. Укрепляла отраслевые, межрегиональные связи с другими регионами России и странами СНГ. Помогала российским компаниям в разработке эффективных бизнес-моделей. Кроме того, вела консультационную деятельность для руководителей и специалистов предприятий, представителей малого и среднего бизнеса, предоставляла информацию потенциальным инвесторам о перспективных программах, оказывала консалтинговые услуги и сама участвовала во многих важных проектах. Например, МА «Большой Урал» участвовала в разработке альтернативного Налогового кодекса, в программах инновационного развития, энергосберегающей экономики, концепций стратегии развития регионов и муниципальных образований, содействовала созданию Федеральной авиационной службы России, Союза промышленников Уральского региона и т. д. Сегодня для нас по-прежнему приоритетными остаются вопросы развития территорий.
В настоящее время мы продолжаем использовать методы работы, созданные много лет назад и не утратившие своей эффективности. Мы, как и раньше, имеем возможность получать оперативную информацию о положении дел в экономике на местах, поскольку обратная связь у нас сохранена и развивается дальше. Все эти годы мы ежемесячно анализировали и обобщали информацию по всем отраслям экономики в каждом субъекте, входящем в ассоциацию, рассылали ее для ознакомления и изучения руководителям областей и республик Уральского региона. Эта работа продолжается и по сей день.
— В одном из своих выступлений вы говорили о том, что сегодня ассоциация нацелена на поддержку инновационной деятельности. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
Поддержка инновационной деятельности, на мой взгляд, очень важное для нас дело, особенно в этот сложный для страны и региона период. Кризис внес ряд корректив в работу многих отраслей народного хозяйства, промышленных предприятий и вызвал необходимость радикальных изменений и перемен. Перемен как в технологическом процессе, так и в управлении. И именно инновации или, проще говоря, нововведения в области техники, организации труда и управления могут стать тем «спасательным кругом», который поднимет отечественную промышленность и экономику. Мы решили, что просто обязаны заниматься этим вопросом и искать пути преодоления возникающих проблем. Сейчас, например, мы занимаемся проблемой, связанной с производством биотоплива второго поколения. По инициативе исполкома МА «Большой Урал» в январе этого года в рамках ежегодной выставки «Уралагропром» в Екатеринбурге была организована научно-практическая конференция «Развитие биоэнергетики в Уральском регионе». На этой конференции обсуждались актуальные темы: выращивание биомассы высокоэнергетических культур, переработка сельскохозяйственных отходов и сырья в биотопливо второго поколения, переработка древесины и древесных отходов в биотопливо и т. д. Кроме того, рассматривался вопрос о рациональном использовании торфяных топливных ресурсов на Урале и, в частности, в Свердловской области. Данные темы становятся чрезвычайно актуальными в условиях кризиса, поскольку биотехнологии — это и возобновляемые источники энергии, и энергоэффективная экономика, которая призвана улучшить ситуацию в регионе, и вклад России в уменьшение выбросов парниковых газов в атмосферу, и возможность привлечь инвестиции в модернизацию промышленных предприятий с использованием механизмов Киотского протокола.
Кстати, по вопросам реализации положений Киотского протокола мы уже больше года работаем с правительством Италии. Мы вели подготовку апрельского Российско-итальянского экономического форума, прошедшего в Екатеринбурге. Форум был посвящен вопросам расширения сотрудничества итальянских и российских предприятий, в том числе созданию урало-итальянского технологического центра, где будут разрабатываться инновационные продукты.
Недавно мы провели Координационный совет ассоциации по энергосбережению, целью которого стало содействие в сфере энерго- и ресурсосбережения, повышения энергоэффективности входящих в МА «Большой Урал» областей и республик. Участники совета обсудили условия ликвидации безучетного использования энергоресурсов, возможности развития инновационной инфраструктуры региона в области энергоэффективных технологий для ЖКХ и социальной сферы. Я уверен, что и впредь мы будем делать все возможное для выстраивания государственной политики поддержки инноваций.
— Мы уже осознали, что для всех наступили нелегкие времена. Как вы считаете, какой стратегии и политики должна придерживаться власть в этот сложный период?
От кризиса пострадали все субъекты Федерации. Бюджеты регионов уменьшились на 20 и более процентов. Произошел спад в производстве, и, как следствие, выросла безработица. В Свердловской области, например, число безработных превысило 50 тыс. человек. Вопрос: «Что же делать в такой ситуации?» — становится риторическим. Конечно, самое главное — занять людей, помочь им трудоустроиться, чтобы у них были деньги, чтоб было чем накормить семью. В связи с этим большое значение имеет организация Центра занятости общественных работ для желающих трудоустроиться. Это, как правило, работы по благоустройству территорий, социальные услуги. В настоящее время мы подробно изучаем подобный опыт работы с населением в соседних областях и республиках. Очень важно ориентировать общественные работы на решение инфраструктурных проблем. Потому что неразвитая инфраструктура России является одной из причин замедления темпов развития страны.
Далее, надо переучивать людей, надо вкладывать средства в образование, которое востребованно именно сегодня и позволит подготовить специалистов, способных создавать новую продукцию. Продукцию, основанную на использовании достижений науки и передового опыта, ту самую, которую мы считаем инновационной. А где инновации, там, как известно, и инвестиции. Я напомню, что в США сегодня производится до 40 % инновационных продуктов всего мира, поэтому американская экономика более устойчива к кризисам, потрясениям и изменениям. Впрочем, как и экономика других передовых странах.
Власть несмотря на экономические трудности должна находить возможность поддерживать муниципальные образования. Я убежден, что огромный резерв экономики заложен в их развитии, в поддержании творческих инициатив, в создании условий для работы и жизнедеятельности, живущих на их территории людей, в совершенствовании формирования бюджетов муниципальных образований.
Материал подготовила Ольга ЗЕМЕРОВА