За последние несколько лет российская туристическая отрасль прошла значительный путь. Объем турпотока постоянно увеличивался, что не в последнюю очередь было связано с ростом реальных доходов населения. Все больше граждан нашей страны предпочитали отдыхать за рубежом, при этом потенциал внутрироссийских направлений оставался во многом неиспользованным. О перспективах внутреннего туризма в новых экономических условиях мы поговорили с заместителем руководителя Федерального агентства по туризму Геннадием ПИЛИПЕНКО.
— Геннадий Петрович, согласны ли вы с тем, что в связи с кризисом внутренний туризм в России может получить дополнительные стимулы к развитию?
— Как мои собственные ощущения, так и конкретные данные, которые поступают в наше агентство, говорят именно об этом. В текущем году мы ожидаем сокращение потока туристов за рубеж. Основные страны, в которые выезжают российские граждане, — это Турция и Египет, а из всех туристических поездок россиян половина приходится на отдых у теплых морей. Теперь подобный отдых за рубежом станет заметно дороже в связи с ростом курса доллара.
— То есть туристы, ранее выезжавшие за рубеж, теперь станут отдыхать в России?
— Конечно, в период кризиса россияне начинают обращать внимание на красоты родной страны. Если помните, именно это произошло и во время кризиса 1998 г., когда турпоток также вырос. Думаю, что сейчас самое время для сферы внутреннего туризма переосмыслить свою базу, собственные возможности. Тем более что и государство прилагает определенные усилия для расширения этих возможностей.
— В июне прошлого года, когда мы с вами общались в прошлый раз, порядка 50 субъектов России уже имели собственные программы развития туризма. Насколько действенными оказываются данные программы? Какие направления туризма развиваются в их рамках наиболее активно?
— Существует целый ряд регионов, где действуют мощные программы и концепции развития внутреннего туризма. Могу отметить Республику Татарстан, Нижегородскую область — трудно перечислить всех. В настоящее время уже 60 субъектов РФ приняли соответствующие программы, в пяти регионах ведется их разработка. Это очень важная работа, без которой развитие отрасли невозможно.
Если говорить о конкретных направлениях, то, безусловно, одно из основных — развитие так называемого туризма шаговой доступности. Люди получают возможность отдохнуть, не отъезжая далеко от места жительства, тратя на дорогу не более 1–2 часов на машине. Кстати, в текущем году определенный толчок должно получить такое направление, как автомобильный туризм: поездка семьи на автомобиле оказывается значительно дешевле по сравнению со стоимостью билетов на самолет или поезд. Также существует насущная потребность в дальнейшем развитии речных круизов. Здесь совмещаются проживание и путешествие, включающее посещение сразу нескольких регионов и городов.
— С недавних пор органы местного самоуправления наделены полномочиями по развитию туризма. Чего вы ждете от этой меры?
— Ранее муниципалитеты в своих бюджетах не имели права предусматривать расходы на развитие туризма. Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ были внесены изменения, в результате которых, в частности, к полномочиям органов местного самоуправления было отнесено «создание условий для развития туризма», что дает им право на такую расходную строку. Это очень своевременное решение, ведь для многих муниципальных образований развитие туризма является основной статьей дохода. В некоторых городах туризм дает от 40 % до 60 % доходов бюджета
— например, в Суздале, Угличе.
Конечно, пока еще очень рано говорить об эффекте от данной меры: подождем осени. Однако уверен, что для муниципалитетов — особенно в период кризиса — это большое подспорье. Они очень ждали принятия соответствующих поправок.
— Какова ситуация с туристско-рекреационными особыми экономическими зонами? Недавно прошла информация, что в связи с экономическим кризисом строительство продолжится только в трех зонах из семи.
–По ТР ОЭЗ государство скорее всего примет следующее решение: если та или иная зона окажется неэффективной, строительство в ней не будет поддержано Федерацией, а сама она будет передана на региональный уровень. И уже в зависимости от того, что решат органы власти субъекта РФ, развитие данной зоны либо будет, либо не будет продолжено. В принципе сама идеология развития туризма состоит в том, чтобы государство поддержало формирование инженерно-транспортной инфраструктуры. Все остальное — строительство гостиниц, предоставление льгот — прерогатива частных инвесторов и местных властей.
— Существует проект Федеральной целевой программы «Развитие историко-культурных зон в России». Будет ли Ростуризм участвовать в ее реализации?
— Координатором этой программы является Министерство культуры РФ. В любом случае развитие историко-культурных зон имеет своей целью и дополнительное привлечение туда туристов. Как именно будет развиваться указанная ФЦП и имеет ли она право на жизнь, это вопрос к Минкультуры, но наше агентство готово всячески поддержать развитие таких зон, рекламируя и продвигая соответствующий туристический продукт.
— Ваше агентство озвучивало инициативу введения социального налогового вычета по налогу на доходы с физических лиц для граждан, отдыхающих на территории нашей страны. С аналогичным предложением выступала и Ассоциация туроператоров России. Будет ли реализована эта идея?
— Действительно, соответствующие предложения разработаны и уже переданы в Правительство РФ в рамках процесса подготовки антикризисных мер. Остается ждать его решения.
— Ключевые проблемы туристической отрасли известны: инфраструктура, тарифы, транспортная составляющая и т. д. По каким-нибудь из этих направлений ситуация выправляется?
— Основные улучшения связаны со строительством средств размещения. Если в 2007 г. было введено 400 средств размещения, то в 2008 г. — уже более 600. Что самое важное, половина из них — малые гостиницы. Это говорит о том, что на местах, наконец, осознали значение туризма: во многих регионах, главным образом относящихся к Сибирскому и Южному федеральным округам, ограничения по развитию малого предпринимательства в сфере туризма были минимизированы. Малые гостиницы создают новые рабочие места и устанавливают более низкие цены на проживание, что дает возможность гражданам со скромным достатком поехать и отдохнуть у берегов Черного моря.
— Из порядка пяти тыс. организаций, которые значатся в Федеральном реестре туроператоров, более двух тыс. специализируются на внутреннем туризме. Удается ли им освоить какие-то новые направления?
— Все-таки страна у нас северная, а потому основная масса людей желает отдохнуть у теплого моря. 50 % всего нашего туризма — это туризм пляжный. Второе место занимает культурно-познавательный туризм, а оставшиеся 20 % приходятся на прочие виды туризма. Следует отметить, что активно развиваются такие направления, как речные круизы, горнолыжный туризм. Популярность приобретают сельский (так называемый агротуризм) и экологический туризм. Особенно хотелось бы выделить паломнические туры. Перечисленные новые направления находят поддержку среди населения, и в дальнейшем мы намерены их всячески продвигать.
— В какой стадии находятся планы развития пляжного туризма на Каспии?
— Ростуризм подготовил проект Концепции развития туризма на азовском и каспийском побережьях, он уже передан в Министерство спорта, туризма и молодежной политики. С этим документом мы намерены вскоре выйти на Правительство РФ.
Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ
— Геннадий Петрович, согласны ли вы с тем, что в связи с кризисом внутренний туризм в России может получить дополнительные стимулы к развитию?
— Как мои собственные ощущения, так и конкретные данные, которые поступают в наше агентство, говорят именно об этом. В текущем году мы ожидаем сокращение потока туристов за рубеж. Основные страны, в которые выезжают российские граждане, — это Турция и Египет, а из всех туристических поездок россиян половина приходится на отдых у теплых морей. Теперь подобный отдых за рубежом станет заметно дороже в связи с ростом курса доллара.
Таблица 1 Доходы от туризма в некоторых странах
Страна |
Прямые доходы от туризма, % ВВП |
Доходы с учетом мультипликативного эффекта, % ВВП |
Австрия |
8,6 |
15,0 |
Испания |
6,8 |
18,2 |
Франция |
4,1 |
10,9 |
Хорватия |
8,5 |
19,0 |
Великобритания |
3,4 |
9,1 |
Канада |
3,4 |
11,0 |
Болгария |
4,1 |
14,5 |
Россия |
2 |
6,7 |
Значения для мирового ВВП |
3,6 |
10,4 |
По данным Ростуризма
Мы надеемся, что та часть наших граждан, которая откажется от поездок за границу, будет отдыхать внутри страны. Все необходимые предпосылки к этому у нас имеются. Так, в прошлом году было введено в строй около 600 средств размещения на 44 тыс. человек. В России немало достойных мест для отдыха, есть и где остановиться — в общем, туристическая инфраструктура активно развивается. В предыдущие несколько лет рост турпотока был достаточно высоким, ежегодно он составлял 8–10 %. В 2009 г. этот показатель не сможет достичь планки прошлых лет, но все же рост на 4–5 % скорее всего будет обеспечен.— То есть туристы, ранее выезжавшие за рубеж, теперь станут отдыхать в России?
— Конечно, в период кризиса россияне начинают обращать внимание на красоты родной страны. Если помните, именно это произошло и во время кризиса 1998 г., когда турпоток также вырос. Думаю, что сейчас самое время для сферы внутреннего туризма переосмыслить свою базу, собственные возможности. Тем более что и государство прилагает определенные усилия для расширения этих возможностей.
— В июне прошлого года, когда мы с вами общались в прошлый раз, порядка 50 субъектов России уже имели собственные программы развития туризма. Насколько действенными оказываются данные программы? Какие направления туризма развиваются в их рамках наиболее активно?
— Существует целый ряд регионов, где действуют мощные программы и концепции развития внутреннего туризма. Могу отметить Республику Татарстан, Нижегородскую область — трудно перечислить всех. В настоящее время уже 60 субъектов РФ приняли соответствующие программы, в пяти регионах ведется их разработка. Это очень важная работа, без которой развитие отрасли невозможно.
Если говорить о конкретных направлениях, то, безусловно, одно из основных — развитие так называемого туризма шаговой доступности. Люди получают возможность отдохнуть, не отъезжая далеко от места жительства, тратя на дорогу не более 1–2 часов на машине. Кстати, в текущем году определенный толчок должно получить такое направление, как автомобильный туризм: поездка семьи на автомобиле оказывается значительно дешевле по сравнению со стоимостью билетов на самолет или поезд. Также существует насущная потребность в дальнейшем развитии речных круизов. Здесь совмещаются проживание и путешествие, включающее посещение сразу нескольких регионов и городов.
— С недавних пор органы местного самоуправления наделены полномочиями по развитию туризма. Чего вы ждете от этой меры?
— Ранее муниципалитеты в своих бюджетах не имели права предусматривать расходы на развитие туризма. Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ были внесены изменения, в результате которых, в частности, к полномочиям органов местного самоуправления было отнесено «создание условий для развития туризма», что дает им право на такую расходную строку. Это очень своевременное решение, ведь для многих муниципальных образований развитие туризма является основной статьей дохода. В некоторых городах туризм дает от 40 % до 60 % доходов бюджета
— например, в Суздале, Угличе.
Конечно, пока еще очень рано говорить об эффекте от данной меры: подождем осени. Однако уверен, что для муниципалитетов — особенно в период кризиса — это большое подспорье. Они очень ждали принятия соответствующих поправок.
— Какова ситуация с туристско-рекреационными особыми экономическими зонами? Недавно прошла информация, что в связи с экономическим кризисом строительство продолжится только в трех зонах из семи.
–По ТР ОЭЗ государство скорее всего примет следующее решение: если та или иная зона окажется неэффективной, строительство в ней не будет поддержано Федерацией, а сама она будет передана на региональный уровень. И уже в зависимости от того, что решат органы власти субъекта РФ, развитие данной зоны либо будет, либо не будет продолжено. В принципе сама идеология развития туризма состоит в том, чтобы государство поддержало формирование инженерно-транспортной инфраструктуры. Все остальное — строительство гостиниц, предоставление льгот — прерогатива частных инвесторов и местных властей.
— Существует проект Федеральной целевой программы «Развитие историко-культурных зон в России». Будет ли Ростуризм участвовать в ее реализации?
— Координатором этой программы является Министерство культуры РФ. В любом случае развитие историко-культурных зон имеет своей целью и дополнительное привлечение туда туристов. Как именно будет развиваться указанная ФЦП и имеет ли она право на жизнь, это вопрос к Минкультуры, но наше агентство готово всячески поддержать развитие таких зон, рекламируя и продвигая соответствующий туристический продукт.
— Ваше агентство озвучивало инициативу введения социального налогового вычета по налогу на доходы с физических лиц для граждан, отдыхающих на территории нашей страны. С аналогичным предложением выступала и Ассоциация туроператоров России. Будет ли реализована эта идея?
— Действительно, соответствующие предложения разработаны и уже переданы в Правительство РФ в рамках процесса подготовки антикризисных мер. Остается ждать его решения.
— Ключевые проблемы туристической отрасли известны: инфраструктура, тарифы, транспортная составляющая и т. д. По каким-нибудь из этих направлений ситуация выправляется?
— Основные улучшения связаны со строительством средств размещения. Если в 2007 г. было введено 400 средств размещения, то в 2008 г. — уже более 600. Что самое важное, половина из них — малые гостиницы. Это говорит о том, что на местах, наконец, осознали значение туризма: во многих регионах, главным образом относящихся к Сибирскому и Южному федеральным округам, ограничения по развитию малого предпринимательства в сфере туризма были минимизированы. Малые гостиницы создают новые рабочие места и устанавливают более низкие цены на проживание, что дает возможность гражданам со скромным достатком поехать и отдохнуть у берегов Черного моря.
— Из порядка пяти тыс. организаций, которые значатся в Федеральном реестре туроператоров, более двух тыс. специализируются на внутреннем туризме. Удается ли им освоить какие-то новые направления?
— Все-таки страна у нас северная, а потому основная масса людей желает отдохнуть у теплого моря. 50 % всего нашего туризма — это туризм пляжный. Второе место занимает культурно-познавательный туризм, а оставшиеся 20 % приходятся на прочие виды туризма. Следует отметить, что активно развиваются такие направления, как речные круизы, горнолыжный туризм. Популярность приобретают сельский (так называемый агротуризм) и экологический туризм. Особенно хотелось бы выделить паломнические туры. Перечисленные новые направления находят поддержку среди населения, и в дальнейшем мы намерены их всячески продвигать.
— В какой стадии находятся планы развития пляжного туризма на Каспии?
— Ростуризм подготовил проект Концепции развития туризма на азовском и каспийском побережьях, он уже передан в Министерство спорта, туризма и молодежной политики. С этим документом мы намерены вскоре выйти на Правительство РФ.
Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ