Туризм — одно из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений в сфере услуг, которое может стать локомотивом социально-экономического развития целых регионов России. Однако уже сегодня очевидна острая нехватка квалифицированных кадров, необходимых для развития отрасли.
Александр ФЕДУЛИН, ректор Российского государственного университета туризма и сервиса, доктор исторических наук, профессор
По данным Всемирной туристской организации, доля туризма в мировой экономике по состоянию на 2007 г. составляла в среднем 9,7 %, в то время как в Российской Федерации этот показатель равен лишь 6,6 % (см. диаграмму 1), что дополнительно характеризует имеющиеся на сегодняшний день резервы для роста.
Таким образом, принимая во внимание численность экономически активного населения в России (75 млн человек без учета уровня безработицы, который по состоянию на февраль 2009 г. составил 8,5 %, или 6,4 млн человек), 4,2 млн человек (а с учетом безработицы — 3,9 млн человек) тем или иным образом задействованы в туристской индустрии. А если бы развитие туризма соответствовало среднемировым показателям, то количество занятых составило бы 6,0 млн работников (с поправкой на сегодняшний уровень безработицы — 5,5 млн человек).
Понятно, что, говоря о работниках, мы имеем в виду прежде всего профессиональные подготовленные кадры соответствующей квалификации. Жизнь постоянно подтверждает правоту известного тезиса «Кадры решают все». Так, например, исследование, проведенное в 2008 г. университетом Cornell (Великобритания) среди 243 руководителей высшего и среднего звеньев предприятий гостиничного хозяйства в различных странах мира, помогло выявить пять основных факторов, вызывающих беспокойство у представителей отрасли: 1) кадры, 2) общая экономическая ситуация, 3) рост затрат, 4) уровень сервиса, 5) конкуренция. Показательно то, что именно кадровые проблемы занимают первое место среди перечисленных факторов (см. диаграмму 3).
Во-первых, неизвестно, сколько нужно специалистов, чтобы удовлетворить запросы отрасли. Причем эта цифра должна учитывать не только текущую, но и перспективную потребность с учетом достаточно высокой волатильности рынка занятости в туристской индустрии, где, по данным ряда авторитетных источников, текучесть кадров среди линейного персонала и менеджеров начального и среднего звеньев может составлять от 60 до 300 % в год.
Во-вторых, сегодняшняя система классификаторов не позволяет четко определить перечень должностей и профессий, для которых образовательные учреждения должны готовить специалистов. Также отсутствуют и утвержденные в установленном порядке квалификационные требования к упомянутым выше должностям и профессиям (утвержденные ранее постановлением Минтруда № 8 от 17 мая 1999 г. Квалификационные требования были рассчитаны всего на три года).
В-третьих, результатом упомянутых выше причин является отсутствие качественно новых государственных образовательных стандартов для высшего и среднего профессионального образования, что не может не сказываться на качестве подготовки. В Российской Федерации сегодня насчитывается более 80 средних специальных учебных заведений, ведущих обучение по специальности «Туризм», и свыше 100, готовящих кадры по специальности «Гостиничный бизнес». В 2007 г. выпуск специалистов со средним профессиональным образованием составил в совокупности около пяти тыс. человек. Много это или мало? Судите сами: по данным исследования, проведенного Институтом туризма и гостеприимства, только для семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа, созданных в России, в период с 2009 по 2016 гг. для вновь вводимых средств размещения потребуется порядка 25 тыс. специалистов, 2/3 которых должны иметь среднее и начальное профессиональное образование. И это без учета характерной для отрасли высокой текучести кадров, без учета подготовки к проведению таких масштабных мероприятий, как Универсиада в Казани в 2013 г. и Олимпиады в Сочи в 2014 г.
Александр ФЕДУЛИН, ректор Российского государственного университета туризма и сервиса, доктор исторических наук, профессор
Доля туризма в экономике мира и России
Прежде чем говорить о проблемах и перспективах, связанных с подготовкой профессиональных кадров для туристской отрасли, необходимо четко понимать, какую же роль играет эта отрасль в мировой экономике в целом и в российской в частности. Во многих странах доля туризма в валовом внутреннем продукте, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения весьма велика. Туризм оказывает огромное воздействие на целый ряд отраслей (торговлю, общественное питание, связь, транспорт, строительство, производство товаров народного потребления и др.), являясь катализатором социально-экономического развития целых регионов.По данным Всемирной туристской организации, доля туризма в мировой экономике по состоянию на 2007 г. составляла в среднем 9,7 %, в то время как в Российской Федерации этот показатель равен лишь 6,6 % (см. диаграмму 1), что дополнительно характеризует имеющиеся на сегодняшний день резервы для роста.
Туризм и занятость населения
Играя значительную роль в экономике стран, туризм успешно помогает решать социально-экономические проблемы, связанные прежде всего с занятостью населения. При этом следует учитывать и тот факт, что каждое рабочее место в туристской индустрии, по данным Международной организации труда, приводит к созданию в среднем 1,5 рабочего места в смежных отраслях. Однако если среднемировой показатель доли туризма в занятости за 2007 г. равен 8 %, то в Российской Федерации он составляет лишь 5,6 % (см. диаграмму 2).Таким образом, принимая во внимание численность экономически активного населения в России (75 млн человек без учета уровня безработицы, который по состоянию на февраль 2009 г. составил 8,5 %, или 6,4 млн человек), 4,2 млн человек (а с учетом безработицы — 3,9 млн человек) тем или иным образом задействованы в туристской индустрии. А если бы развитие туризма соответствовало среднемировым показателям, то количество занятых составило бы 6,0 млн работников (с поправкой на сегодняшний уровень безработицы — 5,5 млн человек).
Понятно, что, говоря о работниках, мы имеем в виду прежде всего профессиональные подготовленные кадры соответствующей квалификации. Жизнь постоянно подтверждает правоту известного тезиса «Кадры решают все». Так, например, исследование, проведенное в 2008 г. университетом Cornell (Великобритания) среди 243 руководителей высшего и среднего звеньев предприятий гостиничного хозяйства в различных странах мира, помогло выявить пять основных факторов, вызывающих беспокойство у представителей отрасли: 1) кадры, 2) общая экономическая ситуация, 3) рост затрат, 4) уровень сервиса, 5) конкуренция. Показательно то, что именно кадровые проблемы занимают первое место среди перечисленных факторов (см. диаграмму 3).
Как решить кадровую проблему в сфере туризма
Однако более или менее точную потребность в кадрах сегодня определить практически невозможно ввиду несовершенства системы общероссийских классификаторов (в частности, Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов), в которых слабо отражена специфика туристской отрасли. Федеральным и региональным органам исполнительной власти, представителям туристского бизнеса, образовательным учреждениям уже стало понятно, что для решения кадровой проблемы необходим системный подход, который, если смотреть несколько упрощенно, должен помочь ответить на три ключевых вопроса: сколько? кого? как? Нет никакого сомнения, что сейчас выдвигать серьезные претензии к образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку кадров для туризма, и говорить о том, что компетенция выпускников не всегда соответствует потребностям отрасли, по меньшей мере неразумно.Во-первых, неизвестно, сколько нужно специалистов, чтобы удовлетворить запросы отрасли. Причем эта цифра должна учитывать не только текущую, но и перспективную потребность с учетом достаточно высокой волатильности рынка занятости в туристской индустрии, где, по данным ряда авторитетных источников, текучесть кадров среди линейного персонала и менеджеров начального и среднего звеньев может составлять от 60 до 300 % в год.
Во-вторых, сегодняшняя система классификаторов не позволяет четко определить перечень должностей и профессий, для которых образовательные учреждения должны готовить специалистов. Также отсутствуют и утвержденные в установленном порядке квалификационные требования к упомянутым выше должностям и профессиям (утвержденные ранее постановлением Минтруда № 8 от 17 мая 1999 г. Квалификационные требования были рассчитаны всего на три года).
В-третьих, результатом упомянутых выше причин является отсутствие качественно новых государственных образовательных стандартов для высшего и среднего профессионального образования, что не может не сказываться на качестве подготовки. В Российской Федерации сегодня насчитывается более 80 средних специальных учебных заведений, ведущих обучение по специальности «Туризм», и свыше 100, готовящих кадры по специальности «Гостиничный бизнес». В 2007 г. выпуск специалистов со средним профессиональным образованием составил в совокупности около пяти тыс. человек. Много это или мало? Судите сами: по данным исследования, проведенного Институтом туризма и гостеприимства, только для семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа, созданных в России, в период с 2009 по 2016 гг. для вновь вводимых средств размещения потребуется порядка 25 тыс. специалистов, 2/3 которых должны иметь среднее и начальное профессиональное образование. И это без учета характерной для отрасли высокой текучести кадров, без учета подготовки к проведению таких масштабных мероприятий, как Универсиада в Казани в 2013 г. и Олимпиады в Сочи в 2014 г.
Совершенствование системы подготовки кадров для туризма
Российский государственный университет туризма и сервиса ведет планомерную научную и научно-методическую работу, направленную на качественное улучшение процесса обучения, и тесно взаимодействует с Федеральным агентством по образованию, Министерством спорта, туризма и молодежной политики, Федеральным агентством по туризму и другими федеральными и региональными органами исполнительной власти, общественными и коммерческими организациями. Это позволяет нам на разных уровнях остро ставить вопрос о совершенствовании системы подготовки кадров для отрасли и выдвигать инициативы, основанные на данных статистических опросов, научных исследований, а также на результатах собственной практической деятельности. Среди предлагаемых нами направлений можно назвать следующие:- анализ потребности рынка труда в кадрах туристских специальностей и профессий и внесение дополнений и изменений в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДПР);
- разработка квалификационых требований к этим профессиям и создание раздела «Квалификационные характеристики должностей работников туристской индустрии» в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;
- разработка профессиональных стандартов профессий работников туристской индустрии с учетом новых подходов, внедряемых Национальным агентством развития квалификаций РСПП;
- разработка системы сертификации персонала (квалификации персонала и компетентности), которая может быть применима к выпускникам всех уровней профессионального образования.