Версия для печати 6102 Материалы по теме
Чиханчин
   
Булаев
В последние годы, в том числе вследствие благоприятной экономической конъюнктуры, существенно возросли финансовые возможности бюджетной системы России. Одновременно возникла необходимость усиления контроля над финансовыми потоками. О работе одного из контролирующих органов — Федеральной службе по финансовому мониторингу — рассказывают Юрий ЧИХАНЧИН, руководитель службы, и Андрей БУЛАЕВ, руководитель подразделения Международного учебно-методического центра финансового мониторинга.

В недавнем прошлом степень контроля государства за финансовыми потоками зачастую была недостаточной, что в немалой мере способствовало усилению коррупционной составляющей в деятельности органов государственной власти, а также возникновению различных угроз финансовой стабильности государства. Значительные финансовые потери обусловили необходимость формирования адекватной системы учета средств и укрепления системы государственного финансового контроля. За «правильностью» расходования государственных финансов призван следить целый ряд органов государственной власти, которые проводят проверки соблюдения законодательных требований, предъявляемых к формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Цель и задачи финансовой разведки

В негосударственном секторе экономики одним из основных контролирующих органов является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Под его контролем находятся финансовые операции в наличной и безналичной формах, осуществляемые финансовыми посредниками. К их числу относятся кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, компании, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, и другие организации, которые проводят финансовые операции. Кроме того, под контролем Росфинмониторинга находится деятельность, связанная с обращением денежных средств в ломбардах и казино.
Государственный финансовый контроль за операциями с денежными средствами и иным имуществом необходим для осуществления мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, которая является необходимым условием функционирования преступности в сфере экономики. Легализованные преступные доходы образуют финансовую базу для организованной преступности и коррупции, а также зачастую являются основным источником финансирования экстремистских групп. Развивающаяся на этой основе криминальная экономическая система подрывает финансовую стабильность государства, позволяет организованной преступности устанавливать контроль над экономикой страны. Одним словом, данное явление можно рассматривать как угрозу экономической и — даже шире — национальной безопасности государства.

Мировая борьба с финансовыми «прачечными»

Проблематика противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, имеет сегодня особое значение как для экономики России, так и для мировой финансово-экономической системы. Легализация преступных доходов приобрела такие масштабы, что может служить источником финансовых и экономических потрясений для любого государства мира. По оценке Международного валютного фонда, объем ежегодно отмываемых денежных средств, полученных в результате различных преступлений, составляет 2–5 % мирового ВВП.
Масштаб легализации преступных доходов создает серьезные препятствия рыночным преобразованиям, осуществляемым во всех сегментах общественной жизни. Это нарушает нормальное функционирование экономики и основных экономических институтов, подрывает способность органов государственной власти контролировать финансовую систему страны и управлять ею. Повышенная общественная опасность легализации преступных доходов обуславливается не только ее прямой связью с деятельностью организованных преступных групп и сообществ, но и тем, что данная деятельность имеет ярко выраженный транснациональный характер.
Особую актуальность борьба с отмыванием денег приобрела в 80-х годах прошлого столетия, когда она была выделена в качестве отдельного направления среди мер по противодействию международной организованной преступности и в нее активно включились западные страны. Международным сообществом были разработаны стандарты по борьбе с отмыванием денег, которыми должны руководствоваться все страны мира. Эти стандарты касаются создания законодательной и институциональной базы для предотвращения данного вида преступлений и судебного преследования лиц, виновных в легализации преступных доходов, а также принимаемых мер по конфискации доходов, полученных преступным путем, и создания механизмов взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов, в том числе на международном уровне.
Для выработки совместных мер по противодействию легализации преступных доходов, а также оценки полноты соблюдения международных антиотмывочных стандартов на международном и региональном уровнях государства начали объединяться. Главным «законодателем» в области борьбы с преступными доходами является Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая объединяет 32 государства, и две международные организации. Структуры по типу ФАТФ созданы почти во всех регионах мира и объединяют страны по географическому признаку.
Россия является членом ФАТФ с 2003 г. Имея уникальное географическое положение, Россия вошла еще в две региональные структуры, созданные по типу ФАТФ: европейскую (комитет МАНИВЭЛ в рамках Совета Европы) и евразийскую (Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма — ЕАГ).
ЕАГ — самая крупная из подобных структур с точки зрения размера территории и численности населения государств-членов (в ее состав помимо России входят Беларусь, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) — была создана в 2004 г. по российской инициативе, получившей одобрение со стороны ФАТФ.
Процесс легализации преступных доходов является многоэтапным и включает в себя целую систему многочисленных финансовых операций, направленных на сокрытие первоначального источника средств, в том числе за счет их перевода из одной страны в другую. При этом каждое последующее перемещение денег как внутри страны, так и за ее пределами удаляет их от преступного источника, что делает выявление отмываемых денег непростой задачей. Борьба с отмыванием денег, осуществляемым в том числе с использованием меняющихся «технологий» обналичивания денег и вывода капитала за рубеж, становится сегодня особенно востребованной в свете развивающегося глобального финансово-экономического кризиса. Поэтому механизмы взаимодействия компетентных органов, имеющиеся и постоянно совершенствующиеся в рамках специализированных международных структур, таких как ЕАГ и ФАТФ, имеют ключевое значение для развития международного сотрудничества по выявлению и надежному перекрытию каналов трансграничного перемещения капиталов преступного происхождения, а также по противодействию таким видам преступлений в финансовой сфере.
В текущем году ЕАГ, как, впрочем, и большинство международных и региональных организаций, будет уделять значительное внимание одной из самых злободневных тем — последствиям финансовой нестабильности и поиску адекватных превентивных мер, а также вопросам противодействия незаконному выводу в офшорные зоны значительных средств, выделяемых государствами на поддержку финансовых учреждений и реального сектора экономики.

Финансовая разведка на российский лад

В России в настоящее время наиболее проблемными секторами с точки зрения криминогенной обстановки являются добыча и реализация биоресурсов, лесная промышленность, а также сферы, связанные с бюджетными финансами. К объектам наиболее тщательного наблюдения и анализа Росфинмониторинг относит игорные заведения, лизинговые компании, связанные с реальным сектором экономики, аффилированные с финансовыми институтами или обслуживающие интересы отдельных финансово-промышленных групп по отраслевому признаку (ТЭК, лесное хозяйство, сырьевой сектор, транспорт и т. д.). Проводится также активная работа по выявлению противоправных действий, имеющих особую социальную значимость, таких как организация «финансовых пирамид», создание крупномасштабных финансовых схем с вовлечением финансовых учреждений.
Особое внимание Федеральная служба по финансовому мониторингу уделяет предотвращению возможных фактов хищения бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Жилье» и «Развитие АПК», федеральных целевых и государственных программ, таких как подготовка и проведение зимних и паралимпийских игр «Сочи-2014», саммита государств Азиатско-Тихоокеанского региона во Владивостоке «АТЭС-2012». Проводится тщательный мониторинг-контроль за бюджетными средствами, выделенными на поддержку кредитно-банковской системы страны и градообразующих предприятий и отраслей, таких как сельское хозяйство, топливно-энергетический, лесопромышленный, рыбохозяйственный комплексы и т. д.
Работает Росфинмониторинг совместно со Счетной палатой России, органами прокуратуры, правоохранительными и надзорными органами на федеральном и региональном уровнях, в том числе в рамках действующей под руководством Генеральной прокуратуры РФ Межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики.  Для данной группы приоритетными являются вопросы обеспечения сохранности выделяемых государством на поддержку экономики денежных средств, их целевое и эффективное расходование, возврат полученных кредитов, противодействие злоупотреблениям и иным неправомерным действиям.
Уже сейчас во взаимодействии с правоохранительными органами ряда российских регионов, а также иностранными компетентными органами проводятся финансовые расследования по данным направлениям. Материалы таких финансовых расследований отнесены Росфинмониторингом к категории приоритетных.
Поделиться