Процесс осуществления государственных и муниципальных закупок набрал полную силу: маховик Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) запущен и обратный ход ему не грозит. Уполномоченные на осуществление закупок органы, созданные теперь уже практически повсеместно и в муниципальных образованиях, и в регионах (редко где администрация даже небольшого поселения обходится одним служащим, но и он фактически выполняет функции уполномоченного органа), прошли этап формирования. Надо сказать, что этот этап, как и все новое, был непрост. Преодолены внутренние факторы: изысканы резервы и созданы полноценные структуры с минимально необходимой штатной наполняемостью. И внешние: осилено давление на администрацию со стороны «традиционных» поставщиков, пытающихся игнорировать Закон № 94-ФЗ и т. п.
Можно констатировать, что процесс осуществления государственных и муниципальных закупок достиг стадии взросления. Как показал форум, состоявшийся в рамках выставки «Госзаказ–2009»1, развитие данного процесса напрямую связывают с развитием малого и среднего бизнеса, направленностью на повышение инвестиционной привлекательности регионов, муниципальных образований.
Однако во многих публичных образованиях еще существуют проблемы «переходного возраста» процесса закупок. Казалось бы, Закон № 94-ФЗ очень подробно и четко (до календарных дней) регламентировал все процедуры закупок2, предусмотрел даже виды документов, фиксирующих итог каждого этапа. Но в реальной жизни эта слаженная цепочка путается, звенья «наезжают» друг на друга или, того хуже, рвутся. В результате: затягивание сроков подготовки документации, сроков прохождения процедур, сроков подписания контрактов и их исполнения. Как следствие, с одной стороны — несвоевременная отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, с другой — «неосвоение» бюджетных средств.
Не уникален случай: уполномоченный орган, «боясь» разбирательств ФАС, проверок органов прокуратуры и т. п., так упрощает требования заказчика (дабы по нормам Закона № 94-ФЗ обеспечить равенство участников), что в результате формируется документация, главным критерием которой становится цена предложения вне зависимости от предложения качества. Типична и другая, прямо противоположная ситуация: заказчики, пользуясь пассивностью уполномоченного (или финансового) органа, завышают (бывает, и умышленно) сумму заявки, не учитывая реальную цену товара, работ, услуг. По итогам процедур получают экономический эффект, результат которого не обоснован (завышен). Таким образом, формально процедуры соблюдены, но цели, достижение которых должен обеспечивать процесс закупок согласно Закону № 94-ФЗ, в числе которых эффективное использование средств бюджетов всех уровней и развитие добросовестной конкуренции, не достигнуты.
В целом подобного рода проблемы можно охарактеризовать как проблемы качества управления процессом осуществления государственного и муниципального заказа, проблемы межведомственного взаимодействия исполнительных органов власти, распределения полномочий и ответственности между заказчиками, финансовым и уполномоченным на проведение заказа органами. Решение видится, с одной стороны, в совершенствовании законодательства (внешний фактор), с другой — в выявлении узких мест организации процесса закупок (внутренний фактор). И если возможность воздействия на внешние факторы минимальна, то возможность совершенствования внутренних ресурсов всегда имеется.
Например, практика показывает, что результативным является активное вовлечение в процесс закупок финансовых органов. Осуществление ими таких функций, как ведение реестра контрактов, согласование перечня государственных и муниципальных нужд, согласование (или даже утверждение) графика размещения заказа, календарного плана закупок дает действенный, ощутимый эффект.
Приведенные комментарии подтверждают: качество управления процессом осуществления закупок во многом зависит от его организации. Организация же управления процессом осуществления государственных и муниципальных закупок, как и организация любого процесса, требует структурирования, определения границ ответственности и последовательности выполнения, предусмотренных законом и внутренними регламентами процедур. И еще: при иных равных условиях достигают успеха и стабильно развиваются лишь те публичные образования, которые поставили себе на службу дополнительные возможности, предоставляемые современными технологиями принятия управленческих решений.
В Красноярском крае полномочия по ведению реестра государственных контрактов возложены на Казначейство Красноярского края. При этом под ведением реестра контракта понимается полноценный мониторинг процессов: от заключения государственных контрактов, внесения в них изменений, до их исполнения как поставщиками, так и заказчиками, «закрытия» (завершения) контрактов. Таким образом, Казначейство Красноярского края по сути является ответственным за завершающий этап процесса закупок — его исполнение.
Учитывая, что целью работы казначейства в целом является недопущение фактов нецелевого использования бюджетных средств (а опыта в этом нам не занимать), в связи с этим организован процесс ведения государственных контрактов, который обращен на предотвращение нарушений гражданского законодательства, регламентирующего процесс заключения договоров / контрактов, предотвращение неэффективного использования бюджетных средств Красноярского края.
Развитие процесса закупок в Сыктывкаре является одной из составных частей масштабного усовершенствования системы управления муниципальными финансами. Взаимодействие уполномоченного органа администрации МО ГО «Сыктывкар» и финансового управления Министерства финансов Республики Коми по г. Сыктывкару (являющихся разными структурами двух институтов власти — уровня субъекта РФ и уровня муниципального образования) отлажено, как часовой механизм. Часовая стрелка не пройдет круг без оборота секундной. Например, без проверки заявки на размещение заказа в финансовом управлении на наличие свободных лимитов бюджетных обязательств не проходит ни одна из процедур закупок, источником финансирования которой является местный бюджет.
Совместные конструктивные действия финансового управления и уполномоченного органа администрации, в частности, обеспечивают заинтересованность заказчика в правильном определении начальной максимальной цены контракта, что в свою очередь исключает в последующем такое понятие, как «мнимая экономия», и позволяет увидеть реальный эффект от проведения процедур размещения заказа.
Т. О. БАБИЙ, первый заместитель генерального директора Компании «Р.О.С.Т.У.»
Сегодня современные информационные технологии призваны обеспечить не только автоматизацию определенного процесса, но и его оптимизацию, перевод процесса на качественно новый уровень. В части осуществления процедур государственных или муниципальных закупок такие технологии, безусловно, должны реализовывать все этапы процедур заказа (формирования, размещения, контроля за исполнением) в полном соответствии с требованиями законодательства, учитывая соблюдение сроков исполнения процедур, формирования необходимых выходных отчетных форм.
Однако «резервы» оптимизации процесса кроются во внутренних факторах: во взаимодействии различных его участников — заказчиков, уполномоченного и финансового органа региона или муниципального образования (вплоть до поселения). И задача автоматизированной системы — обеспечивать четкий электронный регламент с указанием исполнителей, ответственных за каждый этап процедуры заказа, с возможностью указания сроков исполнения возложенной на специалиста обязанности, автоматического контроля за соблюдением процедуры заказа, возможностью проведения анализа причин отклонения от регламентированных сроков процедур заказа. При таком подходе экономический эффект от системы заказа или ее составляющих (подсистемы ведения реестра контрактов) достигается не только за счет централизации закупок, но и за счет внутренней оптимизации процесса в регионе, муниципальном образовании.
Можно констатировать, что процесс осуществления государственных и муниципальных закупок достиг стадии взросления. Как показал форум, состоявшийся в рамках выставки «Госзаказ–2009»1, развитие данного процесса напрямую связывают с развитием малого и среднего бизнеса, направленностью на повышение инвестиционной привлекательности регионов, муниципальных образований.
Однако во многих публичных образованиях еще существуют проблемы «переходного возраста» процесса закупок. Казалось бы, Закон № 94-ФЗ очень подробно и четко (до календарных дней) регламентировал все процедуры закупок2, предусмотрел даже виды документов, фиксирующих итог каждого этапа. Но в реальной жизни эта слаженная цепочка путается, звенья «наезжают» друг на друга или, того хуже, рвутся. В результате: затягивание сроков подготовки документации, сроков прохождения процедур, сроков подписания контрактов и их исполнения. Как следствие, с одной стороны — несвоевременная отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, с другой — «неосвоение» бюджетных средств.
Не уникален случай: уполномоченный орган, «боясь» разбирательств ФАС, проверок органов прокуратуры и т. п., так упрощает требования заказчика (дабы по нормам Закона № 94-ФЗ обеспечить равенство участников), что в результате формируется документация, главным критерием которой становится цена предложения вне зависимости от предложения качества. Типична и другая, прямо противоположная ситуация: заказчики, пользуясь пассивностью уполномоченного (или финансового) органа, завышают (бывает, и умышленно) сумму заявки, не учитывая реальную цену товара, работ, услуг. По итогам процедур получают экономический эффект, результат которого не обоснован (завышен). Таким образом, формально процедуры соблюдены, но цели, достижение которых должен обеспечивать процесс закупок согласно Закону № 94-ФЗ, в числе которых эффективное использование средств бюджетов всех уровней и развитие добросовестной конкуренции, не достигнуты.
В целом подобного рода проблемы можно охарактеризовать как проблемы качества управления процессом осуществления государственного и муниципального заказа, проблемы межведомственного взаимодействия исполнительных органов власти, распределения полномочий и ответственности между заказчиками, финансовым и уполномоченным на проведение заказа органами. Решение видится, с одной стороны, в совершенствовании законодательства (внешний фактор), с другой — в выявлении узких мест организации процесса закупок (внутренний фактор). И если возможность воздействия на внешние факторы минимальна, то возможность совершенствования внутренних ресурсов всегда имеется.
Например, практика показывает, что результативным является активное вовлечение в процесс закупок финансовых органов. Осуществление ими таких функций, как ведение реестра контрактов, согласование перечня государственных и муниципальных нужд, согласование (или даже утверждение) графика размещения заказа, календарного плана закупок дает действенный, ощутимый эффект.
Приведенные комментарии подтверждают: качество управления процессом осуществления закупок во многом зависит от его организации. Организация же управления процессом осуществления государственных и муниципальных закупок, как и организация любого процесса, требует структурирования, определения границ ответственности и последовательности выполнения, предусмотренных законом и внутренними регламентами процедур. И еще: при иных равных условиях достигают успеха и стабильно развиваются лишь те публичные образования, которые поставили себе на службу дополнительные возможности, предоставляемые современными технологиями принятия управленческих решений.
Комментарии
Д. Ф. БАСЮК, руководитель Казначейства Красноярского краяВ Красноярском крае полномочия по ведению реестра государственных контрактов возложены на Казначейство Красноярского края. При этом под ведением реестра контракта понимается полноценный мониторинг процессов: от заключения государственных контрактов, внесения в них изменений, до их исполнения как поставщиками, так и заказчиками, «закрытия» (завершения) контрактов. Таким образом, Казначейство Красноярского края по сути является ответственным за завершающий этап процесса закупок — его исполнение.
Учитывая, что целью работы казначейства в целом является недопущение фактов нецелевого использования бюджетных средств (а опыта в этом нам не занимать), в связи с этим организован процесс ведения государственных контрактов, который обращен на предотвращение нарушений гражданского законодательства, регламентирующего процесс заключения договоров / контрактов, предотвращение неэффективного использования бюджетных средств Красноярского края.
Комментарии
Т. А. ТАСКАЕВА, начальник управления муниципального заказа администрации МО ГО «Сыктывкар»Развитие процесса закупок в Сыктывкаре является одной из составных частей масштабного усовершенствования системы управления муниципальными финансами. Взаимодействие уполномоченного органа администрации МО ГО «Сыктывкар» и финансового управления Министерства финансов Республики Коми по г. Сыктывкару (являющихся разными структурами двух институтов власти — уровня субъекта РФ и уровня муниципального образования) отлажено, как часовой механизм. Часовая стрелка не пройдет круг без оборота секундной. Например, без проверки заявки на размещение заказа в финансовом управлении на наличие свободных лимитов бюджетных обязательств не проходит ни одна из процедур закупок, источником финансирования которой является местный бюджет.
Совместные конструктивные действия финансового управления и уполномоченного органа администрации, в частности, обеспечивают заинтересованность заказчика в правильном определении начальной максимальной цены контракта, что в свою очередь исключает в последующем такое понятие, как «мнимая экономия», и позволяет увидеть реальный эффект от проведения процедур размещения заказа.
Т. О. БАБИЙ, первый заместитель генерального директора Компании «Р.О.С.Т.У.»
Сегодня современные информационные технологии призваны обеспечить не только автоматизацию определенного процесса, но и его оптимизацию, перевод процесса на качественно новый уровень. В части осуществления процедур государственных или муниципальных закупок такие технологии, безусловно, должны реализовывать все этапы процедур заказа (формирования, размещения, контроля за исполнением) в полном соответствии с требованиями законодательства, учитывая соблюдение сроков исполнения процедур, формирования необходимых выходных отчетных форм.
Однако «резервы» оптимизации процесса кроются во внутренних факторах: во взаимодействии различных его участников — заказчиков, уполномоченного и финансового органа региона или муниципального образования (вплоть до поселения). И задача автоматизированной системы — обеспечивать четкий электронный регламент с указанием исполнителей, ответственных за каждый этап процедуры заказа, с возможностью указания сроков исполнения возложенной на специалиста обязанности, автоматического контроля за соблюдением процедуры заказа, возможностью проведения анализа причин отклонения от регламентированных сроков процедур заказа. При таком подходе экономический эффект от системы заказа или ее составляющих (подсистемы ведения реестра контрактов) достигается не только за счет централизации закупок, но и за счет внутренней оптимизации процесса в регионе, муниципальном образовании.