В конце марта в Москве прошел очередной, уже пятый, юбилейный, всероссийский Форум-выставка «Госзаказ-2009». А это значит, что формирование эффективной системы государственного заказа продолжается, растет круг поставщиков для государственных нужд, а законодательство, регламентирующее данную сферу, совершенствуется. Успехи на пути формирования системы госзаказа очевидны, о чем свидетельствуют доклады, представленные на пленарных заседаниях и стенды заказчиков из различных регионов РФ.
Дмитрий ЗАХАРОВ, заместитель Генерального директора компании «АСБК»
Однако некоторые тенденции развития государственных закупок, прослеживаемые еще с прошлого Форума-выставки «Госзаказ-2008», вызывают опасения. Так, многие заказчики рапортуют о том, что растет количество проведенных открытых аукционов и по результатам их проведения сэкономлены значительные суммы бюджетных средств. Возникают вопросы: а всегда ли данная форма торгов используется по назначению? Не желание ли это заказчика уйти от ответственности за принятие решений по более сложной форме торгов — открытому конкурсу? Тут уместно вспомнить печальный опыт 50-х гг. прошлого века, когда провозглашение кукурузы «царицей полей» привело к огульному засеванию данной культурой посевных площадей даже там, где отсутствовали условия для ее роста.
Всем очевидно, что основным камнем преткновения процедуры аукциона является отсутствие у заказчика возможности оценивать опыт и квалификацию участника торгов. Особенно данное ограничение критично при размещении заказа на проведение работ /оказание услуг. На текущий момент уже есть прецеденты, когда система государственных закупок через аукционы давала сбои. Так, в январе 2009 г. в C-NEWS (публикация от 15 января 2009 г.) приведены примеры срыва государственных контрактов по причине недостаточной квалификации поставщика. В частности, речь идет о попытке создания системы выписки штрафов для нужд ГИБДД, когда поставщик выиграл аукцион за 4,95 млн руб. при начальной цене лота 45 млн руб.! Яркая иллюстрация эпиграфа к данной статье.
Существует ли выход из этой ситуации? Во-первых, поскольку сегодня положения Закона от 21 июля 2008 г. № 94-ФЗ не позволяют при проведении аукциона оценить квалификацию поставщика, необходимо, чтобы как заказчик, так и органы субъектов Федерации, призванные регулировать порядок осуществления закупок, очень осторожно и избирательно подходили к использованию данной формы торгов. Благо правительство распоряжением от 25 декабря 2007 г. № 1916-р установило перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на которые осуществляется только путем проведения аукциона.
Во-вторых, не стоит избегать торгов в форме открытого конкурса. Да, в процедуре оценки и сопоставления конкурсных заявок (ст. 28 Закона № 94-ФЗ) открытого конкурса имеются узкие места. Но на текущий момент лучшего способа учесть опыт и квалификацию поставщика не существует. И здесь важно сбалансированное использование допустимых критериев оценки конкурсных заявок, иначе процедура торгов по сути также может превратиться в аналог аукциона. И помните народную мудрость — «Скупой платит дважды».
Дмитрий ЗАХАРОВ, заместитель Генерального директора компании «АСБК»
Однако некоторые тенденции развития государственных закупок, прослеживаемые еще с прошлого Форума-выставки «Госзаказ-2008», вызывают опасения. Так, многие заказчики рапортуют о том, что растет количество проведенных открытых аукционов и по результатам их проведения сэкономлены значительные суммы бюджетных средств. Возникают вопросы: а всегда ли данная форма торгов используется по назначению? Не желание ли это заказчика уйти от ответственности за принятие решений по более сложной форме торгов — открытому конкурсу? Тут уместно вспомнить печальный опыт 50-х гг. прошлого века, когда провозглашение кукурузы «царицей полей» привело к огульному засеванию данной культурой посевных площадей даже там, где отсутствовали условия для ее роста.
Всем очевидно, что основным камнем преткновения процедуры аукциона является отсутствие у заказчика возможности оценивать опыт и квалификацию участника торгов. Особенно данное ограничение критично при размещении заказа на проведение работ /оказание услуг. На текущий момент уже есть прецеденты, когда система государственных закупок через аукционы давала сбои. Так, в январе 2009 г. в C-NEWS (публикация от 15 января 2009 г.) приведены примеры срыва государственных контрактов по причине недостаточной квалификации поставщика. В частности, речь идет о попытке создания системы выписки штрафов для нужд ГИБДД, когда поставщик выиграл аукцион за 4,95 млн руб. при начальной цене лота 45 млн руб.! Яркая иллюстрация эпиграфа к данной статье.
Существует ли выход из этой ситуации? Во-первых, поскольку сегодня положения Закона от 21 июля 2008 г. № 94-ФЗ не позволяют при проведении аукциона оценить квалификацию поставщика, необходимо, чтобы как заказчик, так и органы субъектов Федерации, призванные регулировать порядок осуществления закупок, очень осторожно и избирательно подходили к использованию данной формы торгов. Благо правительство распоряжением от 25 декабря 2007 г. № 1916-р установило перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на которые осуществляется только путем проведения аукциона.
Во-вторых, не стоит избегать торгов в форме открытого конкурса. Да, в процедуре оценки и сопоставления конкурсных заявок (ст. 28 Закона № 94-ФЗ) открытого конкурса имеются узкие места. Но на текущий момент лучшего способа учесть опыт и квалификацию поставщика не существует. И здесь важно сбалансированное использование допустимых критериев оценки конкурсных заявок, иначе процедура торгов по сути также может превратиться в аналог аукциона. И помните народную мудрость — «Скупой платит дважды».