Версия для печати 4402 Материалы по теме
Павел каменский
В апреле высшему законодательному органу Калужской области исполнилось 15 лет. Что сегодня делают депутаты для своего региона, какие задачи перед собой ставят и как их решают, рассказывает председатель Законодательного собрания Калужской области Павел КАМЕНСКИЙ.

— Павел Федорович, давайте заглянем в прошлое и вспомним, как шло становление законодательного органа власти в Калужской области?
— 1994 г. вошел в современную историю нашего региона как год начала деятельности Законодательного собрания Калужской области. У истоков становления нового органа власти — исторического правопреемника областного Совета народных депутатов стоял Валерий Васильевич Сударенков, ныне представитель Калужской области в Совете Федерации. Надо сказать, что многие организационные моменты, которые тогда были определены в деятельности, в структуре органа сохраняются и до сегодняшнего дня. Например, численность депутатского корпуса осталась неизменной. Калужское Законодательное собрание представлено 40 депутатами. Стабильность наблюдается и в организации работы комитетов (их у нас шесть), рабочих групп, комиссий.
Конечно, жизнь меняется, а с ней меняются и наши требования, которые в свою очередь приводят к необходимости изменять те или иные законы. Мы стараемся идти в ногу со временем. Сейчас, например, у нас все больший вес приобретает политическая составляющая. Если в третьем созыве депутаты избирались по одномандатным избирательным округам, то сегодня мы применяем смешанную выборную систему: 20 депутатов избираются по партийным спискам и 20 по одномандатным избирательным округам. Сейчас в Законодательном собрании работают две фракции: Единая Россия и фракция КПРФ. Но нам удается создавать рабочую, консолидированную обстановку и избегать пустых политических дебатов. Ну а если и возникают споры, то они касаются законодательной темы, и это хорошо, ведь мудрые говорили, что в спорах рождается истина. Слаженную работу нашего депутатского корпуса подтверждает количество принятых законов — 521.

— Скажите, а как меняется качество законов от созыва к созыву?
— Достичь результатов в любой сфере экономики, будь то промышленность, сельское хозяйство, образование, здравоохранение, без качественной и прочной правовой базы невозможно. Заксобрание области — единственный законодательный орган власти в регионе, только он имеет право принимать законы и поэтому полностью несет ответственность за их качество. И депутаты, отлично понимая это, стараются разрабатывать и принимать качественные нормативные акты, которые работают на стимулирование социально-экономического развития области. Это с одной стороны. С другой, все законы, которые мы принимаем, должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству. Мы не можем выходить из правового поля субъекта и России в целом. Это определяющий показатель в нашей законо­творческой деятельности.

— Каковы особенности работы депутатского корпуса четвертого созыва?
— Особенности в работу депутатского корпуса вносит непосредственно социально-экономическая и политическая обстановка. Например, сегодня, как мы знаем, местное самоуправление в России отделено от государственной власти. Однако взаимодействие между этими двумя органами должно быть. И чтобы оно было достигнуто, мы создали консультативный совет глав муниципальных образований. Согласно Закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формируются советы муниципальных образований, в которые входят исполнительная и представительная власти. Но мы решили пойти дальше и создали консультативный совет. Он состоит из глав муниципальных районов, городских округов, представительных органов. Совет собирается ежеквартально. Благодаря таким встречам главы муниципальных районов имеют возможность на областном уровне обсуждать актуальные вопросы, в том числе и те, которые выдвигают сами муниципалитеты. Кроме того, мы даем консультативные рекомендации главам муниципалитетов по тем или иным вопросам. Помогаем составлять и оформлять обращения в адрес губернатора области, Законодательного собрания, комитетов, в федеральные структуры власти.
Мы стали более плотно работать с Государственной Думой на уровне законодательных инициатив и обращений. При этом очень приятно сознавать, что нас слышат и к нам прислушиваются. В частности, мы обращались в Госдуму по вопросу лекарственного обеспечения, и поднятые нами проблемы решались.
Могу с уверенностью сказать, что мы строим депутатскую работу по принципу: услышать и помочь. Большое внимание уделяем законодательным инициативам местного само­управления. Представительными органами власти было внесено более 50 законодательных инициатив, которые практически все были приняты. В частности, был принят закон о запрещении игорного бизнеса в Калужской области. Официальная инициатива принятия такого закона исходила от Городского собрания Обнинска и городской думы Калуги. Активную позицию проявили и жители Калуги. Было собрано 10 тыс. подписей под обращением о запрете игорного бизнеса. Надо сказать, что со стороны бизнеса было сильное сопротивление, дошло до того, что сторонники этой деятельности пытались опротестовать закон в Верховном суде, однако мы выиграли дело.
Отличительная особенность работы нашего созыва состоит еще и в том, что мы уделяем большое внимание правовой культуре. Я считаю, что Россия должна перестать быть страной правового нигилизма. Мы приняли постановление о повышении правовой культуры населения области. Проблема в том, что мы принимаем законы, затрагивающие в том числе и интересы людей, которые, однако, порой и не подозревают о существовании таких законодательных норм. Поэтому мы активно доводим до населения информацию о принимаемых нормах, чтобы люди знали и могли пользоваться своими законными правами. Выстроили стройную систему взаимоотношений со СМИ. Именно через средства массовой информации мы выполняем нашу прямую обязанность и отчитываемся перед избирателями. В декабре прошлого года выпустили свое печатное издание «Калужский законодатель», которое будет выходить один раз в квартал. В нем публикуются не только принимаемые законы, но и комментарии к ним, а также будут публиковаться ответы депутатов на вопросы избирателей.

— Каким стал для вашей области прошедший, 2008 г., последний квартал которого для многих регионов был довольно тяжелым?
— В 2008 г. наша область показала хорошие темпы развития, но показатели были бы намного лучше, если бы не финансовый кризис, который проявился в полной мере уже в октябре прошлого года. Однако хочу сказать, что благодаря созданному в регионе потенциалу развития, экономике области удалось избежать тяжелых экономических ударов и сохранить положительную динамику. Объем промышленного производства вырос на 35 % — лучший показатель в стране. Рост производства сельскохозяйственной продукции увеличился на 3,8 %. Следует сказать, что 2007 г. стал переломным для сельского хозяйства: остановлен спад производства и теперь мы наблюдаем тенденцию роста. Так, по росту производства продукции животноводства (мяса, молока, яиц) область заняла третье место в Центральном федеральном округе.
Инвестиции в основной капитал увеличились в прошлом году на 26,4 %. Иностранные инвестиции выросли в 2,8 раза и превысили 1 млрд долл. Не могу не отметить, что по темпам роста инвестиций в основной капитал на душу населения область занимает первое место в Центральном регионе и второе место в России.
Большое внимание в области отводится инвестиционной политике. Мы всеми силами стараемся создать благоприятный инвестиционный климат, который обеспечивается в том числе и хорошей законодательной базой. Благодаря тому, что сегодня и законодательная, и исполнительная ветви власти работают в слаженном ритме, достигнуты такие результаты. На территории нашего региона реализуются инвестиционные проекты ведущих мировых производителей. В 2008 г. начал работу завод «Самсунг», «Фольксваген» собрал более 60 тыс. автомобилей. Строятся предприятия компаний «Пежо-Ситроен» и «Мицубиси», «Джон Дир», «Л’Ореаль», «Лафарж», агротехнический центр ведущих европейских производителей сельскохозяйственной техники.
Большое внимание в области уделяется жилищной политике. В прошлом году введено 629 тыс. кв. м жилья. Последний пик строительства жилья в Калужской области был достигнут в 1988 г., тогда было введено 601 тыс. кв. м. Этот факт красноречиво говорит о том, что мы делаем все возможное, чтобы калужане могли жить в нормальных условиях. У нас действует и программа по обеспечению жильем молодых семей. Для них построен поселок «Молодежный».

— Мировые финансовые потрясения бесцеремонно вмешались в планы россиян и страны в целом. Думаю, и вам пришлось пересматривать планы, в частности, бюджет области?
— Да, мы не могли не отреагировать на происходящие финансовые события. Депутаты глубоко убеждены в том, что бюджет области должен быть реалистичным. Поэтому еще в декабре прошлого года в него внесли корректировки. Естественно, изменения были в сторону уменьшения как доходной части, так и расходной. По доходной части снижение оценивается в 3,4 млрд руб., или 13 % от утвержденного плана, по расходной — 3,7 млрд руб., или 13,7 %. Но, несмотря на сокращения бюджета, все социальные выплаты и соцобязательства сохранены. И в данном случае другой позиции быть не может.
Экономить мы планируем в том числе за счет уменьшения расходов на управленческий аппарат. Мы не можем себе позволить тратить деньги на покупку новых автомобилей, мебели и т. д. Жесткая экономия — вот наша позиция на сегодняшний день.

— Скажите, будет ли в таких условиях осуществляться дальнейшее повышение зарплат работникам бюджетной сферы?
— Безусловно да: заработная плата — это святое! В областном бюджете на 2009 г. предусмотрены средства на повышение заработной платы работникам областных бюджетных учреждений с 1 августа текущего года на 7,5 %. Муниципальным образованиям рекомендовано также предусмотреть в своих бюджетах аналогичное повышение зарплаты работникам муниципальных учреждений. Люди в это непростое время не должны страдать, наоборот, они должны чувствовать поддержку и знать, что защищены.

— Финансовые катаклизмы особенно болезненно отражаются на социально незащищенных слоях населения: инвалидах, многодетных семьях, пенсионерах. Не сократятся ли расходы на их поддержку?
— И законодательная, и исполнительная власти области отдают себе отчет в том, что в такие сложные времена нельзя оставлять инвалидов, пенсионеров, многодетные семьи без помощи. Поэтому ни о каком сокращении поддержки социально незащищенных слоев населения мы речи не ведем. Да, в связи с кризисом в области приостановлено действие некоторых законов, но я подчеркиваю: не социально значимых!
В прошлом году мы приняли закон об индексации размера денежных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам труда, лицам, работавшим в тылу, реабилитированным и лицам, пострадавшим от политических репрессий. В текущем году проиндексированы размеры оплаты труда приемным родителям. За воспитание одного приемного ребенка они получают 5924 руб., за воспитание одного ребенка-инвалида — 11 848 руб.

— Павел Федорович, сейчас все регионы страны решают сверхактуальную задачу: как противостоять кризису? Скажите, какие антикризисные механизмы разработаны у вас?
— В области работает комиссия по оперативным вопросам. Ее цель — выработка мер поддержки системообразующих предприятий реального сектора экономики области. Рабочая группа, которая создана при комиссии, ведет оперативный мониторинг социально-экономического состояния калужских предприятий и организаций, взаимодействует с собственниками и руководителями предприятий, с главами муниципальных образований.
Кроме того, принято более 11 законов, которые можно расценить как нормативно-правовые акты, способствующие преодолению экономического кризиса. Это прежде всего законы, нацеленные на поддержку среднего и малого бизнеса. В области 64 тыс. человек (13 %) работают в малом бизнесе. И мы просто обязаны поддержать предпринимателей. Установлены дифференцированные ставки налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения. Сейчас действуют следующие ставки: 5 %, 7 %, 10 %. 5 % платят предприятия, занимающиеся обрабатывающим производством, 7 % — строительные фирмы и 10 % — предприятия, работающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства, социальных и других услуг. Принят закон, предусматривающий рассрочку платежей (до трех лет) по выкупу арендуемого имущества, предельная площадь которого составляет 1500 кв. м.
В области создан Гарантийный фонд содействия развитию малого предпринимательства, который обеспечивает обязательства предпринимателей перед кредитными организациями. В текущем году взнос области в фонд составил 30 млрд руб. Несмотря на кризисные явления, вследствие которых мы уменьшили расходную часть бюджета, поддержка малому бизнесу оказывается.
Особое внимание мы проявляем и к сельскому хозяйству. В частности, принят закон о снижении ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в областной бюджет, для инвесторов, вложивших в агропромышленный сектор более 3 млн руб. Кроме того, в области действует целевая программа «Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области». В 2009 г. в рамках этой программы выделены субсидии юридическим лицам в сумме 279,4 млн руб. для оплаты  процентов по привлеченным кредитам, приобретения удобрений, элитных семян, сельхозтехники.

— Муниципальным образованиям сейчас приходится особенно нелегко. Вы оказываете им какую-то поддержку?
— Наша региональная политика по формированию межбюджетных отношений направлена на то, чтобы муниципальные образования учились зарабатывать. Для этого мы создаем стимулирующие факторы, которые заинтересовывают муниципалитеты в пополнении доходной части бюджета.
Например, четвертый год 5 % от суммы налога на прибыль, зачисляемой в областной бюджет, получают муниципалитеты. Кроме того, в их бюджеты поступают 30 % налога на имущество организаций от доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет, 7 % доходов от НДФЛ. Бюджеты поселений и городских округов получают 100 % доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет, от единого сельскохозяйственного налога. Доходы от налога по «упрощенке» в размере 45 % зачисляются в бюджеты районов, 55 % — в бюджеты поселений, а в доходы городских округов этот налог зачисляется в размере 100 %.
Кроме того, мы установили дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ. В связи с этим некоторые муниципальные районы получают по 55–65 % от НДФЛ. Это прекрасный стимул для муниципальных образований, чтобы развивать налогооблагаемую базу, то есть они заинтересованы вести борьбу с зарплатами «в конвертах».
Реализация ряда областных программ тоже в большей степени касается жителей сельской местности. Так, на областную целевую программу «Газификация Калужской области» будет направлено 350 млн руб., на развитие сельского хозяйства 305 млн руб., на социальное развитие села — 167 млн руб. Одним словом, наша область несмотря ни на что  последовательно решает проблемы улучшения жизни калужан, причем как горожан, так и жителей сел и деревень.

Материал подготовила Ольга ГОРШЕНИНА
Поделиться