«Счастливые семьи счастливы одинаково. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». С этой фразы начинается роман Толстого «Анна Каренина». Похоже, данное утверждение в кризисные времена начинает сбываться в отношении мирового сообщества.
Если раньше здоровая финансовая система США (и отчасти Европы) отсекала от кредитования нездоровые экономики, то теперь глобальная остановка произошла из-за болезни самой финансовой системы США. Типичная рецессия в развитой стране начинается вместе со сжатием кредита, причем охлаждение экономики из-за роста ставок Центробанка идет постепенно. Текущая рецессия вызвана катастрофическими потерями в банковской сфере. Эти потери заставили банки свернуть кредитование, спешно закрыть все позиции с «плечом», избавиться от всех рискованных активов по любым ценам.
В данном конкретном случае нет сомнения, что мы имеем дело со структурным кризисом. Современный кризис гораздо сильнее предыдущих (кризиса фондового рынка 1987 г., американской рецессии 1991 г., азиатского кризиса 1997 г., «взрыва мыльного пузыря» торгов на интернет-биржах 2001 г.) и, несомненно, наиболее тяжелый после кризиса 30-х годов прошлого века. Очень часто его причину ищут в задолженности американских домохозяйств ипотечной системе, но при этом забывают объяснить, почему они столько задолжали. Начиная с 80-х годов прошлого столетия американцы переносят свои производства в страны Юго-Восточной Азии, особенно в Китай, где низкие заработные платы традиционно сочетаются с высокой производительностью труда. Одновременно в самих США вновь начинается рост безработицы при увеличении кредитных возможностей. Именно кредитом стимулируется спрос, а не собственной покупательной способностью. Таким же образом развиваются и национальные экономики. Отсюда и возникла задолженность американских домохозяйств, которые долгие годы потребляли больше, чем зарабатывали. Сегодня она равна годовому ВВП США.
К этому надо добавить и распространившуюся практику перевода кредитных обязательств должников финансовых организаций в деривативы. Создан целый сегмент финансового рынка деривативов, который правильнее было бы назвать рынком рисков. Разрастание данного рынка и спровоцировало современный кризис.
Наконец, не стоит упускать из виду, что источником кризиса являются США — страна огромного бюджетного дефицита, непрерывно растущего внешнего долга и колоссального торгового дефицита. На протяжении десяти лет рост американской экономики обеспечивался, наряду с увеличением реального производства, в большей степени за счет роста долга и монетарной ренты в результате мирового доминирования доллара. Консолидированная задолженность США равняется 410 % годового ВВП. В настоящее время 70 % всех финансовых резервов в мире аккумулируется в долларах. Эта масса на протяжении долгого времени не имеет никакой реальной связи с американской экономикой.
Что необходимо предпринять? Нам нужно прежде всего сосредоточиться на реанимации кредитов. Пока банковская система не будет в достаточной степени рекапитализирована, рано надеяться на устойчивые улучшения. Более традиционные меры по стимулированию экономики окажутся эффективными только после рекапитализации банковской системы. Итак, первое: необходимо осуществить рекапитализацию финансовой системы. Второе: избежать политики торгового протекционизма. Третье: осуществить масштабные меры фискального стимулирования. В противном случае рецессия грозит перерасти в серьезную продолжительную депрессию.
В январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. в среднем по странам СНГ потребительские цены выросли на 14 %, на их рост оказывают значительное влияние цены на импортную продукцию. Цены производителей промышленной продукции снизились в среднем в странах Содружества на 6 % (в январе 2008 г. — выросли на 24 %), однако их динамика по странам колебалась от прироста на 20 % в Белоруссии, Киргизии и на Украине до снижения более чем на 40 % в Азербайджане.
Ставка рефинансирования центральных банков в большинстве стран Содружества на конец декабря 2008 г. по сравнению с концом декабря 2007 г. заметно увеличилась: в Армении — на 1,5 процентных пункта и составила 7,25 %, Белоруссии — соответственно на 2 пункта и 12 %, России — на 3 пункта и 13 %, Таджикистане — на 1 и 14 %, на Украине (на конец ноября 2008 г.) — на 0,6 пункта и составила 15,2%. В Азербайджане ставка рефинансирования снизилась с 13 % до 8 %, в Казахстане — с 11 % до 10,5 %.
На конец 2008 г. по сравнению с концом 2007 г. прирост просроченной задолженности по ссудам банков существенно возрос: в Азербайджане (в 1,6 раза), Белоруссии (в 1,5 раза), Казахстане (в 1,7 раза), России (в 1,3 раза), Таджикистане (в 3,2 раза). Доля просроченной ссудной задолженности в общем объеме кредитных вложений к концу декабря 2008 г. в Азербайджане составила 2,2 % (на ту же дату 2007 г. — 2,1%), Белоруссии — 0,6 % (0,6 %), Казахстане — 3,3 % (1,3 %), России — 2,2 % (1,4 %), Таджикистане — 2,3 % (0,7 %). Пока некритично, но рост есть.
Статистика говорит и об ухудшении других монетарных показателей. В начале 2009 г. сокращался прирост или наблюдалось сокращение денежной базы, девальвация национальных валют, рост дефицита бюджета и внешней задолженности, падение на фондовых рынках. Все это свидетельствует о нарастании кризисных явлений в наших экономиках.
Значительный объем задолженности перед иностранными кредиторами, обеспеченной залогом акций, мог привести к потере российскими акционерами контроля над ключевыми предприятиями страны. Чтобы не допустить такой ситуации, правительство оказало прямую поддержку фондовому рынку и организовало рефинансирование внешней задолженности. Было выделено 50 млрд долл. на рефинансирование внешнего корпоративного долга и 175 млрд руб. на поддержку фондового рынка. Однако, как показали дальнейшие события, эффективность этой меры оказалась сомнительной.
Произошел значительный отток вкладов населения. Чтобы остановить этот процесс, государственные гарантии по банковским вкладам населения были повышены до 700 тыс. руб. К настоящему моменту система страхования вкладов покрывает 95 % общего числа депозитов.
Регулярное размещение временно свободных средств федерального бюджета на депозитах в коммерческих банках стало дополнительным источником ликвидности. Еще более важным инструментом стало предоставление крупнейшим банкам кредитов без обеспечения. К настоящему моменту объем ресурсов, предоставленных в рамках данного механизма, составляет около 2 трлн руб. Однако сейчас эту практику нужно сворачивать.
Выделение субординированных кредитов позволило временно решить проблему нехватки капитала банковской системы. Решение проблем слабых банков было возложено на Агентство по страхованию вкладов. Его роль существенно возросла и заключается в недопущении массового банкротства мелких и средних банков и сохранении сбережений населения. Именно благодаря этим действиям удалось сохранить банковскую систему. Все было сделано исключительно профессионально и оперативно.
Для поддержки отраслей реального сектора парламент снизил налоги. Налог на прибыль был снижен до 20 %, был изменен способ расчета и взимания НДС, снизилась и экспортная пошлина на нефть. Особое внимание было уделено наиболее пострадавшим секторам экономики. Государственную поддержку получили отрасли ТЭК, металлургии, строительства, оборонно-промышленного комплекса, автомобильной и авиационно-космической промышленности, сельского хозяйства.
Правительство внимательно следило за ситуацией и приняло ряд мер. В частности, обнулены пошлины на экспорт никеля и ряда продуктов из меди, а также повышены импортные пошлины на некоторые виды стального проката и труб. Многим металлургическим предприятиям выделены кредитные ресурсы. Дополнительную поддержку конкурентоспособности этой отрасли оказало снижение курса рубля.
Развитие жилищного строительства позволит развивать внутренний спрос на продукцию различных отраслей от металлургии до производства мебели. Основным дополнительным источником финансирования жилья стал госзаказ.
Особое внимание уделяется проблемам людей, взявших ипотечные кредиты и оказавшихся в тяжелой ситуации в связи с потерей работы или сокращением доходов. АИЖК, уставный капитал которого уже увеличен на 60 млрд руб., должно предметно заниматься этим вопросом.
Создаются наиболее благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса: проводится либерализация регулирования и надзора, обеспечивается — в том числе через банки с государственным участием — доступ малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам по приемлемым ставкам. Предусмотрено выделение бюджетного финансирования на переобучение освобождающихся сотрудников, повышение информационной прозрачности рынка труда. Идея такова: лучше помочь людям организовать свой бизнес, чем плодить безработных.
Сегодня сформирована антикризисная программа правительства. На антикризисные меры в 2009 г. правительство выделило беспрецедентный объем финансовых ресурсов — по состоянию на март текущего года он составляет 3,7 трлн руб., или 9,1 % ВВП, из которых бюджетные ассигнования составят 1,6 трлн руб., снижение налоговой нагрузки — 0,8 трлн руб., квазифискальные операции за счет средств фонда национального благосостояния — 0,3 трлн руб., средства ЦБ на обеспечение ликвидности банковской системы — 0,5 трлн руб. Все эти мероприятия обеспечены источниками финансирования и они, разумеется, у нас не последние.
Мы хорошо понимаем, что живем в эпоху глобализации и в отдельно взятой стране финансовый рай не создадим. На этом понимании строится и наша политика в отношении стран СНГ, многие из которых уже получили от России финансовую помощь, а с другими ведутся соответствующие переговоры. Это оживит товарооборот между нашими странами, а значит, смикширует последствия кризиса на постсоветском пространстве.
Диагноз
Большинство послевоенных рецессий были вызваны ужесточением условий кредитования из-за регулирования ставки рефинансирования. Но в последний раз Федеральная резервная система США остановила кредитное сжатие еще до начала рецессии. Толчком для нынешнего спада экономики послужили огромные потери банков, связанные с «плохими» кредитами. Потери по ипотечным и иным кредитам парализовали банковскую систему, и нормальная динамика рецессии, когда более мягкая монетарная политика могла бы оживить кредитование экономики, дала сбой. В этом и заключается главное отличие текущей рецессии от предыдущих.Если раньше здоровая финансовая система США (и отчасти Европы) отсекала от кредитования нездоровые экономики, то теперь глобальная остановка произошла из-за болезни самой финансовой системы США. Типичная рецессия в развитой стране начинается вместе со сжатием кредита, причем охлаждение экономики из-за роста ставок Центробанка идет постепенно. Текущая рецессия вызвана катастрофическими потерями в банковской сфере. Эти потери заставили банки свернуть кредитование, спешно закрыть все позиции с «плечом», избавиться от всех рискованных активов по любым ценам.
В данном конкретном случае нет сомнения, что мы имеем дело со структурным кризисом. Современный кризис гораздо сильнее предыдущих (кризиса фондового рынка 1987 г., американской рецессии 1991 г., азиатского кризиса 1997 г., «взрыва мыльного пузыря» торгов на интернет-биржах 2001 г.) и, несомненно, наиболее тяжелый после кризиса 30-х годов прошлого века. Очень часто его причину ищут в задолженности американских домохозяйств ипотечной системе, но при этом забывают объяснить, почему они столько задолжали. Начиная с 80-х годов прошлого столетия американцы переносят свои производства в страны Юго-Восточной Азии, особенно в Китай, где низкие заработные платы традиционно сочетаются с высокой производительностью труда. Одновременно в самих США вновь начинается рост безработицы при увеличении кредитных возможностей. Именно кредитом стимулируется спрос, а не собственной покупательной способностью. Таким же образом развиваются и национальные экономики. Отсюда и возникла задолженность американских домохозяйств, которые долгие годы потребляли больше, чем зарабатывали. Сегодня она равна годовому ВВП США.
К этому надо добавить и распространившуюся практику перевода кредитных обязательств должников финансовых организаций в деривативы. Создан целый сегмент финансового рынка деривативов, который правильнее было бы назвать рынком рисков. Разрастание данного рынка и спровоцировало современный кризис.
Наконец, не стоит упускать из виду, что источником кризиса являются США — страна огромного бюджетного дефицита, непрерывно растущего внешнего долга и колоссального торгового дефицита. На протяжении десяти лет рост американской экономики обеспечивался, наряду с увеличением реального производства, в большей степени за счет роста долга и монетарной ренты в результате мирового доминирования доллара. Консолидированная задолженность США равняется 410 % годового ВВП. В настоящее время 70 % всех финансовых резервов в мире аккумулируется в долларах. Эта масса на протяжении долгого времени не имеет никакой реальной связи с американской экономикой.
Что необходимо предпринять? Нам нужно прежде всего сосредоточиться на реанимации кредитов. Пока банковская система не будет в достаточной степени рекапитализирована, рано надеяться на устойчивые улучшения. Более традиционные меры по стимулированию экономики окажутся эффективными только после рекапитализации банковской системы. Итак, первое: необходимо осуществить рекапитализацию финансовой системы. Второе: избежать политики торгового протекционизма. Третье: осуществить масштабные меры фискального стимулирования. В противном случае рецессия грозит перерасти в серьезную продолжительную депрессию.
Последствия кризиса для стран СНГ
В январе 2009 г. в большинстве стран Содружества произошло существенное ухудшение общей макроэкономической ситуации, что выразилось в сокращении объемов производства или снижения темпов его роста. В среднем по странам Содружества валовой внутренний продукт снизился в январе текущего года по сравнению с январем прошлого года на 11 % (при увеличении в январе 2008 г. на 7 %), производство промышленной продукции и перевозки грузов — на 16 %. Замедлились темпы прироста розничного товарооборота, составившие 2 %. Вместе с тем степень ухудшения ситуации в экономике различалась по странам. Наибольшее снижение объемов промышленного производства отмечалось на Украине и в Молдавии. В Белоруссии, Киргизии и Таджикистане в январе 2009 г. имел место прирост валового внутреннего продукта по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года.В январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. в среднем по странам СНГ потребительские цены выросли на 14 %, на их рост оказывают значительное влияние цены на импортную продукцию. Цены производителей промышленной продукции снизились в среднем в странах Содружества на 6 % (в январе 2008 г. — выросли на 24 %), однако их динамика по странам колебалась от прироста на 20 % в Белоруссии, Киргизии и на Украине до снижения более чем на 40 % в Азербайджане.
Ставка рефинансирования центральных банков в большинстве стран Содружества на конец декабря 2008 г. по сравнению с концом декабря 2007 г. заметно увеличилась: в Армении — на 1,5 процентных пункта и составила 7,25 %, Белоруссии — соответственно на 2 пункта и 12 %, России — на 3 пункта и 13 %, Таджикистане — на 1 и 14 %, на Украине (на конец ноября 2008 г.) — на 0,6 пункта и составила 15,2%. В Азербайджане ставка рефинансирования снизилась с 13 % до 8 %, в Казахстане — с 11 % до 10,5 %.
На конец 2008 г. по сравнению с концом 2007 г. прирост просроченной задолженности по ссудам банков существенно возрос: в Азербайджане (в 1,6 раза), Белоруссии (в 1,5 раза), Казахстане (в 1,7 раза), России (в 1,3 раза), Таджикистане (в 3,2 раза). Доля просроченной ссудной задолженности в общем объеме кредитных вложений к концу декабря 2008 г. в Азербайджане составила 2,2 % (на ту же дату 2007 г. — 2,1%), Белоруссии — 0,6 % (0,6 %), Казахстане — 3,3 % (1,3 %), России — 2,2 % (1,4 %), Таджикистане — 2,3 % (0,7 %). Пока некритично, но рост есть.
Статистика говорит и об ухудшении других монетарных показателей. В начале 2009 г. сокращался прирост или наблюдалось сокращение денежной базы, девальвация национальных валют, рост дефицита бюджета и внешней задолженности, падение на фондовых рынках. Все это свидетельствует о нарастании кризисных явлений в наших экономиках.
Российский опыт борьбы с кризисом
Ответственная монетарная политика, проводившаяся в нашей стране на протяжении последних восьми лет, создала основу для противостояния экономическим вызовам. Накопленные за предыдущие годы резервы позволяют смягчать удары кризиса и дают определенную свободу маневра при осуществлении антикризисной политики.Фондовый рынок
Первый удар кризиса пришелся по фондовому рынку. Стремительный рост котировок наших компаний сменился их резким падением. Индекс РТС начал падение в августе 2008 г. и к настоящему моменту (март текущего года) составляет четверть от докризисных значений. В значительной мере это была плата за тот самый рост. Российский рынок ценных бумаг в последние годы был одним из самых привлекательных в мире. Капитал стремился сюда, а с началом кризиса столь же быстро стал утекать. Такое падение российского фондового индекса было вызвано крайне тяжелой ситуацией на мировых рынках, повлекшей массовый выход иностранных инвесторов из российских финансовых активов.Значительный объем задолженности перед иностранными кредиторами, обеспеченной залогом акций, мог привести к потере российскими акционерами контроля над ключевыми предприятиями страны. Чтобы не допустить такой ситуации, правительство оказало прямую поддержку фондовому рынку и организовало рефинансирование внешней задолженности. Было выделено 50 млрд долл. на рефинансирование внешнего корпоративного долга и 175 млрд руб. на поддержку фондового рынка. Однако, как показали дальнейшие события, эффективность этой меры оказалась сомнительной.
Банковский сектор
Вторая крупная проблема возникла в банковском секторе. В результате резкого нарастания настроений неопределенности и недоверия на мировом финансовом рынке мы столкнулись с угрозой остановки банковской системы. Банки начали закрывать кредитные линии друг на друга и значительно сократили круг инструментов, принимаемых в обеспечение по кредитам. Сложившаяся ситуация потребовала от правительства и Банка России принятия незамедлительных мер по восстановлению функционирования денежного рынка. Банк России дважды снижал нормативы отчислений в фонд обязательного резервирования, в результате чего было высвобождено 400 млрд руб.Произошел значительный отток вкладов населения. Чтобы остановить этот процесс, государственные гарантии по банковским вкладам населения были повышены до 700 тыс. руб. К настоящему моменту система страхования вкладов покрывает 95 % общего числа депозитов.
Регулярное размещение временно свободных средств федерального бюджета на депозитах в коммерческих банках стало дополнительным источником ликвидности. Еще более важным инструментом стало предоставление крупнейшим банкам кредитов без обеспечения. К настоящему моменту объем ресурсов, предоставленных в рамках данного механизма, составляет около 2 трлн руб. Однако сейчас эту практику нужно сворачивать.
Выделение субординированных кредитов позволило временно решить проблему нехватки капитала банковской системы. Решение проблем слабых банков было возложено на Агентство по страхованию вкладов. Его роль существенно возросла и заключается в недопущении массового банкротства мелких и средних банков и сохранении сбережений населения. Именно благодаря этим действиям удалось сохранить банковскую систему. Все было сделано исключительно профессионально и оперативно.
Валютный рынок
Следующей проблемой, с которой мы столкнулись, стали панические настроения на валютном рынке. Падение цен на нефть и бегство капитала из России вызвали агрессивные покупки валюты банками. Центральный банк зачастую оказывался единственным продавцом валюты на рынке. Предстояло сделать непростой выбор — резко ослабить рубль или пойти по пути мягкого, контролируемого снижения валютного курса, пусть даже ценой расходования части резервов. Плавная девальвация позволила гражданам принимать решения относительно своих сбережений, избежать дестабилизации банковской системы и создать условия для «выравнивания» торгового баланса, сальдо которого на сегодняшний день является положительным. А главное — повысить конкурентоспособность наших предприятий. В то же время Центральный банк принял ряд ограничений, направленных на снижение спекулятивной активности банков. В частности, были снижены лимиты на получение ликвидности банками, которые не соблюдали рекомендации Банка России.Поддержка реального сектора
Проблемы на финансовых рынках привели с лагом в 2–3 месяца к падению объемов производства продукции, работ и услуг. Проблемы на валютном, фондовом и кредитном рынках существенно снизили возможности предприятий по доступу к источникам финансирования оборотных средств и капитальных инвестиций. Предприятия стали оптимизировать свои расходы, и в первую очередь зарплаты. Следовательно, начались увольнения, вводилась сокращенная рабочая неделя, зарплаты снова ушли в тень.Для поддержки отраслей реального сектора парламент снизил налоги. Налог на прибыль был снижен до 20 %, был изменен способ расчета и взимания НДС, снизилась и экспортная пошлина на нефть. Особое внимание было уделено наиболее пострадавшим секторам экономики. Государственную поддержку получили отрасли ТЭК, металлургии, строительства, оборонно-промышленного комплекса, автомобильной и авиационно-космической промышленности, сельского хозяйства.
Металлургическая отрасль
Глобальная рецессия привела к резкому падению мирового спроса на металлы. Средняя загрузка российских предприятий упала в декабре 2008 г. до 45–50 %. Проблемы в металлургической отрасли наиболее опасны с социальной точки зрения. На заводах задействованы сотни тысяч рабочих, а сами эти предприятия зачастую являются градообразующими или бюджетообразующими не только для городов, но и для целых регионов, таких как Вологодская, Липецкая, Челябинская и ряд других областей и краев.Правительство внимательно следило за ситуацией и приняло ряд мер. В частности, обнулены пошлины на экспорт никеля и ряда продуктов из меди, а также повышены импортные пошлины на некоторые виды стального проката и труб. Многим металлургическим предприятиям выделены кредитные ресурсы. Дополнительную поддержку конкурентоспособности этой отрасли оказало снижение курса рубля.
Автопром
Еще одной отраслью, положение которой во всем мире оказалось тяжелым, стал автопром. Эта отрасль также является социально значимой с точки зрения как занятости, так и наличия большого количества смежников. Бурный спрос на автомобили в России в течение первых трех кварталов 2008 г. сменился падением в IV квартале и I квартале 2009 г. Для поддержки производства автомобилей в России правительство временно повысило ввозные пошлины, а также ввело субсидирование процентных ставок по кредитам на приобретение новых автомобилей стоимостью до 350 тыс. руб.Строительство
Крайне тяжелая ситуация сложилась и в строительстве. Обострение проблем в финансовом секторе сделало более сложным и дорогим получение кредитов на строительство. Ипотечные программы для граждан фактически прекратились из-за высоких процентных ставок. Сократились поступления от покупателей жилья на стадии строительства, которые являлись основным источником финансирования строительства. Возросли ожидания обвала цен на квартиры. Спрос на жилье резко упал. Провал в объеме продаж и практически прекращение притока средств заставил застройщиков вспомнить о почти забытых формах расчетов с подрядчиками квартирами.Развитие жилищного строительства позволит развивать внутренний спрос на продукцию различных отраслей от металлургии до производства мебели. Основным дополнительным источником финансирования жилья стал госзаказ.
Особое внимание уделяется проблемам людей, взявших ипотечные кредиты и оказавшихся в тяжелой ситуации в связи с потерей работы или сокращением доходов. АИЖК, уставный капитал которого уже увеличен на 60 млрд руб., должно предметно заниматься этим вопросом.
Решение социальных проблем
По мере того как финансовый кризис перерастал в экономический, стали появляться социальные проблемы. Был зарегистрирован рост безработицы: на конец декабря 2008 г. в стране было 5,8 млн безработных (в декабре 2008 г. безработица выросла более чем на четверть по отношению к декабрю 2007 г.). Для смягчения социальных последствий экономического кризиса правительство предприняло ряд шагов, таких как: повышение размера максимального пособия по безработице до 4,9 тыс. руб.; дополнительная поддержка региональных бюджетов для решения проблем на рынке труда; увеличение расходов на систему переподготовки кадров, информационную систему о состоянии рынка труда и др.Создаются наиболее благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса: проводится либерализация регулирования и надзора, обеспечивается — в том числе через банки с государственным участием — доступ малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам по приемлемым ставкам. Предусмотрено выделение бюджетного финансирования на переобучение освобождающихся сотрудников, повышение информационной прозрачности рынка труда. Идея такова: лучше помочь людям организовать свой бизнес, чем плодить безработных.
Сегодня сформирована антикризисная программа правительства. На антикризисные меры в 2009 г. правительство выделило беспрецедентный объем финансовых ресурсов — по состоянию на март текущего года он составляет 3,7 трлн руб., или 9,1 % ВВП, из которых бюджетные ассигнования составят 1,6 трлн руб., снижение налоговой нагрузки — 0,8 трлн руб., квазифискальные операции за счет средств фонда национального благосостояния — 0,3 трлн руб., средства ЦБ на обеспечение ликвидности банковской системы — 0,5 трлн руб. Все эти мероприятия обеспечены источниками финансирования и они, разумеется, у нас не последние.
Мы хорошо понимаем, что живем в эпоху глобализации и в отдельно взятой стране финансовый рай не создадим. На этом понимании строится и наша политика в отношении стран СНГ, многие из которых уже получили от России финансовую помощь, а с другими ведутся соответствующие переговоры. Это оживит товарооборот между нашими странами, а значит, смикширует последствия кризиса на постсоветском пространстве.