В III Всероссийском семинаре-совещании для органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления принял участие А. М. Лавров, директор департамента бюджетной политики и методологии Минфина России. В его докладе говорилось о перспективных задачах бюджетной реформы в Российской Федерации и практических аспектах реализации новаций бюджетного законодательства. Также на семинаре присутствовал В. М. Веселов, заместитель директора департамента развития межбюджетных отношений Минрегионразвития России. Тема его доклада — инструменты предоставления государственной поддержки субъектам РФ в условиях кризиса. Кроме того, в работе совещания приняли участие представители правительства Пензенской области, администрации города Пензы, финансисты из 10 субъектов РФ и более 50 муниципалитетов.
Губернатор Пензенской области В. К. Бочкарев выразил благодарность Центру прикладной экономики в лице директора К. В. Захарова за активное содействие в проведении семинара и вручил памятный подарок от имени администрации Пензенской области.
Е. В. Ковалева, глава департамента финансов Кировской области, в своем докладе, посвященном теме бюджетных услуг, отметила, что система БОР стала составной частью бюджетного процесса Кировской области. Количественное и качественное выражение бюджетной услуги способствует принятию оптимальных решений в сфере общественных финансов и планированию объема производства услуги.
В области ежегодно по итогам года проводится мониторинг выполнения установленных заданий по предоставлению бюджетных услуг. В 2007 г. из 17 субъектов бюджетного планирования обеспечили выполнение задания только 10, в 2008 г. доведенные задания почти по всем бюджетным услугам выполнены, за исключением некоторых услуг в пяти департаментах.
Р. Б. Чернов, глава администрации г. Пензы, рассказал об опыте реализации Программы реформирования муниципальных финансов. Он сообщил, что для повышения качества муниципальных услуг администрация города видит единственно возможный способ — постоянное совершенствование технологии своей работы, внедрение информационных технологий в процесс муниципального управления. Так, запланировано создание электронного правительства на муниципальном уровне. «Уже сегодня начата большая работа по формированию портала муниципальных услуг города Пензы, который позволит установить связь в едином информационном пространстве всех активных участников жизни города: населения, органов власти с непосредственными «поставщиками» услуг — муниципальными учреждениями. В сущности, это будет единая информационная платформа для создания многофункционального центра предоставления муниципальных услуг, когда, например, электронная школа, электронная запись на прием к врачу, электронный документооборот станут реально возможными», — отметил Роман Борисович.
О. В. Завьялкина, начальник Финансового управления города Пензы, рассказывая о планировании бюджета в разрезе муниципальных услуг, отметила, что в городе формируется система учета потребности в объемах предоставления муниципальных услуг.
«Это важнейшая предпосылка для построения грамотной системы бюджетного планирования, — отметила Ольга Викторовна, — ведь теперь важнейшим элементом обоснования бюджетных ассигнований, выделяемых субъекту бюджетного планирования в очередном финансовом году и плановом периоде, выступают в том числе результаты оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг в натуральном и стоимостном выражении. Объектом бюджетного финансирования является теперь не бюджетное учреждение непосредственно, а то количество муниципальных услуг, которое оно фактически предоставляет. А это, в сущности, уже и есть результативное бюджетное планирование и управление».
Формируя реестр муниципальных услуг, в городе не только создали нормативную базу, но и успели опробовать ее. «Впервые в истории бюджетной практики муниципального управления в России был сформирован бюджет в разрезе муниципальных услуг с фиксацией не только стоимостных параметров, но и натуральных объемов предоставления муниципальных услуг, — подчеркнула Ольга Викторовна, — Именно на этих принципах сформирован бюджет города Пензы на 2009 г. и плановый период до 2010 и 2011 гг.».
Ю. В. Белоусов, научный руководитель Центра прикладной экономики, в своем докладе, посвященном антикризисному бюджетному управлению, отметил, что среди основных направлений повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления можно выделить:
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Губернатор Пензенской области В. К. Бочкарев выразил благодарность Центру прикладной экономики в лице директора К. В. Захарова за активное содействие в проведении семинара и вручил памятный подарок от имени администрации Пензенской области.
Е. В. Ковалева, глава департамента финансов Кировской области, в своем докладе, посвященном теме бюджетных услуг, отметила, что система БОР стала составной частью бюджетного процесса Кировской области. Количественное и качественное выражение бюджетной услуги способствует принятию оптимальных решений в сфере общественных финансов и планированию объема производства услуги.
В области ежегодно по итогам года проводится мониторинг выполнения установленных заданий по предоставлению бюджетных услуг. В 2007 г. из 17 субъектов бюджетного планирования обеспечили выполнение задания только 10, в 2008 г. доведенные задания почти по всем бюджетным услугам выполнены, за исключением некоторых услуг в пяти департаментах.
Р. Б. Чернов, глава администрации г. Пензы, рассказал об опыте реализации Программы реформирования муниципальных финансов. Он сообщил, что для повышения качества муниципальных услуг администрация города видит единственно возможный способ — постоянное совершенствование технологии своей работы, внедрение информационных технологий в процесс муниципального управления. Так, запланировано создание электронного правительства на муниципальном уровне. «Уже сегодня начата большая работа по формированию портала муниципальных услуг города Пензы, который позволит установить связь в едином информационном пространстве всех активных участников жизни города: населения, органов власти с непосредственными «поставщиками» услуг — муниципальными учреждениями. В сущности, это будет единая информационная платформа для создания многофункционального центра предоставления муниципальных услуг, когда, например, электронная школа, электронная запись на прием к врачу, электронный документооборот станут реально возможными», — отметил Роман Борисович.
О. В. Завьялкина, начальник Финансового управления города Пензы, рассказывая о планировании бюджета в разрезе муниципальных услуг, отметила, что в городе формируется система учета потребности в объемах предоставления муниципальных услуг.
«Это важнейшая предпосылка для построения грамотной системы бюджетного планирования, — отметила Ольга Викторовна, — ведь теперь важнейшим элементом обоснования бюджетных ассигнований, выделяемых субъекту бюджетного планирования в очередном финансовом году и плановом периоде, выступают в том числе результаты оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг в натуральном и стоимостном выражении. Объектом бюджетного финансирования является теперь не бюджетное учреждение непосредственно, а то количество муниципальных услуг, которое оно фактически предоставляет. А это, в сущности, уже и есть результативное бюджетное планирование и управление».
Формируя реестр муниципальных услуг, в городе не только создали нормативную базу, но и успели опробовать ее. «Впервые в истории бюджетной практики муниципального управления в России был сформирован бюджет в разрезе муниципальных услуг с фиксацией не только стоимостных параметров, но и натуральных объемов предоставления муниципальных услуг, — подчеркнула Ольга Викторовна, — Именно на этих принципах сформирован бюджет города Пензы на 2009 г. и плановый период до 2010 и 2011 гг.».
Ю. В. Белоусов, научный руководитель Центра прикладной экономики, в своем докладе, посвященном антикризисному бюджетному управлению, отметил, что среди основных направлений повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления можно выделить:
- формирование реестра альтернативных способов реализации полномочий;
- оптимизацию расходов на оказание государственных и муниципальных услуг;
- развитие рынка платных услуг при оказании государственных и муниципальных услуг;
- оптимизацию использования государственного и муниципального имущества;
- оптимизацию структуры и численности государственных и муниципальных служащих.
- Завершая выступление, он подчеркнул целесообразность реализации всего комплекса антикризисных направлений, поскольку при этом достигается аккумулятивный синергетический эффект и возможность для органов государственной власти и местного самоуправления работать в соответствии с требованиями времени.
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА