Когда осенью 1957 г. на берег Оби высадился нефтяной десант под руководством легендарного геолога Фармана Салманова, никто и предположить не мог, что всего через восемь лет на месте поселка рыбаков и охотников с чудным названием Сургутово вырастет молодой современный город Сургут. О том, на чем базируется процветание города на Оби, как строятся отношения власти и руководителей градообразующих предприятий, какие меры по противодействию кризису намерено предпринять местное самоуправление — в нашем интервью с главой Сургута Александром СИДОРОВЫМ.
— Сургут — один из наиболее экономически насыщенных российских городов. Здесь находятся четвертая по величине нефтегазодобывающая компания страны «Сургутнефтегаз», одно из значимых подразделений Газпрома — «Сургуттрансгаз», крупнейшая в Европе Сургутская ГРЭС. Ясно, что в такой ситуации необходим конструктивный диалог между муниципалитетом и предприятиями, работники которых этот город по сути создали. Каким образом строятся сегодня, в период кризиса, взаимоотношения власти и бизнеса?
— Если говорить о спонсорской, благотворительной, меценатской деятельности, то, безусловно, каждое предприятие исходит из своих возможностей. Ясно, что в период кризиса главные силы и средства градообразующих предприятий Сургута направлены отнюдь не на поддержку городских проектов. Сегодня и нефтяники, и газовики, и энергетики ищут ответ на другой вопрос: на чем сэкономить? На численности коллектива? На премиальном фонде? То есть речь идет о выживании и от того, как эта проблема будет решена, во многом зависит социальная ситуация в городе.
Я вам, как говорится, не скажу за всю Одессу, но для нас экономическая ситуация пока складывается благоприятно: массовых сокращений нет и, надеюсь, не будет. Что касается диалога, отношения с градообразующими предприятиями сформировались достаточно давно, еще в тот период, когда эти предприятия передавали муниципалитету жилой фонд, объекты коммунальной и социальной сферы, дороги и коммуникации. И отношения выстроились достаточно четкие и понятные. Вы занимаетесь производством, на котором так или иначе занято порядка 80 % работающих горожан — что составляет более 200 тыс. человек при 300-тысячном населении! — а мы, местное самоуправление, обеспечиваем тот уровень городского хозяйства, который позволил Сургуту одержать победу в конкурсе на «Самый благоустроенный город» автономного округа.
— То есть диалог, начатый в период нефтяного освоения, продолжается и сегодня?
— Безусловно, и, самое главное, диалог этот эффективен. Несмотря на ситуацию в экономике, ни одно из градообразующих и других крупных предприятий не заявило городу о «сбросе» объектов социальной сферы. Ни одно! Хотя с точки зрения экономики очевидно, что социальные объекты в период кризиса — явный балласт. Как нынче модно говорить, «непрофильные активы». Тем не менее и ОАО «Сургутнефтегаз», и сургутские подразделения Газпрома содержат объекты спорта, культуры, отдыха.
Более того, ни одно из градообразующих предприятий Сургута не заявило о значительном сокращении объемов производства. Не было заявлений ни о сокращении численности работников, ни о снижении уровня оплаты труда. Это очень важно: именно на этих предприятиях работает сегодня львиная доля населения города. Почти каждая сургутская семья так или иначе связана с деятельностью предприятий нефтегазодобывающей и энергетической отраслей. И если предприятия продолжают свою деятельность, невзирая ни на какой кризис в рамках производственной программы производят и реализуют свою продукцию, не снижают ни численность работников, ни объемы фонда заработной платы — это дорогого стоит. Это гарантия того, что социальная обстановка в городе будет оставаться стабильной.
— Тем не менее экономическая ситуация в мире довольно нестабильная. Готовы ли местные органы власти поддержать тех жителей города, которые, работая сегодня в реальном секторе экономики, могут из-за кризиса остаться без работы?
— Мы отслеживаем эту ситуацию. Причем как на местном уровне, так и посредством федеральной программы — через Городской центр занятости населения (ГЦЗН). Мы в полном объеме получаем информацию о намерениях тех предприятий, по которым кризис ударил наиболее сильно. Сегодня муниципальным предприятием «Наш город» организована сеть консультационных пунктов для горожан, попавших из-за кризиса в сложную жизненную ситуацию. Причем речь идет не только о безработных. Это могут быть горожане пожилого возраста, желающие найти дополнительный заработок. У нас есть резерв временных рабочих мест, имеется порядка трех тыс. вакансий, в основном по рабочим специальностям.
На любое предприятие Сургута, заявившее о планируемом сокращении даже 10 специалистов, выезжают сотрудники ГЦЗН, работники департамента по экономической политике администрации города и проводят соответствующую работу. Задействуются федеральные и окружные программы по подготовке и переподготовке специалистов, по созданию временных общественных рабочих мест. Высококвалифицированные кадры, в которых испытывают нужду многие отрасли городского хозяйства и социальной сферы, трудоустраиваем в первую очередь, вплоть до финансирования переезда, если такие заявления поступают.
— По данным Городского центра занятости, на конец 2008 г. в Сургуте зарегистрировано всего около 500 безработных. И это при наличии более трех тыс. вакансий. Какова ситуация сегодня?
— Мы и сегодня имеем соотношение зарегистрированных безработных и заявленных вакансий примерно «один к двум». То есть когда на одного соискателя приходится как минимум два рабочих места. Другое дело, что большинство вакансий, как мы уже отмечали, — это рабочие специальности. Потому мы и говорим об активной переподготовке, ведь в этом сегменте она достаточно проста. Так, сварщик цеха вполне может переквалифицироваться в сварщика на трассе. Если говорить о гендерных особенностях, то среди горожан, ищущих работу, соотношение мужчин и женщин примерно один к одному.
— Александр Леонидович, Сургут называют благополучным городом, и в первую очередь это касается социальной сферы. 70 % расходов городского бюджета носят социально ориентированный характер. Но сегодня уже известно о выпадающих доходах бюджета автономного округа, что должно повлечь снижение доходов и сургутской казны. Как отразится сокращение бюджета на социально-экономическом развитии города?
— Да, действительно, Ханты-Мансийский а/о заявил о сокращении доходной базы на 49,9 %. Но, сокращая свои расходы, округ тем не менее декларирует ориентацию бюджета в первую очередь на решение социальных задач. Не произошло и не планируется сокращения расходов на оплату труда работников бюджетной сферы, не объявлено и о существенном сокращении финансирования. Продолжает работать государственный пенсионный фонд, не отзывая ни одного из ранее принятых на себя обязательств. Более того, в бюджете сохранены те статьи, которые направлялись и должны направляться в 2008–2011 гг. на развитие материальной базы объектов социальной сферы. Правда, пришлось сократить капитальное строительство, но это в нынешней экономической ситуации необходимая мера.
Ровно то же самое можно сказать и о городском бюджете на 2009 г. Та корректировка бюджета, которую мы собираемся предпринять в мае, никоим образом не затронет объема и качества муниципальных услуг, оказываемых горожанам. И те бюджетные обязательства, которые муниципалитет по Уставу города Сургута несет перед населением, мы выполним. А главное, будем стараться сохранить социальную направленность бюджета! Мы планируем удержать максимальную планку финансирования по городским объектам социальной сферы. Сегодня ранее выделенные средства сконцентрированы на трех строящихся детских садах, дабы обеспечить их ввод в эксплуатацию к 2010 г. Также в наших планах — завершить ремонт детсада «Огонек». К слову, в 2009 г. в городе родилось более пяти тыс. малышей. И мы должны постараться, чтобы мест в детских садах хватило всем.
Кроме того, постараемся сохранить статьи бюджета, предусматривающие благоустройство, озеленение и ремонт городских дорог. Те деньги, которые «уходят» из бюджета из-за уменьшения доходной базы, — это отложенная реализация инвестиционных, строительных программ. И, что самое обидное, программ по строительству жилья. Но, как бы то ни было, 540 квартир, в которые планируется переселить людей из ветхого и экологически неблагоприятного жилья, мы точно в этом году сдадим!
Если вернуться к нашим бюджетным потерям, то город теряет, предположительно, несколько меньше, чем бюджет округа. У нас большая часть доходной базы состоит из налога на доходы физических лиц. Поэтому если доходная база АО сократилась на 49,9 %, то город Сургут, как мы надеемся, останется в рамках планового сокращения доходов, заложенного еще в январе — 20 %.
— Одним из наиболее значимых для города проектов последнего времени стало восьмилетнее сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития. Что было сделано в сфере городского хозяйства на кредитные средства ЕБРР? А главное, есть ли сегодня какие-то перспективы для развития этой кредитной истории?
— Если кредит ЕБРР рассматривать не одномоментно, а по прошествии какого-то периода времени, то можно отметить, что благодаря этому сотрудничеству произошли очень важные изменения. Прежде всего город приобрел огромный опыт работы с мировым финансовым институтом, которым является Европейский банк реконструкции и развития. У нас появилась кредитная история, а вместе с ней и необходимость ежегодно проходить процедуру подтверждения кредитного рейтинга.
Мы получили возможность вложить необходимые средства в городское хозяйство, в реконструкцию и ремонт центральных тепловых пунктов, водопроводных и канализационных сетей, теплотрасс, в оборудование водозаборных узлов и массу других сооружений. Это то, что сегодня обеспечивает надежное оснащение города всем необходимым. А еще это гарантия подключения строящихся объектов к инженерным сетям на перспективу трех-пяти лет!
— Александр Леонидович, одним из предложенных Президентом Российской Федерации антикризисных рецептов стало напутствие местным властям по поводу всемерного содействия развитию малого бизнеса. Каков вклад малого бизнеса в казну города и чем ему в условиях дефицита бюджета может реально помочь муниципалитет? Каковы прогнозы на 2009 г. — выдюжит ли кризис самый «слабый» сектор экономики Сургута?
— У местной власти сегодня не так уж много рычагов, при помощи которых она могла бы либо сдержать развитие малого бизнеса, либо подтолкнуть. Единственный — это, наверное, тот уровень налога, который получает местный бюджет от деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Мы специально изучали этот вопрос. Но местные бюджеты не столь богаты, чтобы разбрасываться сотнями миллионов рублей. Поэтому нам, перед тем как ответить президенту и бизнесу «да», надо определить: откуда взять средства, чтобы компенсировать выпадающий объем доходов?
Безусловно, совместно с Сургутской Торгово-промышленной палатой мы планируем меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Но только в рамках возможностей и полномочий местного самоуправления. Мы пересматриваем программы поддержки предпринимательства в части их корректировки согласно новым нормативным документам. Но прежде всего мы ждем каких-то решительных шагов в этом направлении от федеральной власти! Особенно в сфере законодательства, которое сегодня регулирует как предпринимательскую деятельность, так и деятельность органов надзора и контроля. И еще: не сказал бы, что малый бизнес — самый слабый сектор городской экономики. Разве на рынках стало меньше народу? Даже вопросов не должно возникать: кризис выдюжим!
Подытоживая сказанное, могу констатировать: все те возможности, которые федеральное законодательство предоставило для поддержки малого бизнеса на местах, мы реализуем.
Материал подготовил Дмитрий ОСЬМИНКИН
— Сургут — один из наиболее экономически насыщенных российских городов. Здесь находятся четвертая по величине нефтегазодобывающая компания страны «Сургутнефтегаз», одно из значимых подразделений Газпрома — «Сургуттрансгаз», крупнейшая в Европе Сургутская ГРЭС. Ясно, что в такой ситуации необходим конструктивный диалог между муниципалитетом и предприятиями, работники которых этот город по сути создали. Каким образом строятся сегодня, в период кризиса, взаимоотношения власти и бизнеса?
— Если говорить о спонсорской, благотворительной, меценатской деятельности, то, безусловно, каждое предприятие исходит из своих возможностей. Ясно, что в период кризиса главные силы и средства градообразующих предприятий Сургута направлены отнюдь не на поддержку городских проектов. Сегодня и нефтяники, и газовики, и энергетики ищут ответ на другой вопрос: на чем сэкономить? На численности коллектива? На премиальном фонде? То есть речь идет о выживании и от того, как эта проблема будет решена, во многом зависит социальная ситуация в городе.
Я вам, как говорится, не скажу за всю Одессу, но для нас экономическая ситуация пока складывается благоприятно: массовых сокращений нет и, надеюсь, не будет. Что касается диалога, отношения с градообразующими предприятиями сформировались достаточно давно, еще в тот период, когда эти предприятия передавали муниципалитету жилой фонд, объекты коммунальной и социальной сферы, дороги и коммуникации. И отношения выстроились достаточно четкие и понятные. Вы занимаетесь производством, на котором так или иначе занято порядка 80 % работающих горожан — что составляет более 200 тыс. человек при 300-тысячном населении! — а мы, местное самоуправление, обеспечиваем тот уровень городского хозяйства, который позволил Сургуту одержать победу в конкурсе на «Самый благоустроенный город» автономного округа.
— То есть диалог, начатый в период нефтяного освоения, продолжается и сегодня?
— Безусловно, и, самое главное, диалог этот эффективен. Несмотря на ситуацию в экономике, ни одно из градообразующих и других крупных предприятий не заявило городу о «сбросе» объектов социальной сферы. Ни одно! Хотя с точки зрения экономики очевидно, что социальные объекты в период кризиса — явный балласт. Как нынче модно говорить, «непрофильные активы». Тем не менее и ОАО «Сургутнефтегаз», и сургутские подразделения Газпрома содержат объекты спорта, культуры, отдыха.
Более того, ни одно из градообразующих предприятий Сургута не заявило о значительном сокращении объемов производства. Не было заявлений ни о сокращении численности работников, ни о снижении уровня оплаты труда. Это очень важно: именно на этих предприятиях работает сегодня львиная доля населения города. Почти каждая сургутская семья так или иначе связана с деятельностью предприятий нефтегазодобывающей и энергетической отраслей. И если предприятия продолжают свою деятельность, невзирая ни на какой кризис в рамках производственной программы производят и реализуют свою продукцию, не снижают ни численность работников, ни объемы фонда заработной платы — это дорогого стоит. Это гарантия того, что социальная обстановка в городе будет оставаться стабильной.
— Тем не менее экономическая ситуация в мире довольно нестабильная. Готовы ли местные органы власти поддержать тех жителей города, которые, работая сегодня в реальном секторе экономики, могут из-за кризиса остаться без работы?
— Мы отслеживаем эту ситуацию. Причем как на местном уровне, так и посредством федеральной программы — через Городской центр занятости населения (ГЦЗН). Мы в полном объеме получаем информацию о намерениях тех предприятий, по которым кризис ударил наиболее сильно. Сегодня муниципальным предприятием «Наш город» организована сеть консультационных пунктов для горожан, попавших из-за кризиса в сложную жизненную ситуацию. Причем речь идет не только о безработных. Это могут быть горожане пожилого возраста, желающие найти дополнительный заработок. У нас есть резерв временных рабочих мест, имеется порядка трех тыс. вакансий, в основном по рабочим специальностям.
На любое предприятие Сургута, заявившее о планируемом сокращении даже 10 специалистов, выезжают сотрудники ГЦЗН, работники департамента по экономической политике администрации города и проводят соответствующую работу. Задействуются федеральные и окружные программы по подготовке и переподготовке специалистов, по созданию временных общественных рабочих мест. Высококвалифицированные кадры, в которых испытывают нужду многие отрасли городского хозяйства и социальной сферы, трудоустраиваем в первую очередь, вплоть до финансирования переезда, если такие заявления поступают.
— По данным Городского центра занятости, на конец 2008 г. в Сургуте зарегистрировано всего около 500 безработных. И это при наличии более трех тыс. вакансий. Какова ситуация сегодня?
— Мы и сегодня имеем соотношение зарегистрированных безработных и заявленных вакансий примерно «один к двум». То есть когда на одного соискателя приходится как минимум два рабочих места. Другое дело, что большинство вакансий, как мы уже отмечали, — это рабочие специальности. Потому мы и говорим об активной переподготовке, ведь в этом сегменте она достаточно проста. Так, сварщик цеха вполне может переквалифицироваться в сварщика на трассе. Если говорить о гендерных особенностях, то среди горожан, ищущих работу, соотношение мужчин и женщин примерно один к одному.
— Александр Леонидович, Сургут называют благополучным городом, и в первую очередь это касается социальной сферы. 70 % расходов городского бюджета носят социально ориентированный характер. Но сегодня уже известно о выпадающих доходах бюджета автономного округа, что должно повлечь снижение доходов и сургутской казны. Как отразится сокращение бюджета на социально-экономическом развитии города?
— Да, действительно, Ханты-Мансийский а/о заявил о сокращении доходной базы на 49,9 %. Но, сокращая свои расходы, округ тем не менее декларирует ориентацию бюджета в первую очередь на решение социальных задач. Не произошло и не планируется сокращения расходов на оплату труда работников бюджетной сферы, не объявлено и о существенном сокращении финансирования. Продолжает работать государственный пенсионный фонд, не отзывая ни одного из ранее принятых на себя обязательств. Более того, в бюджете сохранены те статьи, которые направлялись и должны направляться в 2008–2011 гг. на развитие материальной базы объектов социальной сферы. Правда, пришлось сократить капитальное строительство, но это в нынешней экономической ситуации необходимая мера.
Ровно то же самое можно сказать и о городском бюджете на 2009 г. Та корректировка бюджета, которую мы собираемся предпринять в мае, никоим образом не затронет объема и качества муниципальных услуг, оказываемых горожанам. И те бюджетные обязательства, которые муниципалитет по Уставу города Сургута несет перед населением, мы выполним. А главное, будем стараться сохранить социальную направленность бюджета! Мы планируем удержать максимальную планку финансирования по городским объектам социальной сферы. Сегодня ранее выделенные средства сконцентрированы на трех строящихся детских садах, дабы обеспечить их ввод в эксплуатацию к 2010 г. Также в наших планах — завершить ремонт детсада «Огонек». К слову, в 2009 г. в городе родилось более пяти тыс. малышей. И мы должны постараться, чтобы мест в детских садах хватило всем.
Кроме того, постараемся сохранить статьи бюджета, предусматривающие благоустройство, озеленение и ремонт городских дорог. Те деньги, которые «уходят» из бюджета из-за уменьшения доходной базы, — это отложенная реализация инвестиционных, строительных программ. И, что самое обидное, программ по строительству жилья. Но, как бы то ни было, 540 квартир, в которые планируется переселить людей из ветхого и экологически неблагоприятного жилья, мы точно в этом году сдадим!
Если вернуться к нашим бюджетным потерям, то город теряет, предположительно, несколько меньше, чем бюджет округа. У нас большая часть доходной базы состоит из налога на доходы физических лиц. Поэтому если доходная база АО сократилась на 49,9 %, то город Сургут, как мы надеемся, останется в рамках планового сокращения доходов, заложенного еще в январе — 20 %.
— Одним из наиболее значимых для города проектов последнего времени стало восьмилетнее сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития. Что было сделано в сфере городского хозяйства на кредитные средства ЕБРР? А главное, есть ли сегодня какие-то перспективы для развития этой кредитной истории?
— Если кредит ЕБРР рассматривать не одномоментно, а по прошествии какого-то периода времени, то можно отметить, что благодаря этому сотрудничеству произошли очень важные изменения. Прежде всего город приобрел огромный опыт работы с мировым финансовым институтом, которым является Европейский банк реконструкции и развития. У нас появилась кредитная история, а вместе с ней и необходимость ежегодно проходить процедуру подтверждения кредитного рейтинга.
Мы получили возможность вложить необходимые средства в городское хозяйство, в реконструкцию и ремонт центральных тепловых пунктов, водопроводных и канализационных сетей, теплотрасс, в оборудование водозаборных узлов и массу других сооружений. Это то, что сегодня обеспечивает надежное оснащение города всем необходимым. А еще это гарантия подключения строящихся объектов к инженерным сетям на перспективу трех-пяти лет!
— Александр Леонидович, одним из предложенных Президентом Российской Федерации антикризисных рецептов стало напутствие местным властям по поводу всемерного содействия развитию малого бизнеса. Каков вклад малого бизнеса в казну города и чем ему в условиях дефицита бюджета может реально помочь муниципалитет? Каковы прогнозы на 2009 г. — выдюжит ли кризис самый «слабый» сектор экономики Сургута?
— У местной власти сегодня не так уж много рычагов, при помощи которых она могла бы либо сдержать развитие малого бизнеса, либо подтолкнуть. Единственный — это, наверное, тот уровень налога, который получает местный бюджет от деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Мы специально изучали этот вопрос. Но местные бюджеты не столь богаты, чтобы разбрасываться сотнями миллионов рублей. Поэтому нам, перед тем как ответить президенту и бизнесу «да», надо определить: откуда взять средства, чтобы компенсировать выпадающий объем доходов?
Безусловно, совместно с Сургутской Торгово-промышленной палатой мы планируем меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Но только в рамках возможностей и полномочий местного самоуправления. Мы пересматриваем программы поддержки предпринимательства в части их корректировки согласно новым нормативным документам. Но прежде всего мы ждем каких-то решительных шагов в этом направлении от федеральной власти! Особенно в сфере законодательства, которое сегодня регулирует как предпринимательскую деятельность, так и деятельность органов надзора и контроля. И еще: не сказал бы, что малый бизнес — самый слабый сектор городской экономики. Разве на рынках стало меньше народу? Даже вопросов не должно возникать: кризис выдюжим!
Подытоживая сказанное, могу констатировать: все те возможности, которые федеральное законодательство предоставило для поддержки малого бизнеса на местах, мы реализуем.
Материал подготовил Дмитрий ОСЬМИНКИН