Трансформация российских городов — один из значимых и мощных процессов. В городах появляются новые объекты: торговые и развлекательные центры, элитное жилье, образовательные учреждения. Управление трансформацией приобретает важное значение, особенно сегодня, когда из-за экономического кризиса инвестиционно привлекательными остаются далеко не все проекты.
Роман МАРКОВ, заместитель главы Администрации города Сургута
Для определения стратегических ориентиров развития города Сургута, обеспечивающих повышение качества жизни горожан и конкурентоспособность территории в долгосрочной перспективе, на конкурсной основе был привлечен Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Работа над стратегией города велась в несколько этапов. На первом был проведен анализ социально-экономической ситуации, внешних факторов развития, комплексный аудит городской среды. На втором этапе была подготовлена общая стратегия города, на основе которой разрабатывались концепции проектов девелопмента приоритетных территорий и механизмы реализации этих проектов.
1 Западная Сибирь на ближайшие 15 лет останется основной нефтедобывающей территорией РФ. Реструктуризация, технологическая и пространственная реорганизация нефтегазовой отрасли создают предпосылки к усилению глобального статуса Сургута — одного из важных центров управления отраслью. Создаются условия для интенсивного развития сектора, обслуживающего нефте- и газодобывающие предприятия: нефтесервисные, транспортно-логистические, научно-исследовательские и проектные организации, а также центры подготовки кадров. Несоответствие города повышающемуся потенциалу нефтегазовых компаний создает определенные риски потери статуса перспективного экономического и культурного центра.
2 Появляются новые виды экономической деятельности, требующие специальной организации пространства города. Речь идет о размещении форматированной торговли, развитии транспорта и логистики, недоинвестированных на предыдущем этапе.
3 Демократизация общества, изменение социальной структуры городского населения формируют новые требования людей к месту проживания. Для Сургута, возведенного в основном в 70–80-х гг., особенно актуально обеспечение разнообразия архитектурных форм жилой недвижимости, формирование современных публичных пространств, учитывающих климатические особенности.
4 Рынок недвижимости также имеет значительные возможности для развития. По оценкам экспертов, спрос на жилую недвижимость в ближайшие 10 лет предъявят около 90 тыс. горожан. Соответственно для обеспечения доступности жилья необходимо построить порядка 2,5 млн кв. м жилых помещений. Что касается коммерческой недвижимости, то в городе существует серьезный дефицит офисных площадей. Отвечая на запросы как «непромышленных» секторов экономики, ориентированных на потребительский рынок, так и ключевых предприятий энергетического сектора, необходимо дополнительно построить 400–450 тыс. кв. м офисной недвижимости.
В этих условиях ключевым объектом управления городской администрации становятся земельные активы. Основная проблема в том, что незастроенных территорий в городе немного, при этом на них претендуют инвесторы с совершенно разными проектами застройки. Стратегическое решение этой проблемы, на наш взгляд, заключается в выработке новых управленческих подходов, нацеленных на повышение совокупной производительности городских активов путем «уплотнения» городского пространства. Для достижения этой цели необходимо, чтобы отбор приоритетных для города проектов осуществлялся с учетом таких критериев как:
Роман МАРКОВ, заместитель главы Администрации города Сургута
Для определения стратегических ориентиров развития города Сургута, обеспечивающих повышение качества жизни горожан и конкурентоспособность территории в долгосрочной перспективе, на конкурсной основе был привлечен Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Работа над стратегией города велась в несколько этапов. На первом был проведен анализ социально-экономической ситуации, внешних факторов развития, комплексный аудит городской среды. На втором этапе была подготовлена общая стратегия города, на основе которой разрабатывались концепции проектов девелопмента приоритетных территорий и механизмы реализации этих проектов.
Настоящее и будущее города
Надо сказать, что масштабные экономические и социальные процессы, протекающие в стране, открывают «окна возможностей» для развития нашего города. Наиболее значимы из них следующие.1 Западная Сибирь на ближайшие 15 лет останется основной нефтедобывающей территорией РФ. Реструктуризация, технологическая и пространственная реорганизация нефтегазовой отрасли создают предпосылки к усилению глобального статуса Сургута — одного из важных центров управления отраслью. Создаются условия для интенсивного развития сектора, обслуживающего нефте- и газодобывающие предприятия: нефтесервисные, транспортно-логистические, научно-исследовательские и проектные организации, а также центры подготовки кадров. Несоответствие города повышающемуся потенциалу нефтегазовых компаний создает определенные риски потери статуса перспективного экономического и культурного центра.
2 Появляются новые виды экономической деятельности, требующие специальной организации пространства города. Речь идет о размещении форматированной торговли, развитии транспорта и логистики, недоинвестированных на предыдущем этапе.
3 Демократизация общества, изменение социальной структуры городского населения формируют новые требования людей к месту проживания. Для Сургута, возведенного в основном в 70–80-х гг., особенно актуально обеспечение разнообразия архитектурных форм жилой недвижимости, формирование современных публичных пространств, учитывающих климатические особенности.
4 Рынок недвижимости также имеет значительные возможности для развития. По оценкам экспертов, спрос на жилую недвижимость в ближайшие 10 лет предъявят около 90 тыс. горожан. Соответственно для обеспечения доступности жилья необходимо построить порядка 2,5 млн кв. м жилых помещений. Что касается коммерческой недвижимости, то в городе существует серьезный дефицит офисных площадей. Отвечая на запросы как «непромышленных» секторов экономики, ориентированных на потребительский рынок, так и ключевых предприятий энергетического сектора, необходимо дополнительно построить 400–450 тыс. кв. м офисной недвижимости.
В этих условиях ключевым объектом управления городской администрации становятся земельные активы. Основная проблема в том, что незастроенных территорий в городе немного, при этом на них претендуют инвесторы с совершенно разными проектами застройки. Стратегическое решение этой проблемы, на наш взгляд, заключается в выработке новых управленческих подходов, нацеленных на повышение совокупной производительности городских активов путем «уплотнения» городского пространства. Для достижения этой цели необходимо, чтобы отбор приоритетных для города проектов осуществлялся с учетом таких критериев как:
- многофункциональность, обеспечивающая максимальное вовлечение объектов и территории в городскую жизнь в течение 24 часов, а также максимальную капитализацию как проектируемой, так и прилегающей территории, что повышает экономическую эффективность проектов;
- наличие единой градостроительной концепции и высокого качества архитектурных проектов, призванных сформировать новое «лицо города» и, возможно, стать его символами;
- обеспеченность реализуемых проектов всей необходимой инфраструктурой, в том числе парковочными местами;
- возможность переформатирования объектов для меняющихся потребностей.
Ключевые проекты развития
Среди ключевых проектов развития города, соответствующих вышеперечисленным характеристикам, эксперты обозначают следующие:- формирование делового квартала;
- строительство качественного, в том числе индивидуального, жилья;
- строительство крупных торговых объектов современного формата, концентрирующих потребности не только города, но и окружающих территорий;
- создание городского досугово-развлекательного центра;
- создание современного транспортно-логистического центра, рассчитанного на потребности территории;
- форматирование имеющихся и организация новых общественных пространств.