Мировой финансовый кризис в той или иной мере затронул все субъекты РФ, поэтому от эффективности мер, принимаемых соответствующими органами исполнительной власти, напрямую зависит степень влияния кризиса на экономику регионов. В данной статье рассказывается об антикризисных мерах, принятых в Ленинградской области.
Лидия КОРОЛЕВА, заместитель председателя Комитета финансов Ленинградской области
Правительство Ленинградской области еще в прошлом году в целях предотвращения кризисных явлений в экономике и финансах региона разработало и утвердило План антикризисных мероприятий, охватывающий широкий спектр направлений деятельности правительства, основными из которых являются:
За истекший период 2009 г. правительством Ленинградской области вносились дополнения и уточнения в ранее принятый План мероприятий с учетом ситуации в реальном секторе экономики, а также в связи с разработкой аналогичного плана Правительством РФ.
Кроме того, в целях более оперативного рассмотрения вопросов, непосредственно относящихся к финансовой сфере, в октябре 2008 г. при комитете финансов Ленинградской области была образована специальная отраслевая комиссия по предотвращению возможных негативных кризисных явлений в процессе исполнения областного бюджета Ленинградской области. Одной из антикризисных мер, направленных на обеспечение сбалансированности регионального бюджета в 2009 г., явилось распоряжение губернатора Ленинградской области, согласно которому главным распорядителям бюджетных средств необходимо обеспечить сокращение расходов на 15 % от объемов, утвержденных законом «Об областном бюджете Ленинградской области на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.». Исключение — приоритетные расходы областного бюджета, к которым в соответствии с п. 9 ст. 6 вышеуказанного закона отнесены:
Кроме того, правительство Ленинградской области осуществляет еженедельный мониторинг поступления доходов в бюджеты муниципальных образований и обеспечения муниципальными образованиями финансирования приоритетных социально-значимых расходов местных бюджетов.
1Вопросы исполнения бюджета субъектов РФ неразрывно связаны с возможностью достоверного прогнозирования поступления основных доходных источников бюджета. На протяжении ряда лет одним из основных доходных источников бюджета Ленинградской области является налог на прибыль организаций и размер его поступлений в бюджет области постоянно растет (2006 г. — 9,8 млрд руб., 2007 г. — 13,4 млрд руб., 2008 г. — 16,7 млрд руб.).
Налоговым кодексом РФ установлен срок уплаты налога на прибыль организаций — 28 число текущего месяца. В доход бюджета уплаченные суммы налога поступают в последние дни текущего месяца или в первых числах следующего, что в условиях напряженного исполнения бюджета создает дополнительные трудности с финансированием социально значимых расходов бюджетной сферы. Учитывая изложенное, необходимо внести изменения в ст. 287 гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» в части переноса срока его уплаты с 28 на 25 число текущего месяца.
2Также на протяжении последних лет одним из способов поддержки областных предприятий являлось предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам на возвратной основе за счет средств областного бюджета по льготной ставке кредитования — 1/3 ставки рефинансирования Банка России. Но с начала 2008 г. вступила в действие новая редакция ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ «Бюджетные кредиты», устанавливающая исчерпывающий перечень случаев предоставления бюджетных кредитов (за счет средств целевых иностранных кредитов и в случае реструктуризации ранее полученных кредитов).
Однако, по нашему мнению, для оказания реальной поддержки значимым для экономики региона предприятиям, в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям, необходимо внести уточнение в ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ в части предоставления субъектам РФ права на предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам.
3Бюджетный кодекс РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 310-ФЗ) предусматривает право субъектов РФ только на установление дифференцированных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, заменяющих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Полагаем, что целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в ст. 137 и 138 Бюджетного кодекса РФ в части предоставления субъектам права на установление дифференцированных нормативов отчислений и от других федеральных, региональных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Реализация данного положения способствовала бы повышению заинтересованности муниципальных образований в развитии налогового потенциала соответствующей территории.
4В принципе поддерживая введение налога на недвижимость, считаем целесообразным реализовать поэтапный переход к установлению данного налога по категориям налогоплательщиков с учетом результатов проведения эксперимента по введению налога на недвижимость в отдельных субъектах РФ (г. Тверь и г. Великий Новгород). Предлагаем в первую очередь установить налог на недвижимость для налогоплательщиков-организаций.
Если признать плательщиками этого налога организации, которые владеют на праве собственности земельными участками и расположенными на них объектами недвижимости, то можно постепенно, по мере формирования единых объектов, осуществить замену налога на имущество организаций и соответственно земельного налога налогом на недвижимость. До введения налога на недвижимость необходимо принять Федеральный закон «О государственном кадастровом учете и оценке объектов недвижимости», а также усовершенствовать ст. 40 Налогового кодекса РФ «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения».
До введения налога на недвижимость для физических лиц необходимо принять соответствующюю главу второй части Налогового кодекса РФ, регламентирующую порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. В свою очередь установление нового порядка взимания налога на имущество физических лиц требует тщательной проработки налоговой базы и налоговой ставки. Только после принятия и апробации нового порядка взимания налога на имущество возможно введение налога на недвижимость для физических лиц в статусе местного налога.
При этом следует иметь в виду, что до настоящего времени ни одним нормативно-правовым актом Российской Федерации не закреплены сроки, в которые налогоплательщик обязан оформить право собственности на завершенное индивидуальное жилищное строительство. На практике отсутствие данной нормы в законодательстве позволяет плательщикам затягивать сроки оформления прав собственности на указанное имущество. Многолетний период строительства индивидуального жилья и несвоевременное оформление прав собственности на него приводит к значительному занижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц.
Таким образом, необходимо законодательно утвердить норму, которая позволит:
Лидия КОРОЛЕВА, заместитель председателя Комитета финансов Ленинградской области
Правительство Ленинградской области еще в прошлом году в целях предотвращения кризисных явлений в экономике и финансах региона разработало и утвердило План антикризисных мероприятий, охватывающий широкий спектр направлений деятельности правительства, основными из которых являются:
- поддержка реального сектора экономики;
- мероприятия по стабилизации финансовой ситуации в регионе;
- содействие занятости населения;
- поддержка предприятий малого и среднего предпринимательства;
- реализация региональных и ведомственных программ.
За истекший период 2009 г. правительством Ленинградской области вносились дополнения и уточнения в ранее принятый План мероприятий с учетом ситуации в реальном секторе экономики, а также в связи с разработкой аналогичного плана Правительством РФ.
Ситуация в экономике и финансах
Ситуация в экономике и финансах региона на постоянной основе рассматривается и анализируется в ходе проведения антикризисных комиссий при губернаторе Ленинградской области, по итогам которых отраслевым органам исполнительной власти даются соответствующие поручения. Обсуждение исполнения запланированных антикризисных мероприятий в муниципальных образованиях осуществляется в форме видеоконференций, в ходе которых в том числе выявляются проблемы, требующие вмешательства региональных органов власти.Кроме того, в целях более оперативного рассмотрения вопросов, непосредственно относящихся к финансовой сфере, в октябре 2008 г. при комитете финансов Ленинградской области была образована специальная отраслевая комиссия по предотвращению возможных негативных кризисных явлений в процессе исполнения областного бюджета Ленинградской области. Одной из антикризисных мер, направленных на обеспечение сбалансированности регионального бюджета в 2009 г., явилось распоряжение губернатора Ленинградской области, согласно которому главным распорядителям бюджетных средств необходимо обеспечить сокращение расходов на 15 % от объемов, утвержденных законом «Об областном бюджете Ленинградской области на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.». Исключение — приоритетные расходы областного бюджета, к которым в соответствии с п. 9 ст. 6 вышеуказанного закона отнесены:
- расходы, осуществляемые во исполнение публичных нормативных обязательств;
- расходы, направленные на реализацию приоритетных направлений государственной политики в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства и социальной сфере, в том числе обеспечение выполнение функций бюджетных учреждений по оказанию государственных услуг;
- расходы на предоставление межбюджетных трансфертов в форме дотаций и субвенций.
Своевременность выплаты заработной платы
Для поддержки местных бюджетов Ленинградской области и обеспечения своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы в полном объеме, в областном бюджете на 2009 г. предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований в сумме 700 млн руб. При этом в целях недопущения роста задолженности по зарплате осуществляется ежемесячный мониторинг своевременности и полноты выплаты заработной платы с начислениями работникам учреждений бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов муниципальных образований Ленинградской области. Несмотря на имеющиеся в настоящее время трудности по поступлению доходов в областной бюджет, продолжается работа по выравниванию различий в величине заработной платы работников бюджетной сферы и работников реального сектора экономики.Кроме того, правительство Ленинградской области осуществляет еженедельный мониторинг поступления доходов в бюджеты муниципальных образований и обеспечения муниципальными образованиями финансирования приоритетных социально-значимых расходов местных бюджетов.
Законодательные инициативы
Комитет финансов области считает целесообразным внести на рассмотрение в Правительство РФ предложения, которые будут способствовать сбалансированности бюджетов субъектов.1Вопросы исполнения бюджета субъектов РФ неразрывно связаны с возможностью достоверного прогнозирования поступления основных доходных источников бюджета. На протяжении ряда лет одним из основных доходных источников бюджета Ленинградской области является налог на прибыль организаций и размер его поступлений в бюджет области постоянно растет (2006 г. — 9,8 млрд руб., 2007 г. — 13,4 млрд руб., 2008 г. — 16,7 млрд руб.).
Налоговым кодексом РФ установлен срок уплаты налога на прибыль организаций — 28 число текущего месяца. В доход бюджета уплаченные суммы налога поступают в последние дни текущего месяца или в первых числах следующего, что в условиях напряженного исполнения бюджета создает дополнительные трудности с финансированием социально значимых расходов бюджетной сферы. Учитывая изложенное, необходимо внести изменения в ст. 287 гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» в части переноса срока его уплаты с 28 на 25 число текущего месяца.
2Также на протяжении последних лет одним из способов поддержки областных предприятий являлось предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам на возвратной основе за счет средств областного бюджета по льготной ставке кредитования — 1/3 ставки рефинансирования Банка России. Но с начала 2008 г. вступила в действие новая редакция ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ «Бюджетные кредиты», устанавливающая исчерпывающий перечень случаев предоставления бюджетных кредитов (за счет средств целевых иностранных кредитов и в случае реструктуризации ранее полученных кредитов).
Однако, по нашему мнению, для оказания реальной поддержки значимым для экономики региона предприятиям, в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям, необходимо внести уточнение в ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ в части предоставления субъектам РФ права на предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам.
3Бюджетный кодекс РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 310-ФЗ) предусматривает право субъектов РФ только на установление дифференцированных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, заменяющих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Полагаем, что целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в ст. 137 и 138 Бюджетного кодекса РФ в части предоставления субъектам права на установление дифференцированных нормативов отчислений и от других федеральных, региональных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Реализация данного положения способствовала бы повышению заинтересованности муниципальных образований в развитии налогового потенциала соответствующей территории.
4В принципе поддерживая введение налога на недвижимость, считаем целесообразным реализовать поэтапный переход к установлению данного налога по категориям налогоплательщиков с учетом результатов проведения эксперимента по введению налога на недвижимость в отдельных субъектах РФ (г. Тверь и г. Великий Новгород). Предлагаем в первую очередь установить налог на недвижимость для налогоплательщиков-организаций.
Если признать плательщиками этого налога организации, которые владеют на праве собственности земельными участками и расположенными на них объектами недвижимости, то можно постепенно, по мере формирования единых объектов, осуществить замену налога на имущество организаций и соответственно земельного налога налогом на недвижимость. До введения налога на недвижимость необходимо принять Федеральный закон «О государственном кадастровом учете и оценке объектов недвижимости», а также усовершенствовать ст. 40 Налогового кодекса РФ «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения».
До введения налога на недвижимость для физических лиц необходимо принять соответствующюю главу второй части Налогового кодекса РФ, регламентирующую порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. В свою очередь установление нового порядка взимания налога на имущество физических лиц требует тщательной проработки налоговой базы и налоговой ставки. Только после принятия и апробации нового порядка взимания налога на имущество возможно введение налога на недвижимость для физических лиц в статусе местного налога.
При этом следует иметь в виду, что до настоящего времени ни одним нормативно-правовым актом Российской Федерации не закреплены сроки, в которые налогоплательщик обязан оформить право собственности на завершенное индивидуальное жилищное строительство. На практике отсутствие данной нормы в законодательстве позволяет плательщикам затягивать сроки оформления прав собственности на указанное имущество. Многолетний период строительства индивидуального жилья и несвоевременное оформление прав собственности на него приводит к значительному занижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц.
Таким образом, необходимо законодательно утвердить норму, которая позволит:
- признавать налогоплательщиками физических лиц, осуществляющих индивидуальное жилищное строительство сверх периода, установленного разрешением на строительство (с учетом требований п. 15 и п. 16 ст. 396 Налогового кодекса РФ);
- производить начисление налога даже при отсутствии правоустанавливающих документов на недвижимость.