
В пресс-службе СПРФ подчеркнули, что хотя руководство объединения потребителей считает претензии телезрителей справедливыми и обоснованными, для того, чтобы требовать от вещателей неуклонного соблюдения закона, одних субъективных оценок недостаточно.
Изменение уровня громкости можно зафиксировать, подключив к аудиовыходу телевизора соответствующий измерительный прибор. Например, летом прошлого года такие замеры были проведены техническими специалистами министерства торговли Белоруссии (отвечающего в этой стране за соблюдение законодательства о рекламе). В результате выяснилось, что почти все республиканские каналы периодически завышали громкость рекламы на 1--2,5 акустических децибел (дБА -- «единица измерения уровня шума с наложенным на измеритель фильтром, учитывающим особенность восприятия шума слуховым аппаратом человека»). Заметим, что минимальная разница изменения звука, которую может уловить человеческое ухо, составляет 1 дБА. Более всего среди белорусских вещателей «отличился» канал ОНТ, на котором разница между звуком в телепередачах и рекламных клипах достигала 5 дБА. В результате проверки дело было доведено до суда.
Российский Cоюз потребителей намерен после проведения технической экспертизы первым делом пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу, в компетенцию которой входит надзор в сфере рекламы. «В случае подтверждения Минсвязи и коммуникаций нарушения законодательства о рекламе со стороны телевизионных каналов последует официальное обращение СПРФ в ФАС с требованием прекратить незаконную практику повышения громкости звука при трансляции рекламы», -- пообещал сопредседатель Союза потребителей РФ Евгений Мясин.
Антимонопольной службе уже приходилось разбираться с нарушениями формы подачи телерекламы, хотя, конечно, и реже, чем с жалобами на содержание рекламных роликов. Так, например, в 2004 году новосибирское областное управление ФАС вынесло предписание региональной телекомпании «Мир» за то, что та вопреки требованиям закона прерывала передачи рекламными паузами чаще, чем через каждые 15 минут. После проверки выяснилось, что и громкость «рекламного звука» на этом канале была выше, чем громкость транслируемых телепередач и фильмов. После долгой тяжбы апелляционная комиссия областного арбитражного суда подтвердила законность требований антимонопольного ведомства.
На федеральном уровне подобного рода проверки пока не проводились, хотя еще в 2007 году замруководителя ФАС Андрей Кашеваров признал, что проблема уровня громкости рекламных роликов действительно существует. Но, подчеркнул тогда чиновник, антимонопольщики испытывают технические и финансовые трудности с проведением экспертиз -- два года назад стоимость такой проверки составляла 30 тыс. рублей.
Источник: "Время Новостей", Михаил МОШКИН