— Дмитрий Николаевич, вы однажды сказали о том, что кризис всегда заставляет задуматься над ошибками. Какие основные ошибки выявились в результате текущего кризиса?
— Посмотрите, в каких условиях находились практически все экономики мира накануне кризиса: последовательный устойчивый рост цен на все без исключения сырьевые продукты, и в первую очередь на энергоносители. Безудержный рост стоимости жилья — такой, что цены на этом рынке до сих пор остаются необоснованно завышенными. Стремительный рост стоимости интеллектуальных активов, особенно в сфере информатизации и массовой информации, и т. д. И все это «благополучие» — на фоне практически неограниченных возможностей в привлечении заемного капитала, стоимость которого снижалась практически теми же темпами, что и рост производства.
Давайте честно посмотрим на наш внутренний денежный рынок, рынок ценных бумаг в 2007–2008 гг. Инвесторы перестали удивляться, когда одна за другой на рынок заимствований выходили так называемые SPV (компании специального назначения), которые формально выступали заемщиками. Инвесторов, банки также мало удивляло, когда эмитент облигационного займа одним из наиболее вероятных источников погашения облигаций называл «перезаем». И всех устраивало, что многие займы шли не в реальное производство, а на реструктуризацию долгов и на игры с акционерным капиталом. Результат не заставил себя долго ждать: при первых же признаках свертывания ликвидности на рынке, как только возникла проблема рефинансирования российского банковского и корпоративного сектора, пошла череда «технических» и обычных дефолтов.
Я думаю, что кроме очевидных ошибок, о которых вы говорите, к таковым относятся и переоценка собственных возможностей, желание максимально эффективно продержаться на волне всеобщего подъема, не обращая внимания на соотношение рисков, чрезмерное увлечение денежными рынками и производными инструментами в отрыве от реальной промышленной экономики. Также нам предстоит еще переосмыслить те глобальные причины, благодаря которым мы получили столь сильную зависимость национальных экономик от одного крупнейшего мирового финансового центра.
В текущих условиях, как бы это парадоксально ни звучало, с финансовой точки зрения, ситуация в России выглядит гораздо лучше, чем во многих других странах, включая страны Евросоюза. Речь идет о финансовых резервах, которые были созданы в течение последних лет. Другой вопрос — эффективность использования этих средств и других фондов, которые были брошены на борьбу с кризисом.
— В России сейчас происходит резкое снижение внешнего спроса на основные экспортные продукты и соответственно идет снижение доходной части бюджета. Также наблюдается резкое сжатие денежной массы и глобальное сокращение внутреннего спроса, причиной чего послужили в том числе некоторые антикризисные меры. В частности, мировой опыт показывает, что центральные банки во всем мире во время кризиса снижают ставки для того, чтобы повышать внутренний спрос, деловую активность внутри страны. В России же Центральный Банк до недавнего времени только повышал ставку рефинансирования. Какие конкретные цели при этом ставятся? Насколько это эффективно для борьбы с кризисом?
— Безусловно, благодаря принятым мерам государственной поддержки нам удалось избежать коллапса финансовой системы. После резкого обострения кризисных явлений в экономической и финансовой сферах прошло уже более восьми месяцев. Удалось избежать многих очень неприятных моментов: была обеспечена ликвидность банковской системе, созданы предпосылки для стабилизации национальной валюты. Несмотря на существенное падение объемов, остановки промышленного производства в машиностроении, в сырьевых производствах, в сельском хозяйстве и других отраслях пока, к счастью, не произошло. Есть резервы для выполнения государством социальных обязательств. В частности, это касается пенсионного обеспечения и средств, направленных на сохранение рабочих мест и поддержку занятости населения.
Тем не менее следует внимательно проанализировать эффективность принятых мер. Так, если говорить о поддержании высокого уровня ставки рефинансирования и в целом о высокой стоимости государственного финансирования, то целями такой политики были предотвращение оттока капитала, борьба с инфляцией и контролируемая курсовая политика. Однако инфляция растет, отток капитала не прекратился, стабильность национальной валюты была достигнута, но скорее за счет увеличения цен на нефть, ряда других факторов. При этом можно с уверенностью говорить, что система кредитования реального сектора экономики сейчас практически не работает. Предприятия не могут себе позволить кредитоваться по текущим рыночным ставкам. Падение спроса на продукцию и невозможность реструктурировать задолженность ведут к появлению просрочки, а дальше ситуация развивается по замкнутому кругу: банки закрывают лимиты, создают резервы, производство сокращается, начинаются дефолты, сокращения персонала, страдает доходная часть бюджетов, особенно местных и региональных. Растет безработица, возникают социальные проблемы. Рынку нужны деньги по стоимости на уровне 10–12 % годовых, а для этого надо снижать стоимость денег по сделкам РЕПО, ставки на беззалоговых аукционах и аукционах Минфина.
Кроме того, средства, выделенные на целевую поддержку так называемых системообразующих предприятий, можно было бы использовать более эффективно, направляя их на финансирование конкретных инфраструктурных проектов на конкурсной основе. Это позволило бы не только сформировать задел на будущее, но и благодаря мультипликативному эффекту обеспечить спрос по всей производственной цепочке, поддержать многие предприятия, создать дополнительные рабочие места. Непрозрачное финансирование неэффективных компаний не только снижает действенность антикризисных мер, не стимулирует предприятия более результативно и ответственно вести бизнес, но и создает очевидный негативный резонанс в глазах общественности и предпринимателей. Я не говорю уже о том, что одновременное повышение учетной ставки и ее фактическое субсидирование являются мерами прямо противоположного действия.
К основным недостаткам антикризисной программы государства я бы также отнес налоговое дестимулирование, попустительство росту тарифов монополий, в том числе локальных, в целом слабую поддержку негосударственного и несырьевого секторов экономики, малого и среднего бизнеса.
— Какие меры для борьбы с кризисом предлагает Комитет СФ по финансовым рынкам и денежному обращению?
— Предлагаемые меры для реального и финансового секторов экономики можно разделить на несколько блоков.
1 Снижение стоимости финансирования ЦБ/Минфина до 10–11 %.
Данная мера позволит снизить стоимость кредитов для реального сектора и тем самым приостановит падение объемов кредитования и рост просроченной задолженности, а значит, и спад промышленного производства, дефолты, недополучение средств бюджетом, рост безработицы.
2 Поддержка и развитие внутреннего спроса за счет:
- финансирования на основе госгарантий конкретных инфраструктурных проектов (транспортные сети, телекоммуникации, жилищное строительство, обустройство
- и ремонт, электроэнергетика);
- снижения налогов — НДС, ЕСН, налога на прибыль для предприятий малого и среднего бизнеса, удовлетворяющих определенным критериям;
- ограничения роста тарифов естественных/локальных монополий на уровне не выше инфляции.
3Создание системы работы с «проблемными активами» и докапитализация банковской системы.
Докапитализация срочно требуется банковской системе в связи с нарастающей просрочкой, которая «съедает» всю прибыль банков и соответственно их капитализацию. Данную проблему нужно решать как можно быстрее, так как докапитализация требуется большинству российских банков, включая крупнейшие.
Меры, которые необходимо предпринять в данном направлении, лежат в двух плоскостях. Во-первых, нужно очистить балансы банков от «плохих кредитов». Для этого необходимо разделить активы коммерческих банков на две части — банк «хороших активов» и банк «проблемных активов». Формы данного разделения могут быть различными и должны осуществляться совместно государством и частным капиталом. Во-вторых, для поддержки капитализации банков мы предлагаем временное вхождение государства в капитал крупнейших частных банков. Это может быть сделано в форме обмена ОФЗ на привилегированные акции банков, как предлагает правительство. Также мы считаем, что нужно ввести нулевую ставку налога на прибыль в случае ее реинвестирования в капитал банков.
4 Формирование внутреннего рынка долгосрочных пассивов банков.
Предлагаемые меры в данной области включают в себя дополнительное увеличение капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (на 60 млрд руб.), Агентства по страхованию вкладов (на 100 млрд руб.), размещение временно свободных средств бюджетов на депозитах коммерческих банков, размещение депозитов пенсионных фондов в коммерческих банках, введение безотзывных вкладов физических лиц (законопроект внесен на рассмотрение в ГД РФ), увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц по крайней мере до 1 млн руб., введение системы страхования для депозитов юридических лиц в банках.
5 Совершенствование регулирования банковской системы.
Требуется комплекс мер, направленных на повышение стабильности и прозрачности банковской системы, включая снижение норматива достаточности капитала для банков до уровня, рекомендованного базельскими стандартами — 8 % вместо 10–11 %, установленных на сегодняшний день. Кроме того, мы выступаем за обязательное предоставление крупнейшими банками отчетности по стандартам МСФО, дифференцированную систему надзора за банками, введение специальных требований ЦБ РФ для банков по риск-менеджменту, совершенствование законодательства в области регулирования дистанционно-банковского обслуживания клиентов и антимонопольного регулирования, а также защиты прав потребителей.
Некоторые поправки к бюджетному законодательству уже приняты. С 1 января 2009 г. расширен спектр субъектов РФ, которые имеют возможность размещать временно свободные остатки бюджетных средств на счетах в коммерческих банках. Причем речь идет не только о средствах, которые составляют профицит бюджета, а об увеличении эффективности использования всех бюджетных средств. Сейчас возможность размещать свободные бюджетные средства появилась у 39 субъектов Федерации вместо 14 регионов-доноров, как это было ранее. Работа по развитию законодательных инициатив активно продолжается и в направлении расширения полномочий муниципалитетов в части более эффективного использования временно свободных средств местных бюджетов. Под данный законопроект попадают около 200 муниципальных образований, среди которых — крупнейшие города России, где сосредоточены основные промышленные производства страны. Расширение возможности доступа к свободным бюджетным ресурсам позволит стабилизировать ликвидность коммерческих банков, что в свою очередь повлечет за собой решение проблемы ограниченной доступности кредитных ресурсов для субъектов реального сектора экономики.
— Вы говорили о том, что наши финансовые рынки, а также потребители услуг финансового сектора не защищены законодательно так, как они защищены за рубежом. Что нужно сделать в России для решения этой проблемы?
— Наш развивающийся рынок с точки зрения законодательного обеспечения охватывает не более 20 % продуктов и инструментов, которые существуют на развитых зарубежных рынках. У нас менее защищен потребитель банковских услуг, слабо защищены инвесторы и профессиональные участники.
В России принята концепция создания Международного финансового центра в Москве. Кому-то эта идея сейчас может казаться утопией, однако без реализации положений, которые зафиксированы в концепции, мы не можем рассчитывать на эффективное и устойчивое развитие. В рамках данного документа предусмотрено принятие десятков законодательных актов. Например, на сегодняшний день в России пока еще нет законодательства, которое бы регулировало развитие рынка производных финансовых инструментов. Между тем не следует забывать, что невнимательное отношение
к этой группе инструментов стало одной из причин мирового кризиса.
Также требуется комплексное совершенствование корпоративного законодательства. Речь идет о повышении ответственности органов управления, введении дифференцированного регулирования для публичных
и непубличных компаний, введении института акционерных соглашений, модернизации Кодекса корпоративного поведения и др.
Система разрешения финансовых споров также нуждается в усовершенствовании. Необходимо повышать информационную открытость и прозрачность рынка путем противодействия использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами.
В области развития финансовой инфраструктуры, снижения издержек и рисков операций необходимо принятие законов о биржах и организованных торгах, о клиринговой деятельности, о расчетных депозитариях. Следует создать благоприятные условия для повышения капитализации институтов рыночной инфраструктуры и их консолидации. Также важно применение современных технологий в деятельности институтов рыночной инфраструктуры.
Для расширения инструментария финансовых рынков необходимо упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг, развитие секьюритизации активов, развитие финансовых инструментов для хеджирования рисков, а также допуск иностранных ценных бумаг
к обращению на российском рынке.
В целях расширения круга инвесторов, а также обеспечения ликвидности и глубины рынка требуется развитие институциональных инвесторов (инвестиционные фонды, пенсионные фонды), повышение надежности российской банковской системы, расширение возможностей инвестирования пенсионных накоплений, повышение финансовой грамотности населения, а также создание условий для прихода на российский рынок долгосрочных зарубежных инвесторов.
Важным шагом является создание стимулирующей системы налогообложения для повышения привлекательности и упрощения операций на финансовом рынке. Это подразумевает освобождение от налогообложения доходов физических лиц от реализации ценных бумаг при длительном сроке владения, уточнение налогообложения по операциям хеджирования, по операциям финансовых посредников и институтов коллективного инвестирования.
Для привлечения в российскую экономику существенных дополнительных финансовых ресурсов — зарубежных и внутренних — необходимо улучшение делового и социального климата, инвестиционной привлекательности страны. Для решения данной задачи надлежит упростить визовый и миграционный режимы, упорядочить процедуру получения разрешения на работу для иностранных сотрудников, создать благоприятные условия для развития рынка современных офисных помещений, развивать жилую, транспортную и хозяйственную инфраструктуру городов,
а также создать благоприятную культурную, социальную и экологическую среду пребывания для иностранных граждан в России.
— В последнее время в прессе не раз говорилось о том, что банки во многом усугубили ситуацию с девальвацией рубля, скупая и перепродавая валюту и хорошо зарабатывая на этом. Между тем средства, на которые проводятся подобные операции, выделены государством для поддержки реального сектора экономики. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?
— Банки сами по себе остаются прежде всего хозяйствующими субъектами, и обвинять их в том, что в текущей ситуации они продолжали выполнять задачу, зафиксированную у них в уставах, то есть извлечение прибыли, в том числе и за счет проведения валютных операций, по меньшей мере неправильно. С одной оговоркой: если эти операции осуществлялись за счет внутренних резервов и собственного капитала. Там же, где имело место использование целевых ресурсов, предоставляемых государством напрямую или через государственные институты, для проведения спекулятивных операций, необходимо вмешательство контрольных органов.
— Как известно, ситуация с наполняемостью региональных и местных бюджетов сейчас оставляет желать лучшего. Могли бы вы порекомендовать регионам какие-то конкретные меры, которые необходимо предпринять, чтобы как-то стабилизировать ситуацию?
— Очевидным, казалось бы, решением является сокращение инвестиционных программ, что мы и наблюдаем на практике. Однако здесь мы видим прямой конфликт с первоочередной задачей — увеличением доли собственного финансирования бюджетов. Волшебных рецептов пока не придумано: основным источником диверсификации доходов является развитие предприятий малого и среднего бизнеса. И здесь снижение капитальных затрат играет отрицательную роль, так как регион теряет катализатор развития. Наверное, следовало бы обратить внимание на кредитование нужд местных и региональных бюджетов,
а такие возможности остаются, хотя преимущественно краткосрочные.
Необходимо учитывать и другие ресурсы, которые находятся в распоряжении всех без исключения регионов и муниципальных образований.
К ним относятся многочисленные федеральные программы, финансируемые федеральным бюджетом не первый год, однако инициатива по их реализации на местах зачастую либо опаздывает, либо отсутствует вовсе. Как правило, эти программы реализуются через одни кредитные учреждения,
а привлечение кредитов и размещение займов — через другие. В изменившихся рыночных условиях необходимо искать новые схемы взаимодействия как со стороны органов власти, так и со стороны банков, повышать активность участия в ФЦП, в получении любых видов финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.
— Что необходимо сделать региональной
и муниципальной власти для поддержки малого и среднего бизнеса, который обеспечивает наполняемость региональных бюджетов и создание рабочих мест?
— Сохранение рабочих мест и увеличение доли собственных доходов местных и региональных бюджетов за счет налоговых сборов были и остаются в условиях нестабильности одними из приоритетных задач. Тем более что такие вопросы носят не только экономический, но и социальный характер, а это не менее важно. В пакет программ означенной поддержки, безусловно, входит либерализация сектора частного предпринимательства
и снижение административных барьеров, создание системы льготного налогообложения и ускорение процедур регистрации и лицензирования. Не стоит забывать о реализации доступных (прежде всего доступных в отношении оперативности оформления) программ по кредитованию малого
и среднего бизнеса, в том числе о развитии инструментов предоставления гарантий местными бюджетами при работе малого бизнеса с банковским сектором на местах, компенсации процентных ставок за счет средств региональных и местных бюджетов. Практически в каждом муниципальном образовании можно найти ресурсы и резервы по предоставлению льготных арендных площадей, отсрочки по уплате налогов и т. п. Субсидирование процентной ставки по кредитам предприятий реального сектора экономики сегодня предусмотрено в 69 регионах. Эффективность использования указанных мер во многом зависит от минимизации административных процедур, сопровождающих предоставление указанных мер поддержки.