Версия для печати 7114 Материалы по теме
Городецкий
За 23 года своего существования Ассоциация сибирских и дальневосточных городов стала мощным и эффективным механизмом межмуниципального сотрудничества. Ее опыт и вклад в становление и развитие местного самоуправления, в обучение сотрудников городских администраций, депутатов местных представительных органов власти, в создание единственной в России региональной информационной сети на территории Сибири и Дальнего Востока уникальны. О том, как создавался этот механизм и как он сегодня действует, рассказывает президент АСДГ, мэр
г. Новосибирска Владимир ГОРОДЕЦКИЙ.

— Владимир Филиппович, большинство ассоциаций, которые сегодня ведут свою деятельность на территории России, были созданы в так называемый переходный период (начало 90-х годов прошлого века). Тогда регионы, города объединялись, чтобы пережить смутное лихолетье. Ваша же Ассоциация появилась в самом начале политических и экономических реформ, то есть еще в сравнительно «мирный» период. Что послужило причиной для создания АСДГ?
— Да, действительно, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов была создана в уникальный исторический период нашей страны: в первый год перестройки, в 1986 г. Реформировались административные, социально-экономические системы, менялась идеология. На фоне происходящих перемен — пустеющие полки магазинов, задержки (а то и невыплата) заработной платы (хотя забастовки и митинги были еще впереди). Руководители городов начали понимать, что все проблемы переходного периода придется решать на муниципальном уровне. И именно тогда ученые Института экономики Сибирского отделения РАН решили провести небольшую конференцию о назревающих проблемах с участием глав нескольких сибирских городов. Местом встречи стал поселок Листвянка Иркутской области. Именно там было принято историческое решение бороться с городскими проблемами сообща.
И сама жизнь, и практика работы Ассоциации показали мудрость принятого решения. Удивительно точно тогда руководители многих городов почувствовали необходимость в такой организации, необходимость диалога, совместного решения проблем городов. В нашей работе всегда были и будут вопросы, ответы на которые невозможно найти в каких-то учебниках, инструкциях. И решение мы ищем в работе, обмениваясь опытом с коллегами, обсуждая наиболее актуальные вопросы. У каждого города есть свои наработки, свои интересные подходы — и у крупного Новосибирска, и у небольшого Славгорода. И АСДГ предоставляет замечательную возможность вовремя познакомиться с этим опытом и перенять его.

— Какие задачи ставились перед созданной АСДГ и как эти задачи менялись на протяжении всего ее существования?
— Начало 90-х гг. было непростым: городам приходилось искать формы выживания в условиях экономического кризиса. Мы собирались с коллегами в рамках Ассоциации и обменивались опытом в решении жизненно важных вопросов, помогали друг другу найти схемы решения проблем городского хозяйства, сохранения производственного потенциала. Города выжили, спасли многие промышленные предприятия от банкротства. Без этого обмена опытом, без поддержки сибирские и дальневосточные муниципалитеты гораздо дольше выходили бы из кризиса.
На втором этапе — в 2000–2001 гг. — Ассоциация активно участвовала в разработке Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ). Стоит сказать, что сформировать единое мнение среди сибиряков и дальневосточников было непросто: у Новосибирска одни базовые социально-экономические условия, у Барнаула другие, у Нового Уренгоя — третьи и т. д. И наша задача состояла в том, чтобы учесть их в своих предложениях. И нам это удалось. В итоге наши предложения стали частью Закона № 131-ФЗ.
А 2004–2005 гг. были еще более динамичными: тогда вносились предложения уже по практике реализации Закона № 131-ФЗ. В 2005 г. в порядке эксперимента новые нормы начал первым внедрять Новосибирск. Наработанный нашим городом опыт оказался очень нужным для других членов АСДГ. Поэтому Ассоциация стала распространять наработки новосибирцев и активно помогать муниципальным образованиям разобраться в положениях закона и практике его применения.
Сегодня социально-экономическая ситуация в нашей стране очень непростая и, чтобы эффективно справиться с нарастающими проблемами, городам просто необходимо быть вместе. Каждый из муниципалитетов разрабатывает свои антикризисные меры, наращивает свою практику борьбы с экономической нестабильностью. И роль Ассоциации — объединить предпринимаемые усилия, проанализировать их, какие-то покритиковать, а некоторые взять на вооружение.  Уверен, только вместе мы справимся с новыми вызовами современности.

— Владимир Филиппович, каковы основные направления  деятельности АСДГ?
— Наша Ассоциация — это добровольная организация межмуниципального сотрудничества, образованная в целях содействия социально-экономическому развитию городов и организации местного самоуправления. Конечно, не сразу, а постепенно АСДГ приобрела заслуженную репутацию благодаря системному инновационному подходу к информационному обеспечению деятельности органов местного самоуправления, организации обмена опытом в решении вопросов местного значения, работе по повышению квалификации муниципальных служащих. Эти направления деятельности легли в основу работы АСДГ. С 1994 г. создана исполнительная дирекция АСДГ, в задачи которой входит организация и координация работы по обмену опытом, развитие информационной составляющей — от информационно-компьютерных банков нормативно-правовых актов до информирования наших муниципалитетов о текущем состоянии местного самоуправления в стране и на международном уровне.

— В настоящее время в рамках АСДГ работает 20 отраслевых секций (по местному самоуправлению, по проблемам жилищно-коммунального комплекса и строительства, по информационной политике, земельно-имущественным отношениям и т. д.). Как удается поддерживать их активность и жизнеспособность?
— В истории Ассоциации были разные времена. Был непростой период, когда перед городскими властями во всех регионах стояла одна задача — сохранить экономический, промышленный, научный потенциал своей территории, когда каждый день приходилось в сложнейших условиях решать хозяйственные вопросы. И в те годы интерес со стороны мэров к работе в АСДГ снижался. Но тематические секции — экономистов, финансистов, земельщиков, жилищников — продолжали активную работу. Ведь для практиков обмен опытом, диалог имеют важнейшее значение. И специалисты муниципалитетов выезжали для этого не только в Новосибирск, но и в другие города, чтобы на месте познакомиться с практикой решения того или иного вопроса. Это неоценимый опыт. И я считаю это самым большим плюсом работы Ассоциации. Убежден, АСДГ как площадка для диалога специалистов всегда будет эффективна.

— За время своей деятельности АСДГ не только не сбавила обороты в работе, а, напротив, укрепила свои позиции и стала одним из авторитетных объединений представителей муниципальных образований. В чем секрет успеха АСДГ?
— Конечно, в работе ассоциации есть трудности и в том числе «житейские»: сибирский и дальневосточный регионы очень большие, поэтому не у всех представителей городов — участников АСДГ получается часто приезжать на собрания, конференции. Но я рад, что эти сложности не становятся камнем преткновения, сдерживающим фактором для нормальной работы. На наших совещаниях и конференциях регулярно обсуждаются законопроекты и механизмы их реализации. Некоторые главы городов Сибири и Дальнего Востока входят в состав Советов по местному самоуправлению при Президенте РФ, Председателе Государственной Думы, Общественного Совета при Минрегионразвитии, доводя мнение муниципального сообщества до уровня государственной власти. Деятельность Ассоциации активно способствует развитию местного самоуправления как базового института гражданского общества в Российской Федерации. И в этом, уверен, залог ее успеха.
Поделиться