28 мая в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялось подведение итогов II Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами». В рамках акции был организован круглый стол, посвященный особенностям функционирования местных бюджетов в кризисных условиях.
Как отметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету А. В. Смирнов, возглавивший конкурсную комиссию, все большее значение в работе с бюджетами, в управлении государственными и муниципальными деньгами приобретает общественность. В этом смысле конкурс, организованный журналом «Бюджет» и Сообществом финансистов России, является показательным примером. Примечательно и то, что на фоне достаточно жестких негативных изменений в бюджетах число участников конкурса по сравнению с прошлым годом выросло.
Тон обсуждению заявленной темы круглого стола задало обнародованное накануне бюджетное послание президента. По мнению Смирнова, один из самых позитивных моментов этого документа состоит в том, что внимание главы государства наконец привлекла проблема недополучения бюджетами выпадающих доходов в связи с наличием федеральных льгот по региональным налогам. В послании также отражена проблема несоответствия полномочий муниципальных образований реально имеющемуся у них объему ресурсов. Смирнов подчеркнул, что в послании присутствует косвенное указание президента на необходимость вести совместное налоговое администрирование в целях увеличения собираемости налогов и сборов: в нем должны принимать участие не только налоговые органы, но также органы власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Депутат Госдумы и председатель Совета Сообщества финансистов России Н. С. Максимова указала на дилемму: нужно, с одной стороны, помогать бизнесу, предоставляя ему определенные преференции, с другой — обеспечивать пополнение доходов бюджетов. В бюджетном послании вновь сказано о необходимости поддержать бизнес. Сейчас налог на прибыль превратился в больную тему, ведь он формирует от 30 до 50 % доходов региональных бюджетов и при этом, вследствие кризиса, не поступает в значительных объемах.
«К настоящему моменту в России сформирована система межбюджетных отношений, которая имеет в себе набор инструментов регулирования, полностью соответствующий потребностям федеративного государства», — считает заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России О. Г. Бежаев. Поэтому серьезным изменениям эту систему подвергать не планируется. В то же время проект «Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в условиях кризисной ситуации в экономике», разработанной Министерством финансов, содержит ряд примечательных новаций.
Так, планируется установить требование об обязательном формировании фондов финансовых резервов в субъектах РФ с моноотраслевой структурой экономики, поступления доходов в бюджеты которых могут значительно сократиться при ухудшении экономической конъюнктуры. Документ предусматривает и усиление механизмов централизованного финансового администрирования. При значительном снижении доходов региональных и местных бюджетов (более 30 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года), требующем предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, будут подписываться соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и региональными и местными органами власти соответственно об объеме и направлениях расходов бюджетов тех публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов.
На актуальной как для субъектов РФ, так и для муниципальных образований теме — теме состояния долговых рынков — заострил внимание председатель Комитета государственных заимствований г. Москвы С. Б. Пахомов. Руководитель Москомзайма нарисовал довольно пессимистичный прогноз: в условиях стагнации мировой экономики падение спроса на энергоносители неизбежно, а значит, и ситуация на банковском рынке и рынках капитала будет ухудшаться. В банковской системе России накапливаются «плохие» долги. К августу-сентябрю их доля может вырасти до 35–40 %, что потребует от государства принятия серьезных мер. Регионам и муниципалитетам необходимо готовиться к тому, что все взятые у банков кредиты придется возвращать, при том что новые взять не получится.
Начальник отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Минфина России С. А. Карчевская рассказала о проблеме исполнения местных бюджетов. По приведенным данным за три года реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственные доходы местных бюджетов выросли на 75 %. Однако вследствие кризиса в 2009 г. их доходы снизились на 7,7 %: ощутимый удар пришелся по межбюджетным трансфертам, их объем сократился на 177 млрд руб.
Заявки на участие в конкурсе прислали 190 муниципальных районов и городских округов из 57 субъектов РФ. Представленные материалы были проанализированы конкурсной комиссией, в состав которой вошли представители обеих палат Федерального Собрания, Министерства финансов РФ, Сообщества Финансистов России. Призерами конкурса стали 11 муниципальных образований.
Дипломом I степени награждены: г. Орск Оренбургской области, г. Обнинск Калужской области, Балахнинский район Нижегородской области.
Диплом II степени получили: г. Барнаул Алтайского края, г. Тюмень Тюменской области, Боготольский район Красноярского края, Киришский район Ленинградской области.
Диплом III степени присужден: г. Протвино Московской области, г. Хабаровску Хабаровского края, Благодарненскому району Ставропольского края, Унечскому району Брянской области.
Было объявлено 27 победителей в восьми номинациях. «За лучшее нормативно-правовое обеспечение бюджетного процесса»: г. Чита Забайкальского края, г. Самара Самарской области, Лопатинский район Пензенской области, Новоселовский район Красноярского края. «За обеспечение прозрачности процессов формирования местных бюджетов»: г. Пермь Пермского края, г. Иркутск Иркутской области, г. Сургут Ханты-Мансийского а/о, Староминский район Краснодарского края. «За применение перспективных методов бюджетного планирования и прогнозирования»: г. Рязань Рязанской области, г. Чебоксары Республики Чувашия, Добринский район Липецкой области. «За лучшее антикризисное управление»: г. Череповец Вологодской области, г. Югорск Ханты-Мансийского а/о, г. Сибай Республики Башкортостан. «За применение передовых методов управления бюджетными расходами»: г. Саранск Республики Мордовия, г. Калуга Калужской области, г. Магнитогорск Челябинской области, Ступинский район Московской области. «За высокое качество соблюдения параметров бюджетного законодательства»: г. Сыктывкар Республики Коми, г. Краснодар Краснодарского края, Белорецкий район Республики Башкортостан, Светлоярский район Волгоградской области. «За лучшую организацию работы с кадрами»: г. Бузулук Оренбурской области, Варненский район Челябинской области, Сафоновский район Смоленской области, Шегарский район Томской области. В специальной номинации «Инновационное применение комплексных технологий в сфере муниципальных закупок» награжден Вешкаймский район Ульяновской области.
Как отметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету А. В. Смирнов, возглавивший конкурсную комиссию, все большее значение в работе с бюджетами, в управлении государственными и муниципальными деньгами приобретает общественность. В этом смысле конкурс, организованный журналом «Бюджет» и Сообществом финансистов России, является показательным примером. Примечательно и то, что на фоне достаточно жестких негативных изменений в бюджетах число участников конкурса по сравнению с прошлым годом выросло.
Тон обсуждению заявленной темы круглого стола задало обнародованное накануне бюджетное послание президента. По мнению Смирнова, один из самых позитивных моментов этого документа состоит в том, что внимание главы государства наконец привлекла проблема недополучения бюджетами выпадающих доходов в связи с наличием федеральных льгот по региональным налогам. В послании также отражена проблема несоответствия полномочий муниципальных образований реально имеющемуся у них объему ресурсов. Смирнов подчеркнул, что в послании присутствует косвенное указание президента на необходимость вести совместное налоговое администрирование в целях увеличения собираемости налогов и сборов: в нем должны принимать участие не только налоговые органы, но также органы власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Депутат Госдумы и председатель Совета Сообщества финансистов России Н. С. Максимова указала на дилемму: нужно, с одной стороны, помогать бизнесу, предоставляя ему определенные преференции, с другой — обеспечивать пополнение доходов бюджетов. В бюджетном послании вновь сказано о необходимости поддержать бизнес. Сейчас налог на прибыль превратился в больную тему, ведь он формирует от 30 до 50 % доходов региональных бюджетов и при этом, вследствие кризиса, не поступает в значительных объемах.
«К настоящему моменту в России сформирована система межбюджетных отношений, которая имеет в себе набор инструментов регулирования, полностью соответствующий потребностям федеративного государства», — считает заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России О. Г. Бежаев. Поэтому серьезным изменениям эту систему подвергать не планируется. В то же время проект «Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в условиях кризисной ситуации в экономике», разработанной Министерством финансов, содержит ряд примечательных новаций.
Так, планируется установить требование об обязательном формировании фондов финансовых резервов в субъектах РФ с моноотраслевой структурой экономики, поступления доходов в бюджеты которых могут значительно сократиться при ухудшении экономической конъюнктуры. Документ предусматривает и усиление механизмов централизованного финансового администрирования. При значительном снижении доходов региональных и местных бюджетов (более 30 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года), требующем предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, будут подписываться соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и региональными и местными органами власти соответственно об объеме и направлениях расходов бюджетов тех публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов.
На актуальной как для субъектов РФ, так и для муниципальных образований теме — теме состояния долговых рынков — заострил внимание председатель Комитета государственных заимствований г. Москвы С. Б. Пахомов. Руководитель Москомзайма нарисовал довольно пессимистичный прогноз: в условиях стагнации мировой экономики падение спроса на энергоносители неизбежно, а значит, и ситуация на банковском рынке и рынках капитала будет ухудшаться. В банковской системе России накапливаются «плохие» долги. К августу-сентябрю их доля может вырасти до 35–40 %, что потребует от государства принятия серьезных мер. Регионам и муниципалитетам необходимо готовиться к тому, что все взятые у банков кредиты придется возвращать, при том что новые взять не получится.
Начальник отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Минфина России С. А. Карчевская рассказала о проблеме исполнения местных бюджетов. По приведенным данным за три года реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственные доходы местных бюджетов выросли на 75 %. Однако вследствие кризиса в 2009 г. их доходы снизились на 7,7 %: ощутимый удар пришелся по межбюджетным трансфертам, их объем сократился на 177 млрд руб.
Победители
Впрочем, обсуждение всех этих непростых для собравшихся финансистов вопросов не сказалось на торжественной обстановке, в которой проходило награждение призеров и победителей в номинациях II Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами».Заявки на участие в конкурсе прислали 190 муниципальных районов и городских округов из 57 субъектов РФ. Представленные материалы были проанализированы конкурсной комиссией, в состав которой вошли представители обеих палат Федерального Собрания, Министерства финансов РФ, Сообщества Финансистов России. Призерами конкурса стали 11 муниципальных образований.
Дипломом I степени награждены: г. Орск Оренбургской области, г. Обнинск Калужской области, Балахнинский район Нижегородской области.
Диплом II степени получили: г. Барнаул Алтайского края, г. Тюмень Тюменской области, Боготольский район Красноярского края, Киришский район Ленинградской области.
Диплом III степени присужден: г. Протвино Московской области, г. Хабаровску Хабаровского края, Благодарненскому району Ставропольского края, Унечскому району Брянской области.
Было объявлено 27 победителей в восьми номинациях. «За лучшее нормативно-правовое обеспечение бюджетного процесса»: г. Чита Забайкальского края, г. Самара Самарской области, Лопатинский район Пензенской области, Новоселовский район Красноярского края. «За обеспечение прозрачности процессов формирования местных бюджетов»: г. Пермь Пермского края, г. Иркутск Иркутской области, г. Сургут Ханты-Мансийского а/о, Староминский район Краснодарского края. «За применение перспективных методов бюджетного планирования и прогнозирования»: г. Рязань Рязанской области, г. Чебоксары Республики Чувашия, Добринский район Липецкой области. «За лучшее антикризисное управление»: г. Череповец Вологодской области, г. Югорск Ханты-Мансийского а/о, г. Сибай Республики Башкортостан. «За применение передовых методов управления бюджетными расходами»: г. Саранск Республики Мордовия, г. Калуга Калужской области, г. Магнитогорск Челябинской области, Ступинский район Московской области. «За высокое качество соблюдения параметров бюджетного законодательства»: г. Сыктывкар Республики Коми, г. Краснодар Краснодарского края, Белорецкий район Республики Башкортостан, Светлоярский район Волгоградской области. «За лучшую организацию работы с кадрами»: г. Бузулук Оренбурской области, Варненский район Челябинской области, Сафоновский район Смоленской области, Шегарский район Томской области. В специальной номинации «Инновационное применение комплексных технологий в сфере муниципальных закупок» награжден Вешкаймский район Ульяновской области.