28 мая в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялось подведение итогов II Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами». В рамках акции был организован круглый стол, посвященный особенностям функционирования местных бюджетов в кризисных условиях.
Как отметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету А. В. Смирнов, возглавивший конкурсную комиссию, все большее значение в работе с бюджетами, в управлении государственными и муниципальными деньгами приобретает общественность. В этом смысле конкурс, организованный журналом «Бюджет» и Сообществом финансистов России, является показательным примером. Примечательно и то, что на фоне достаточно жестких негативных изменений в бюджетах число участников конкурса по сравнению с прошлым годом выросло.
Тон обсуждению заявленной темы круглого стола задало обнародованное накануне бюджетное послание президента. По мнению Смирнова, один из самых позитивных моментов этого документа состоит в том, что внимание главы государства наконец привлекла проблема недополучения бюджетами выпадающих доходов в связи с наличием федеральных льгот по региональным налогам. В послании также отражена проблема несоответствия полномочий муниципальных образований реально имеющемуся у них объему ресурсов. Смирнов подчеркнул, что в послании присутствует косвенное указание президента на необходимость вести совместное налоговое администрирование в целях увеличения собираемости налогов и сборов: в нем должны принимать участие не только налоговые органы, но также органы власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Депутат Госдумы и председатель Совета Сообщества финансистов России Н. С. Максимова указала на дилемму: нужно, с одной стороны, помогать бизнесу, предоставляя ему определенные преференции, с другой — обеспечивать пополнение доходов бюджетов. В бюджетном послании вновь сказано о необходимости поддержать бизнес. Сейчас налог на прибыль превратился в больную тему, ведь он формирует от 30 до 50 % доходов региональных бюджетов и при этом, вследствие кризиса, не поступает в значительных объемах.
«К настоящему моменту в России сформирована система межбюджетных отношений, которая имеет в себе набор инструментов регулирования, полностью соответствующий потребностям федеративного государства», — считает заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России О. Г. Бежаев. Поэтому серьезным изменениям эту систему подвергать не планируется. В то же время проект «Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в условиях кризисной ситуации в экономике», разработанной Министерством финансов, содержит ряд примечательных новаций.
Так, планируется установить требование об обязательном формировании фондов финансовых резервов в субъектах РФ с моноотраслевой структурой экономики, поступления доходов в бюджеты которых могут значительно сократиться при ухудшении экономической конъюнктуры. Документ предусматривает и усиление механизмов централизованного финансового администрирования. При значительном снижении доходов региональных и местных бюджетов (более 30 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года), требующем предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, будут подписываться соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и региональными и местными органами власти соответственно об объеме и направлениях расходов бюджетов тех публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов.
На актуальной как для субъектов РФ, так и для муниципальных образований теме — теме состояния долговых рынков — заострил внимание председатель Комитета государственных заимствований г. Москвы С. Б. Пахомов. Руководитель Москомзайма нарисовал довольно пессимистичный прогноз: в условиях стагнации мировой экономики падение спроса на энергоносители неизбежно, а значит, и ситуация на банковском рынке и рынках капитала будет ухудшаться. В банковской системе России накапливаются «плохие» долги. К августу-сентябрю их доля может вырасти до 35–40 %, что потребует от государства принятия серьезных мер. Регионам и муниципалитетам необходимо готовиться к тому, что все взятые у банков кредиты придется возвращать, при том что новые взять не получится.
Начальник отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Минфина России С. А. Карчевская рассказала о проблеме исполнения местных бюджетов. По приведенным данным за три года реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственные доходы местных бюджетов выросли на 75 %. Однако вследствие кризиса в 2009 г. их доходы снизились на 7,7 %: ощутимый удар пришелся по межбюджетным трансфертам, их объем сократился на 177 млрд руб.
Заявки на участие в конкурсе прислали 190 муниципальных районов и городских округов из 57 субъектов РФ. Представленные материалы были проанализированы конкурсной комиссией, в состав которой вошли представители обеих палат Федерального Собрания, Министерства финансов РФ, Сообщества Финансистов России. Призерами конкурса стали 11 муниципальных образований.
Дипломом I степени награждены: г. Орск Оренбургской области, г. Обнинск Калужской области, Балахнинский район Нижегородской области.
Диплом II степени получили: г. Барнаул Алтайского края, г. Тюмень Тюменской области, Боготольский район Красноярского края, Киришский район Ленинградской области.
Диплом III степени присужден: г. Протвино Московской области, г. Хабаровску Хабаровского края, Благодарненскому району Ставропольского края, Унечскому району Брянской области.
Было объявлено 27 победителей в восьми номинациях. «За лучшее нормативно-правовое обеспечение бюджетного процесса»: г. Чита Забайкальского края, г. Самара Самарской области, Лопатинский район Пензенской области, Новоселовский район Красноярского края. «За обеспечение прозрачности процессов формирования местных бюджетов»: г. Пермь Пермского края, г. Иркутск Иркутской области, г. Сургут Ханты-Мансийского а/о, Староминский район Краснодарского края. «За применение перспективных методов бюджетного планирования и прогнозирования»: г. Рязань Рязанской области, г. Чебоксары Республики Чувашия, Добринский район Липецкой области. «За лучшее антикризисное управление»: г. Череповец Вологодской области, г. Югорск Ханты-Мансийского а/о, г. Сибай Республики Башкортостан. «За применение передовых методов управления бюджетными расходами»: г. Саранск Республики Мордовия, г. Калуга Калужской области, г. Магнитогорск Челябинской области, Ступинский район Московской области. «За высокое качество соблюдения параметров бюджетного законодательства»: г. Сыктывкар Республики Коми, г. Краснодар Краснодарского края, Белорецкий район Республики Башкортостан, Светлоярский район Волгоградской области. «За лучшую организацию работы с кадрами»: г. Бузулук Оренбурской области, Варненский район Челябинской области, Сафоновский район Смоленской области, Шегарский район Томской области. В специальной номинации «Инновационное применение комплексных технологий в сфере муниципальных закупок» награжден Вешкаймский район Ульяновской области.

Тон обсуждению заявленной темы круглого стола задало обнародованное накануне бюджетное послание президента. По мнению Смирнова, один из самых позитивных моментов этого документа состоит в том, что внимание главы государства наконец привлекла проблема недополучения бюджетами выпадающих доходов в связи с наличием федеральных льгот по региональным налогам. В послании также отражена проблема несоответствия полномочий муниципальных образований реально имеющемуся у них объему ресурсов. Смирнов подчеркнул, что в послании присутствует косвенное указание президента на необходимость вести совместное налоговое администрирование в целях увеличения собираемости налогов и сборов: в нем должны принимать участие не только налоговые органы, но также органы власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Депутат Госдумы и председатель Совета Сообщества финансистов России Н. С. Максимова указала на дилемму: нужно, с одной стороны, помогать бизнесу, предоставляя ему определенные преференции, с другой — обеспечивать пополнение доходов бюджетов. В бюджетном послании вновь сказано о необходимости поддержать бизнес. Сейчас налог на прибыль превратился в больную тему, ведь он формирует от 30 до 50 % доходов региональных бюджетов и при этом, вследствие кризиса, не поступает в значительных объемах.
«К настоящему моменту в России сформирована система межбюджетных отношений, которая имеет в себе набор инструментов регулирования, полностью соответствующий потребностям федеративного государства», — считает заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России О. Г. Бежаев. Поэтому серьезным изменениям эту систему подвергать не планируется. В то же время проект «Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в условиях кризисной ситуации в экономике», разработанной Министерством финансов, содержит ряд примечательных новаций.
Так, планируется установить требование об обязательном формировании фондов финансовых резервов в субъектах РФ с моноотраслевой структурой экономики, поступления доходов в бюджеты которых могут значительно сократиться при ухудшении экономической конъюнктуры. Документ предусматривает и усиление механизмов централизованного финансового администрирования. При значительном снижении доходов региональных и местных бюджетов (более 30 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года), требующем предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, будут подписываться соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и региональными и местными органами власти соответственно об объеме и направлениях расходов бюджетов тех публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов.
На актуальной как для субъектов РФ, так и для муниципальных образований теме — теме состояния долговых рынков — заострил внимание председатель Комитета государственных заимствований г. Москвы С. Б. Пахомов. Руководитель Москомзайма нарисовал довольно пессимистичный прогноз: в условиях стагнации мировой экономики падение спроса на энергоносители неизбежно, а значит, и ситуация на банковском рынке и рынках капитала будет ухудшаться. В банковской системе России накапливаются «плохие» долги. К августу-сентябрю их доля может вырасти до 35–40 %, что потребует от государства принятия серьезных мер. Регионам и муниципалитетам необходимо готовиться к тому, что все взятые у банков кредиты придется возвращать, при том что новые взять не получится.
Начальник отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Минфина России С. А. Карчевская рассказала о проблеме исполнения местных бюджетов. По приведенным данным за три года реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственные доходы местных бюджетов выросли на 75 %. Однако вследствие кризиса в 2009 г. их доходы снизились на 7,7 %: ощутимый удар пришелся по межбюджетным трансфертам, их объем сократился на 177 млрд руб.
Победители
Впрочем, обсуждение всех этих непростых для собравшихся финансистов вопросов не сказалось на торжественной обстановке, в которой проходило награждение призеров и победителей в номинациях II Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами».Заявки на участие в конкурсе прислали 190 муниципальных районов и городских округов из 57 субъектов РФ. Представленные материалы были проанализированы конкурсной комиссией, в состав которой вошли представители обеих палат Федерального Собрания, Министерства финансов РФ, Сообщества Финансистов России. Призерами конкурса стали 11 муниципальных образований.
Дипломом I степени награждены: г. Орск Оренбургской области, г. Обнинск Калужской области, Балахнинский район Нижегородской области.
Диплом II степени получили: г. Барнаул Алтайского края, г. Тюмень Тюменской области, Боготольский район Красноярского края, Киришский район Ленинградской области.
Диплом III степени присужден: г. Протвино Московской области, г. Хабаровску Хабаровского края, Благодарненскому району Ставропольского края, Унечскому району Брянской области.
Было объявлено 27 победителей в восьми номинациях. «За лучшее нормативно-правовое обеспечение бюджетного процесса»: г. Чита Забайкальского края, г. Самара Самарской области, Лопатинский район Пензенской области, Новоселовский район Красноярского края. «За обеспечение прозрачности процессов формирования местных бюджетов»: г. Пермь Пермского края, г. Иркутск Иркутской области, г. Сургут Ханты-Мансийского а/о, Староминский район Краснодарского края. «За применение перспективных методов бюджетного планирования и прогнозирования»: г. Рязань Рязанской области, г. Чебоксары Республики Чувашия, Добринский район Липецкой области. «За лучшее антикризисное управление»: г. Череповец Вологодской области, г. Югорск Ханты-Мансийского а/о, г. Сибай Республики Башкортостан. «За применение передовых методов управления бюджетными расходами»: г. Саранск Республики Мордовия, г. Калуга Калужской области, г. Магнитогорск Челябинской области, Ступинский район Московской области. «За высокое качество соблюдения параметров бюджетного законодательства»: г. Сыктывкар Республики Коми, г. Краснодар Краснодарского края, Белорецкий район Республики Башкортостан, Светлоярский район Волгоградской области. «За лучшую организацию работы с кадрами»: г. Бузулук Оренбурской области, Варненский район Челябинской области, Сафоновский район Смоленской области, Шегарский район Томской области. В специальной номинации «Инновационное применение комплексных технологий в сфере муниципальных закупок» награжден Вешкаймский район Ульяновской области.