Президент РФ Д. А. Медведев определил 10 основных тезисов бюджетной политики на 2010–2012 гг. В прошлом году в своем первом Бюджетном послании президент обозначил в качестве главных задач снижение инфляции и повышение устойчивости пенсионной системы. Вторая задача осталась одним из важнейших приоритетов
и в текущем году.
1 Исполнение социальных обязательств и придание им более адресного характера. Российскому правительству в ближайшее время предстоит определить параметры трехлетнего бюджета, которые будут радикально пересмотрены с учетом дефицита и роста расходов по социальным обязательствам. Президент призвал жестче планировать расходы, а социальные выплаты сделать более адресными. «В этой сфере нужно последовательно расширять полномочия региональных органов власти», — сказал Д. А. Медведев. По его словам, субъекты РФ сами должны определять конкретные параметры адресной социальной поддержки и получателей субсидий.
2 Последовательное снижение бюджетного дефицита. «Темпы этого снижения подлежат отдельному обсуждению. При этом бюджет должен предусматривать повышенный уровень нераспределенных резервов, что поможет быстро реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию», — отметил глава государства. В связи с этим нужно определить параметры индексации фонда оплаты труда, денежного довольствия военнослужащих
и минимального размера оплаты труда.
3 Переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств. По словам российского президента, практика режима жесткой экономии бюджетных средств сохранится в ближайшую трехлетку, так как в этом году государству пришлось увеличить объем бюджетных расходов на реализацию антикризисных мер и выполнение социальных обязательств. «Подчеркну, что экономить — это далеко не всегда обязательно сокращать расходы, хотя по многим направлениям, которые в нынешних условиях не являются первоочередными, делать придется и это», — отметил Д. А. Медведев, добавив, что поэтому важно четко определить приоритеты и цели использования средств налогоплательщиков.
4 Ответственность властей всех уровней за эффективное расходование бюджетных средств. По словам президента, важно обеспечить сбалансированность расходных полномочий, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала. «Добиваться в конечном итоге максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля», — подчеркнул Д. А. Медведев.
5 Кардинальное повышение качества публичных услуг, предоставляемых гражданам. Реализуя различные программы, в том числе и приоритетные национальные проекты, необходимо внедрять современные формы предоставления медицинских, образовательных и иных социальных услуг.
6 Принципиальное усовершенствование механизма госзакупок. «Этот механизм должен стимулировать технологическую модернизацию и конкурентоспособность эффективных производителей. Случаи завышения цен, по сути — прямой коррупции, должны последовательно и оперативно пресекаться. Иначе мы будем продолжать вкачивать в экономику дополнительные деньги без должного экономического эффекта, обогащая при этом присосавшихся к бюджету преступников», — заявил президент.
7 Определение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки, который будет стимулировать развитие предпринимательства и применение передовых технологий. «В частности, надо разработать налоговые стимулы повышения энергоэффективности производства, о чем мы говорим уже достаточно давно», — уточнил Д. А. Медведев. По его словам, нужно также определить возможность снижения налоговой нагрузки для компенсации повышения отчислений работодателей в систему пенсионного и социального страхования.
8 Поиск оптимальных форм поддержки как реального сектора, так и финансовой системы. «Повышение эффективности, прежде всего энергоэффективности
и производительности труда, технологическая модернизация должны стать обязательными условиями государственной поддержки», — заявил президент.
9 Завершение формирования надежной и сбалансированной пенсионной системы. «Государство не отказывается от планов по повышению уровня жизни граждан старшего поколения, — подчеркнул Д. А. Медведев. — В 2010 г. средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8 тыс. руб. в месяц, должна быть ликвидирована бедность среди пенсионеров, в том числе за счет социальных доплат к пенсиям, размер которых меньше прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации», — сказал президент.
10 Формирование системы поддержки инвалидов в соответствии с Международной конвенцией по правам инвалидов. Российским властям необходимо приступить к созданию так называемой безбарьерной среды для инвалидов, определить и выработать те меры, которые вытекают из ратификации Конвенции по правам человека.
Президент РФ Д. А. Медведев лично представил членам правительства, а также главам Федерального Собрания Бюджетное послание. Тем самым глава государства подчеркнул, насколько важным на данный момент является формирование верных ориентиров экономической политики, которые основываются на бюджетном базисе. Среди намеченных десяти приоритетов экономической политики особое место занимает фактор разумной рачительной экономии государственных средств, подразумевающий четкий контроль за их расходами.
В связи с этим особую актуальность приобретает законопроект о контроле за расходами бюджетных средств, принятый Госдумой РФ во втором
и третьем чтениях за несколько дней до Бюджетного послания «Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения
и других мер социальной политики».
Напомню, что идея разработки законопроекта возникла в конце 2008 г., когда Госдума предоставила правительству в условиях нарастающего кризиса большие полномочия по оперативному перераспределению средств федерального бюджета, а позднее и средств Резервного фонда без внесения изменений в Закон о бюджете. Закон об отчете правительства призван обеспечить контроль Государственной Думы за эффективным использованием значительных средств федерального бюджета
и средств Резервного фонда, он обязывает Правительство РФ ежеквартально (в месячный срок после завершения отчетного квартала) представлять в Госдуму и Совет Федерации доклад о реализации антикризисных мер, который подлежит рассмотрению обеими палатами парламента. Наряду со сведениями общего характера в отчете должны быть приведены данные о распределении средств между конкретными юридическими лицами и субъектами РФ,
а также информация об использовании Банком развития, Агентством по страхованию вкладов и Фондом содействия реформированию ЖКХ предоставленных им дополнительных финансовых ресурсов.
Уверен, что ключевой вопрос сегодня не в том, какое количество денег выделено на реализацию антикризисных мер, а как обеспечивается прозрачность и эффективность их использования. Постараемся сделать все возможное, чтобы этот закон немедленно заработал. Возможно, что первый антикризисный отчет правительства (за четвертый квартал 2008 г.
и первое полугодие 2009 г.) будет представлен депутатам в начале осенней сессии Госдумы.
и в текущем году.
1 Исполнение социальных обязательств и придание им более адресного характера. Российскому правительству в ближайшее время предстоит определить параметры трехлетнего бюджета, которые будут радикально пересмотрены с учетом дефицита и роста расходов по социальным обязательствам. Президент призвал жестче планировать расходы, а социальные выплаты сделать более адресными. «В этой сфере нужно последовательно расширять полномочия региональных органов власти», — сказал Д. А. Медведев. По его словам, субъекты РФ сами должны определять конкретные параметры адресной социальной поддержки и получателей субсидий.
2 Последовательное снижение бюджетного дефицита. «Темпы этого снижения подлежат отдельному обсуждению. При этом бюджет должен предусматривать повышенный уровень нераспределенных резервов, что поможет быстро реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию», — отметил глава государства. В связи с этим нужно определить параметры индексации фонда оплаты труда, денежного довольствия военнослужащих
и минимального размера оплаты труда.
3 Переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств. По словам российского президента, практика режима жесткой экономии бюджетных средств сохранится в ближайшую трехлетку, так как в этом году государству пришлось увеличить объем бюджетных расходов на реализацию антикризисных мер и выполнение социальных обязательств. «Подчеркну, что экономить — это далеко не всегда обязательно сокращать расходы, хотя по многим направлениям, которые в нынешних условиях не являются первоочередными, делать придется и это», — отметил Д. А. Медведев, добавив, что поэтому важно четко определить приоритеты и цели использования средств налогоплательщиков.
4 Ответственность властей всех уровней за эффективное расходование бюджетных средств. По словам президента, важно обеспечить сбалансированность расходных полномочий, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала. «Добиваться в конечном итоге максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля», — подчеркнул Д. А. Медведев.
5 Кардинальное повышение качества публичных услуг, предоставляемых гражданам. Реализуя различные программы, в том числе и приоритетные национальные проекты, необходимо внедрять современные формы предоставления медицинских, образовательных и иных социальных услуг.
6 Принципиальное усовершенствование механизма госзакупок. «Этот механизм должен стимулировать технологическую модернизацию и конкурентоспособность эффективных производителей. Случаи завышения цен, по сути — прямой коррупции, должны последовательно и оперативно пресекаться. Иначе мы будем продолжать вкачивать в экономику дополнительные деньги без должного экономического эффекта, обогащая при этом присосавшихся к бюджету преступников», — заявил президент.
7 Определение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки, который будет стимулировать развитие предпринимательства и применение передовых технологий. «В частности, надо разработать налоговые стимулы повышения энергоэффективности производства, о чем мы говорим уже достаточно давно», — уточнил Д. А. Медведев. По его словам, нужно также определить возможность снижения налоговой нагрузки для компенсации повышения отчислений работодателей в систему пенсионного и социального страхования.
8 Поиск оптимальных форм поддержки как реального сектора, так и финансовой системы. «Повышение эффективности, прежде всего энергоэффективности
и производительности труда, технологическая модернизация должны стать обязательными условиями государственной поддержки», — заявил президент.
9 Завершение формирования надежной и сбалансированной пенсионной системы. «Государство не отказывается от планов по повышению уровня жизни граждан старшего поколения, — подчеркнул Д. А. Медведев. — В 2010 г. средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8 тыс. руб. в месяц, должна быть ликвидирована бедность среди пенсионеров, в том числе за счет социальных доплат к пенсиям, размер которых меньше прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации», — сказал президент.
10 Формирование системы поддержки инвалидов в соответствии с Международной конвенцией по правам инвалидов. Российским властям необходимо приступить к созданию так называемой безбарьерной среды для инвалидов, определить и выработать те меры, которые вытекают из ратификации Конвенции по правам человека.
Мнение
Адресный бюджет
Юрий Васильев, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогамПрезидент РФ Д. А. Медведев лично представил членам правительства, а также главам Федерального Собрания Бюджетное послание. Тем самым глава государства подчеркнул, насколько важным на данный момент является формирование верных ориентиров экономической политики, которые основываются на бюджетном базисе. Среди намеченных десяти приоритетов экономической политики особое место занимает фактор разумной рачительной экономии государственных средств, подразумевающий четкий контроль за их расходами.
В связи с этим особую актуальность приобретает законопроект о контроле за расходами бюджетных средств, принятый Госдумой РФ во втором
и третьем чтениях за несколько дней до Бюджетного послания «Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения
и других мер социальной политики».
Напомню, что идея разработки законопроекта возникла в конце 2008 г., когда Госдума предоставила правительству в условиях нарастающего кризиса большие полномочия по оперативному перераспределению средств федерального бюджета, а позднее и средств Резервного фонда без внесения изменений в Закон о бюджете. Закон об отчете правительства призван обеспечить контроль Государственной Думы за эффективным использованием значительных средств федерального бюджета
и средств Резервного фонда, он обязывает Правительство РФ ежеквартально (в месячный срок после завершения отчетного квартала) представлять в Госдуму и Совет Федерации доклад о реализации антикризисных мер, который подлежит рассмотрению обеими палатами парламента. Наряду со сведениями общего характера в отчете должны быть приведены данные о распределении средств между конкретными юридическими лицами и субъектами РФ,
а также информация об использовании Банком развития, Агентством по страхованию вкладов и Фондом содействия реформированию ЖКХ предоставленных им дополнительных финансовых ресурсов.
Уверен, что ключевой вопрос сегодня не в том, какое количество денег выделено на реализацию антикризисных мер, а как обеспечивается прозрачность и эффективность их использования. Постараемся сделать все возможное, чтобы этот закон немедленно заработал. Возможно, что первый антикризисный отчет правительства (за четвертый квартал 2008 г.
и первое полугодие 2009 г.) будет представлен депутатам в начале осенней сессии Госдумы.