29 мая в Москве прошла конференция «Регионы и города России: организация финансирования инвестиционных программ в условиях финансовой нестабильности», организованная Комитетом государственных заимствований г. Москвы и Мосфинагентством при содействии правительства Москвы и Международной ассамблеи столиц и крупных городов.
Правительство Москвы проводит ежегодные конференции, посвященные аспектам финансирования инвестиционного развития городов и регионов России, уже на протяжении девяти лет. В 2008 г. она проводилась под названием «Регионы и города России: заимствования как инструмент экономической политики», в этот раз все внимание было приковано к мировому кризису и путям выхода из него. Ежегодно мероприятие собирает более 300 участников.
На конференции выступили представители исполнительной и законодательной власти РФ, региональных и местных администраций; крупнейших российских и зарубежных банков, инвестиционных компаний, финансовых структур, ведущих международных рейтинговых агентств. Так, руководитель Департамента экономической политики и развития г. Москвы М. Е. Оглоблина в своем выступлении отметила: «Главная цель сейчас у всех одна: выйти из кризиса с наименьшими потерями, расставить правильно акценты, выбрать приоритеты». По ее словам, «анализ оперативных данных за четыре месяца 2009 г. свидетельствует о существенном отставании объемов поступающих доходов в бюджет Москвы от ранее утвержденных показателей: более чем на 400 млрд руб., в связи с чем возникла необходимость пересмотра бюджета и сокращения бюджетных расходов, также пересматриваются макроэкономические показатели на 2009 и 2010 гг.».
По словам начальника управления контроля финансовых рынков ФАС Ю. Э. Бондаревой «в условиях кризиса, для обеспечения соблюдения конкурентных принципов проведения антикризисной политики и недопущения ущемления интересов общества и бизнеса в ходе реструктуризации и финансового оздоровления компаний, принципиальным является снятие излишних административных и инфраструктурных барьеров, а также развитие информационной поддержки бизнеса». «С этой целью ФАС готовит изменения законодательства в рамках так называемого “второго антимонопольного пакета”, ряд поправок которого направлен на снижение административных барьеров, а также значительное повышение административной ответственности чиновников посредством введения дисквалификации и штрафных санкций».
В ходе обсуждения особенностей межбюджетных отношений в РФ как особо острая была названа непростая ситуация с финансами муниципалитетов. Председатель Комитета государственных заимствований г. Москвы С. Б. Пахомов выступил с предложением «дать возможность муниципальным органам власти в кризисный период увеличивать так называемую гибкую долю доходов, как это делается в тех странах, где взаимоотношения между федеральным центром и территориями уже устоялись». «Гибкая доля доходов подразумевает возможность вводить собственные налоги и устанавливать по ним ставки. Сейчас у местных органов власти доля гибких доходов очень мала», — пояснил глава Москомзайма.
1 Необходимо в условиях финансового кризиса и отсутствия реальной возможности заимствований органами местного самоуправления вновь поставить вопрос о создании на федеральном уровне «Агентства муниципального финансирования».
2 Предложено внести изменения в законодательство о размещении государственного и муниципального заказа, а также в антимонопольное законодательство в части совершенствования процедур привлечения профессиональных участников рынка ценных бумаг, банков и иных специализированных организаций для целей размещений государственного заказа в области государственных и муниципальных заимствований, в частности:
и регионами, и исключить возможность передачи регионам и муниципальным образованиям не обеспеченных финансово полномочий.
4 Необходимо пересмотреть на федеральном уровне критерии (условия) оказания господдержки предприятиям регионального значения
и «разворачивания» системы ее оперативного предоставления.
5 Рекомендовать регионам и муниципальным образованиям активно задействовать механизмы инвестирования с использованием особых экономических зон, а также с применением института частно-государственного партнерства.
6 Считать целесообразной разработку на государственном уровне системы регулирования эмиссии, размещения и обращения инфраструктурных облигаций, выпускаемых для непосредственного финансирования конкретных проектов социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.
7 В связи с высоким риском развития кризиса региональной банковской системы, выступающей одним из основных источников долгового финансирования региональных
и местных бюджетов, и неизбежном при таком кризисе углублением финансовых проблем поддержать следующие предложения Ассоциации региональных банков «Россия»:
Правительство Москвы проводит ежегодные конференции, посвященные аспектам финансирования инвестиционного развития городов и регионов России, уже на протяжении девяти лет. В 2008 г. она проводилась под названием «Регионы и города России: заимствования как инструмент экономической политики», в этот раз все внимание было приковано к мировому кризису и путям выхода из него. Ежегодно мероприятие собирает более 300 участников.
На конференции выступили представители исполнительной и законодательной власти РФ, региональных и местных администраций; крупнейших российских и зарубежных банков, инвестиционных компаний, финансовых структур, ведущих международных рейтинговых агентств. Так, руководитель Департамента экономической политики и развития г. Москвы М. Е. Оглоблина в своем выступлении отметила: «Главная цель сейчас у всех одна: выйти из кризиса с наименьшими потерями, расставить правильно акценты, выбрать приоритеты». По ее словам, «анализ оперативных данных за четыре месяца 2009 г. свидетельствует о существенном отставании объемов поступающих доходов в бюджет Москвы от ранее утвержденных показателей: более чем на 400 млрд руб., в связи с чем возникла необходимость пересмотра бюджета и сокращения бюджетных расходов, также пересматриваются макроэкономические показатели на 2009 и 2010 гг.».
По словам начальника управления контроля финансовых рынков ФАС Ю. Э. Бондаревой «в условиях кризиса, для обеспечения соблюдения конкурентных принципов проведения антикризисной политики и недопущения ущемления интересов общества и бизнеса в ходе реструктуризации и финансового оздоровления компаний, принципиальным является снятие излишних административных и инфраструктурных барьеров, а также развитие информационной поддержки бизнеса». «С этой целью ФАС готовит изменения законодательства в рамках так называемого “второго антимонопольного пакета”, ряд поправок которого направлен на снижение административных барьеров, а также значительное повышение административной ответственности чиновников посредством введения дисквалификации и штрафных санкций».
В ходе обсуждения особенностей межбюджетных отношений в РФ как особо острая была названа непростая ситуация с финансами муниципалитетов. Председатель Комитета государственных заимствований г. Москвы С. Б. Пахомов выступил с предложением «дать возможность муниципальным органам власти в кризисный период увеличивать так называемую гибкую долю доходов, как это делается в тех странах, где взаимоотношения между федеральным центром и территориями уже устоялись». «Гибкая доля доходов подразумевает возможность вводить собственные налоги и устанавливать по ним ставки. Сейчас у местных органов власти доля гибких доходов очень мала», — пояснил глава Москомзайма.
Представители исполнительной
и законодательной власти субъектов РФ рассказали о своей бюджетной политике в условиях кризиса и о мерах, предпринимаемых ими по стабилизации ситуации в ходе исполнения бюджета, а также по поддержке предприятий и населения. В ходе конференции обсуждались такие темы, как:- влияние кризисной ситуации на рынок региональных и муниципальных займов, на финансирование инвестиционных программ в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
- размещение государственного заказа регионами в финансовой сфере;
- проблемы, возникающие в банковском и инвестиционном секторе,
- в ипотечном кредитовании;
- использование механизмов инвестирования в условиях особых экономических зон, а также с применением института частно-государственного партнерства.
Резолюция
По итогам конференции была принята резолюция, в которой участники определили главные рекомендации. Вот некоторые из них.1 Необходимо в условиях финансового кризиса и отсутствия реальной возможности заимствований органами местного самоуправления вновь поставить вопрос о создании на федеральном уровне «Агентства муниципального финансирования».
2 Предложено внести изменения в законодательство о размещении государственного и муниципального заказа, а также в антимонопольное законодательство в части совершенствования процедур привлечения профессиональных участников рынка ценных бумаг, банков и иных специализированных организаций для целей размещений государственного заказа в области государственных и муниципальных заимствований, в частности:
- использовать режим запроса котировок для целей привлечения кредитов и размещения средств бюджетов на банковских депозитах;
- отбирать нескольких победителей при проведении конкурсных процедур для создания синдикатов банков или профессиональных участников рынка ценных бумаг при организации займов для региональных и местных властей;
- при отборе кредитных организаций при привлечении кредитов и организаторов выпуска в случае облигационных займов предусмотреть возможность использования ставки по кредиту или процентов по займу в качестве цены контракта;
- применять наряду с аукционными конкурсные процедуры при размещении заказа на оказание услуг по юридической поддержке заимствований и присвоению кредитных рейтингов субъектам РФ, муниципальным образованиям и др. с использованием критериев, характеризующих деловую репутацию
- и квалификацию сотрудников привлекаемых организаций.
и регионами, и исключить возможность передачи регионам и муниципальным образованиям не обеспеченных финансово полномочий.
4 Необходимо пересмотреть на федеральном уровне критерии (условия) оказания господдержки предприятиям регионального значения
и «разворачивания» системы ее оперативного предоставления.
5 Рекомендовать регионам и муниципальным образованиям активно задействовать механизмы инвестирования с использованием особых экономических зон, а также с применением института частно-государственного партнерства.
6 Считать целесообразной разработку на государственном уровне системы регулирования эмиссии, размещения и обращения инфраструктурных облигаций, выпускаемых для непосредственного финансирования конкретных проектов социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.
7 В связи с высоким риском развития кризиса региональной банковской системы, выступающей одним из основных источников долгового финансирования региональных
и местных бюджетов, и неизбежном при таком кризисе углублением финансовых проблем поддержать следующие предложения Ассоциации региональных банков «Россия»:
- снизить требования Внешэкономбанка к уровню капитала банков
- с 3,5 млрд до 1 млрд руб. при предоставлении субординированных кредитов;
- временно смягчить нормативное требование сокращения капитала банка на величину принятых на баланс банка пакетов акций предприятий в целях содействия реструктуризации проблемных активов банков, осуществляемых через вхождение банков в капитал проблемных предприятий-заемщиков и формирование финансово-промышленных холдингов.
- субсидирование процентной ставки по выданным ипотечным кредитам;
- всемерную поддержку держателям ипотечных кредитов, в частности содействие в сохранении или поиске работы и предоставление социальных льгот, смягчающих финансовую нагрузку на семейные бюджеты;
- формирование социального жилищного фонда для лиц, не имеющих возможности обслуживать ипотечные кредиты.