Национальный рейтинг прозрачности госзакупок проводится уже третий год и стал значимым событием для региональных госзаказчиков, показателем качества их работы. Региональный сегмент рынка госзакупок характеризуется более высокой степенью прозрачности по сравнению с федеральными и корпоративными заказчиками, большинство которых пока оказывается ниже среднего уровня шкалы прозрачности. Вместе с тем эксперты рейтинга отмечают положительную динамику во всех сегментах национального рынка госзакупок.
Подведены итоги Национального рейтинга прозрачности закупок за 2008 г. Рейтинг составляется с 2006 г. и является независимым общественным проектом, осуществляющим гражданский контроль над проведением закупок для нужд государственных и корпоративных структур. В рамках проекта проводится непрерывный анализ состояния рынка государственных и корпоративных закупок, по результатам которого ежегодно публикуется рейтинг прозрачности крупнейших закупщиков. Проект осуществляется Национальной ассоциацией участников электронной торговли (НАУЭТ) при поддержке Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы России.
Методика рейтинга постоянно совершенствуется и в этом году претерпела существенные изменения. В частности, были полностью исключены субъективные критерии и экспертные мнения. Показатели были разработаны с участием специалистов Института системного анализа РАН, всего было применено 11 показателей. Данные для анализа были собраны на основе двух источников: отчетность по форме «1-Торги», направляемой участниками в Росстат, а также информация о совершенных процедурах, опубликованных участниками на их официальных сайтах. С 2008 г. участие в Рейтинге прозрачности происходит в уведомительном порядке, следовательно, отказаться от участия в нем невозможно.
Победители определяются в трех категориях: региональные, федеральные и корпоративные заказчики. В качестве региональных заказчиков в рейтинге были проанализированы все субъекты РФ, за исключением недавно образованного Забайкальского края. Победителями среди региональных заказчиков, получившими высшую оценку «гарантированная прозрачность», стали Москва, Алтайский край и Владимирская область. Среди федеральных заказчиков (все федеральные министерства и ведомства РФ, кроме Центробанка и Службы внешней разведки) ни один, как и в прошлые годы, не получил оценку «гарантированная прозрачность». Наибольшее количество баллов с оценкой «высокая прозрачность» получила Государственная Дума РФ. В категории корпоративных заказчиков были отобраны 100 крупнейших компаний по объему реализации в отличие от прошлого года, когда 100 компаний выбирались по объему капитализации. Кроме того, были исключены из анализа финансовые и торговые компании, так как объем госзаказа у них составляет менее 20 %. Всего в Рейтинг прозрачности — 2008 вошли 272 участника: 90 федеральных государственных заказчиков, 82 субъекта РФ и 100 компаний.
В категории «муниципальные заказчики» Рейтинг прозрачности — 2008 не составлялся из-за отсутствия в открытом доступе необходимой информации по закупкам большинства муниципальных образований. При этом оргкомитет проекта особо отметил администрации городов Пермь и Братск, предоставивших необходимую информацию по запросу.
По данным, представленным оргкомитетом Рейтинга прозрачности, потери государства в 2008 г. от закупок по неоправданно завышенным ценам составили порядка 360 млрд руб., увеличившись на 4,8 % по сравнению с прошлым годом (без учета инфляции); объем потерь по отношению к совокупному объему размещенного заказа сократился с 8,9 % (в 2007 г.) до 8,7 %. Кроме того, существенные изменения претерпела структура государственного заказа: доля открытых аукционов, в том числе электронных, составила 29,7 % объема размещенного заказа против 2,2 % в 2007 г., тогда как в 2005 г. эта форма практически не использовалась. На открытые конкурсы приходится 30 % (против 65,4 % в 2007 г.), на запросы котировок, закупки у единственного источника и заказы малого объема — 40,3 % (против 32,5 % в 2007 г.). Совокупный объем государственного заказа составил 4,2 трлн руб., увеличившись на 18,3 % по сравнению с 2007 г.
По мнению оргкомитета, во всех сегментах национального рынка закупок замечена положительная динамика — более 2/3 участников либо сохранили оценки, полученные в 2007 г., либо получили более высокие оценки. Как отметил председатель оргкомитета Рейтинга прозрачности А. А. Никольский, полученные результаты указывают на «улучшение закупочной практики большинства государственных и корпоративных заказчиков с точки зрения прозрачности конкурсных процедур». Лидерами роста среди региональных закупщиков стали Хабаровский край, Амурская область, Республика Кабардино-Балкария, Нижегородская область, поднявшись из «низкой прозрачности» сразу в «высокую».
Эксперты проекта особо отметили позитивное влияние на повышение прозрачности в сфере госзакупок принятия в 2008 г. расширенного перечня продукции, которая подлежит закупке исключительно посредством открытых аукционов. По выводам экспертов, данный перечень выполнял важную функцию подготовительной меры для предстоящего в 2009 г. широкомасштабного внедрения электронных аукционов в систему размещения государственного заказа. Важно отметить, что у региональных заказчиков, ставших победителями Рейтинга прозрачности, доля электронных аукционов очень высока: например, у Алтайского края она составляет более 94 %, у Владимирской области — 80 %. При этом почти не наблюдается положительной динамики у федеральных заказчиков — менее 2 % их заказов осуществляется через электронные аукционы.
По мнению экспертов рейтинга, потенциал повышения прозрачности и финансовой эффективности госзакупок через нормативное совершенствование процедур проведения торгов практически исчерпан, поэтому в 2009 г. наиболее приоритетными станут проблемы эффективного формирования заказа и обеспечения надлежащего контроля над исполнением госконтрактов.
— Государство — №6 Июнь 2009 — 20 июля 2009