Безусловно, главная задача государственных контрольных органов — выявление нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере. Однако это лишь одна сторона работы контролеров. Вторая, не менее значимая, — профилактика отклонений от принятых стандартов и нарушений норм законов. Не секрет, что в некоторых случаях финансовые нарушения допускаются из-за незнания новых норм бюджетного законодательства, поэтому профилактическая и просветительская работа просто необходимы.
В связи с этим в контрольной деятельности особое внимание уделяется работе, направленной на упреждение нарушений. С этой целью в Татарстане было подготовлено Заключение, в котором систематизированы наиболее часто встречающиеся нарушения и недостатки в деятельности бюджетных учреждений. Заключение готовилось на основе анализа результатов проверок, проводимых Счетной палатой, Департаментом казначейства Минфина РТ, территориальными управлениями ФАС и Росфиннадзора. Этот документ предназначен для руководителей и бухгалтеров бюджетных учреждений. Он содержит более 400 конкретных примеров характерных нарушений и недостатков. Сведения о них систематизированы в соответствующих разделах и подразделах, в некоторых случаях даны ссылки на нормативные документы. Сегодня мы рассмотрим характерные нарушения при исполнении бюджета по расходам (табл. 1), случаи нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств (табл. 2, 3), нарушения в сфере государственных и муниципальных закупок (табл. 4, 5), а также при осуществлении строительных и ремонтных работ (табл. 6). Для удобства восприятия информации все данные сведены в таблицы.
Таблица 1 Исполнение бюджета по расходам
Таблица 2 Примеры неэффективного расходования бюджетных средств
№ |
Нарушение(недостатки) |
Комментарии |
1. |
Невостребованность оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств |
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств прописан в ст. 34 Бюджетного кодекса. Данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Необходимость обеспечения получателем бюджетных средств результативности использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований закреплена и в ст. 162 Бюджетного кодекса
|
2. |
Оплата проектно-изыскательских работ, которые не находят в дальнейшем практического применения | |
3. |
Приобретение товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд по ценам, значительно превышающим среднерыночные | |
4. |
Распределение оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, без анализа фактической потребности, в результате чего материальные ценности используются неэффективно | |
5. |
Образование просроченной дебиторской задолженности, непринятие мер по ее взысканию | |
6. |
Приобретение товарно-материальных ценностей, не требующихся для выполнения функций, возложенных на учреждение | |
7. |
Неиспользование в течение длительного времени бюджетных средств, полученных на основании заявки | |
8. |
Неосвоение бюджетных средств при наличии в них потребности | |
9. |
Приобретение материалов, оборудования ненадлежащего качества | |
10. |
Оплата пеней (штрафов) в результате непринятия мер по погашению кредиторской задолженности | |
11. |
Непринятие во внимание приоритетности и целесообразности строительства, реконструкции того или иного объекта при распределении средств на капитальные вложения, в результате чего не достигается конечный результат использования бюджетных средств |
Таблица 3 Примеры нецелевого использования бюджетных средств
№ |
Нарушение |
Комментарий |
1. |
Использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения |
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств сформулирован в ст. 38 Бюджетного кодекса. Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Несоблюдение данного принципа влечет за собой нецелевое использование бюджетных средств |
2. |
Оплата товаров, работ, услуг не по соответствующим кодам бюджетной классификации | |
3. |
Неправомерное перечисление получателем бюджетных средств остатков денежных средств с бюджетных счетов на внебюджетный счет или на счета юридических лиц | |
4. |
Использование бюджетных средств на оплату расходов, не предусмотренных сметой доходов и расходов | |
5. |
Использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет внебюджетных источников | |
6. |
Использование бюджетных средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью бюджетного учреждения, на оказание финансовой помощи коммерческим и некоммерческим организациям или на их создание |
Таблица 4 Нарушения при размещении заказов
Таблица 5 Исполнение государственных и муниципальнх контрактов
№ |
Нарушение |
Примеры/примечания |
1. |
Неправомерное изменение условий государственных (муниципальных) контрактов |
В контрактах неправомерно изменяется количество (объем) товара (работы, услуги) и соответственно цена за единицу, сроки поставки товара (выполнения работ, услуг) |
2. |
Превышение установленного лимита авансирования |
Согласно мнению Минэкономразвития России (письмо от 2 мая 2007 г. № 6121-АШ/Д04 «О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам») установление авансовых платежей по государственным или муниципальным контрактам является правом, но не обязанностью заказчика, уполномоченного органа (если иное не предусмотрено законодательством РФ). С учетом того, что получение авансового платежа является в некоторых случаях основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), необходимость перечисления аванса должна тщательно анализироваться в каждом конкретном случае |
3. |
Нарушения условий государственных (муниципальных) контрактов, как со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так и со стороны заказчиков |
Например: – несвоевременная оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги; – поставка и принятие товара по характеристикам, количеству и ценам, не соответствующим условиям контракта; – нарушение сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, установленных контрактом |
4. |
Отсутствие контроля со стороны заказчика за исполнением обязательств по контрактам. Непредъявление претензий поставщикам (подрядчикам, исполнителям), нарушившим сроки исполнения контракта |
При ненадлежащем выполнении условий контракта заказчики не всегда предъявляют подрядчику претензии по возмещению ущерба и уплате пени за каждый день просрочки при несоблюдении срока сдачи работы, установленного условиями контракта |
Таблица 6 Ремонтные и строительно-монтажные работы
№ |
Нарушение |
1. |
Финансирование капитальных вложений при отсутствии утвержденной проектно-сметной документации |
3. |
Завышение физических объемов работ (в том числе оплата работ и затрат, которые фактически не осуществлялись), повторная оплата одних и тех же работ |
4. |
Оплата заказчиком работ и затрат, не предусмотренных договором и проектно-сметной документацией |
5. |
Несоблюдение подрядчиком проектных решений (несоблюдение технологии работ, необоснованная замена одних видов материалов на другие, невыполнение отдельных скрытых работ) |
6. |
Завышение затрат на непредвиденные работы, затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время |
7. |
Оплата заказчиком стоимости материалов в актах выполненных работ без подтверждения фактической стоимости в случае, когда их стоимость превышает среднерегиональные цены, что не соответствует пункту 4.24 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1 |
8. |
Проведение под видом текущего и капитального ремонта работ капитального характера (реконструкции) |
9. |
Несоответствие договоров требованиям законодательства (нарушение пункта 2 ст. 743 Гражданского кодекса: в договор строительного подряда не включено условие о составе и содержании технической документации на строительство и условия о том, какая из сторон и в какой срок обязана представить указанную документацию; не определены порядок и сроки предоставления гарантии качества и сроки обнаружения скрытых недостатков в построенных объектах) |
10. |
Заключение контрактов (договоров) с подрядными организациями, не имеющими лицензии на проведение соответствующих работ |
11. |
Несоблюдение нормативной продолжительности строительства, определенной проектной документацией |
12. |
Эксплуатация здания без акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, подписанного представителями Госстройнадзора и другими заинтересованными органами, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что может представлять опасность для жизни и здоровья людей |