Безусловно, главная задача государственных контрольных органов — выявление нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере. Однако это лишь одна сторона работы контролеров. Вторая, не менее значимая, — профилактика отклонений от принятых стандартов и нарушений норм законов. Не секрет, что в некоторых случаях финансовые нарушения допускаются из-за незнания новых норм бюджетного законодательства, поэтому профилактическая и просветительская работа просто необходимы.
В связи с этим в контрольной деятельности особое внимание уделяется работе, направленной на упреждение нарушений. С этой целью в Татарстане было подготовлено Заключение, в котором систематизированы наиболее часто встречающиеся нарушения и недостатки в деятельности бюджетных учреждений. Заключение готовилось на основе анализа результатов проверок, проводимых Счетной палатой, Департаментом казначейства Минфина РТ, территориальными управлениями ФАС и Росфиннадзора. Этот документ предназначен для руководителей и бухгалтеров бюджетных учреждений. Он содержит более 400 конкретных примеров характерных нарушений и недостатков. Сведения о них систематизированы в соответствующих разделах и подразделах, в некоторых случаях даны ссылки на нормативные документы. Сегодня мы рассмотрим характерные нарушения при исполнении бюджета по расходам (табл. 1), случаи нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств (табл. 2, 3), нарушения в сфере государственных и муниципальных закупок (табл. 4, 5), а также при осуществлении строительных и ремонтных работ (табл. 6). Для удобства восприятия информации все данные сведены в таблицы.
Таблица 1 Исполнение бюджета по расходам
 
    
   
Таблица 2 Примеры неэффективного расходования бюджетных средств
| № | Нарушение(недостатки) | Комментарии | 
| 1. | Невостребованность оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств | Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств прописан в ст. 34 Бюджетного кодекса. Данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Необходимость обеспечения получателем бюджетных средств результативности использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований закреплена и в ст. 162 Бюджетного кодекса  
               | 
| 2. | Оплата проектно-изыскательских работ, которые не находят в дальнейшем практического применения | |
| 3. | Приобретение товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд по ценам, значительно превышающим среднерыночные | |
| 4. | Распределение оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, без анализа фактической потребности, в результате чего материальные ценности используются неэффективно | |
| 5. | Образование просроченной дебиторской задолженности, непринятие мер по ее взысканию | |
| 6. | Приобретение товарно-материальных ценностей, не требующихся для выполнения функций, возложенных на учреждение | |
| 7. | Неиспользование в течение длительного времени бюджетных средств, полученных на основании заявки | |
| 8. | Неосвоение бюджетных средств при наличии в них потребности | |
| 9. | Приобретение материалов, оборудования ненадлежащего качества | |
| 10. | Оплата пеней (штрафов) в результате непринятия мер по погашению кредиторской задолженности | |
| 11. | Непринятие во внимание приоритетности и целесообразности строительства, реконструкции того или иного объекта при распределении средств на капитальные вложения, в результате чего не достигается конечный результат использования бюджетных средств | 
 
    
   
Таблица 3 Примеры нецелевого использования бюджетных средств
| № | Нарушение | Комментарий | 
| 1. | Использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения | Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств сформулирован в ст. 38 Бюджетного кодекса. Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Несоблюдение данного принципа влечет за собой нецелевое использование бюджетных средств | 
| 2. | Оплата товаров, работ, услуг не по соответствующим кодам бюджетной классификации | |
| 3. | Неправомерное перечисление получателем бюджетных средств остатков денежных средств с бюджетных счетов на внебюджетный счет или на счета юридических лиц | |
| 4. | Использование бюджетных средств на оплату расходов, не предусмотренных сметой доходов и расходов | |
| 5. | Использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет внебюджетных источников | |
| 6. | Использование бюджетных средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью бюджетного учреждения, на оказание финансовой помощи коммерческим и некоммерческим организациям или на их создание | 
Таблица 4 Нарушения при размещении заказов
 
    
   
Таблица 5 Исполнение государственных и муниципальнх контрактов
| № | Нарушение | Примеры/примечания | 
| 1. | Неправомерное изменение условий государственных (муниципальных) контрактов | В контрактах неправомерно изменяется количество (объем) товара (работы, услуги) и соответственно цена за единицу, сроки поставки товара (выполнения работ, услуг) | 
| 2. | Превышение установленного лимита авансирования | Согласно мнению Минэкономразвития России (письмо от 2 мая 2007 г. № 6121-АШ/Д04 «О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам») установление авансовых платежей по государственным или муниципальным контрактам является правом, но не обязанностью заказчика, уполномоченного органа (если иное не предусмотрено законодательством РФ). С учетом того, что получение авансового платежа является в некоторых случаях основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), необходимость перечисления аванса должна тщательно анализироваться в каждом конкретном случае | 
| 3. | Нарушения условий государственных (муниципальных) контрактов, как со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так и со стороны заказчиков | Например: – несвоевременная оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги; – поставка и принятие товара по характеристикам, количеству и ценам, не соответствующим условиям контракта; – нарушение сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, установленных контрактом | 
| 4. | Отсутствие контроля со стороны заказчика за исполнением обязательств по контрактам. Непредъявление претензий поставщикам (подрядчикам, исполнителям), нарушившим сроки исполнения контракта | При ненадлежащем выполнении условий контракта заказчики не всегда предъявляют подрядчику претензии по возмещению ущерба и уплате пени за каждый день просрочки при несоблюдении срока сдачи работы, установленного условиями контракта | 
 
    
   
Таблица 6 Ремонтные и строительно-монтажные работы
| № | Нарушение | 
| 1. | Финансирование капитальных вложений при отсутствии утвержденной проектно-сметной документации | 
| 3. | Завышение физических объемов работ (в том числе оплата работ и затрат, которые фактически не осуществлялись), повторная оплата одних и тех же работ | 
| 4. | Оплата заказчиком работ и затрат, не предусмотренных договором и проектно-сметной документацией | 
| 5. | Несоблюдение подрядчиком проектных решений (несоблюдение технологии работ, необоснованная замена одних видов материалов на другие, невыполнение отдельных скрытых работ) | 
| 6. | Завышение затрат на непредвиденные работы, затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время | 
| 7. | Оплата заказчиком стоимости материалов в актах выполненных работ без подтверждения фактической стоимости в случае, когда их стоимость превышает среднерегиональные цены, что не соответствует пункту 4.24 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1 | 
| 8. | Проведение под видом текущего и капитального ремонта работ капитального характера (реконструкции) | 
| 9. | Несоответствие договоров требованиям законодательства (нарушение пункта 2 ст. 743 Гражданского кодекса: в договор строительного подряда не включено условие о составе и содержании технической документации на строительство и условия о том, какая из сторон и в какой срок обязана представить указанную документацию; не определены порядок и сроки предоставления гарантии качества и сроки обнаружения скрытых недостатков в построенных объектах) | 
| 10. | Заключение контрактов (договоров) с подрядными организациями, не имеющими лицензии на проведение соответствующих работ | 
| 11. | Несоблюдение нормативной продолжительности строительства, определенной проектной документацией | 
| 12. | Эксплуатация здания без акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, подписанного представителями Госстройнадзора и другими заинтересованными органами, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что может представлять опасность для жизни и здоровья людей | 
Поделиться:


