Задумываться о формировании бюджетного резерва мы начали еще в 2006 г. из-за того, что в собственных доходах у нас все больший объем стали занимать налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых, которые имеют сильно выраженный конъюнктурный характер. Для Пермского края это была особенно опасная тенденция, так как основными налогоплательщиками являются предприятия, чья продукция идет на экспорт, и падение цен на мировых рынках тут же отражается на краевом бюджете.
Доходы росли очень хорошими темпами и была реальная возможность резервировать средства на черный день, но права создавать резервные фонды у регионов тогда не было. Поэтому мы поступали другим образом. Мы рассчитывали доходную часть бюджета по пессимистическому сценарию, заранее понимая, что будут дополнительные доходы. А затем в процессе исполнения бюджета эти дополнительные доходы оставляли на остатках, не пуская на покрытие расходов. Чтобы не возникало противоречий с муниципалитетами — ведь дотацию мы считаем как 18 % от запланированных доходов — мы установили, что от суммы перевыполнения мы эти 18 % также отдадим муниципалитетам. Это первое направление работы по формированию резервов.
Второе же заключалось в следующем: мы разрешили бюджетополучателям средства, не использованные в текущем году, использовать в следующем. Поэтому у них не было стимулов все потратить в конце финансового года. В течение двух лет — 2007 и 2008 — мы проводили такую политику. Сэкономленные средства размещали на депозитах в коммерческих банках, заработав на этом в прошлом году 1,2 млрд руб., а за I квартал текущего года — более 500 млн руб. В итоге в конце 2008 г. в бюджете сформировался профицит в размере 15 млрд руб. — это самый большой по объему профицит среди всех субъектов Федерации.
За первый квартал 2009 г. в бюджет поступило лишь около 70 % доходов от уровня прошлого года. В условиях сокращения доходной части бюджета остатки прошлого года мы направили на обеспечение текущих расходных обязательств, 1,7 млрд руб. перенесли на расходы 2010 г., заложив таким образом определенный резерв на следующий год.
Предоставление регионам права создавать резервные фонды считаем очень правильным, по сути это законодательное подтверждение эффективности той бюджетной политики, которую мы проводили в предыдущие годы. Сейчас мы внесли поправки в региональное законодательство, заложив в нем возможность формирования резервного фонда. В законе мы прописали, что все дополнительные доходы, полученные в течение года, будут зачисляться в резервный фонд. Определили возможные направления расходования средств: во-первых, замещение выпадающих доходов в процессе исполнения бюджета и, во-вторых, использование их в качестве источника покрытия дефицита при формировании бюджета.
Доходы росли очень хорошими темпами и была реальная возможность резервировать средства на черный день, но права создавать резервные фонды у регионов тогда не было. Поэтому мы поступали другим образом. Мы рассчитывали доходную часть бюджета по пессимистическому сценарию, заранее понимая, что будут дополнительные доходы. А затем в процессе исполнения бюджета эти дополнительные доходы оставляли на остатках, не пуская на покрытие расходов. Чтобы не возникало противоречий с муниципалитетами — ведь дотацию мы считаем как 18 % от запланированных доходов — мы установили, что от суммы перевыполнения мы эти 18 % также отдадим муниципалитетам. Это первое направление работы по формированию резервов.
Второе же заключалось в следующем: мы разрешили бюджетополучателям средства, не использованные в текущем году, использовать в следующем. Поэтому у них не было стимулов все потратить в конце финансового года. В течение двух лет — 2007 и 2008 — мы проводили такую политику. Сэкономленные средства размещали на депозитах в коммерческих банках, заработав на этом в прошлом году 1,2 млрд руб., а за I квартал текущего года — более 500 млн руб. В итоге в конце 2008 г. в бюджете сформировался профицит в размере 15 млрд руб. — это самый большой по объему профицит среди всех субъектов Федерации.
За первый квартал 2009 г. в бюджет поступило лишь около 70 % доходов от уровня прошлого года. В условиях сокращения доходной части бюджета остатки прошлого года мы направили на обеспечение текущих расходных обязательств, 1,7 млрд руб. перенесли на расходы 2010 г., заложив таким образом определенный резерв на следующий год.
Предоставление регионам права создавать резервные фонды считаем очень правильным, по сути это законодательное подтверждение эффективности той бюджетной политики, которую мы проводили в предыдущие годы. Сейчас мы внесли поправки в региональное законодательство, заложив в нем возможность формирования резервного фонда. В законе мы прописали, что все дополнительные доходы, полученные в течение года, будут зачисляться в резервный фонд. Определили возможные направления расходования средств: во-первых, замещение выпадающих доходов в процессе исполнения бюджета и, во-вторых, использование их в качестве источника покрытия дефицита при формировании бюджета.