Императрица Екатерина II «желая воздать заслугам войска Черноморского», пожаловала ему «в вечное владение земель, лежащих по правую сторону реки Кубань…». Так в 1793 году на юге России, на полуострове Карасунский Кут, был основан город Екатеринодар, ныне Краснодар. За время своего существования Краснодар сменил не только название, но и превратился в промышленный, транспортный и культурный центр Кубани. О том, как развивается город сегодня, рассказывает глава муниципального образования город Краснодар
Владимир ЕВЛАНОВ.
— Владимир Лазаревич, Краснодар в последние годы находится в авангарде по многим экономическим показателям. Два года подряд журнал «Форбс» признает ваш город самым привлекательным для бизнеса. Как удалось достичь таких результатов? В чем секрет успеха?
— Да, действительно, для столицы Кубани три последних года были периодом успешного и динамичного развития. И это не просто слова. Так, индекс производства в 2006 г. составил 111 %, налоговые и неналоговые доходы бюджета — около 5,5 млрд руб. В 2007 г. индекс производства достиг 112 %, а бюджет города по собственным доходам увеличился до 7,5 млрд руб. В 2008 г. эти показатели составили соответственно 110 % и 9,5 млрд руб.
Темпы роста основных сфер экономики Краснодара опережали как среднекраевые, так и среднероссийские показатели. Администрация города ставила самые амбициозные задачи и решала их! Мы брались за проблемы, которые десятилетиями откладывались в долгий ящик: строительство коммуникаций, новых дорог, масштабное жилищное строительство, реконструкция центра города и расселение горожан из ветхого и аварийного жилья.
Безусловно, такие результаты были бы невозможными без поддержки губернатора Кубани А. Н. Ткачева, конструктивных партнерских взаимоотношений между администрацией края и муниципалитетом. Разработанная по инициативе главы края целевая программа «Краснодару — столичный облик» дала мощный импульс всем позитивным изменениям.
— Как сегодня, в достаточно непростых экономических условиях, живет город?
— Новые условия поставили перед нами жесткие задачи прежде всего по оптимизации доходов всех уровней бюджета. Мы понимаем: необходимо как минимум выйти на показатели экономически благополучного 2008 г. Мы создали антикризисный штаб, в состав которого вошли руководители структурных подразделений администрации, представители УВД, налоговых инспекций, прокуратуры, службы судебных приставов.
Учитывая, что земельный налог и арендная плата за землю в совокупности составляют около 20 % поступлений в городской бюджет, администрация сконцентрировала усилия на повышении собираемости данных налогов и сборов. Спектр предпринимаемых мер достаточно широкий — от классических до нестандартных. Мы активно формируем общественное мнение в отношении должников. Объясняем, что именно по их вине бюджет недополучает необходимые средства, а город не имеет возможности реализовывать важнейшие социальные программы.
Кроме того, чтобы схема своевременной уплаты земельного налога работала без сбоев, после издания распоряжения о предоставлении земельных участков в собственность мы в обязательном порядке направляем эти сведения в налоговые органы. А затем в режиме обратной связи отслеживаем реализацию схемы. В итоге в течение первого квартала 2009 г. размер недоимки по земельному налогу снизился более чем на 1 млн руб. По данным на 1 апреля 2009 г., в бюджет Краснодара поступило свыше 55 млн руб. земельного налога — это более 23 % годового бюджетного назначения.
Если проследить динамику поступления земельного налога, то она такова: в 2002 г. налоговые платежи составили 32 млн руб. а уже в 2008 г. объем поступлений увеличился до 208,5 млн руб. В текущем году мы планируем, что данная цифра составит 238, 5 млн руб.
Еще одним резервом доходной части городской казны является транспортный налог. Мы совместно с ГИБДД, налоговыми и судебными органами, службой судебных приставов выстроили системную работу по взысканию так называемой транспортной недоимки. Во всех пунктах прохождения техосмотра и регистрации транспортных средств работают налоговые посты. В отношении каждого плательщика оперативно проводится проверка задолженности, выдаются квитанции для оплаты долга. И результаты не заставили себя долго ждать: за три месяца текущего года в казну города дополнительно поступило 18,6 млн руб.
Что касается главной налоговой составляющей бюджета — налога на доходы физических лиц, то ряд предпринятых нами мер, в частности организация службы телефонов горячей линии, тесное взаимодействие со службой занятости, позволили увеличить поступления данного налога за четыре месяца текущего года почти на 4 %, или на 42 млн руб.
Особо хочу подчеркнуть, что несмотря на объективные трудности мы не экономим «на инвестициях в человека», прилагаем максимум усилий к тому, чтобы кризисные явления не коснулись социальной сферы.
— Какие конкретные меры предпринимает городская власть, чтобы развитие краевого центра не останавливалось?
— Если говорить образно, наша антикризисная программа базируется на четырех китах: стабилизации рынка труда, банковской сфере, регулировании финансово-экономической ситуации на крупных бюджетообразующих предприятиях и поддержке малого и среднего бизнеса. В целом минусы в производственном секторе города пока сбалансированы плюсами, и рост промышленного производства в первом квартале продолжился. Кроме этого, оборот розничной торговли за первый квартал превысил 64 млрд руб. — это более 118 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продолжился рост оборота общественного питания и объем платных услуг населению.
Краснодар — крупный агрогород, у нас сосредоточены передовые хозяйства и самая современная аграрная наука. И ситуация в сельском хозяйстве относительно стабильная. Растет валовое производство продукции, довольно оптимистично выглядят сегодня фермерские и личные подсобные хозяйства. Их в Краснодаре около 18 тыс., и показатели производства мяса и молока увеличиваются. Что и говорить: земля — это веками проверенный способ выживания, поэтому сегодня для многих жителей пригорода она становится стабильным источником дохода.
— Вы сказали, что один из китов, на которых базируется антикризисная программа, — стабилизация рынка труда. Удается держать ситуацию под контролем? Каков уровень безработицы?
— Сегодня все понимают, что рынок труда — это лакмусовая бумага состояния дел в экономике страны, региона, города. Буквально в ежедневном режиме мы отслеживаем факты увольнения, неполной занятости работников, сокращения численности штата на предприятиях города. Стараемся оперативно помогать горожанам найти новую работу или временный источник дохода, начать собственное дело, повысить квалификацию или получить новую профессию.
Сегодня в Краснодаре статус безработного имеют около 1200 человек. По итогам первого квартала регистрируемая безработица у нас остается на уровне 0,3 %. Это невысокий показатель на фоне общероссийского. В конечном счете, мы делаем все возможное, для того чтобы сохранить трудовой потенциал экономики города, не растерять высококвалифицированных специалистов, чтобы люди не выпали из активной жизни.
— Владимир Лазаревич, думаю, вы согласитесь с тем, что сегодня главным является развитие реального сектора экономики: производства, малого и среднего бизнеса. Как городская власть поддерживает эти направления?
— К сожалению, реальный сектор экономики первым ощутил удар кризиса. Сначала его последствия почувствовала строительная отрасль, затем промышленность. Я думаю, основная причина — серьезный дефицит оборотных средств. Процентные ставки за пользование кредитами выросли, требования по их обеспечению повысились. Все это в итоге привело к снижению рентабельности производства, а в ряде случаев и просто к убыточности предприятий. Объем привлеченных кредитных ресурсов в экономику города в первом квартале текущего года снизился на 50 % и составил более 37 млрд руб., при этом потребность предприятий города — около 99 млрд.
Мы выявили одну из главных проблем в кредитовании реального сектора: потенциальные заемщик и кредитор не владеют необходимой информацией, говорят на разных языках, в результате не понимают друг друга. Чтобы исправить ситуацию, мы взяли на себя инициативу по организации встреч в формате «10 на 10» или «20 на 20». Сесть за стол переговоров мы приглашаем руководителей предприятий и кредитных организаций. Поверьте, в процессе открытого диалога снимаются проблемы длительных сроков рассмотрения заявок, необоснованных отказов. Благодаря таким встречам треть предприятий-участников уже получили возможность оформить кредиты.
И, конечно, очень важная задача — развитие малого и среднего предпринимательства. На него мы делаем главную ставку в повышении конкурентоспособности экономики города. В настоящее время в Краснодаре работают более 40 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают рабочими местами более 220 тыс. горожан, что составляет около половины численности всех работающих в краевом центре.
В рамках муниципальной целевой программы «О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар на 2008–2010 годы» мы, несмотря на острый дефицит бюджетных средств, изыскали возможность выделить 18 млн руб. на льготное кредитование малых и средних предприятий и 2 млн руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам. Кроме того, планируется предоставление льготных режимов по арендной плате за муниципальное имущество.
— Безусловно, времена сегодня трудные, кризисные, и тем не менее хочется спросить вас: каковы перспективы развития города?
— На мой взгляд, нам удалось избежать худшего сценария развития событий. Экономика Краснодара доказала свою способность не просто выживать, но и развиваться в новых, менее благоприятных условиях. Власть становится партнером бизнеса. Это неизбежно. Мы ограничены рамками одного города и вместе зависим от факторов, которые влияют на его нормальную полноценную жизнь. Престижно вести бизнес на успешной, динамично развивающейся территории. Поэтому развитие — это наша главная стратегия!
Материалы подготовили Валентина МАЗИНА, Лариса КУЛИНИЧ, Петр СОПКИН
— Экономика — №7 Июль 2009 — 01 июля 2009