Версия для печати 25588 Материалы по теме
максимова
Прошло чуть больше года с момента вступления в должность Президента РФ Д. А. Медведева и Председателя Правительства РФ В. В. Путина. Это был год крайне непростой работы: на второе полугодие 2008 г. пришлось начало мирового финансового кризиса, затронувшего российскую финансовую систему и экономику.
Надежда МАКСИМОВА, депутат Государственной Думы, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, председатель Совета Сообщества финансистов России

Мы очень активно обсуждали антикризисные планы правительства, и необходимо признать: при всей критике, которой подвергается реализация этих мероприятий, страна в нынешней сложной ситуации объективно имеет конкретную программу действий. И, что самое главное, эта программа подкреплена финансовыми ресурсами. Не имеет смысла перечислять здесь все документы — целый пакет законодательных актов, которые дали возможность правительству и Центральному банку справляться с ситуацией на финансовом рынке, на рынке труда и в целом в экономике. Другое дело, что претензий по реализации всех этих мероприятий звучит немало и с мест, и со стороны реального сектора, и даже из уст президента. В очередной раз они прозвучали в выступлении Д. А. Медведева, предварявшем Бюджетное послание. По мнению руководителя государства, органами исполнительной власти принимается недостаточно мер для реализации тех существенных мероприятий, которые были намечены антикризисным планом и обеспечены законами, давшими возможность использовать на борьбу с кризисом почти 5 трлн руб.

Бюджетное послание президента

Без сомнения, новое Бюджетное послание президента стало значительной вехой в развитии бюджетной политики. Оно впервые составлено в столь подробном виде и затрагивает абсолютно все направления бюджетной системы. Так, целый раздел посвящен теме межбюджетных отношений. Очень много внимания уделено проблеме сбалансированности между доходами и расходными полномочиями. Все понимают, насколько тяжело решать эту разновекторную проблему: с одной стороны, необходимо помогать бизнесу, не «душить» его, чтобы он мог работать и тем самым увеличивать объемы производимых товаров и услуг. С другой стороны, давая преференции бизнесу, нельзя допускать существенного сокращения поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней. Это сложная задача. Читая Бюджетное послание, мы видим, что президент вновь обращает наше внимание на необходимость поддержки бизнеса.

Налог на прибыль

Сегодня налог на прибыль является больной темой. От 30 % до 50 % доходов субъектов РФ формируются за счет этого налога, и сейчас он вследствие кризиса недопоступает в значительных объемах. Тем не менее президент заявил о необходимости в целях исчисления налога на прибыль организаций законодательно установить возможность признания затрат инвесторов на строительство или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для государственных или муниципальных нужд. А для бюджетов — это новые выпадающие доходы. Сообщество финансистов России, Всероссийский совет местного самоуправления и Комитет по местному самоуправлению Государственной думы очень плотно работают с Министерством финансов РФ и другими министерствами, ища пути выхода из этого положения.
Одна из возможных мер, которая в какой-то степени может помочь нивелировать указанную проблему, заключается в следующем. Мы хотим предложить (и облечь это предложение в форму законопроекта), чтобы в случае перечисления в региональные или местные бюджеты добровольных целевых безвозмездных пожертвований, они могли бы быть реализованы без внесения изменений в соответствующие законы (решения) о бюджете. Разумеется, в том случае, если эти поступления не будут иметь целевого назначения, они должны пройти через поправки к бюджету и распределяться в режиме сверх утвержденных бюджетом доходов.

Упрощенная система налогообложения

Еще одна позиция послания озадачивает с точки зрения доходов бюджета. Президент заявил, что необходима дальнейшая поддержка малого и среднего предпринимательства. Одна из мер предполагает, что максимальная планка выручки, при которой предприниматели имеют право на упрощенную систему налогообложения, будет поднята с 20 до 60 млн руб., что также сулит субъектам РФ и муниципальным образованиям дополнительные выпадающие доходы. Что этому противопоставить? Основная надежда связана с тем, что при установлении такой нормы соответствующие доходы бюджетов будут по крайней мере сохраняться на прежнем уровне за счет наращивания объемов предпринимательства. Не сбрасываем со счетов также и возможность дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета.
В настоящее время мы работаем над темой изменения направления поступлений по налогам, взимаемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налогам, взимаемым в виде стоимости патента. Следует переориентировать поступление этих доходов на уровень муниципальных образований. К нам приходит масса предложений, касающихся этого вопроса. В прошлом году он был близок к решению. Однако сейчас, наблюдая снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, мы решили выдержать паузу в течение первого полугодия. Нужно посмотреть, как будут наполняться региональные бюджеты, и уже потом принимать решение. Вероятно, в период осенней сессии Госдумы необходимые предложения будут внесены.

Оптимизация расходов

Тема оптимизации расходов стояла на повестке дня уже давно, а в прошлом году Министерство финансов РФ дало соответствующие рекомендации в этом направлении и субъектам РФ, и муниципальным образованиям. В Бюджетном послании нашли свое отражение многие вопросы, касающиеся приоритетов бюджетных расходов, в том числе связанные с фондом оплаты труда. При формировании фонда оплаты труда в бюджетной сфере на будущий год следует исходить из того объема ресурсов, которыми мы располагаем. Как в программе антикризисных мер правительства, так и в Бюджетном послании президента подчеркнуто, что зарплата и основные социальные гарантии — пособия, пенсии — должны быть обеспечены в полном объеме. В этих условиях мы не можем позволить себе проиндексировать заработные платы и пособия до такого уровня, при котором начнет нарастать кредиторская задолженность.

Финансовая помощь

Разумеется, в Бюджетном послании сказано и о предоставлении финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. Президент подчеркнул, что она должна оказываться наиболее слабому, но тому, кто работает и пытается что-то сделать, однако ощущает при этом недостаток финансовой базы. То есть подходы к выделению дополнительных средств из федерального бюджета будут очень жесткими. На заседании рабочей (трехсторонней) группы по совершенствованию межбюджетных отношений приняты  Порядок предоставления средств на сбалансированность бюджетов субъектов РФ и Правила предоставления бюджетных кредитов, в том числе на временный кассовый разрыв при исполнении бюджетов и на покрытие дефицитов бюджетов на длительный (до 3-х лет) период. Эти нормативные акты предварительно рассматривались и в Совете Федерации, и в Государственной Думе. Нужно отметить, что Министерство финансов РФ по ряду позиций пошло нам навстречу. В частности, такое условие (которое ранее было в правилах предоставления бюджетных кредитов), как отсутствие кредиторской задолженности, удалось снять. Мы все понимаем, что сейчас, когда довольно непредсказуемы налоговые и неналоговые поступления в бюджеты, часто просто по объективным причинам допускается кредиторская задолженность, даже по заработной плате. Для того чтобы выйти из этой ситуации, и нужны бюджетные кредиты на временные кассовые разрывы при исполнении бюджетов.

Передача штрафных санкций на местный уровень

Рассматривается еще одно предложение, направленное на увеличение доходов муниципальных образований. Речь идет о передаче штрафных санкций на местный уровень. Следует определиться, какие штрафы (например, если они назначаются должностным лицом или какими-либо органами на территории данного муниципального образования) могут поступать как неналоговые поступления в местные бюджеты. В настоящее время основная их часть поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. На наш взгляд, значительное число штрафов следовало бы все же передать муниципальным образованиям, тем более что в Бюджетном послании президент говорит о том, что неналоговым поступлениям нужно уделять больше внимания.

Совершенствование администрирования налоговых доходов

Всех нас волнует тема трансфертного ценообразования. Она также нашла свое отражение в Бюджетном послании. Еще одна тема, которая звучала неоднократно,  совершенствование администрирования налоговых доходов и прежде всего транспортного налога. Было бы целесообразно возложить эту функцию на органы МВД. Здесь есть целый ряд технических сложностей, которые предстоит разрешить, но в целом мы считаем, что собираемость транспортного налога удалось бы таким образом  существенно улучшить.

Резюме

Таковы основные направления, по которым мы в настоящее время работаем в целях увеличения налоговых и неналоговых доходов муниципальных образований. Думаю, что в течение весенней и осенней сессий нам удастся продвинуться вперед. Предстоит внести много поправок в Бюджетный кодекс, в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: нужно привести их во взаимное соответствие и исключить дублирующие нормы.
Нам всем приходится работать в достаточно сложных условиях. Федеральный бюджет тоже недополучает значительный объем налогов. Начала расти цена на нефть, что не может не радовать: от этого зависят наши нефтегазовые доходы, а значит и то, сколько средств из Резервного фонда будет использовано в этом году и сколько перейдет на следующий. Ведь согласно заявлению министра финансов РФ А. Л. Кудрина, сделанному исходя из ситуации, которая складывалась на 1 мая текущего года, Резервный фонд мог быть использован в полном объеме буквально в 2010 г. Что касается Фонда национального благосостояния, то его планируется в максимальной степени сохранить, тем более что нам предстоит провести весьма финансово емкую пенсионную реформу.
Поделиться