Версия для печати 7521 Материалы по теме
феденев
Экономический кризис серьезно отразился на долговой политике регионов и муниципальных образований страны. Каждый регион, попав в сложное положение, разрабатывает свои меры по выходу из него. Томская область в кризисной ситуации сделала ставку на развитие внутрирегионального рынка заимствований.
Александр ФЕДЕНЁВ, заместитель губернатора Томской области — начальник Департамента финансов

Об управлении долгом в текущей ситуации

Томскую область, как и всех участников финансового рынка, кризис затронул напрямую, повлиял на реализацию ранее намеченных мероприятий. Подойдя к началу кризиса с достаточно высоким, по сравнению со средним значением по стране, уровнем долговой нагрузки, Томской области пришлось уделять более серьезное внимание рынку заимствований и отношениям с инвесторами. Тем не менее, имея несколько сценариев развития ситуации, Томская область смогла достаточно быстро адаптироваться к изменившимся условиям.
график
Первое, что было предпринято, — был уменьшен горизонт планирования новых заимствований. Раньше мы рассматривали займы сроком от четырех лет и более. Трезво оценивая текущую ситуацию, мы понимали, что в настоящее время заимствования на такой срок нам недоступны. В связи с этим мы перестроили временную структуру долга, установив сроки новых заимствований от одного года до трех лет. Кризис заставляет нас быть более гибкими при выборе инструментов заимствований. Если текущая ситуация складывается в пользу какого-то инструмента, мы пытаемся подготовиться заранее, чтобы незамедлительно предложить данный инструмент инвесторам. Это заставляет нас продумывать развитие ситуации на несколько шагов вперед и держать все виды долговых обязательств в «разогретом» состоянии. Так нами подготовлен, впервые в истории Томской области, выпуск краткосрочных облигационных займов.
Также одной из примет кризиса стало привлечение бюджетного кредита из федерального бюджета на сумму 500 млн руб., чего не происходило на протяжении многих лет. Ставка по данному кредиту (¼ ставки рефинансирования) несколько стабилизировала рост расходов на обслуживание долга.
Понимая риски, которые несут инвесторы, приобретающие как новые, так и ранее размещенные ценные бумаги нашего региона, мы в начале 2009 г. законодательно ограничили на региональном уровне максимальный уровень долга на уровне 50 % собственных доходов. Это позволило инвесторам составить более детальное представление о развитии долговой ситуации в регионе в ближайшие годы.

Внутрирегиональный рынок

Одним из направлений в сфере заимствований, на котором во время кризиса был сделан определенный акцент, стало развитие внутрирегионального рынка заимствований. В начале 2008 г. мы сконцентрировали свои усилия по продвижению внутренних облигационных займов Томской области среди населения и предприятий на территории трех областей: Томской, Кемеровской и Новосибирской. Причины, побудившие нас обратить внимание на данный сегмент, следующие:
  • положительный мировой опыт данных заимствований. Во многих странах большая доля накоплений домохозяйств вложена в региональные (муниципальные) займы;
  • потенциальный объем рынка заимствований — на депозитах физических лиц только на территории Томской области хранятся сбережения, которые в сумме превышают годовую сумму собственных доходов региона;
  • диверсификация рынка заимствований для бюджета региона. Известно, что физические лица являются наиболее постоянными и консервативными кредиторами по сравнению с профессиональными инвесторами. Надеемся, что, завоевав стабильные позиции на внутреннем рынке, мы получим в лице жителей региона надежных инвесторов.

История выпуска внутренних облигаций Томской области

Впервые мы предложили населению внутренние облигации в 2002 г. — это были документарные облигации на предъявителя. Данные облигации наряду с очевидными плюсами для владельцев имели и минусы: мы как эмитент, а также владельцы облигаций несли большие риски в связи с их незащищенностью по отношению к неправомерным действиям третьих лиц. В дополнение нам приходилось достаточно сложно выстраивать логистику по доставке бланков облигаций агентам, физические лица несли риск утери облигаций. Восстановление прав на документарные ценные бумаги на предъявителя — это очень сложный процесс с неизвестным финалом. В соответствии с порядком мы обязаны были печатать наши бланки облигаций на предприятии «Гознак», что приводило к большим накладным расходам для бюджета и существенным временным потерям, так как процесс печати бланков облигаций занимал большой срок — до четырех месяцев в связи с большой загрузкой производств «Гознак».
Затем мы переориентировались на документарные облигации с глобальным сертификатом. Данный вид облигаций нивелировал основные минусы облигаций предыдущего вида, однако не стал для нас идеальным. Каждый агент размещал часть выпуска внутри своего депозитария, в связи с чем было практически невозможно сформировать единое учетное пространство облигаций, когда владелец независимо от места приобретения ценных бумаг мог бы их реализовать любому из агентов. Также в силу специфики депозитарного учета нам пришлось отказаться от возможности выплаты дохода и погашения облигаций в наличной форме для физических лиц.
Учитывая перечисленные выше недостатки, мы разработали схему размещения внутренних облигаций в форме именных бездокументарных ценных бумаг, учет по которым осуществляется в одном месте — у уполномоченного реестродержателя. Таким образом нам удалось объединить всех агентов и владельцев облигаций в единую сеть. Также в настоящее время у покупателя есть возможность выбора наличной и безналичной формы выплаты дохода и погашения ценных бумаг.
Большое внимание мы также уделяем вторичному рынку. Поэтому помимо агентов, которые осуществляют выкуп облигаций на вторичном рынке, Департамент финансов предложил населению выкуп облигаций по номинальной стоимости в любой период обращения ценных бумаг, за исключением периода приостановки операций. Это позволило облигациям получить сильное конкурентное преимущество по сравнению с другими инструментами сбережения, что в свою очередь увеличило количество покупателей. По прошествии полугода с начала действия данного предложения можно констатировать, что для населения это является важным фактором при принятии решения о приобретении облигаций. Однако это не привело к неконтролируемому увеличению оборотов вторичного рынка, когда люди приобретают ценные бумаги на очень непродолжительный срок. Средний объем вторичных операций не превышает 5 % от суммы размещенных ценных бумаг.
Увеличение объемов размещения внутренних облигаций происходит очень сдержанно. И проблема по большей части не в размере процентной ставки по облигациям, а в общей финансовой неграмотности, а точнее в менталитете населения. Поэтому мы на территории области разрабатываем Программу финансовой грамотности населения, которую планируем реализовывать совместно с Федеральной службой по финансовым рынкам, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, банками и образовательными учреждениями. Надеемся, что постепенно уровень понимания финансов и рынка у нашего населения начнет повышаться.

Поделиться