Стабильный, динамичный прирост доходов бюджета Краснодарского края позволял из года в год выполнять все расходные обязательства. О том, как сегодня складывается ситуация в финансовой сфере региона, рассказывает
Иван ПЕРОНКО, заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края, руководитель Департамента по финансам, бюджету и контролю.
— Иван Александрович, как мировой финансовый кризис отразился на экономике и финансовой сфере Краснодарского края?
— Безусловно, кризис не мог не отразиться на экономике Краснодарского края. Однако ввиду ее высокой диверсификации финансовые потрясения в крае оказались менее болезненными, чем в ряде других регионов. Кроме того, последствия кризиса самортизировали и успехи, достигнутые в предыдущем году. Несмотря на снижение темпов роста экономики в ноябре-декабре, Кубань завершила 2008 г. с высокими экономическими результатами. Это позволило получить доходы консолидированного бюджета края в объеме более 140 млрд руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы составили более 110 млрд руб.
Однако последствия кризиса все же проявились. С четвертого квартала прошлого года снизились объемы промышленного производства и строительства, выросла безработица. Вместе с тем сохраняется положительная динамика в потребительской сфере и сельском хозяйстве. Но мы отдаем себе отчет в том, что потребление пока держится благодаря тому, что население тратит отложенные деньги.
Снизилась и кредитная активность банков. В I квартале текущего года кредитов было выдано на сумму 91 млрд руб., что составляет 62 % к аналогичному периоду прошлого года.
Бюджет края в прошлом году недобрал из-за кризиса около 2 млрд рублей. Непростая ситуация, хотя и лучше среднероссийских показателей, складывается и в текущем году. По итогам пяти месяцев 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. мы недополучили по налогу на прибыль 14 % доходов, хотя по НДФЛ есть рост, который составил 7,7 %.
За счет создания достаточно прочного резерва по налогооблагаемой базе — «финансовой подушки» по финансовым ресурсам — мы получили возможность уменьшить давление на бюджетную сферу со стороны кризисных явлений. Теперь наша задача — не допустить снижения бюджетных поступлений, сохранив их на уровне 2008 г.
— В связи с ситуацией, сложившейся в экономике страны под влиянием финансового кризиса, внесены ли изменения в закон о краевом бюджете на 2009–2011 гг.? Какие статьи бюджета потребовали корректировки?
— Краевой бюджет на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. разрабатывался и был утвержден в докризисный период. Естественно, с учетом изменения экономической ситуации параметры бюджета были пересмотрены. Доходная часть в целом уменьшена более чем на 10 млрд руб. и утверждена на уровне 2008 г. Соответственно пришлось сократить и ряд расходов: на государственное управление — на 10 %, содержание государственных учреждений — на 10 %, финансирование краевых целевых программ — в среднем на 30 %. Однако расходы по ряду программ, таких как, например, «Жилище» или «Личные подсобные хозяйства», наоборот, увеличены.
Несмотря на финансовые сложности бюджет Краснодарского края по-прежнему социально ориентированный. Расходы в этой области занимают доминирующее место в бюджете. За последние три года объем средств на социальную сферу увеличился в 2,4 раза. В краевом бюджете на 2009 г. и плановый период 2010–2011 гг. мы также заложили высокие расходные обязательства: это касается оплаты труда в бюджетной сфере, реализации социальных программ, выплаты пособий, оказания социальной помощи малоимущим гражданам и т. д. Следовательно, приложим все усилия для выполнения бюджетных назначений.
— С учетом кризиса рассматривается ли в крае вопрос о замене трехлетнего бюджета бюджетом на один год?
— Да, действительно, этот вопрос в нынешних условиях актуален. В связи со снижением поступлений доходов в краевой бюджет по сравнению с первоначальным прогнозом, а также принятием на федеральном уровне решения о признании утратившим силу федерального бюджета на 2010–2011 гг. внесены изменения в региональный Закон «О бюджетном процессе в Краснодарском крае». Суть изменений состоит в том, что в случае снижения в текущем финансовом году общего объема доходов краевого бюджета более чем на 5 % по сравнению с первоначально запланированным положения указанного закона, относящиеся к плановому периоду, могут быть признаны утратившими силу.
Однако Краснодарский край даже в это нелегкое время относится к регионам со стабильным состоянием экономики, что подтверждают данные мониторинга, проводимого Минрегионом России. Поэтому повода к переходу на планирование бюджета на один год в настоящее время нет. Тем более что нам необходимо рационально подходить к выделению средств на такие долгосрочные проекты как, например, строительство олимпийских объектов. Однако не исключено, что мы вернемся к рассмотрению этого вопроса.
— Какие механизмы использует край в преодолении проблем, возникших из-за финансового кризиса?
— С целью нормализации положения в администрации края создан антикризисный штаб, реализуется комплексный план антикризисных мер. Для борьбы с кризисом образованы четыре антикризисные группы по основным экономическим направлениям: промышленность, строительство и инфраструктура, сельское хозяйство и потребительская сфера, санаторно-курортный комплекс. Оказывается государственная поддержка организациям. Особое внимание уделяется развитию тех отраслей, в которых край имеет наибольшие конкурентные преимущества. Это агропромышленный комплекс, курорты, строительство, малый бизнес. Например, с целью поддержки личных подсобных хозяйств субсидируется производство животноводческой продукции, уплата процентов по кредитам, полученным для развития личных подсобных хозяйств, производится компенсация затрат на приобретение товарных и племенных животных. Указанные мероприятия направлены на увеличение доли продукции кубанских производителей. Власти Кубани намерены довести данный показатель до 80 %. Это позволит значительно поддержать реальный сектор экономики.
Еще одно важное направление — развитие курортов и туризма. Это та отрасль, которая способна быстро переориентироваться в новой экономической ситуации. В преддверии курортного сезона реализовывались мероприятия, направленные на обеспечение туристов экономичными и качественными турпродуктами.
В сфере строительства основной акцент делается на повышение доступности жилья, в том числе путем использования ипотечных кредитов, строительства быстровозводимого жилья, капитального ремонта и переселения граждан из аварийного фонда.
С целью развития малого бизнеса создана инфраструктура его поддержки. Например, принят краевой закон, предоставляющий предпринимателям рассрочку до пяти лет для выкупа арендуемого ими государственного и муниципального имущества площадью до 3000 кв. м. Формируются промышленные парки. Осуществляются и другие формы поддержки субъектов малого предпринимательства.
В непростых экономических условиях поддержка оказывается и муниципальным образованиям для стимулирования повышения качества муниципального менеджмента. Например, в краевом бюджете предусмотрены средства в сумме 50 млн руб. на поощрение победителей смотра-конкурса на звание лучшего муниципального образования в Краснодарском крае. Также проводится оценка финансового состояния муниципальных образований. Разработана методика оценки результативности и эффективности бюджетных расходов на социально-культурную сферу. В рамках дальнейшего совершенствования системы мониторинга муниципальных образований предполагается выработать единую комплексную методику оценки качества управления муниципальными финансами с целью поощрения лидеров в сфере финансового менеджмента.
Кроме того, в крае проводятся мероприятия для обеспечения полноты поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет. Понятно, что налог на прибыль, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, прямо пропорциональны финансовым результатам. Основа формирования региональных и местных бюджетов в кризисный период — это в первую очередь стабильные доходные источники, поступления которых в меньшей степени зависят от волатильности экономической ситуации, в частности, земельные и имущественные платежи. Следовательно, нужно разбираться с существующими проблемами их исчисления и уплаты в бюджет.
Таким образом, наши планы достаточно оптимистичны. Вместе с тем на случай ухудшения ситуации в бюджете края на 2009 г. предусмотрен вариант заимствования. Этот механизм можно включить в любой момент. Банки готовы предоставить Кубани необходимый кредит.
— Какие меры, связанные с экономией бюджетных средств, введены в крае? Осуществляется ли внедрение бюджетирования, ориентированного на результат?
— Один из основных приоритетов проводимой в крае бюджетной политики — эффективность бюджетных расходов, внедрение новых методов финансирования, позволяющих обеспечить конечные результаты (количественные и качественные) деятельности каждого учреждения в строгой зависимости от объема выделяемых ему средств. При этом не ставится задача сокращения числа учреждений, оказывающих социальные услуги населению. Напротив, в крае ежегодно открываются новые спортивные школы, строятся современные спортивные комплексы с бассейнами, катками и другими функциональными залами.
С июля 2006 г. здравоохранение края переведено на страховую модель с одноканальным принципом финансирования. С этого времени поэтапно внедрена система оплаты медицинских услуг за «законченный случай» лечения. Такая модель позволяет оптимизировать организацию медицинской помощи, способствует рациональному и более эффективному использованию всей лечебной сети, а также позволяет оценивать деятельность стационара не по показателю коечной мощности, а по количеству пролеченных больных.
С 1 сентября 2006 г. в крае введено нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. В результате в отрасли обеспечена прямая зависимость величины фонда оплаты труда в каждой конкретной школе от числа учащихся. Оптимизировано соотношение количества классов с числом учащихся, а также численность учителей. Важно, что сэкономленные средства остаются в учреждении и направляются прежде всего на увеличение оплаты труда персонала. Неслучайно в 2008 г. средняя заработная плата учителей на Кубани выросла на 41 %, в декабре она составила 13 927 руб. С 1 января текущего года у более чем половины учителей жалованье за труд выше, чем средняя зарплата в других отраслях экономики края. С 2008 г. аналогичный механизм нормативно-подушевого финансирования внедрен и в учреждениях начального профессионального образования.
С 2006 г. в крае реализуется комплекс мер, в том числе и финансовых, связанных с административной реформой. В первую очередь оптимизированы функции органов исполнительной власти. Внедряются принципы управления по результатам. Проведена работа по регламентации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций. Основные цели всех этих мер — повышение качества и доступности государственных услуг, снижение административных барьеров, противодействие коррупции, повышение эффективности деятельности государственных органов власти.
— Иван Александрович, а применяется ли в крае метод программно-целевого планирования?
— Да, мы активно используем данный метод. Доля программно-целевых расходов в общем объеме средств краевой казны в 2008 г. составила почти 15 %. Для сравнения: в 2006 г. этот показатель равнялся 8,5 %. В 2008 г. в крае действовали 70 краевых целевых программ с объемом финансирования более 16 млрд руб. По сравнению с 2007 г. средства на выполнение данных программ возросли в 1,7 раза.
Реализуемые в крае целевые программы направлены в основном на развитие здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, агропромышленного комплекса и строительной отрасли. Так, например, за счет краевых целевых программ жителям края стали доступны высокотехнологичные виды медицинской помощи. Заменено оборудование школьных пищеблоков, приобретены школьные автобусы. В связи с ростом рождаемости увеличено количество мест в дошкольных образовательных учреждениях края.
Созданы необходимые условия для работы спортивных школ по развитию детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва. Например, в 2008 г. число занятых в спортивных мероприятиях увеличилось по сравнению с 2006 г. на 60 %. Сегодня на Кубани спортом занимается 1 млн человек, то есть каждый пятый житель.
Что касается поддержки сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, то средства, выделенные из федерального и краевого бюджетов на эти цели, в 2008 г. увеличены почти на наполовину и составили более 5 млрд руб., в том числе из краевого бюджета — 2 млрд руб. Государственная поддержка оказана по 18 основным направлениям. Главные из них — возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам, возмещение процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученными субъектами АПК и лизинговыми организациями, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
В продолжение национального проекта «Развитие АПК» в настоящее время действует государственная программа развития сельского хозяйства, рассчитанная до 2012 г. и аналогичная краевая целевая программа, охватывающая как производственную, так и социальную сферу (улучшение жилищных условий, газификация и водоснабжение села).
Оказывается государственная поддержка и строительной индустрии. В целом по федеральным, краевым и муниципальным программам на развитие данной отрасли в 2008 г. направлено более 4 млрд руб. В крае реализуется беспрецедентный проект: из краевого бюджета оплачивается половина расходов муниципальных образований на создание инженерных коммуникаций. С целью развития жилищной сферы предоставляются социальные выплаты на оплату части стоимости жилья при получении ипотечных жилищных кредитов. С помощью ипотеки жителями края приобретено более 17 тыс. квартир.
— С 1 декабря 2008 г. во всех федеральных органах, ведомствах и учреждениях введена новая система оплаты труда работников бюджетной сферы. На каком этапе эта работа находится в крае?
— Несмотря на то что в конце прошлого года ощущались сложности с исполнением бюджета, с 1 декабря 2008 г. в Краснодарском крае с целью создания условий для введения отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений фонд оплаты труда увеличен на 22 %. Новые системы оплаты труда — достаточно оптимальный, надежный инструмент для эффективного использования бюджетных средств. Эти системы, в частности, содержат механизмы, направленные на расширение прав руководителей в формировании штатных расписаний. Теперь каждое бюджетное учреждение заинтересовано в оптимизации числа работающих. При этом сэкономленные средства также используются по собственному усмотрению. Как свидетельствует практика, в первую очередь — на повышение оплаты труда наиболее инициативным и успешным сотрудникам.
— Есть ли у Краснодарского края долговые обязательства?
— Краснодарский край на протяжении ряда лет отличается тем, что имеет низкий уровень государственного долга, что положительно отражается на его кредитоспособности. На 1 июня 2009 г. государственный внутренний долг Краснодарского края составил 3,9 % от запланированного годового объема доходов краевого бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Кроме этого, в структуре долга отсутствует просроченная задолженность.
У края имеется опыт использования инструментов фондового рынка для привлечения средств в бюджет. Например, в 2007 г. на фоне роста процентных ставок по заимствованиям успешно была осуществлена эмиссия государственных облигаций в объеме 1,5 млрд руб. на выгодных для края условиях.
Хочу отметить, что даже в нынешних непростых условиях Краснодарский край готов в срок и в полном объеме исполнять все свои обязательства перед кредиторами по существующим долговым обязательствам.
— Иван Александрович, а каковы перспективы бюджетного планирования в Краснодарском крае?
— Работа по формированию очередного бюджета уже начата. Основное внимание при планировании краевого бюджета на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг. уделяется детальному анализу текущей ситуации во всех секторах экономики края. При этом оценивается результативность краевых целевых программ и инвестиционных проектов. Несмотря на кризисные явления рост экономических показателей и собственных доходов краевой казны прогнозируется и в последующие годы. Просчитывается и запасной вариант в случае пессимистического поворота событий. Однако хочу подчеркнуть: при любом раскладе социальная сторона бюджета останется незыблемой.
— Ну и последний вопрос, актуальный: как, по-вашему, кризис переживем?
— Я считаю, что оптимизм терять нельзя. Кризис обнажил проблемы в экономике и финансовой сфере, и их надо решать. Я думаю, что это время необходимо максимально использовать. Кризис — это шанс для развития. Он может способствовать оздоровлению ряда отраслей, в первую очередь повысить конкурентоспособность отечественного, кубанского производства. Я думаю, что наша экономика выйдет из кризиса не только обновленной, но и более сильной.
— Бюджетная политика — №7 Июль 2009 — 15 августа 2009