Версия для печати 3958 Материалы по теме
самара
Городской округ Самара признан лучшим муниципальным образованием по нормативно-правовому обеспечению бюджетного процесса в рамках II Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами». Экономисты самарской мэрии на достигнутом останавливаться не собираются: в городе созданы все условия для совершенствования бюджетного процесса и пополнения муниципальной казны.

В конце мая 2009 г. прошло награждение призеров и номинантов II Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами», организованного журналом «Бюджет» совместно с Сообществом финансистов России при поддержке Совета Федерации. Заявки на участие в конкурсе прислали 190 муниципальных районов и городских округов из 57 субъектов РФ. От Самарской области кроме столицы региона в нем приняли участие еще пять муниципальных образований — города Тольятти и Сызрань, Сергиевский, Безенчукский и Ставропольский районы.
Самара была отмечена в номинации «За лучшее нормативно-правовое обеспечение бюджетного процесса». Критерием для отбора победителей в этой номинации было наличие у участников конкурса полного перечня нормативно-правовых документов, которые обеспечивают эффективное функционирование бюджетной системы в городе. Жюри отметило общий высокий уровень бюджетных показателей в Самаре. Одним из «козырей» городского округа стало наличие публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства и проведение общественных слушаний по их обсуждению.
За 2008 г. поступление собственных доходов бюджета Самары увеличилось в 2,5 раза: в городе собрано почти 97 млрд руб. налогов, сборов и иных обязательных платежей. Из них в бюджет городского округа Самара поступило 8,8 млрд руб. налоговых доходов. Поступление НДФЛ увеличилось более чем на 30 % по сравнению с 2007 г. Во многом это связано с активизацией работы по легализации «теневой» заработной платы. Доходы муниципального сектора экономики в 2008 г. достигли 7,5 млрд руб., что на 22 % больше, чем в 2007 г. Сальдированным результатом деятельности всех муниципальных предприятий стала прибыль в размере 180 млн руб. Такой положительный финансовый результат был достигнут в Самаре впервые за последние пять лет. Достаточно высокая наполняемость бюджета позволила практически полностью расплатиться с многомиллионными долгами, накопившимися еще с 90-х гг., и еще больше средств направить на социальные нужды города.
В 2009 г. поступление доходов в городской бюджет снизилось — за первые три месяца бюджет недополучил порядка 600 млн руб. Из всех муниципалитетов области Самара подошла к секвестированию бюджета последней — в конце мая, и секвестр составил 10,8 %. На сегодняшний день основные показатели бюджета Самары на 2009 г. таковы: доходы чуть более 12 млрд руб., расходы — 13,7 млрд руб., дефицит бюджета — около 1,7 млрд руб.
Как отметил первый заместитель главы города В. П. Братчиков, защищенные статьи бюджета несмотря ни на что будут обеспечены в полном объеме. «Это зарплата, питание в школах, приобретение медикаментов, коммунальные платежи и многое другое. Общий объем таких расходов в этом году составляет 5,6 млрд руб. В результате секвестирования урезаны те статьи, расходы по которым не носят первоочередного характера: уменьшен объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, сократилось финансирование ряда целевых программ. После стабилизации экономической ситуации все эти расходы обязательно будут возобновлены», — пояснил первый вице-мэр Самары.
Глава Самары В. А. Тархов в начале года первоочередной задачей определил поиск новых источников наполнения городского бюджета. Традиционно в доходах муниципального бюджета наибольший удельный вес занимают НДФЛ, земельный налог, ЕНВД. В первую очередь усилия финансово-экономического блока мэрии направлены на сохранение и увеличение поступлений этих налогов. В Самаре функционирует совместная комиссия мэрии и УФНС по Самарской области по легализации недекларируемой заработной платы, принимаются меры по стабилизации рынка труда в городе. Важными направлениями работы муниципалитета являются поддержка малого и среднего предпринимательства, стимулирование муниципального сектора экономики, привлечение инвестиций для решения городских задач.

Рынок труда

Основная статья доходов любого муниципального бюджета — налоги. Львиную долю налоговых доходов составляет НДФЛ, поэтому так важно стабилизировать рынок труда. На протяжении 2008 г. среднемесячная номинальная заработная плата по Самаре превышала среднеобластной и среднероссийский уровень. Самара традиционно занимает первое место в ПФО по величине среднемесячной заработной платы работников учреждений здравоохранения и предоставления социальных услуг (13 087 руб.) и второе место в сфере образования (11 762 руб.). Из бюджета городского округа выделяются средства на доплаты к тарифным ставкам (окладам) работников с 1 по 9 разряды, оплата труда которых осуществляется по ЕТС.
Осуществляются дополнительные денежные выплаты медицинским работникам станции скорой медицинской помощи, отделений неотложной помощи муниципальных медицинских учреждений, не вошедших в рамки приоритетного национального проекта «Здоровье», а также работникам, осуществляющим медицинское обслуживание в общеобразовательных учреждениях.
Кроме того, в 2008 г. начали осуществляться денежные выплаты работникам отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных и недоношенных детей. Всего на вышеназванные доплаты из бюджета городского округа в 2008 г. было направлено более 116 млн руб. Все эти меры позволили решить поставленную Президентом РФ задачу по повышению уровня реальной заработной платы работников бюджетной сферы за период с 2006 по 2008 гг. в 1,5 раза.

Малый и средний бизнес

Пополнение городской казны происходит также за счет активности малого и среднего бизнеса. Власти Самары создают необходимые условия для развития предпринимательства. Сегодня в городе работает почти 6 тыс. предприятий малого бизнеса и порядка 25 тыс. индивидуальных предпринимателей. Значительная часть малых предприятий и индивидуальных предпринимателей являются плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД), 90 % от которого поступает в доходную часть городского бюджета. Так, в 2008 г. в бюджет городского округа ЕНВД поступил в сумме 643,8 млн руб., что на 12 % больше, чем в 2007 г.
В прошлом году в Самаре начала действовать «Целевая программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства» на 2008–2012 гг. В городе открылся Финансово-аналитический центр, который формирует базы данных предпринимателей, претендующих на получение кредита, и оказывает содействие кредитованию субъектов малого предпринимательства.
В конце мая в городе уже во второй раз прошла выставка местных товаропроизводителей «Самарский бизнес от А до Я». В сложных экономических условиях выставка стала еще одной площадкой, где производители могут заявить о себе, привлечь внимание и покупателей, и партнеров. Продемонстрировать свои достижения и продукцию жителям и гостям города решили более 120 предприятий.
Подтверждением эффективности всех перечисленных мер поддержания самарской экономики явилось то, что город вошел в пятерку лучших городов для бизнеса по версии авторитетного журнала Forbes. Самара заняла третье место среди крупнейших нестоличных городов России, уступив лишь Краснодару и Казани. В рейтинге оценивались деловой климат, покупательская способность населения, устойчивость во время кризиса, социальные характеристики, инфраструктура, комфортность ведения бизнеса для владельцев и топ-менеджмента компаний. Год назад в этом же рейтинге Самара заняла четвертое место. По мнению издания, в этом году в кризисных условиях лидерство сохранили города с диверсифицированной экономикой и те, где местные власти создают равные условия для всех предпринимателей.

Социальная поддержка

Бюджет городского округа Самара можно с полной уверенностью назвать социально ориентированным. Расходы на социальную сферу с учетом выпадающих доходов в сферах транспорта и ЖКХ составляют порядка 85 % финансового плана 2009 г.
Из бюджета Самары оплачиваются расходы на организацию питания школьников и воспитанников муниципальных ДОУ из социально-незащищенных семей (15 тыс. чел.). Полностью сохранено финансирование городских целевых программ «Ветераны Самары» и «Самара — наша жизнь» (программа помощи инвалидам). Несмотря на кризис сохранены все меры социальной поддержки граждан. В настоящее время субсидиями и льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг пользуется около четверти населения города.
В Самаре негативные последствия финансово-экономического кризиса решили минимизировать сразу несколькими способами. Первым шагом стало подписание соглашения с крупными предприятиями розничной торговой сети. Товары первой необходимости по ценам с минимальной торговой наценкой самарцы могут приобрести сразу в нескольких торговых сетях. По инициативе главы Самары В. А. Тархова в городе открыто два социальных магазина, реализующих продукты по низким ценам. В социальных магазинах цены на продукты питания значительно ниже, по некоторым позициям экономия составляет от 30 % до 70 %. В ближайшее время будут открыты еще шесть таких дискаунтеров во всех районах города.
В настоящее время в областном центре функционирует 21 тонар «Социальный хлеб», в которых помимо хлеба можно приобрести крупы, муку, макаронные изделия, молочную продукцию, яйца, сахар по цене на 20–25 % ниже средних розничных. Помогают гражданам покупать продукты по доступным ценам и ярмарки. Торговые места сельхозпроизводителям и дачникам на таких ярмарках предоставляются бесплатно. Поэтому и цены на продукты остаются выгодными и для покупателей, и для продавцов.
Совместно с представителями бизнеса администрация Самары реализует социальный проект «Забота». Самара стала первым городом в Поволжье, организовавшим сеть социальных столовых. Полноценно пообедать в этих столовых можно всего за 60 руб., причем рацион составлен таким образом, что обеспечивает пищевую ценность и калорийность, необходимую для взрослого человека. Сегодня в городе функционирует 14 социальных столовых.

Привлечение инвестиций

Мэр Самары В. А. Тархов убежден, что расходовать бюджетные средства на решение всех городских задач неправильно. Функция муниципалитета — создать условия для привлечения инвесторов в строительную сферу, в отрасли транспорта и благоустройства. Например, таким путем сегодня в городе решается проблема ветхого жилья.
В Самаре ведется градостроительная политика, в основе которой лежит комплексное развитие территорий. Принят новый Генеральный план города. За период с ноября 2006 г. по настоящее время глава города не подписал ни одного постановления, дающего право на уплотнительную, точечную застройку.
Программа комплексного развития территорий реализуется администрацией Самары с помощью аукционов, в ходе которых компания-победитель получает территорию (с обязательным обременением по сносу ветхого и аварийного жилья и отселением жителей) в долгосрочную аренду. Помимо жилых зданий на площадке должны появиться и объекты соцкультбыта, в первую очередь — детские сады и школы.
«Во-первых, появляются новые участки для строительства. Во-вторых, мы уходим от точечной застройки и переходим к комплексной. Мы экономим средства на размещении объектов соцкультбыта, так как они строятся за счет инвесторов. Кроме того, от проведения аукционов деньги поступают в городской бюджет», — рассказал о преимуществах такой системы первый вице-мэр Самары С. Ю. Арсентьев. На сегодняшний день в Самаре проведено 17 аукционов на право комплексной застройки, договоры с инвесторами заключены на развитие территорий общей площадью 24,31 га. Количество ветхого жилья, планируемого к сносу, на этих площадках составляет порядка 56 547 кв.м.
Развитие жилищного строительства продолжается в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». В соответствии с соглашением, заключенным между администрацией городского округа Самара и правительством Самарской области по реализации нацпроекта, в 2008 г. плановое значение по вводу жилья в Самаре было установлено в объеме 520 тыс. кв. м. Фактически же введено в эксплуатацию 730 тыс. кв. м жилья, что на 19,3 % выше уровня 2007 г. и на 40,4 % выше планового показателя, установленного соглашением.
Для строительства наиболее значимых объектов в город инвестируются средства бюджетов всех уровней. За счет средств федерального бюджета осуществлялось строительство онкологического центра (748,2 млн руб.), Самарского метрополитена (553,9 млн руб.), реконструкция государственного театра оперы и балета (40 млн руб.). Всего в 2008 г. на территории городского округа введено в эксплуатацию 100 объектов гражданского назначения общей площадью 305,5 тыс. кв. м.
Фото Евгений Мелехин
Поделиться