Версия для печати 4381 Материалы по теме
Башун
О бюджете, социальной политике, законодательной деятельности в Амурской области рассказывает председатель Законодательного собрания региона Александр БАШУН.

— Александр Николаевич, позади год работы Законодательного собрания пятого созыва. Срок невелик, тем не менее можно ли сегодня говорить о каких-либо результатах?
— Минувший год был насыщен политическими и экономическими событиями как в масштабах страны, так и в масштабах области. Выборы Президента РФ, значительные изменения в исполнительной и законодательной ветвях власти области и, наконец, экономический кризис… Все это, безусловно, сказалось на работе амурского парламента. Однако депутаты приложили все усилия, чтобы деятельность Законодательного собрания была направлена на главное — правовое обеспечение эффективного проведения государственной политики в разных сферах, в том числе государственного строительства, бюджетной политики, в экономической, социальной сферах, развитии агропромышленного комплекса, природопользования.
За минувший период Законодательным собранием области принято более тысячи нормативно-правовых актов, в том числе 210 законов. Если говорить о структуре законов области по сферам правового регулирования, то преобладают законы, касающиеся социальной политики, государственного строительства и местного самоуправления, а также природопользования и экологии.
Следуя государственному курсу борьбы с коррупцией, указанному в Национальном плане противодействия коррупции, депутаты подготовили и рассмотрели законопроект «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области». Законом определены меры по противодействию коррупции в Амурской области, в частности, проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, антикоррупционного мониторинга, внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации законодательства о государственной службе и т. д.
Была проведена определенная законотворческая деятельность для обеспечения эффективной реализации национального проекта «Обеспечение жильем молодых семей на 2006–2010 гг.». В частности, были внесены изменения в законодательство, согласно которым возраст молодой семьи увеличивается с 30 до 35 лет.
С 1999 г. в нашем регионе велась деятельность по разработке символики области. В прошлом году были приняты нормативно-правовые акты о создании и использовании символики, в том числе об официальных символах власти губернатора Амурской области, о гербе и флаге.
В связи с финансовой нестабильностью в стране определенное внимание было отведено вопросам формирования тарифов на тепловую, электрическую энергию на 2009 г. и, конечно же, повышенное внимание проявлено к принятию бюджета на 2009 г. и к использованию бюджетных средств.

— А каковы характеристики бюджета Амурской области? На чем был сделан акцент при принятии данного документа?
— Принимая бюджет на 2009 г., мы поставили задачу сохранить существующие социальные выплаты в полном объеме, что и было сделано. Но при этом мы предусмотрели возможность направлять деньги на развитие экономики области, поддержку сельских товаропроизводителей и предпринимателей.
В свете кризисных событий нам пришлось пересмотреть принятый бюджет. Изменения в закон Амурской области «Об областном бюджете на 2009 г.» были внесены на двух последних заседаниях Законодательного собрания. Уточнен объем доходов в сторону увеличения на сумму безвозмездных перечислений, поступивших из федерального бюджета. В их числе субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой и не имеющих закрепленного жилого помещения, а также на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, средства государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Таким образом, доходы областной казны составят более 27 млрд руб., расходы — 29,5 млрд руб., источники внутреннего финансирования дефицита — 2,5 млрд рублей.

— Александр Николаевич, на что именно пойдут средства безвозмездных перечислений?
— В первую очередь на 138,1 млн руб. будут увеличены расходы областного бюджета на организацию коммунального хозяйства в части заготовки топлива. Существенный объем дополнительных средств — 930 млн руб. будет направлен на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, а также на переселение граждан из аварийного жилого фонда за счет средств госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Из амурской казны при софинансировании фонда на эти мероприятия выделено дополнительно 60 млн руб. Кроме того, значительная сумма средств будет направлена на реализацию федеральной целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры территорий Амурской области на период до 2013 г.».
В расходы включены средства на строительство многоквартирного дома для ветеранов в Благовещенске и для софинансирования объектов капстроительства в муниципальных образованиях области. При поддержке областного бюджета будут завершены работы на ряде строительных объектов. В список вошли детская поликлиника Белогорска, хирургический корпус областной детской клинической больницы, а также сельские школы и районные больницы.
Около 1 млрд руб. будет направлено на развитие сельского хозяйства области. Значительные средства — более 203 млн руб. — выделены на меры по поддержке рынка труда и различных отраслей экономики. По данным управления занятости населения Амурской области, сейчас в Приамурье насчитывается 24 312 официально безработных. Еще 21 тыс. человек могут лишиться работы в любое время. В эту категорию входят люди, которые так или иначе лишены полной заработной платы, то есть работники, отправленные в неоплачиваемые отпуска, переведенные на неполный рабочий день. Программы же по борьбе с безработицей помогут удержать ее уровень в пределах 5,5 % от численности экономически активного населения.
Чтобы занять людей, оставшихся без работы, органы местного самоуправления городов, поселков, сел организовывают общественные работы.

— Насколько оправдались ожидания по поступлениям доходов в областной бюджет?
— В консолидированный бюджет Амурской области за первые три месяца 2009 г. поступило более 6 млрд руб., в том числе в областной бюджет — 5 млрд руб., в бюджеты территорий — 1,4 млрд руб.
Основным налогом, формирующим областной бюджет (33 % в общем объеме поступлений) и бюджеты муниципальных образований (78 %), является налог на доходы физических лиц. НДФЛ полностью остается на территории субъекта и распределяется между областным и местными бюджетами согласно установленным нормативам — 60 % получает область, 40 % — местные бюджеты. С января по апрель 2009 г. поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Амурской области возросли к уровню прошлого года на 11 %. Всего поступило налога 2,8 млрд руб.
Стоит отметить рост поступлений по группе имущественных налогов. За четыре месяца 2009 г. гражданами — владельцами транспортных средств в казну перечислено 209 млн руб. В 2,9 раза вырос налог на добычу полезных ископаемых, в три раза — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.

— Законотворческая деятельность законодательных собраний регионов в 2009 г. проходит под эгидой противостояния кризису. Какие антикризисные законы приняты в вашей области?
— Безусловно, мы приняли пакет антикризисных законов, направленных на поддержку амурских предприятий. В условиях финансовой нестабильности акцент сделан на сохранении и развитии промышленного и технологического потенциала. Это позволит повысить уровень обеспеченности возврата заемных средств банкам и тем самым поможет в получении кредитов на производственную деятельность предприятиям, представляющим ключевые отрасли экономики. Речь идет о сельском хозяйстве, жилищном строительстве, переработке и других важных сферах.
В числе приоритетных задач, которые мы сегодня перед собой ставим, — защита от последствий финансового кризиса максимального количества амурских предприятий. Это потребовало внесения ряда изменений в областное законодательство. Раньше, чтобы получить областную государственную гарантию, необходимо было участвовать в конкурсе. На его организацию, проведение и другие организационные моменты требовалось больше месяца. Чтобы предприятия могли оперативно заручиться госгарантией, правительство области предложило упростить эту процедуру. Депутаты данное предложение поддержали, и сегодня предприятия могут получать госгарантию в рабочем порядке.
Государственные гарантии для предприятий и организаций Приамурья будут предоставляться по четырем направлениям. Это заимствования на создание коммунальной инфраструктуры, увеличение объемов ипотечного кредитования, реализация инвестиционных проектов, а также осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения. К тому же для предприятий, реализующих инвестиционные проекты, обеспечение по этой гарантии будет снижено со 100 до 10 % от ее суммы. В условиях снижения инвестиционной активности это хорошая поддержка для тех, кто занимается инвестиционными проектами, и, безусловно, данная мера положительно отразится на экономическом состоянии области.
Кроме того, этот закон позволит повысить доступность кредитных ресурсов. Госгарантия может стать решающим фактором для банков при предоставлении займов и будет использована как достойное обеспечение по кредитам.
Вторым в пакете антикризисных законов стал проект закона об установлении дифференцированных налоговых ставок для малого бизнеса. Сегодня регионам дано право устанавливать ставки в пределах 5–15 % для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Воспользовавшись этим правом, мы для тех предпринимателей, которые осуществляют деятельность в сфере образования, здравоохранения, предоставления социальных и коммунальных услуг, установили минимальную ставку 5 %. Те, кто занят в обрабатывающем производстве, строительстве и сельском хозяйстве, будут платить 10 %, все остальные — 15 %. Поскольку эти ставки действуют с 1 января 2009 г., за I квартал текущего года предприятиям будет сделан перерасчет.
В качестве временной меры финансовой поддержки был разработан и принят еще один законопроект о предоставлении рассрочки или отсрочки по уплате областных налогов. Основанием для этого является снижение доходов у налогоплательщика минимум на 30 % в отчетном квартале по сравнению с предыдущим. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате региональных налогов принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика по согласованию с министерством финансов Амурской области в порядке, установленном губернатором.
Кроме того, были внесены изменения в областной закон «О целевых налоговых льготах на 2009 г.». Этот закон предусматривает снижение налогового бремени для организаций, которые оказывают помощь в приобретении жилья своим работникам. Изменения, внесенные в данный закон, предусматривают снижение ставки налога на прибыль на четыре пункта организациям, приобретающим своим работникам жилье, а также полностью или частично возмещающим им стоимость приобретаемого или строящегося жилья.
Налоговые льготы будут предоставляться при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на данные цели. Расчет налоговой льготы будет определен исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.

— Как правило, в условиях финансовых проблем страдают прежде всего незащищенные слои населения. Какие меры принимаются в области, чтобы поддержать граждан с низким уровнем доходов?
— Кризисная ситуация в стране обязывает законодателей не оставлять без поддержки наиболее незащищенные категории граждан. И мы не исключение. Существенной мерой социальной поддержки граждан с низким уровнем доходов стали субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Депутаты Законодательного cобрания внесли изменения в соответствующий закон Амурской области. На сегодняшний день максимально допустимая доля расходов граждан России на оплату коммунальных услуг составляет 22 % от совокупного дохода семьи, а на все, что сверх того, предоставляется субсидия. В Приамурье было решено снизить размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов населения на оплату услуг ЖКХ. Теперь субсидии предоставляются дифференцированно. Все амурчане, среднедушевой месячный доход которых ниже 6 тыс. руб., имеют право на субсидии из бюджета, но сумма субсидий будет зависеть от суммы дохода. Так, при среднедушевом доходе до 2 тыс. руб. максимальный размер расходов гражданина на услуги ЖКХ — 5 %, остальная сумма возмещается  из бюджета. При доходе до 4 тыс. руб. доля собственных расходов граждан на оплату услуг ЖКХ составляет 10 %, при доходе до 6 тыс. руб. — 16 %, при доходе свыше 6 тыс. руб. — 22 %. Одинокие пенсионеры, семьи, состоящие из пенсионеров, многодетные семьи, семьи с одним родителем и несовершеннолетними детьми при доходе от 6 тыс. до 7200 руб. на одного человека платят 16 % от стоимости услуг ЖКХ. Новая схема делает субсидии более доступными, чем раньше.
Депутаты приняли решение и о поддержке работников библиотек образовательных учреждений сел и поселков. Они включены в список имеющих право на социальную поддержку в виде льготы на оплату коммунальных услуг. Предоставленная им областная льгота значительно уменьшит их расходы на коммунальные платежи. Льготы для них начали действовать с текущего года. Но поскольку закон, по которому предоставляются эти льготы другим категориям граждан, действует с 2006 г., то работники библиотек могут рассчитывать на возмещение расходов за коммунальные услуги также начиная с 2006 г. Мы подсчитали, что библиотекарям, проживающим в амурских селах, предстоит вернуть около 10 млн руб., сумма немаленькая, но мы пошли на эти расходы.
Идти на столь серьезные меры поддержки нас заставляет жизнь. Мы понимаем, что в условиях кризиса всем нелегко. Но тем, у кого доходы невелики, труднее всех. Однако мало принимать законы, нужно сделать так, чтобы они работали. Поэтому мы пытаемся держать под контролем и исполнение законов. Так, на одном из заседаний депутаты заслушали информацию о выполнении закона Амурской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей». И, как оказалось, помощь (в виде обеспечения лекарством детей до 6 лет, освобождения от уплаты за проезд на транспорте общего пользования, за питание детей в общеобразовательных учреждениях и т. д.) многодетным семьям, предусмотренная законом, доходит не до всех адресатов. Многие семьи, которые имеют право пользоваться льготами, даже не знали о существовании данного закона. В связи с этим депутаты рекомендовали Министерству социальной защиты населения, работающему непосредственно с этой категорией граждан, обратить на данные факты внимание и донести всю информацию о мерах социальной поддержки, предусмотренных законодательством области, и порядке их предоставления до каждой многодетной семьи.

Материал подготовила Лариса БУЯНОВА
Поделиться