Одной из наиболее серьезных проблем российских регионов является слабое развитие общественной инфраструктуры. Государственно-частное партнерство может стать выходом из создавшегося положения, и Внешэкономбанк уделяет вопросам ГЧП самое пристальное внимание.
Александр ВОРОТНИКОВ, управляющий директор Центра ГЧП Внешэкономбанка
Развитие экономики страны, повышение ее конкурентоспособности невозможно без развития регионов. Именно синергетический эффект от экономического роста отдельных регионов способен повысить конкурентоспособность страны в целом. Этим объясняется актуальность и необходимость формирования новых и совершенствования существующих институтов регионального развития.
На нашем сайте есть библиотека статей, посвященная ГЧП в России. Ознакомиться с ней можно здесь.
При подготовке проектов ГЧП органы власти должны не только решать вопросы процедуры проведения конкурса и определять критерии выбора победителя, но и формировать обеспечение управления рисками проекта в части собственных обязательств по контракту. Необходимо готовить и принимать сложные решения по формированию контракта, который редко бывает полностью типовым, организовывать долгосрочное экономическое регулирование проекта, формировать механизмы участия бюджета
в реализации проекта, в отдельных случаях осуществлять необходимые институциональные преобразования. Результат этой деятельности формируется путем публичных процедур и определяет возникновение интереса к проекту со стороны инвесторов и кредиторов и по существу формирует конкуренцию за проект.
Несомненно, реализация ГЧП может помочь стабилизировать негативные экономические явления и будет способствовать выходу из кризиса. Уже хотя бы по этой причине нужна реальная поддержка ГЧП органами государственной (региональной) власти, но в свою очередь они должны обеспечить как эффективное регулирование процессов развития ГЧП, так и контроль за использованием средств, выделенных на эти цели.
Деятельность регионального центра ГЧП должна, по нашему мнению, строиться на следующих принципах:
1РЦ ГЧП встроен в систему органов государственного (муниципального) управления, решающих задачи социально-экономического развития региона, и является частью этой системы.
2Развитие ГЧП для решения задач публичного сектора, лежащих в плоскости социально-экономического развития региона, является обязанностью РЦ ГЧП.
3В своей деятельности РЦ ГЧП руководствуется приоритетами социально-экономического развития региона, утвержденными региональными властями.
4РЦ ГЧП уполномочен принимать решения по вопросам своей компетенции от имени региональных властей.
5РЦ ГЧП обладает компетенцией и бюджетом для ведения деятельности по организации проектов ГЧП.
6РЦ ГЧП регулярно взаимодействует с государственными институтами развития по вопросам методологии организации проектов, обеспечивая тем самым качество решений ОГМУ о реализации проектов ГЧП.
7РЦ ГЧП работает по стандартизированному регламенту, обеспечивая легитимность и прозрачность процедур ГЧП, а также достижение результатов, пригодных для привлечения внебюджетного финансирования капитальных вложений.
8РЦ ГЧП обладает полномочиями для осуществления контроля за исполнением обязательств ОГМУ, принятых перед частными партнерами и финансирующими организациями по контракту ГЧП.
9РЦ ГЧП формирует собственные кадры, потенциал которых достаточен для организации проектов ГЧП и оценки качества работы внешних специалистов (организаций), привлеченных для работы над проектами.
Задачей отдела ГЧП будет являться проведение аналитической работы для выработки решений по вопросам развития ГЧП (в частности, анализ стратегии социально-экономического развития региона, определение перечня приоритетных для региона проектов ГЧП, организация работы с потенциальными партнерами и консультантами). Организация рабочего органа РЦ ГЧП не предполагает создания в обязательном порядке нового органа в структуре исполнительной власти региона. Полномочиями по управлению проектами ГЧП может быть наделен уже существующий орган исполнительной власти путем внесения изменений в положение о нем.
Вторым (верхним) звеном РЦ ГЧП является коллегия, а при отсутствии коллегии — правительственная комиссия, состоящая из руководителей министерств и ведомств правительства (администрации) региона в подчинении главы региона (далее — коллегиальный орган). Функцией данного коллегиального органа является принятие решений на основании разработанных рабочим органом ГЧП предложений (об утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов ГЧП регионального значения, об утверждении концепций и графиков подготовки конкретных проектов с определением обязательств всех входящих в состав комиссии министерств и ведомств и т. д.).
Созданный коллегиальный орган будет обладать возможностью разрешения межведомственных вопросов при организации ГЧП, относящихся к компетенции различных ведомств, что является необходимым условием эффективной работы публичного субъекта по организации и реализации проектов. В состав коллегиального органа РЦ ГЧП могут входить представители федеральных органов государственной власти и государственных институтов развития, в том числе Внешэкономбанка. Коллегиальный орган будет действовать на основании положения, регламентирующего порядок его работы (периодичность и порядок созыва заседаний, порядок принятия решений и т. д.).
В настоящее время работа по созданию центров ведется в 30 регионах, в трех они уже созданы (Белгородская, Владимирская и Курганская области).
Александр ВОРОТНИКОВ, управляющий директор Центра ГЧП Внешэкономбанка
Развитие экономики страны, повышение ее конкурентоспособности невозможно без развития регионов. Именно синергетический эффект от экономического роста отдельных регионов способен повысить конкурентоспособность страны в целом. Этим объясняется актуальность и необходимость формирования новых и совершенствования существующих институтов регионального развития.
Роль региональных и муниципальных органов власти
Формирование рынка проектов ГЧП должно происходить в соответствии с отраслевыми и региональными стратегиями развития, при этом основным механизмом их реализации будет запуск тендеров на заключение контрактов ГЧП и их последующее выполнение. Ответственными за организацию проектов ГЧП, как представляется, должны стать органы государственного и муниципального управления (далее — ОГМУ). В связи с этим важнейшими партнерами Внешэкономбанка (далее — Банк) являются региональные или муниципальные органы власти, ответственные за организацию проектов ГЧП.На нашем сайте есть библиотека статей, посвященная ГЧП в России. Ознакомиться с ней можно здесь.
При подготовке проектов ГЧП органы власти должны не только решать вопросы процедуры проведения конкурса и определять критерии выбора победителя, но и формировать обеспечение управления рисками проекта в части собственных обязательств по контракту. Необходимо готовить и принимать сложные решения по формированию контракта, который редко бывает полностью типовым, организовывать долгосрочное экономическое регулирование проекта, формировать механизмы участия бюджета
в реализации проекта, в отдельных случаях осуществлять необходимые институциональные преобразования. Результат этой деятельности формируется путем публичных процедур и определяет возникновение интереса к проекту со стороны инвесторов и кредиторов и по существу формирует конкуренцию за проект.
Несомненно, реализация ГЧП может помочь стабилизировать негативные экономические явления и будет способствовать выходу из кризиса. Уже хотя бы по этой причине нужна реальная поддержка ГЧП органами государственной (региональной) власти, но в свою очередь они должны обеспечить как эффективное регулирование процессов развития ГЧП, так и контроль за использованием средств, выделенных на эти цели.
Принципы создания региональных центров ГЧП
Опыт информационного обмена с регионами, реализации соглашений о сотрудничестве, имеющийся в Банке, выявил ряд недостатков, препятствующих развитию ГЧП в регионах, в том числе:- отсутствие квалифицированно подготовленных проектов;
- недостаточная квалификация кадров;
- предпочтение модели использования бюджетного финансирования;
- отсутствие на местах координации в деятельности министерств и ведомств, отвечающих за соответствующие инвестиционные проекты;
- разнобой в разработке нормативно-правовых актов по ГЧП.
Деятельность регионального центра ГЧП должна, по нашему мнению, строиться на следующих принципах:
1РЦ ГЧП встроен в систему органов государственного (муниципального) управления, решающих задачи социально-экономического развития региона, и является частью этой системы.
2Развитие ГЧП для решения задач публичного сектора, лежащих в плоскости социально-экономического развития региона, является обязанностью РЦ ГЧП.
3В своей деятельности РЦ ГЧП руководствуется приоритетами социально-экономического развития региона, утвержденными региональными властями.
4РЦ ГЧП уполномочен принимать решения по вопросам своей компетенции от имени региональных властей.
5РЦ ГЧП обладает компетенцией и бюджетом для ведения деятельности по организации проектов ГЧП.
6РЦ ГЧП регулярно взаимодействует с государственными институтами развития по вопросам методологии организации проектов, обеспечивая тем самым качество решений ОГМУ о реализации проектов ГЧП.
7РЦ ГЧП работает по стандартизированному регламенту, обеспечивая легитимность и прозрачность процедур ГЧП, а также достижение результатов, пригодных для привлечения внебюджетного финансирования капитальных вложений.
8РЦ ГЧП обладает полномочиями для осуществления контроля за исполнением обязательств ОГМУ, принятых перед частными партнерами и финансирующими организациями по контракту ГЧП.
9РЦ ГЧП формирует собственные кадры, потенциал которых достаточен для организации проектов ГЧП и оценки качества работы внешних специалистов (организаций), привлеченных для работы над проектами.
Структура регионального центра ГЧП
Для того чтобы решать поставленные перед ним задачи, региональный центр ГЧП должен представлять собой двухуровневую структуру в составе государственных органов исполнительной власти региона. Первым (нижним) звеном РЦ ГЧП является отдел в рамках профильного министерства или департамента правительства (администрации) субъекта РФ (далее — рабочий орган РЦ ГЧП). Данный орган может быть создан путем преобразования имеющегося отдела или путем учреждения нового отдела при наличии возможности бюджета.Задачей отдела ГЧП будет являться проведение аналитической работы для выработки решений по вопросам развития ГЧП (в частности, анализ стратегии социально-экономического развития региона, определение перечня приоритетных для региона проектов ГЧП, организация работы с потенциальными партнерами и консультантами). Организация рабочего органа РЦ ГЧП не предполагает создания в обязательном порядке нового органа в структуре исполнительной власти региона. Полномочиями по управлению проектами ГЧП может быть наделен уже существующий орган исполнительной власти путем внесения изменений в положение о нем.
Вторым (верхним) звеном РЦ ГЧП является коллегия, а при отсутствии коллегии — правительственная комиссия, состоящая из руководителей министерств и ведомств правительства (администрации) региона в подчинении главы региона (далее — коллегиальный орган). Функцией данного коллегиального органа является принятие решений на основании разработанных рабочим органом ГЧП предложений (об утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов ГЧП регионального значения, об утверждении концепций и графиков подготовки конкретных проектов с определением обязательств всех входящих в состав комиссии министерств и ведомств и т. д.).
Созданный коллегиальный орган будет обладать возможностью разрешения межведомственных вопросов при организации ГЧП, относящихся к компетенции различных ведомств, что является необходимым условием эффективной работы публичного субъекта по организации и реализации проектов. В состав коллегиального органа РЦ ГЧП могут входить представители федеральных органов государственной власти и государственных институтов развития, в том числе Внешэкономбанка. Коллегиальный орган будет действовать на основании положения, регламентирующего порядок его работы (периодичность и порядок созыва заседаний, порядок принятия решений и т. д.).
Заключение
Деятельность региональных центров ГЧП позволит проводить подготовку проектных предложений субъектов РФ для целей финансирования Банком и оказывать органам государственного и муниципального управления помощь в подготовке проектов в соответствии с требованиями Банка.В настоящее время работа по созданию центров ведется в 30 регионах, в трех они уже созданы (Белгородская, Владимирская и Курганская области).