Версия для печати 10277 Материалы по теме
Пашинцева
Наталья ПАШИНЦЕВА, заместитель начальника Управления сводных статистических работ и общественных связей Федеральной службы государственной статистики

Росстат совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществил комплекс правовых, методологических и организационно-технических мероприятий по созданию основ муниципальной статистики.
1 Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработаны Правила, определяющие порядок предоставления статистических показателей органами местного самоуправления органам государственной власти, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 670. Согласно этим Правилам (п. 2) органы местного самоуправления обязаны обеспечить предоставление статистических показателей по формам федерального статистического наблюдения, утверждаемым Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Минрегионом России, Минэкономразвития России, Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
2 Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» предусмотрено формирование официальной статистической информации как в целом по Российской Федерации, так и по муниципальным образованиям.
В соответствии с этим законом официальная статистическая информация по муниципальным образованиям формируется в рамках федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 671-р (с изменениями от 14 февраля 2009 г. № 203-р), и охватывает достаточно широкий спектр показателей, относящийся к сферам ведения органов местного самоуправления. Это позволяет осуществлять анализ состояния экономики и социальной сферы каждого муниципального образования. Так, разделом 1.33 «Муниципальная статистика» федерального плана статистических работ предусмотрено выполнение 64 работ.
В целях получения статистических показателей в разрезе муниципальных образований Росстат разработал Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) (утвержден приказом Ростехрегулирования от 14 декабря 2005 г. № 310-ст), который введен в действие с 1 января 2006 г.
Начиная с января 2007 г. Росстат организовал представление и сбор данных по унифицированным формам федерального статистического наблюдения по территориально-обособленным под­раз­делениям, что позволяет учитывать показатели деятельности предприятий по месту ее фактического осуществления и формировать в разрезе муниципальных образований итоги по крупным и средним организациям по отдельным показателям. В частности, по показателям среднесписочной численности, фонду начисленной заработной платы, среднемесячной заработной плате работников организаций (в том числе работников органов местного самоуправления), обороту организаций.
В 2007 г. впервые разработана по группировкам органов местного самоуправления информация о составе и обучении кадров муниципальной службы за 2006 год. В 2008 году ежеквартально начиная с отчета за I квартал 2008 года осуществляется разработка данных о численности и оплате труда работников органов государственной власти и местного самоуправления (в том числе по органам управления муниципальными образованиями) по категориям персонала.
3 Росстат во взаимодействии с Минрегионом России осуществлял работы по реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». В целях реализации данного Указа и во исполнение поручения Правительства РФ от 7 мая 2008 г. № АЖ-П16-2894 в федеральный план статистических работ Росстат включил дополнительный раздел «Показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» со сроком представления показателей субъектами официального статистического учета до 1 апреля.
Новым разделом федерального плана статистических работ определено, что органы государственной статистики должны к установленному сроку представить руководителям органов местного самоуправления статистические данные по 13 показателям, разрабатываемым Росстатом, по остальным показателям данные должны представить Минздравсоцразвития России, Минобр­науки России, Минрегион России, Минсельхоз России, Минспорттуризм России, Рособрнадзор, Ростехнадзор. Кроме того, 17 показателей, формирование которых возможно на основании административных данных органов местного самоуправления, включены по согласованию с Минрегионом России, Минфином России и Минэкономразвития России в Приложение к форме № 1-МО «Показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Бюджетные показатели по согласованию с Минфином России включены в форму № 1-МБ. При формировании данных по этим показателям органы местного самоуправления руководствовались разработанной Минрегионом России «Инструкцией по подготовке доклада», которая, к сожалению, не содержит исчерпывающих методических указаний.
Показатели, формируемые Росстатом, а также полученные от органов местного самоуправления по формам № 1-МБ и Приложение к форме № 1-МО, будут включены в специальный раздел Базы данных показателей муниципальных образований и размещены в свободном доступе на сайте Росстата в установленные сроки.
4 На основании официальной статистической информации Росстат сформировал базу данных «Муниципальная статистика». С января 2008 года указанная база данных по каждому муниципальному образованию (свыше 24 тыс.), включающая 232 показателя (справочно: в 2007 г. база включала 198 показателей), в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (п. 11) размещена на официальном интернет-сайте Росстата в свободном бесплатном доступе. К концу 2009 года количество показателей, содержащихся в этой базе, будет доведено до 500.
База данных по муниципальным образованиям включает такие информационные блоки, как территория, население, занятость и заработная плата, коммунальная сфера, социальная поддержка по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, здравоохранение, социальное обслуживание населения, образование, организация отдыха, развлечений и культуры, охрана окружающей среды, характеристика предприятий по переработке отходов, сельское хозяйство, снабженческо-сбытовые сельскохозяйственные кооперативы, промышленное производство, строительство жилья, розничная торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения, спорт, организация охраны общественного порядка, основные фонды организаций муниципальной формы собственности (без субъектов малого предпринимательства), инвестиции в основной капитал, местный бюджет, закупки товаров для государственных и муниципальных нужд.
5 Кроме вышеназванной базы данных по муниципальным образованиям Росстат обладает информационным ресурсом, сформированным на основе Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проведенной в 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2005 г. № 651 «Об организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи».
В рамках программы публикации окончательных итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи территориальными органами Росстата получены итоги в разрезе муниципальных образований, где содержатся данные о числе объектов, наличии и использовании земельных ресурсов и структуре сельхозугодий, размерах посевных площадей по видам сельскохозяйственных культур, площадях многолетних плодовых насаждений и их структуре по видам и категориям хозяйств; поголовье скота и птицы и их структуре по категориям хозяйств и половозрастным группам и видам.
Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. в разрезе муниципальных образований (городских и сельских поселений) были представлены руководителям субъектов РФ, администраций районов, муниципальных образований. Итоги переписи размещены также на официальном интернет-сайте Росстата бесплатно в свободном доступе.
6 В соответствии с федеральным законом о статистике предоставление органам местного самоуправления общедоступной официальной статистической информации, разрабатываемой в соответствии с федеральным планом статистических работ, осуществляется бесплатно.
О некоторых проблемах и перспективах получения данных по муниципальным образованиям
1 Одной из серьезных проблем при планировании параметров консолидированных бюджетов субъектов РФ и обеспечения их оперативного уточнения является недостаточность имеющейся информационной базы по муниципальным поселениям, что было отмечено на заседании Правительственной комиссии по вопросам регионального развития 12 марта 2009 г.
Во исполнение принятого решения 22 апреля 2009 г. Росстатом совместно с Минфином России и ФНС были подготовлены и внесены в Правительство РФ предложения по расширению статистической и налоговой информации в разрезе поселений. По итогам этой работы Правительством РФ дано поручение от 29 апреля 2009 г. № СС-П16-2336 Минэкономразвитию России, Минфину России, Минрегиону России, Минздравсоцразвитию России, Минюсту России внести в установленном порядке согласованные проекты актов, подготовленные на основе предложений Росстата.
По поручению Минэкономразвития России Росстат подготовил и 8 мая 2009 г. направил на согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти проект распоряжения Правительства РФ об актуализации федерального плана статистических работ. Указанным документом предусмотрено включение в федеральный план статистических работ формирование официальной статистической информации в разрезе поселений:

Росстатом
  • об объемах социальных выплат населению и налогооблагаемых денежных доходов населения;
  • о показателях, характеризующих финансовое состояние организаций муниципальной формы собственности;
  • о среднесписочной численности, фонде заработной платы, среднемесячной заработной плате работников организаций;
  • о просроченной задолженности по заработной плате работников организаций;
Росреестром
  • о наличии и распределении земель по категориям, угодьям, формам собственности, видам использования;
ФНС России
  • блок показателей о налоговой базе и структуре начислений по отдельным видам налогов;
Пенсионным фондом РФ
  • о поступлении и расходовании средств Пенсионного фонда.
После согласования с Минрегионом России, Мин­юстом России, Минфином России и Минздравсоцразвития России указанный документ был направлен в Минэкономразвития России для дальнейшего внесения в установленном порядке на рассмотрение в Правительство РФ.
2 Получение ежегодных сведений о населении по муниципальным образованиям всех уровней требует наличия исходной базы данных о населении по всем муниципальным образованиям.
В настоящее время Росстат располагает данными о численности населения на начало года только по тем муниципальным образованиям, границы которых совпадали на момент Всероссийской переписи населения 2002 г. с границами городов, поселков городского типа и административных районов. Эта информация публикуется в официальных статистических изданиях и предоставляется пользователям. В случае совпадения границ муниципальных образований и административно-территориальных единиц данные переписи можно использовать и для характеристики населения соответствующих поселений.
Итоги предстоящей Всероссийской переписи населения 2010 г. будут сформированы по всем муниципальным образованиям, что обеспечит возможность получения любых характеристик населения в разрезе поселений в рамках Программы Всероссийской переписи населения 2010 г. Текущая оценка численности и возрастного состава населения в межпереписной период рассчитывается по состоянию на 1 января на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно прибавляется число родившихся и прибывших на данную территорию и вычитается число умерших и выбывших с данной территории.
Таким образом, текущая оценка численности и возрастного состава населения в настоящее время может производиться только по объектам административно-территориального деления субъекта РФ — по городам (включая их сельское население), поселкам городского типа и суммарно по сельскому населению административных районов. Территориальная разрезность показателя оценки численности населения соответствует административно-территориальному устройству Российской Федерации, которое определено Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти».
В рамках реализации перечня мероприятий Правительства РФ, направленных на развитие государственной статистики в демографической сфере на 2008–2010 гг. (поручение Правительства РФ от 19 марта 2008 г. № ВЗ-П13-1638), разработанного во исполнение поручения Президента РФ (от 29 марта 2007 г. № Пр-522, п. 4), начата работа по организации получения текущей информации о родившихся, умерших, прибывших и выбывших по муниципальным образованиям. Приказом Росстата от 7 апреля 2009 г. № 58 утверждены согласованные с Минэкономразвития России (письмо от 12 марта 2009 г. № Д03-262) методические указания по системе и алгоритмам расчета в межпереписной период демографических показателей по муниципальным образованиям.
Проблемой учета естественного движения населения при расчетах численности и возрастного состава населения является отсутствие нормативно-правовой базы. До 1997 г. в Российской Федерации существовал порядок сбора информации о естественном движении населения, предусматривавший передачу вторых экземпляров записей актов гражданского состояния в органы государственной статистики для их статистической обработки. С принятием Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» данный порядок был отменен.
Росстат с 1998 г. ведет работу по восстановлению существовавшего порядка сбора информации. Несмотря на протокольное решение Совета безопасности РФ «О мерах по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации» (протокол от 20 июня 2006 г., утвержден Президентом РФ 13 июля № Пр-1183), Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об актах гражданского состояния”» до сих пор не принят.
В настоящее время проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона “Об актах гражданского состояния” находится в Государственной Думе и включен в виде поправки в законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных” и Федерального закона “О персональных данных”».
Таким образом, при условии внесения всех необходимых изменений в существующий порядок регистрации актов о рождении и смерти, организации сбора информации о движении населения, после проведения Всероссийской переписи населения 2010 г. Росстат сможет осуществлять оценку численности населения по муниципальным образованиям всех уровней.
3 Получение экономических показателей по муниципальным образованиям связано с проведением сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что «федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 79 «О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства» выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Микропредприятия могут обследоваться на выборочной основе один раз в год.
Выборочный метод наблюдения обеспечивает оперативность, минимизирует нагрузку на предприятия, но вместе с тем не позволяет сформировать репрезентативные данные о развитии малого предпринимательства на муниципальном уровне. В связи с этим возникает объективная необходимость проведения сплошных обследований. Согласно закону № 209-ФЗ сплошное обследование субъектов малого и среднего предпринимательства можно проводить один раз в пять лет. Обязательное выполнение данной нормы закона вступает в силу с 1 января 2010 г.
Распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 201-Р об организации разработки базовых таблиц «затраты — выпуск» предусмотрено проведение в 2011 г. по итогам за 2010 г. сплошного обследования субъектов малого и среднего предпринимательства. Обследованием предполагается охватить все типы юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Итоги сплошного федерального статистического наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства позволят обеспечить формирование показателей деятельности субъектов малого предпринимательства по муниципальным образованиям, а также определить их вклад в экономику каждого региона.
4 В целях разработки статистических показателей в разрезе поселений с использованием Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) необходимо наличие в законах субъектов РФ информации о населенных пунктах, входящих в состав поселений.
Это связано с тем, что хозяйствующие субъекты, по которым осуществляется сбор и автоматизированная обработка статистической информации, осуществляют свою экономическую деятельность на территории конкретных населенных пунктов. Вместе с тем разработка статистических показателей в разрезе городских и сельских поселений в настоящее время значительно затруднена по ряду субъектов РФ (около 30 %) в связи с отсутствием в их законах информации о населенных пунктах, входящих в состав поселений.
На федеральном уровне требование об обязательном перечислении в законах РФ населенных пунктов, находящихся на территории муниципальных образований, было установлено Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации местного самоуправления» (п. 1 ст. 1). В целях приведения законодательных актов субъектов РФ в соответствие Федеральному закону № 222-ФЗ субъектам необходимо ускорить внесение указанных изменений в надлежащие законодательные акты.
Поделиться