Версия для печати 2016 Материалы по теме
#28204# При поддержке Министерства образования и науки РФ в Москве прошел круглый стол, посвященный проблеме развития инноваций в России: «Наука и техника в Российской Федерации: на пороге перемен».

Впрочем, о каких переменах идет речь, не очень понятно. Нельзя же всерьез называть таковыми стандартные ссылки на декларации первых лиц государства: «Нужно осознавать, что призывы высшего руководства страны к переходу на инновационную модель развития – это не благие пожелания и логичные рассуждения. Этот тезис на ближайшую перспективу должен стать основой национальной идеи для России, которая хочет сохранить позиции одного из мировых лидеров».
Здесь – прямой отсыл к заявлению Дмитрия Медведева, с которым тот выступил в конце июня на первом заседании комиссии при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики. Глава государства назвал пять направлений инновационного развития российской экономики: энергоэффективность и энергосбережение; ядерные технологии; космические технологии; технологии в сфере медицины и стратегические информационные технологии.

Мощное российское нанотехнологическое лобби сразу возбудилось: почему в списке Медведева не упомянут нанотех? Случайность это или признак морального износа темы? Хочется надеяться, что в данном случае президент наконец-то нашел верное место и определение нанотехнологии – именно как метатехнологии, а не специальной самостоятельной отрасли производства. И это правильно.

Но опять абсолютно отсутствуют конкретные предложения по созданию инфраструктуры для реализации заявленных подходов. Даже декларации надо уметь делать как минимум – красивыми, как максимум – эффективными.

27 апреля президент США Барак Обама выступил в Национальной академии наук. Вот фрагмент из его речи: «Наше процветание, безопасность, здоровье, экология и качество жизни сейчас более чем когда-либо зависят от науки… Америка должна быть лидером. И сейчас нам пора вновь выйти вперед. И сегодня я хочу поставить эту цель: мы вложим более 3% ВВП в научные исследования… Это будет крупнейшим вложением в научно-технический прогресс за всю историю Америки».

Для иллюстрации – как это выглядит в цифрах. В ближайшие 10 лет в разработку источников возобновляемой энергии и способов энергосбережения США вложат 150 млрд. долл. бюджетных средств.

А вот наши руководители государства сочли целесообразным не появляться на Общем собрании Российской академии наук в мае этого года. (Между прочим, РАН – крупнейшая в мире научная организация.) Понятно, что тут есть вина и самого академического сообщества – это про такие мероприятия говорят: «Мухи с тоски дохнут». Наши руководители государства – люди относительно молодые. Им с «тоски дохнуть» нет никакого резона.

И, обратите внимание, как органично смотрелся 8 июля руководитель правительства РФ Владимир Путин в гостях в столичном байкерском клубе «Ночные волки», где встретился с его руководителем по прозвищу Хирург. Нашлись и общие темы для разговора – не только мотоциклы, кстати. Путин подарил им российский триколор.

Между тем доля России в мировом секторе исследований и разработок сегодня меньше 2%. Примерно столько же, как у Индии и Бразилии. Причем если РФ последние 15 лет по динамике этого показателя топчется на месте, то КНР рванула с 2% в 1996 году до 7,5% в 2005-м. В глобальном пироге научных публикаций России принадлежало примерно 3% в 1996 году и 2% в 2005-м (Китаю соответственно 2 и 6%).
И ведь что любопытно: ни о какой национальной китайской идее что-то не было слышно заявлений. Идеи нет, а инновации есть. Дело, видимо, не в том, что объявляется та или иная национальная идея. А в механизмах реализации этих деклараций.

Источник: "Независимая газета"
Поделиться