В соответствии с редакцией Бюджетного кодекса, вступившей в силу с 1 января 2008 года, были внесены изменения в порядок исполнения бюджетов. Согласно ст. 219 Бюджетного кодекса санкционирование оплаты денежных обязательств является одним из этапов исполнения бюджета по расходам и должно осуществляться в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных соответствующим порядком, установленным финансовым органом. По действовавшему до 1 января 2009 г. порядку кассового обслуживания исполнения бюджетов предварительная проверка представляемых бюджетополучателями платежных документов могла осуществляться органами Федерального казначейства по соглашению с ними либо самим финансовым органом.
С целью осуществления более качественного управления средствами республиканского бюджета в конце I квартала 2008 года Правительство Республики Мордовия приняло решение о переходе на вариант кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета с санкционированием оплаты денежных обязательств Минфином РМ. В Минфине республики были открыты лицевые счета бюджетополучателей. Принятое решение подтверждает стремление республиканских органов власти к большей самостоятельности, оно говорит о готовности принять на себя ответственность за проведение бюджетной политики и ее результаты.
Уже во II квартале 2008 года сложились необходимые условия для внедрения более эффективной системы казначейского исполнения бюджетов, основанной на сосредоточении всех функций исполнения бюджета в компетенции Министерства финансов Республики Мордовия. При всем многообразии форм кассового обслуживания исполнения бюджетов была выбрана схема исполнения республиканского бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, согласно которой все остатки бюджетных средств находятся на едином счете республиканского бюджета с кодом «02». Минфин республики провел огромную, кропотливую работу, связанную с внедрением данного варианта, тщательную предварительную подготовку и детальную проработку всех необходимых мероприятий.
Для реализации поставленных задач было необходимо решить вопросы организационной структуры новой казначейской системы, выбора программного продукта, позволяющего автоматизировать процесс казначейского исполнения республиканского бюджета. В соответствии с Порядком кассового обслуживания исполнения бюджетов (не позднее чем за три месяца до даты смены порядка кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета) 28 марта 2008 года Правительство Республики Мордовия обратилось в региональное УФК с предложением о смене варианта кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета. Минфином республики совместно с УФК по РМ была проведена необходимая организационная работа: разработаны план-график мероприятий, обеспечивающих переход на новый вариант кассового обслуживания исполнения бюджета, Регламент о порядке и условиях обмена информацией между УФК по Республике Мордовия и Минфином Мордовии в условиях открытия лицевого счета Минфину Мордовии, а также проект Соглашения между Правительством Республики Мордовия и УФК по Республике Мордовия о частичном прекращении действия Соглашения об осуществлении территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению республиканского бюджета.
В период с 1 по 4 июля 2008 года в соответствии с утвержденным Планом-графиком в УФК по РМ был открыт единый лицевой счет республиканского бюджета, лицевые счета распорядителей и получателей средств республиканского бюджета были закрыты в органах Федерального казначейства и открыты в Минфине республики. Таким образом, переход на новый вариант кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета был успешно завершен 7 июля 2008 года.
Совершенствование системы казначейского исполнения республиканского бюджета было определено в качестве одного из направлений реформы бюджетного процесса и управления расходами, осуществляемой в рамках Программы реформирования региональных финансов Республики Мордовия в 2006–2007 годах. Достигнутые в ходе реализации данной Программы результаты способствовали переходу к исполнению республиканского бюджета в условиях открытия и ведения лицевых счетов бюджетополучателей в Минфине Мордовии.
Самостоятельное казначейское исполнение республиканского бюджета позволило создать четко отлаженную совокупность внутренних организационных процедур, которая максимально исключила сбои при составлении и исполнении бюджета. Под контроль поставлены расходы всех получателей средств республиканского бюджета. Наряду с осуществлением контроля за использованием бюджетных средств в соответствии с бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств и соблюдением процедур формирования расходных обязательств все этапы исполнения республиканского бюджета по расходам стали абсолютно прозрачными, подконтрольными специалистам Минфина Мордовии, начиная с момента принятия бюджетного обязательства, санкционирования оплаты и до подтверждения его исполнения. В результате проделанной работы увеличена степень сохранности бюджетных средств, обеспечены прозрачность операций, реализуемых при исполнении республиканского бюджета, улучшен контроль за целевой направленностью бюджетных расходов, повышена оперативность представления бюджетной отчетности и ее достоверность.
Совместная работа Кейсистемс и Минфина Мордовии
Использовать практический опыт — вот то единственное условие, соблюдение которого позволяет выполнить поставленные задачи в столь короткие сроки. Очевидно, что наилучшие результаты дает применение самого передового опыта, но, с другой стороны, не бывает готовых шаблонов, не каждое решение подходит в данном конкретном случае. Обозначить целевой вектор, заложить фундамент проекта, найти идею наконец — вот задачи, успешно выполненные в результате совместной аналитической работы Минфина Мордовии и компании «Кейсистемс».В первую очередь была решена задача методологического обеспечения. Определены штатная численность и структура казначейского отдела, разработаны нормативные документы и регламенты работы по организации и функционированию казначейства. Аналитики Кейсистемс подготовили рекомендации по внесению изменений в действующие нормативно-правовые документы и разработали проекты новых документов, связанных с внедрением новых задач.
Одна из ключевых ролей в проекте была отведена автоматизированным технологиям управления в целях формировании единой системы информационного обеспечения бюджетного процесса.
Централизация требует подготовки
Во многом уникальный проект оказался успешным за счет решения задачи централизации автоматизированной системы казначейского исполнения на уровне Минфина республики. Все бюджетополучатели не только в Саранске, но и в районах республики были подключены к единой системе защищенного документооборота. Такая задача сама по себе — отдельный, очень масштабный и технологически сложный проект.В кратчайшие сроки была запущена в промышленном режиме автоматизированная система на базе комплекса «Бюджет-КС» и начато формирование информационных ресурсов. С первых дней был запущен интернет-сервер «Бюджет-WEB», благодаря которому были сразу охвачены все бюджетополучатели. Запланировано и проведено обучение специалистов в объеме, достаточном для начала работы.
Обеспечение защиты информации на основе криптографии — это специальный, лицензируемый ФСБ вид работы. Построение защищенной системы документооборота в интересах Минфина выполнено с применением электронно-цифровых подписей. Для этого у каждого из ПБС проведены работы по установке средств защиты (СКЗИ) и каждому предоставлен электронный ключ. Соответствующие услуги также оказаны компанией «Кейсистемс» в плановые сроки с применением собственного удостоверяющего центра.
Проведен большой объем работ по модернизации комплекса «Бюджет-КС» с учетом особенностей бюджетного процесса Республики Мордовия. Все бюджетополучатели (включая районных) обеспечены рабочими местами «Бюджет-WEB» с применением ЭЦП, выданной Удостоверяющим центром Кейсистемс. Это позволило организовать полноценный электронный защищенный документооборот между бюджетными учреждениями и Минфином республики.
Комментарий
Иван КУЛДЫРКАЕВ, начальник отдела методологии исполнения бюджетаРеализация перехода на новый вариант кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета потребовала создания новой информационной системы, которая обеспечивала бы решение следующих задач:
• обеспечение единого информационного пространства на территории республики;
• содержание в системе актуальной информации;
• возможность доступа к бюджетным данным через Интернет;
• обеспечение централизованного хранения и обработки оперативной информации;
• наличие в комплексе единой транспортной системы;
• включение в единый электронный документооборот главных распорядителей и получателей средств республиканского бюджета, в том числе удаленных бюджетополучателей, находящихся на территории муниципальных образований республики.
Данные задачи необходимо было решать в условиях полнофункционального защищенного документооборота с применением электронно-цифровых подписей.
Сложность перехода на новый вариант кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета была обусловлена тем, что переход осуществлялся в середине финансового года и должен был стать одномоментным для всех участников бюджетного процесса республики. В соответствии с поставленными задачами и по итогам конкурсного отбора было принято решение создавать информационную систему на базе программных продуктов «Бюджет-КС» и «Бюджет-WEB» компании «Кейсистемс».
При переходе на новый вариант кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета в Минфине Мордовии были открыты 13 лицевых счетов главных распорядителей (с кодом 01) и 271 лицевой счет получателя средств республиканского бюджета. В ходе дальнейшего развития казначейской системы исполнения республиканского бюджета количество главных распорядителей, обслуживаемых в Минфине Мордовии, было увеличено до 14, количество бюджетополучателей — до 303.
Комментарий
Алексей МАТРОСОВ, зам. директора компании «Кейсистемс»С удовлетворением отмечаю, что проделанная нами работа принесла действительно ощутимые результаты. Опыт Мордовии показывает другим регионам, что, имея достаточную волю, можно решить задачу любой сложности. А задача действительно была непростая: смена схемы кассового обслуживания в УФК, организация защищенного электронного документооборота между всеми участниками бюджетного процесса, внедрение интернет-технологий.
Особое беспокойство вызывали бюджетополучатели, находящиеся в районах республики: смогут ли они освоить новую схему работы? Нашим специалистам пришлось выезжать в каждое учреждение и на месте проводить обучение. Хочется сказать много теплых слов сотрудникам Минфина Мордовии, которые работали, не считаясь с личным временем.
Информационный технологии КЕЙСИСТЕМС
http://www.keysystems.ru
Многоканальный телефон:
(8352) 57-27-57